Программа воспитания учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер0,79 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Комитет по образованию

Санкт-Петербурга

Программа воспитания учащихся образовательных учреждений

Санкт-Петербурга,

реализующих программы общего образования, на 2011-2015 годы

Санкт-Петербург

2011 год
Содержание Программы





Страница

Содержание Программы


2

Общая характеристика стартовых условий реализации Программы

3








Ожидаемая результативность Программы

6

Паспорт Программы


8

1. Цель и задачи воспитания

11

2. Основные принципы организации воспитания

11

3. Основные направления Программы

13


3.1. «Познаю мир». Формирование ценности образования

13

3.2. «Я - Петербуржец». Формирование ценности гражданственности и патриотизма

14

3.3. «Мой мир и мое окружение». Формирование духовно-нравственных ценностей

15

3.4. «Мое здоровье - мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

17

3.5. «Семья - моя главная опора». Формирование ценностей семьи

18

3.6. «Современный воспитатель». Развитие кадрового потенциала воспитательной системы

19

4. Структурные блоки воспитательного процесса


20


4.1. Учебная деятельность – пространство для воспитания

20

4.2. Воспитательная работа во внеучебное время

20

4.3. Дополнительное образование детей

4.4. Педагогическая поддержка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся

4.5. Самовоспитание
5. Обеспечение реализации Программы


20

20
20



5.1. Нормативное обеспечение Программы

21

5.2. Программно-методическое и информационное обеспечение

21

6. Глоссарий


21

План мероприятий по реализации Программы

25

Показатели и индикаторы реализации Программы

33




Общая характеристика стартовых условий реализации Программы

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год).

В федеральных документах определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.

Основой развития образовательной системы региона является проект Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы «Петербургская Школа - 2020», определяющий Миссию петербургской Школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей, подростков, граждан города. Созданный при Правительстве Санкт-Петербурга Совет по развитию воспитания и дополнительного образования призван координировать деятельность исполнительных органов государственной власти, педагогического сообщества, общественных и научных организаций, иных структур по повышению эффективности воспитательной работы и дополнительного образования детей в регионе. Образовательные учреждения могут конкретизировать задачи воспитательной работы, определенные на федеральном и региональном уровнях, с учетом имеющихся условий и самостоятельно определять средства и формы их решения, принимая на себя ответственность за достижение заявленных результатов. В качестве главных организационных условий развития воспитательной работы в школах, лицеях и гимназиях города рассматривается реализация программ развития, целевых программ воспитания и программ духовно-нравственного воспитания как части образовательных программ.



Согласно данным опроса, проведенного Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром в 2010 году, родители обучающихся положительно оценивают развитие дополнительных образовательных услуг в школах и считают, что их количество возросло по сравнению с предыдущим периодом. Подавляющее большинство (85%) петербуржцев, имеющих детей (внуков) школьного возраста, считают, что школа должна давать не только образование, но и воспитывать учащихся.

Большинство (86%) горожан удовлетворены качеством образования, которое получает их ребенок в школе, в том числе более 33% из них считают качество школьного образования в петербургской школе высоким, 8% – низким.

Данные опроса свидетельствуют о том, что во внеучебное время школьники чаще всего ходят на экскурсии, посещают театры, музеи и выставки (87%) и участвуют в праздничных мероприятиях (83%). По сравнению с результатами опросов 2008-2009 годов наблюдается увеличение общего количества воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях; респондентами отмечается многообразие направленности и улучшение качества проводимой работы. Около 60% родителей считают, что этих мероприятий в школах «достаточно и даже слишком много». Около половины опрошенных также отметили, что в школе, где учатся их дети (внуки), во внеучебное время проводятся бесплатные дополнительные занятия.

Наряду с приведенными позитивными оценками петербургской школы, наблюдаются негативные явления. Так, по мнению 11% респондентов их детям (внукам) приходилось сталкиваться в школе с проблемами преступности или наркомании; 11% петербуржцев заявили о некомфортном морально-психологическом климате в школе.

По мнению родителей и законных представителей обучающихся для повышения качества школьного образования и воспитания необходимо комплексное улучшение организации учебного процесса, морально-психологического климата в школах и создание эффективных программ воспитания школьников.

Опросы являются значимым источником информации о состоянии образовательной системы в целом и ее отдельных элементов, что особенно эффективно в режиме мониторинга. В рамках реализации программы воспитания предполагается создать механизм «обратной связи» с родителями учащихся для мониторинга состояния их удовлетворенности работой образовательной системы города. Результаты мониторинга предполагается использовать для улучшения качества работы петербургской школы через изменение условий организации образовательного процесса, морально-психологического климата в школах и др.

Аналитические и информационные материалы о состоянии образовательной системы Санкт-Петербурга позволяют утверждать, что система сегодня в состоянии предложить молодым петербуржцам качественное образование и воспитание. Принимаемые с начала 2000-х годов меры по повышению ресурсного обеспечения системы образования региона направлены на улучшение ее качества, обеспечение равенства и доступности образования и воспитания для каждого школьника.

Петербургская школа располагает квалифицированными педагогическими кадрами, строящими учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа также оказывает им надлежащую помощь, способствуя повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Яблонский отмечал, что «нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей». В программе воспитания большая роль отводится формированию у петербургских школьников семейных ценностей и организации работы с родительской общественностью.

Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей способствует повышению качества городской среды. В частности, положительно влияет на уровень образованности и общей культуры юных петербуржцев, их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой. Сохранение принципа бесплатности воспитательных мероприятий и развитие системы дополнительного образования детей, включение в данную систему детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов и некоторых других категорий детей является средством социальной защиты и поддерживается Правительством Санкт-Петербурга.

В ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга находятся 4 учреждения дополнительного образования детей городского уровня, 52 – районного уровня. В них работает более 7 000 педагогов. На базе 22 110 детских объединений и научных обществ занимаются более 199 791 детей и подростков. В городе также работают как структурные подразделения общеобразовательных учреждений отделения дополнительного образования детей (ОДОД), из них: 205 – на базе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, 4 – на базе учреждений начального профессионального образования.

Свыше 85% детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет занимаются в творческих коллективах образовательных учреждений по программам 10 направленностей. Количество ребят младшего школьного и подросткового возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД), составляет 57% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Наиболее востребованными у воспитанников являются программы художественно-эстетической (50%), физкультурно-спортивной (21%), научно-технической (9%) и социально-педагогической (9%) направленностей. Учебные занятия с детьми в УДОД и ОДОД проводятся по авторским, интегрированным, комплексным программам.

Более половины детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, из семей с достаточно низким достатком и семей мигрантов. Таким образом, система государственной поддержки развития детского творчества и досуга, предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.

В рамках настоящей программы предусматривается развитие сети учреждений и отделений дополнительного образования детей в школах, создание банка воспитательных разработок и механизмов координации деятельности педагогов Санкт-Петербурга по подготовке таких разработок, выявления, экспертной оценки и популяризация передового опыта воспитания. Программа предполагает организацию кросс-возрастных мероприятий и акций в рамках внеклассной работы и дополнительного образования школьников, что рассматривается как одно из перспективных средств воспитания.

Одной из социально значимых задач является поиск путей снижения числа правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности. Программа воспитания предусматривает продолжение ранее начатой работы и развертывание новых программ взаимодействия.

В 2010 году Комитетом по образованию совместно с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области впервые проводились мероприятия по организации клубов юных друзей правопорядка на базе общеобразовательных учреждений, за которыми закреплены школьные инспектора милиции. Во всех образовательных учреждениях работают «Школьные советы по профилактике правонарушений», составляются социальные паспорта семей и школ, позволяющие определить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и обеспечить их педагогическое сопровождение. В Санкт-Петербурге проводятся смотры-конкурсы среди образовательных учреждений на лучшую организацию профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Одной из серьезных проблем остается высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в городе. Правительством осуществляется план мероприятий по обеспечению безопасного дорожного движения в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы. В основе системы - воспитание дисциплинированности и высокой культуры безопасности школьников. В профилактической работе с детьми задействуются подростки. В настоящее время отряды юных инспекторов движения (ЮИД), членами которых являются учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 10 до 16 лет, работают в 100 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и насчитывают более 1500 человек.
Важным направлением работы с петербургскими школьниками является физическое воспитание. Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга является предметом особой заботы органов власти. В городе ведется строительство пришкольных стадионов с искусственным всепогодным покрытием, школьных бассейнов, создаются школьные спортивные клубы и др. К 2011 году в городе построены и функционируют 342 стадиона. Как организационный механизм организации физического воспитания учащихся рассматривается расширение сети школьных спортивных клубов; разработано и утверждено Положение «О школьных спортивных клубах общеобразовательных учреждений». В 2010 году в городе работало 57 клубов, к 2014 году их количество планируется довести до 350.

Комитетом по образованию Санкт-Петербурга на постоянной основе проводится анализ деятельности детских общественных объединений. В 2010 году в городе работало около 400 детских общественных объединений в школах и УДОД. Больше всего детских объединений создано в Невском, Красногвардейском, Колпинском и Пушкинском районах. Обращает на себя внимание тот факт, что еще не в полной мере используются социальные и воспитательные возможности школ: среди образовательных программ ОДОД зачастую реализуются программы, дублирующие предметную направленность или программы, реализуемые в расположенных рядом УДОД. Проблемой является недостаточная развитость клубных детских объединений, общественных и волонтерских движений, несоответствие (подмена) программ социально-педагогической направленности их смысловому содержанию.

В штатных расписаниях школ ограниченно представлены ставки педагогов-организаторов (имеются случаи, когда такие ставки передаются под деятельность других специалистов), которые должны содействовать обновлению содержания и форм деятельности детских объединений и направлять коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни.

В программе воспитания актуализирована потребность в развитии детских общественных и творческих объединений, в том числе созданных на кросс-возрастной основе, а также необходимость совершенствования системы ученического самоуправления и формирования лидерских качеств старшеклассников. Предполагается организовать работу по изменению условий включения специалистов ОДОД в школах в общую систему воспитания Санкт-Петербурга для активизации потенциала дополнительного образования детей в воспитательном пространстве.

Представленная выше информация основана на данных статистической отчетности, материалах районных отделов образования города, результатах независимых социологических исследований и опросов населения. Представленный обзор обуславливает необходимость объединения межведомственных усилий и привлечения общественности, прежде всего родительской, к реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 годы «Петербургская школа 2020» и положений данной Программы.
Ожидаемая результативность Программы

Разработка и реализация программы должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания юных петербуржцев. Программа направлена на консолидацию усилий различных социальных институтов (семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий) в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности в городе.

Реализация Программы воспитания будет способствовать качественному улучшению воспитания петербургских школьников на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, формального и неформального образования, учитывая их равные и разные стартовые возможности.

В результате выполнения Программы ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:

- юные горожане будут увереннее использовать воспитательный потенциал города как ресурс собственного развития и самореализации;

- родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг (включая дополнительное образование); гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием детей и юношества;

- жители города выразят поддержку проявлениям социальной активности и ответственности со стороны юных горожан; будут удовлетворены снижением асоциальных проявлений в среде детей и молодежи;

- представители различных социальных институтов получат возможность действенной помощи образовательным учреждениям в разработке и реализации совместных воспитательных программ и проектов.

Реализация Программы обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников школ, гимназий и лицеев Санкт-Петербурга, окажет им поддержку в подготовке к жизненному самоопределению, разнообразит условия физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности школьников.

Осуществление Программы обеспечит дополнительные возможности для развития личности молодого петербуржца с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях гражданского общества и развивающейся экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности.

Мероприятия, предлагаемые в рамках Программы по 6 направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы с петербургскими школьниками для формирования базовых общечеловеческих ценностей у детей, подростков, юношей и девушек Санкт-Петербурга. Мероприятия Программы призваны активизировать деятельность всех субъектов воспитания в воспитательном процессе петербургской школы.

Контроль выполнения Программы осуществляет региональный Совет по развитию системы воспитания и дополнительного образования, созданный при Правительстве Санкт-Петербурга и Комитет по образованию Санкт-Петербурга в форматах, прописанных в паспорте Программы.



Оценка эффективности реализации Программы предусматривается через предложенный набор из 40 показателей и индикаторов по ним. Каждый показатель имеет базовый уровень (по состоянию на 2011 год) и целевой ориентир (планируемый к достижению в 2015 году), выраженные в абсолютных или относительных единицах.
Паспорт Программы

Название

Программы

Программа воспитания учащихся образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на 2011-2015 годы


Основания для разработки Программы


  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями;

  • Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

  • Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 года № 751;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271;

  • Модель «Российское образование – 2020», принята 13.09.2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в г. Белгород;

  • Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004 года, протокол № 47, раздел I;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02);

  • Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года;

  • Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитания петербуржца XXI века», утверждена приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 26.06.2003 года № 1014;

  • Меморандум по итогам круглого стола «Наша новая школа: инновационные вызовы» в рамках Международного инновационного форума от 01.10.2009 года;

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2010-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге» от 08.06.2010 года № 750;

  • Материалы городского педагогического совета «Модернизация образования: петербургский вектор» от 27.08.2010 года;

  • проект Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы «Петербургская школа - 2020»;

  • Городская целевая программа «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявления ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа «Толерантность-2»)»;

  • Программа комплексных мер по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2012 годы;

  • Городская программа «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы.




Каталог: ugc -> files -> Repository
Repository -> Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге
Repository -> Методические рекомендации для учителей начальной и средней школы
Repository -> Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана
Repository -> Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми
Repository -> О принятии мер по устранению нарушений прав детей с отклонениями в развитии в сфере образования
Repository -> Образовательный маршрут повышения квалификации педагога


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница