Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни моу сош №2 г. Ртищево Саратовской области. Принята на заседании Педагогического совета



страница1/4
Дата27.05.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4

Рассмотрена

Утверждаю

На заседании МС

«__»_____2012 г.

Протокол № от


Директор школы

______________

Дмитриенко И.Ю.



ПРОГРАММА

воспитания и социализации обучающихся, воспитания экологической культуры,

культуры здорового и безопасного

образа жизни

МОУ СОШ № 2

г. Ртищево Саратовской области.

Принята на заседании

Педагогического совета

«____» ________ 2012г.

Протокол № от

Паспорт программы:

Наименование

Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного

образа жизни МОУ «СОШ № 2»

г. Ртищево Саратовской области .

Сроки реализации:

2012-2015 учебные годы

Исполнители и соискатели:

Педагоги, учащиеся 5 – 8классов, родители, социальные партнеры МОУ «Сош №2»

Законодательная база для разработки программы:

Закон «Об образовании Российской Федерации»;

ФГОС;

Концепция духовно – нравственного воспитания и развития;

Примерная образовательная программа.

Полное название учебного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

г. Ртищево Саратовской области»

Адрес школы

Саратовская область,

г. Ртищево,

улица Советская, д.30

Организационно – правовая форма

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

г. Ртищево Саратовской области»

Учредитель:

Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа основана на Требованиях к результатам освоения основных

образовательных программ основного общего образования, Концепции

духовно-нравственного воспитания и развития, программы формирования и

развития универсальных учебных действий.

Обеспечена преемственность с программой духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего

образования.

Программа социализации обучающихся школы учитывает возрастные

особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста,

отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с

учетом современных социокультурных условий развития детства в

современной России.

Программа является также концептуальной и методической основой для

разработки и реализации более полного достижения национального

воспитательного идеала учащихся школы с учетом культурно-исторических,

этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностейрегиона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея ввиду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов,а также форм воспитания и социализации школьников, взаимодействия ссемьей, учреждениями дополнительного образования, общественными итрадиционными российскими религиозными организациями, развитияученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Данная программа содержит теоретические положения и методические

рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственногоразвития школьника. Такое пространство, иначе определяемое как укладшкольной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную,семейную деятельность обучающегося и его родителей( лиц, их заменяющих). При этом школастремится должно создать условия для ее реализации, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения кнациональным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической,конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям вконтексте формирования у них идентичности гражданина России и направляяобразовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духелюбви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, наразвитие его творческих способностей и формирование основ его социальноответственного поведения в обществе и в семье.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-

открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективушколы.

2.ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная программа основывается на Требованиях к результатам освоения

основных образовательных программ основного общего образования,

концепции духовно-нравственного развития, программы формирования и

развития универсальных учебных действий. Возможность ее успешной

реализации в высокой степени зависит от того, насколько достигнуты

следующие воспитательные результаты выпускников начальной школы.



Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному

культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому

и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам

Российской Федерации; к старшему поколению;

- элементарные представления: об институтах гражданского общества,

государственном устройстве и социальной структуре российского общества;

о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и

культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского

и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,

национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,

семьянина, товарища.



Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного

поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье,

между поколениями, этносами, носителями разных убеждений,

представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими имладшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми

нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным российским религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к

человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детскомобществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своихпоступков и поступков других людей;

- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым

достижениям России и человечества;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- трудолюбие;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со

сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания

нового;


- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной иличностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных инаиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной ипрактической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и

окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического,

социального и психического здоровья человека, о важности нравственности

в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для

здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,

рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание):

- ценностное отношение к природе;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного

отношения к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к

природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, напришкольном участке, по месту жительства;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.



Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формированиепредставлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностяхотечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,

этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетическихобъектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающемумиру и самому себе;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой

деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в

доступных видах творчества;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и

семьи.
Принципы государственной политики в области образования,

сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании»,

задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и

задач социализации обучающихся:

«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,

свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия,

уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,

Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур,

региональных культурных традиций и особенностей в условиях

многонационального государства;

… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и

подготовки обучающихся, воспитанников».

Последовательная и полная реализация системой образования этих

принципов означает, что все граждане, получившие образование, самистановятся их носителями.

Социализацию в качестве категории общественного бытия можно

определить как процесс операционального овладения индивидом набором программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций, существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им (интериоризация) выражающих этитрадиции знаний, ценностей и норм (в том числе конфессиональных),необходимых для взаимодействия и сотрудничества с носителями иныхтрадиций на основе толерантности и межкультурного (в том числемежэтнического) диалога.



Социализация обучающихся на ступени основного общего

образования – не некая изолированная деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она осуществляется всюду – ипри освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихсяуниверсальных компетентностей, и в их собственном поведении вовсевозможных внеучебных деятельностях. Она осуществляется просто вжизни ребенка. Именно в степени развитости у подростков способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений к действительности фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью ихсоциальных представлений и компетентностей, воплощаемых в поведении.

Последовательность педагогических шагов по реализации программы

выстраивается с учетом уровня развития школьников и социально-

психологических обстоятельств. Столь же избирательно определяется

педагогическая тактика. И точно так же, как в работе с учебной программой,

педагог постоянно сверяет достигнутое с программой.

Субъектами внедрения Программы воспитания и социализации в

школьную реальность являются следующие профессиональные лица:

- директор школы как руководитель общеобразовательного учреждения,

который непрерывно прослеживает тенденции социального развития

школьников от возраста к возрасту, соотнося их с целью воспитания и

программой (уровень воспитанности);

- заместитель директора по воспитательной работе как организатор -

заместители директора по учебно-воспитательной работе как организаторы

учебно-познавательной деятельности в ее воспитательном потенциале (научное знание как основа мировоззрения) и жизнедеятельности школьников, отвечающей высоким требованиям культуры (социальная среда школы и разнообразная деятельность);

- классные руководители как наставники отдельных учебных групп,

сопровождающие социальное становление и духовное развитие

индивидуальности ученика (достойная личность);

- учителя-предметники, вводящие учеников в научное познание мира

(отношенческое поле процесса обучения);

- педагоги дополнительного образования и воспитатели групп продленного

дня, организующие творческую и самостоятельную работу школьника

(успешность школьника в контексте гуманных взаимоотношений);

- а также технический персонал школы, обустраивающий школьный дом и

содействующий бережной заботе каждого ученика этому общему дому.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели:

обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков

посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки ихсобственных усилий, направленных на обретение своей личностной,

гражданской и социокультурной идентичности;



Задачи:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил

общественного поведения;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей

профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,

индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей

рынка труда.

- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и

норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического,

психологического и социального здоровья обучающихся как одной из

ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированную на

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной

программы основного общего образования;

- формирование экологической культуры;

- обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков

посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки

их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной,

гражданской и социокультурной идентичности;

- обретение воспитанниками способности операционально владеть набором

программ деятельности и поведения, характерных для актуальной

социокультурной традиции и перспектив ее развития, а также усвоение

(интериоризация) ими тех знаний, ценностей и норм, которые эти традиции

выражают.


4.ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе построения воспитательной системы социализации можно

выделить следующие этапы:

I этап - проектный ( июнь-август 2012г.) – разработка модели системы

социализации, создание программы деятельности, определение

концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за

результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами социализации школьников.



II этап - практический (2012г.-2014г.) - реализация модельных

представлений о воспитательной системе социализации, апробация и

использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов

обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.



III этап - обобщающий (2014г.-2015г.) - обобщение опыта работы

администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы социализации и перспективы и пути

дальнейшего развития школы.

Принципы: активности, самостоятельности и добровольности, учета

индивидуальных интересов и склонностей учащихся, социальной значимости

деятельности, приоритета общечеловеческих ценностей, целенаправленности,

взаимодействия с социальной средой.



Методологические подходы: системный, аксиологический,

компетентностный, активно-деятельностный, социально-ролевой.



Структурные направления: когнитивный, аксиологический и

деятельностный компоненты целостной системы.


5.УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Условия, способствующие повышению эффективности процесса социализации:

• организация полноценной и разнообразной жизни образовательного

пространства школы, охватывающей систему внутренних отношений,

структуру управления и т.д.;

• социальная среда как жизненная общность учащихся, где они могут проявить себя, удовлетворить потребность в дружбе неформальном общении и т.п., т.е. превращение из сугубо образовательного пространства - в социальную среду;

• личностная направленность образовательного процесса; реализация обучения, в центре которого ученик с его способностями, интересами, потребностями; открытость обучения, т.е. не следование строго намеченному плану, а активное подключение учащихся к планированию урока, совместный поиск оптимальных решений, сотрудничество в кооперации, частичный отказ от классно-урочной системы;

• изменение структуры учреждения, перенос акцента на самовоспитание,

самоуправление, развитие и стимулирование процесса саморегуляции;

• установка на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей, групп и

индивидов);

• способность институтов социализации к диалогу и сотрудничеству;

разработку организационных и правовых актов всех лиц, вовлеченных в

воспитательный процесс: педагогов, родителей, представителей местных

органов;

• становление педагогического взаимодействия, состоящего из специалистов,

учителей и родителей, объединенных общими установками и способных по

мере развития жизнедеятельности демонстрировать молодым людям

продуктивные идеи сотрудничества.

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Социализация, будучи, по своей природе всеобъемлющим и

универсальным процессом, способна привести к позитивным результатам

практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с

другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом.

В подростковом возрасте становятся актуальными все названные уровни

социальной самоидентификации – от микрогруппы близких друзей до очно незнакомых блогеров в других частях света. Важно подчеркнуть при этом, что и сами эти «круги общения», и социокультурные формы, в которых это общение протекает, находятся для тинэйджеров в состоянии становления: связи часто еще не устойчивы, способны быстро возникать и столь же быстро распадаться, подросток «широким неводом» ищет референтных ему людей (очень часто старше и опытнее себя), выступающих фактически новыми агентами его дальнейшей интенсивной социализации. Поэтому в отношении подросткового возраста говорить о результатах социализации как о чем-то уже окончательно утвердившемся, нельзя. Процесс продолжается, и в этом отношении его интенсивность и сам факт того, что он имеет позитивный вектор направленности, с полным основанием может рассматриваться как уже состоявшийся очень важный результат.

Принципиальное требование к оценке результатов социализации:

фиксация не внешней «активности» подростка, не произносимых им слов, а

его реальной социальной позиции, ее устойчивости и мотивированности,



персональной включенности подростков в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это важнейший генеральныйрезультат социализации учащихся подросткового возраста.

Уровни планируемых результатов социализации подростков (личностное

участие школьников в разных видах деятельности):

-персональный,

-школьный,

-уровень местного социума (муниципальный уровень),

-региональный (общероссийский, глобальный) уровень.

1. Персональный уровень

Развитость способности:

- сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек

(т.е. вредных для здоровья физического, нравственного и психического – своего и окружающих);

- поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми

старшими и младшими, входящими в круг актуального общения;

- критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и

электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и

социально-культурной проблематики;

- занимать социально ответственную позицию в отношении социально

негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в

соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм;

- быть толерантным и эмпатически настроенным к носителям иных культурныхтрадиций;

- относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века;

- публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал

вербальных и невербальных средств коммуникации



2.Школьный уровень

Личное участие в видах деятельности:

- развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы

школьного самоуправления;

- поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства;

- участие в подготовке и поддержании школьного сайта;

- участие в подготовке и выпуске печатной или электронной версии школьной

газеты;


- участие в общешкольной поисковой, природозащитной, волонтерской и т.д.

деятельности (школьный театр, КВН, дискуссионный клуб и др.);

- участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт,

олимпиады, конкурсы и т.д.);

- сознательное и ответственное участие в реализации образовательной

программы школы (например, участие в школьном театре, в подготовке

публичных презентаций для младших и старших товарищей и т.д.).

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница