Программа воспитания читателей младшего школьного возраста



Скачать 56.78 Kb.
Дата01.06.2016
Размер56.78 Kb.


МБУК «ЦБС Октябрьского района»

ЦРБ им Л. Н. Толстого

Инновационно-методический отдел

«АБВГДейка»


Программа воспитания читателей

младшего школьного возраста




Разработала

Щетинина М. В.
Новосибирск

2011


Вступление
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения в мире была неоспорима, но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Сегодня для того, чтобы воспитать в ребенке устойчивую потребность к чтению, педагогам, родителям и библиотекарям необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. При этом чтение является ключом к жизни в информационном обществе. Культура чтения неотделима от общего развития личности, и её основы закладываются в самом раннем детстве. Роль чтения в развитии у ребёнка речи и воображения, освоении языка классической литературы, построении своей индивидуальной модели культуры огромна.

От того, какие книги читает учащийся младших классов, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. С. Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели…»

Воспитание читательской культуры складывается из многих факторов, но в первую очередь из привычки к систематическому ежедневному чтению. Поскольку чтение – это труд, потребность в нем нужно воспитывать с детства. Желание читать передается только «из рук в руки», как эстафетная палочка. Практически невозможно привить любовь к чтению без непосредственного контакта с человеком, который обладает культурой чтения и способен наладить с ребенком диалог, живое общение. Именно сочетание этих двух факторов порождает талантливого читателя.

Библиотека – это место свободного общения ребенка с книгой, особая развивающая среда для творческого воображения, нестандартного мышления, для познания себя и других, воспитания чувств и эстетического вкуса, нацеленности на открытие нового и передачу культурного наследия от поколения к поколению через книгу и диалог.

Дети как пользователи библиотеки очень отличаются от взрослых. Существует противоречие между еще несовершенной техникой чтения в начальный период школьного обучения и высокими возможностями восприятия литературных произведений. Школьники 7–11 лет лучше всего воспринимают в художественном произведении личность и поступки героя, приключения и повороты сюжета, неожиданные и яркие детали повседневной жизни. У детей данного возраста растет интерес к вопросам устройства мира, значит, необходимо рекомендовать им для чтения научно-познавательные книги. Особенно эффективны будут развивающие библиотечные занятия, которые представляют школьную программу с неожиданной, интересной стороны. Юным читателям надо предлагать информацию в интересной, комфортной для восприятия форме. Важно ненавязчиво показать детям всю «выгоду» грамотного умения работать с информацией, которая пригодится как для «роста души», так и для успешного продвижения во взрослую жизнь. Необходимо представить им библиотеку как место, в котором интересно находиться, где можно узнать много нового, в том числе и по предметам школьной программы, получать удовольствие от чтения и общения с другими детьми и понимающими взрослыми. У библиотекаря есть прекрасная возможность вовлекать детей в деятельность, связанную с книгой и чтением, и тем самым помогая им стать увлеченными читателями. Это работа стратегического значения, которая направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества.

Наша библиотека в течение многих лет активно сотрудничает с детскими садами №№ 391, 393 и несколькими школами. Для дошкольников и младших школьников организуются экскурсии, познавательно-игровые программы, викторины и другие интересные мероприятия. Близка к завершению программа «Росток», разработанная в 2002 году и рас­считанная на 10 лет, начиная от дошкольного возраста до становления личности. Принимая во внимание опыт, полученный во время её реализации, мы решили разработать новую программу для детей начальных классов школы № 185, с которой в последние годы сложились добрые партнерские отношения.



Цель программы «АБВГДейка»воспитание у детей 7-11 лет любви к книге.

Задачи программы:

  • развитие у школьников читательской и информационной культуры;

  • расширение кругозора детей через изучение познавательной, учебной и художественной литературы, повышение их интеллектуального уровня;

  • формирование эстетического вкуса школьников на лучших образцах литературы;

  • обогащение эмоциональной сферы, развитие эмоциональной отзывчивости у ребят;

  • раскрытие творческих возможностей каждого ребенка как читателя.


Реализация программы.

Реализация программы будет осуществляться в течение 2010-2014 гг .

в 2 этапа:

I этап – 2010-2012 гг. /1-2 классы/ «Книги – ваши друзья»

II этап – 2012-2014 гг. /3- 4 классы/ «Чтение – это удовольствие»
Система программных мероприятий

I этап «Книги – ваши друзья»

1 класс


  1. Игра-экскурсия «Добро пожаловать в Книгоград!».

  2. Театрализованная встреча «Путешествие в Кукляндию!» совместно с заведующей литературной частью Новосибирского областного театра кукол А. С. Ощепковой и народным мастером сцены В. И. Червоткиной.

  3. Литературная эстафета «Мир вокруг нас».

2 класс

  1. Праздник «Приключения в Стране знаний».

  2. Конкурсная программа «Карлсон, Пеппи и другие» (к 105-летию А. Линдгрен).

  3. Игровая программа «Приходите в Остер-класс, как-нибудь поучат вас!»

  4. Экологический праздник «Пойми живой язык природы».


II этап «Чтение – это удовольствие»

3 класс

  1. Мультимедийный урок «Вперед по морю Знаний».

  2. Литературная игра «Мастер улыбки» (по произведениям В. Драгунского, к 100-летию со д.р. писателя).

  3. Познавательный час «Не человек, а рассказывает…» (история появления письменности и книги).

  4. Праздник книги «От поэтического понедельника до сказочной субботы».

4 класс

  1. Познавательная программа «100 тысяч «почему?»: знакомство с журналами «А почему?», «Отчего и почему», «Чудеса и приключения детям» и др.

  2. Игра-путешествие «Муми-мама и её страна» (к 100-летию со д.р. Т. Янссон).

  3. Литературная игра-викторина «Остров книголюбов»

  4. Библиотечный урок – практикум «Через века и страны».

Механизм реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимы квалифицированные кадры – заведующий детским отделом и библиотекарь со специальным образованием, а также программист-консультант для обеспечения доступа пользователей-детей к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для них форме. При работе над программой консультироваться со специалистами: педагогами, психологами, логопедами, активно работать с родителями.

Также для осуществления программы необходимо комплектование фонда качественной детской литературой, в т.ч. учебной и научно-популярной, новинками, периодическими изданиями и мультимедийными материалами. Желательно выделение отдельного помещения для размещения абонемента, читального зала, игрового уголка.

Реализация программы «АБВГДейка» позволит развить информационные потребности детей, их художественный вкус, заложить фундамент грамотной работы с текстом, который может быть представлен как в печатной, так и в электронной форме. Мы надеемся также привить им умение и желание использовать все возможности библиотек, поднять уровень восприятия литературы, позволяющий включать в круг чтения книги, требующие интенсивной работы ума и сердца, повысить читательскую компетентность и читательскую активность детей – то есть вырастить из них настоящих читателей.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница