Программа воспитания учащихся «Росток» моу лицей №82 п. Каменоломни Разработана



страница1/3
Дата22.02.2016
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Утверждаю:

Директор МОУ лицей № 82

_________ Марусина Л.И.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 82 п. Каменоломни

Программа воспитания учащихся

« Росток»

МОУ лицей № 82 п. Каменоломни

Разработана

заместителем директора по воспитательной работе

Гущиной Татьяной Анатольевной
2010г.

Программа воспитания учащихся «Росток»

МОУ лицей №82 п. Каменоломни

Цель программы: развитие интеллектуальной, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; создание условий для формирований у школьников личной готовности к самореализации в современном обществе через освоение навыков социального взаимодействия.

Сроки и этапы: 2010-2015 гг.

Реализация программы: 1 -и этап 2010-2011

2-й этап 2012-2015

Ожидаемые конечные результаты программы: положительное динамичное развитие социальной активности школьников, повышение статуса воспитания в лицее, престижа образовательного учреждения, конкурентоспособности выпускников и учителей.


I. Актуальность программы

Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. Главная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. В настоящее время модернизация общего образования предполагает углубление его гуманизации, что в свою очередь актуализирует ориентацию на свободное, целостное развитие, уточнение его содержания, которое является средством для достижения безопасного, комфортного существования личности в современном динамическом мире, способствующего её саморазвитию. В этом случае самореализация школьников становится мерой социального, гражданского и нравственного достоинства человека.

Но в период стремительных перемен в современном мире выявляются противоречия образовательной системы:


  • м/д компетентностью выпускника и требованиям рынка

  • м/д требования развивающегося общества к личности и слабой адаптации
    выпускника в социуме

  • м/д неприятием себя как « ответственного и значимого лица » и необходимостью
    обществу инициативных, самостоятельных людей, новой модели выпускника.

  • м/д требованием образованного стандарта, а также содержанием образовательных
    программ и ключевыми компетентностями школьника

  • м/д необходимостью работать в условиях компетентного обучения и
    недостаточной подготовкой педагогов работать в этих условиях

  • м/д выборам выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной
    возможности дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в ВУЗе

Данные противоречия вызвали необходимость создания условий для соц-личностного роста обучающихся, формирования творческих компетентностей (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Таким условием стало создание Программы воспитания учащихся лицея №82 «Росток» - это -развитие



-обучение

-социализация

-творчество

-одаренность

-компетентность

Сегодня от молодого человека требуется умение быстро адаптироваться к


изменениям происходящим в различных сферах социальной и экономической жизни
общества. В связи с этим для лицея актуальной становится перспективная задача
создания воспитательного пространства, способствующего социализации ребенка и
развития у него высоких нравственных качеств.

При обозначении концептуальной позиции представленной программы воспитания мы опираемся на нормативные документы федерального и регионального уровня и на положения современных концепций воспитания. В нашем образовательном учреждении традиционно приоритетными направлениями педагогической деятельности является воспитание нравственности и творческой направленности личности. Именно поэтому в своей деятельности мы опираемся на основные позиции концепции творчества и сотрудничества, созданной В. А. Бухваловым, а также основываемся на мнении Н. Е. Щурковой,

что «человек не характеризуется набором качеств - он определяется отношением к наивысшим ценностям жизни».
Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку, как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект - субъектных отношений в педагогическом процессе.
Реализация гуманистических направленностей воспитания на практике эффективно влияет на развитие рефлексии и саморегуляции учащихся; на формирование его отношения к миру и с миром; себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности-носителя демократических и гуманистических отношений в обществе (А.В.Мудрин).
Как на всех этапах воспитательной работы, так и при организации ее учета программа воспитания «Росток» обращает внимание на необходимость решительного преодоления поверхностного подхода, формализма и шаблона в воспитании. Речь идет не только и ни столько о количестве проведенных бесед, тематических классных часов и диспутов, читательских конференций, экскурсии и других мероприятий или отдельных поступков ребят, сколько об их качестве и тех изменениях в сознании и поведении школьников, которые наметились в процессе воспитательной работы.


Целью программы является развитие интеллектуальной, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; создание условий для формирования у школьников личной готовности к самореализации в современном обществе через освоение навыков социального взаимодействия.

Основополагающие понятия программы

Под интеллектуальной личностью мы понимаем личность, усвоившую объем знаний в соответствии с требованиями образовательных программ общего образования, владеющую навыками творческой и исследовательской работы, способностью к самообразованию и саморазвитию.



Социально активная личность предусматривает сферы общей учащейся адаптации, адекватностью, коммуникации, формирование навыков социализации. Нравственная личность, усвоившая и принявшая общечеловеческие гуманистические ценности, имеет гражданскую позицию, способна выбрать нравственные формы самореализации и самовыражения, готова к созидательной деятельности, испытывает потребность в личной и общественно-полезной деятельности, ответственно относится к выполнению личных обязательств.

Творческая личность инициативна и самостоятельна. Она обладает умениями

  • ставить творческую цель, подчинять свою деятельность, ее
    достижению и анализировать полученный результат

  • видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению
    трудностей, а также способностями, необходимыми для
    профессионального самоопределения и достижения жизненного
    успеха.

Компетентностная личность рассматривается, как мера способности человека включаться в деятельность и действовать в проблемных ситуациях. Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенных способах поведения, имеют широкий практичный контекст, обладают высокой степенью универсальности.

Компетентностный подход становится приоритетным в системе модернизации образования. И мы обозначаем ключевые компетенции, которыми должны владеть выпускники лицея



  • нравственная компетентность - готовность, способность и потребность жить по
    общечеловеческим нравственным законам

  • коммуникативная компетентность - умение вступать в коммуникацию, в целом
    быть понятым, владение навыками общения

  • информационная компетентность - владение информационными технологиями,
    умение работать со всеми видами информации

  • социальная компетентность - умение жить и работать вместе с другими
    людьми, в трудовом коллективе команды

  • автономизационная компетентность - способность личности к
    самостроительству, творческому саморазвитию.



Повышение уровня ключевых компетентностей - важнейшая характеристика развития функциональной грамотности личности. Высшим уровнем развития ключевых компетентностей является достижение уровня конкурентоспособной, творчески саморазвивающейся личности.

Основные принципы реализации программы.

Программа базируется на реализации следующих принципов:

1. Принцип гуманизма в образовании и воспитании, который предполагает принятие
ребенка как данности, поощрение и стимулирование каждого его успеха,
поддержку его развития.

2. Принцип демократизма, в основе которого лежит положение о том, что

нравственная направленность педагогического процесса определяет уважение к растущей личности, помощь и поддержку, сотрудничество в процессе развития культуры жизнедеятельности человека


  1. Принцип социального взаимодействия, который предусматривает расширение
    сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов
    профессионального самоопределения, адекватной коммуникации, формирования
    навыков социальной адаптации.

  2. Принцип субъектности, предусматривающий создание возможности для
    проявления субъектного начала растущего человека, стимулирование развития
    самосознания школьника

  3. Принцип выбора, который предполагает предоставление ребенку и подростку
    возможности выбирать цели, формы и содержание своей деятельнцсти. Реализация
    данного принципа предусматривает развитие у школьника умения предвидеть
    последствие своего выбора и нести за него ответственность. Создание ситуации
    выбора позволит расширить сферу самореализации личности и учеников, и
    учителей.

6. Принцип творчества, который рассматривается как универсальный механизм

развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире. Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию на всех этапах творческой деятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.


Воспитательные задачи программы:

1. Направить воспитательную работу на содействие учащимся:

- в усвоении и принятии общечеловеческих ценностей

- во вхождении их в мир высокой культуры

- в осознании себя гражданами правового демократического государства
2. Способствовать интеллектуальному развитию школьников и формированию у них умений, необходимых для самообразования, овладения творческими методами познания через рациональное сочетание урочной и внеурочной учебной деятельности.

3. Создать условия для самореализации учащихся, освоения ими навыков творческой деятельности путем организации активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива.

4. Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы сотрудничества путем организации индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности, поддержки « ситуацией успеха» для учеников и педагогов.

Основными механизмами реализации программы является творческая деятельность, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности лицея. Программа оставляет за классными руководителями и учителями право выбора разнообразных форм работы по всем направлениям.

Реализация программы на всех этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы лицея, творческой направленности учеников и педагогов

Научно – методическое обеспечение реализации программы:

- разработка методических рекомендаций для классных руководителей по творческому саморазвитию личности;

- апробация и внедрение технологий творческого саморазвития конкурентоспособной личности;

- проведение конференций, семинаров, дискуссий по вопросам воспитания творчески саморазвивающейся, конкурентоспособной личности;



Основная часть.

1. Основные направления деятельности по реализации программы:

Направление

Цели воспитательной деятельности

Подпрограммы

Гражданско - патриотическое

А. Развитие ценностных представлений и отношений к себе, другим людям, семье,природе, образованию, труду, культуре, Отечеству, миру.

Б. Создание условий для проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремление к социально значимой деятельности.



Подпрограмма

« Гражданин»



Творческо - эстетическое

Создание психологической атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его субъектности и творческого потенциала; развитие умений и потребностей в самообразовании.

Подпрограмма

« Творчество»



Социальное

Использование педагогических и психологических приемов для формирования адекватной положительной самооценки и потребности в выборе нравственных форм самореализации и самоутверждения. Формирование и развитие современных компетентностей учащихся.

Подпрограмма

« Лидер»



Профориентационное

Содействие профессиональному самоопределению учащихся.

Подпрограмма

« Карьера»


2. Основные составляющие воспитательной деятельности.



А). Воспитательный потенциал урока.



Задачи

Способы решения задач

Отбор содержания, приемов и методов, реализующих воспитывающую функцию урока.

Сотрудничество, свобода выбора, игровые методики обучения и воспитания, развивающие технологии.

Развитие умений ставить творческую цель, подчинять свою деятельность ее достижению.

Дифференциация по интересам, проблемное обучение, самостоятельная работа, диалоговые методики.

Развитие умений планировать и самостоятельно контролировать свою деятельность.

Зачетная система, профильное обучение, проекты.

Обучение методам решения проблем.

Разнообразные методы творческой деятельности.

Обучение детей отстаиванию своих убеждений.

Метод решения конфликтных ситуаций, метод групповой работы.

Б). Внеурочная учебная деятельность.


Задачи

Формы работы

Содействие формированию нравственных качеств личности, развитию устойчивого познавательного интереса и интеллектуальных умений, овладение навыками творческой деятельности.

Формирование образовательных потребностей.



Факультативные занятия по предметам

« Основы православной культуры»

« Основы правовых знаний».

Участие в предметных олимпиадах всех уровней.

Деятельность научного общества учащихся.

Педагогическое просвещение родителей.

Профориентационная деятельность.

Конкурс социальных проектов.

Проведение тематических классных часов:

« Символы Российского государства»

« Основной закон нашей жизни»

« Великие даты России»

Организация дней здоровья.


В). Внеурочная развивающая деятельность.


Задачи

Формы работы

Развитие кругозора, формирование ценностных представлений и отношений.

Создание « ситуаций успеха».

Развитие духовности личности.

Обучение умению видеть практическую необходимость полезной деятельности.

Формирование навыков культуры жизнедеятельности человека.

Развитие умения планировать свою деятельность и находить способы выполнения плана ( от классного мероприятия до жизненной карьеры).



Развивающие беседы: « Мой край родной»

«Здоровый образ жизни»

« Страницы родной истории»

Творческие кружки и объединения.

Учебные и развлекательные экскурсии.

Посещение театров, выставок, музеев.

Дальние и ближние туристические поездки.

Развивающие классные часы.




Г). Внутриклассная деятельность.


Задачи

Формы работы

Содействие творческому развитию личности школьника, овладению методами творческой деятельности.

Формирование классных коллективов.

Формирование у школьников умений видеть практическую необходимость общественно- полезной деятельности.

Создание условий для самореализации каждого ребенка.

Развитие навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, конструктивной критики.

Развитие инициативы учащихся.



Участие в традиционных общелицейских делах: « Праздник знаний»

« День Учителя»

« День Лицея»

« Праздник Последнего звонка»

- митинг у монумента Победы

- вахта Памяти у стенда

« Они сражались за Родину»

- конкурс « Звезда подростка»

Проведение классных коллективных творческих дел:

- праздника подведения итогов года

« Вот и стали мы на год взрослей»

Коллективное планирование и анализ деятельности.

Организация классного самоуправления.

Проведение лидерских сборов.





План мероприятий по реализации

программы воспитания « Росток» на 2010 – 2015 годы.


Направление деятельности,

« дерево целей»

Содержание

деятельности

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Саморазвитие воспитателя – исследователя.

Цель: осознанный переход учителя на позицию воспитателя – исследователя, совершенствование педагогического мастерства, поиск новых подходов в воспитании и саморазвитии личности ученика, участие в инновационной деятельности, творческая самореализация учителя.

Психолого – педагогическая поддержка индивидуальности.

Цель: создание « поля успеха» в реализации личностного потенциала учащихся, стимулирование развития процессов

« самости».

Саморазвитие ценностных ориентаций личности.

Цель: нравственное самосовершенствование учащихся через осознание и принятие общечеловеческих ценностей, опору на нравственные принципы знаменитых личностей.

Развитие лидерских качеств через школу самоуправления.

Цель: совершенствование форм ученического самоуправления, создание условий для творческой самореализации учащихся, проявления инициативы, развития организаторских способностей.


1.Диагностика готовности учителя к воспитательной деятельности в современных условиях.

2. Разработка и проведение обучающих семинаров по методологии воспитания и конкурентоспособности ученика.

3. Участие педагогов в творческих конкурсах:

- Учитель года

- лучший классный руководитель

- самопрезентация учителя

4. Подготовка и проведение на базе лицея городских семинаров по использованию новых образовательных технологий.

5. Продолжить разработку электронных ресурсов для создания общелицейской медиатеки.

6. Создать творческую группу учителей по разработке модели выпускника по ступеням обучения, инновационных проектов, программ, спецкурсов.

7. Разработать систему поощрений, стимулирующих творческую, научно – исследовательскую деятельность учителя.

8. Организация дискуссий по проблемам творческого саморазвития, обмена опытом создания саморазвивающихся систем классов.

1. Проведение психологических тренингов и семинаров:

- определение самооценки;

- создание Я – концепции творческого саморазвития;

- цикл занятий по профессиональному самоопределению и успешному построению профессиональной карьеры.

2. Использование педагогической диагностики в построении индивидуальной траектории развития личности:

- изучение интересов школьников;

- изучение направленности личности;

- определение способности к лидерству;

- выявление жизненных смыслов и ценностей;

3. Использование в практике работы классных руководителей тематических классных часов по стимулированию процессов « самости» с учетом возрастных особенностей учащихся;

4. Стимулирование творческих достижений учащихся через создание

« портфолио творческих достижений» ученика.

1. Диагностика уровня воспитанности учащихся.

2. Разработка на основе диагностики тематики личностно – ориентированных классных часов с использованием метода дискуссии ( размышления о жизни).
3. Проведение социологического опроса старшеклассников по выявлению жизненных ценностей.

4. Выпуск альманаха:

« Одна – единственная жизнь» ( сочинения – размышления школьников о смысле жизни).

1. Разработка проекта ученического самоуправления на основе современных подходов к организации жизнедеятельности лицея.

2. Разработка и внедрение проектов « школа лидеров».

3. Организация конкурсов:

- ученик года;

- лучший ученический коллектив;

4. Внедрение в практику работы лицея элективного курса « творческое саморазвитие конкурентоспособности старшеклассников».

5. Создание объединенного

( учительского и ученического) творческого союза « Инициатива» по разработке новых форм коллективных творческих дел.


2010г.

2010 -2011г.г.

2011-2012г.г.
2010 –2015 г.г.

2010 – 2015г.г.


2012г.
2010 – 2015г.г.

2010 – 2015г.г.

2010 – 2015г.г.

2010 – 2015г.г.

2010 – 2015гг.

2010-2015гг.

2 раза в год


Ежегодно

Ежегодно


1 раз в год

2010г.


2011г.
Ежегодно

2011 - 2012г.


2011г.

Повышение уровня профессиональной и личностной культуры учителя, освоение новых образовательных технологий, методологии воспитания творчески саморазвивающейся, конкурентоспособной личности, рост научно – методической подготовки учителя, ясно выраженной мотивации саморазвития, самосовершенствование, творческую самореализацию.

Владение информационно – коммуникативными технологиями. Переход на уровень субъект – субъектных взаимоотношений с учащимися на основе гуманистических принципов воспитания.


Создание в лицее и в классах атмосферы комфортности, условий для проявления индивидуальности и личностного роста воспитанников.

Повышение уровня воспитанности учащихся, улучшение микроклимата в коллективе классов и лицея.

Повышение уровня активности и творческой инициативы учащихся.



Каталог: storage2 -> article
article -> Нетрадиционные формы и методы работы с педагогами в детском саду
article -> Учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
article -> Проблемно-развивающее обучение на уроках химии
article -> Тема педсовета: Особенности переработки информации учащимися
article -> Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (мхк), литературы
article -> Сценарий внеклассного мероприятия «Не забывайте матерей!»
article -> Конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)
article -> Конкурса «Организация праздников и мероприятий» Название работы «Неделя психологического здоровья в доу»
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница