Программа в области физической культуры и спорта по спортивному ориентированию



страница1/5
Дата27.05.2016
Размер1.11 Mb.
  1   2   3   4   5


Утверждена приказом

МОУДОД СДЮСШОР № 7

От ______________ № 01-03/_____

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Дополнительная предпрофессиональная программа

в области физической культуры и спорта

по спортивному ориентированию

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 7
Срок реализации программы 10 лет.



Разработчики программы

Старший тренер-преподаватель

отделения спортивного ориентирования Архипова А.И.

инструктор-методист Кубарская И.М.
Рецензент программы

Президент федерации по спортивному ориентированию

Ярославской области Сибилев С.В.
Г. Ярославль

2014 год


Содержание стр.


Пояснительная записка ………………………………………………………………

3

Глава 1 Учебный план…………………………………………………………..

6

1.1 Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование…………………………………….

6

1.2 Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование……………………………………………………………………………

6

1.3 Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта спортивное ориентирование

7

1.4 Нормативы максимального объёма тренировочной нагрузки ………………..

7







Глава 2 Методическая часть…………………………………………………………

9

2.1 Методические рекомендации ……………………………………………………

9

2.2 Планирование тренировочного процесса в спортивном ориентировании

10

2.3 Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки

12

2.3.1 Учебная программа для групп начальной подготовки

12

2.3.2. Учебная программа для тренировочных групп

16

2.3.3 Учебная программа для групп совершенствования спортивного мастерства

21

2.3.4 Характеристика возрастных особенностей детей и подростков

23


Глава 3 Система контроля и зачетные требования…………………..

27

3.1 Педагогический и медико-биологический контроль

27

3.2 Инструкторская и судейская практика 28

3.3 Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку 29

3.4 Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта спортивное ориентирование…………………………………………………


29

3.5 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки (Спортивное ориентирование)…….

29

3.6 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) (спортивное ориентирование)…….…………………………………………

30

Глава 4 «Условия реализации программы»…………………………………………

31

4.1 Перечень тренировочных сборов………………………………………………..

31

4.2 Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки ………………………………………………………………

33

4.3 Обеспечение спортивной экипировкой (спортивное ориентирование) ………….

34

Глава 6 «Приложение к программе»………………………………………………...

38

6.1 Приемы и методы повышения умственной работоспособности

38

Список использованной литературы………………………………………………...

40


Пояснительная записка
Программа предпрофессиональной подготовки по спортивному ориентированию для МОУДОД СДЮСШОР № 7 разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации» и приказа «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 года № 730.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция.

Для плодотворной и успешной работы тренер и его ученики должны видеть итоги своего труда. Тренер - для определения эффективности применяемых средств и методов, ученик - как стимул для дальнейшего продвижения вперед.

В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.

Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитательных задач:

- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки, четкая организация врачебного контроля;

- повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

- совершенствование технической и тактической подготовки обучающихся;

- охрана окружающей среды;

- пропаганда спортивного ориентирования среди населения как средства для активного отдыха;

- профессиональная ориентация и подготовка судей по спорту;

- формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительного образования по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и картография, география, краеведение, экология, психология.

Комплексность программы, рассчитанной на 10 лет обучения, основывается на цикличности и круглогодичное учебно-тренировочного процесса. В образовательно-воспитательном процессе «педагог - ребенок - родители - общеобразовательное учреждение» особое место занимает деятельность педагога и воспитанника. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания.

Результатом реализации Программы является:

На этапе начальной подготовки:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники, стратегии и тактики ориентирования в разных

ландшафтных условиях;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду

спорта спортивное ориентирование.

На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- повышение уровня общей и специальной физической, технической,

тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на

официальных спортивных соревнованиях по виду спорта спортивное

ориентирование;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов.

На этапе совершенствования спортивного мастерства:

- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической,

тактической и психологической подготовки;

- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на

региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

- сохранение здоровья спортсменов.

Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.

Система спортивного отбора включает:

а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью

ориентирования их на занятия спортом;

б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп

спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.

Образовательные организации, реализующие образовательные программы в

области физической культуры и спорта для наиболее перспективных выпускников,

могут предоставить возможность прохождения спортивной подготовки на своей

базе сроком до четырех лет (до 10% от количества обучающихся).

Особенности осуществления спортивной подготовки в спортивных дисциплинах вида спорта спортивное ориентирование определяются в Программе и

учитываются при:

- составлении планов спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа

(этапа спортивной специализации);

- составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- тренировочные сборы;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки

осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства.

Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного

мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта спортивное ориентирование допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.

Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к

спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих

спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся

составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с

перечнем тренировочных сборов.

Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим

предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить

спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.

С учетом специфики вида спорта спортивное ориентирование

определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование

тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок

разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и

возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта спортивное ориентирование осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Глава 1 Учебный план.

1.1 Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.


Этапы спортивной

подготовки



Длительность

этапов (в годах)



Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Минимальная наполняемость

групп (человек)



Этап начальной подготовки

3

8

5-10

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

До 2

2

9

-


2

2


Свыше 2

3

Этап совершенствования

спортивного мастерства



2

14

1


1.2 Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спортивное ориентирование


Разделы


подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

1

год


Свыше

года


До двух

лет


Свыше

двух лет


Общая физическая подготовка (%)

44 - 56

44 - 56

40 - 50

27 - 35

24 - 30

Специальная физическая подготовка (%)

9 - 11

9 - 11

16 - 20

29 - 37

35 - 45

Технико- тактическая подготовка (%)

24 - 31

26 -34

20 - 26

17 - 23

12 - 16

Теоретическая и психологическая

подготовка (%)



6 -8

4 - 6

6 - 8

6 -8

8 - 10

Участие в соревнованиях. Инструкторская и судейская

практика (%)



4 - 6

4 - 6

6 - 8

8 - 10

10 - 12

1.3 Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта спортивное ориентирование.


Виды

соревнований



Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

До

года


Свыше

года


До двух

лет


Свыше

двух лет





Контрольные

2 - 3

3 - 6

3 - 4

3 - 4

3 - 4

Отборочные

-

-

2 - 6

3 - 8

4 - 10

Основные

-

-

4 - 10

5 - 12

10 - 15



1.4. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки.


Этапный
норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап
начальной
подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап
совершенствования
спортивного
мастерства

до
года

свыше
года

1-2 год обучения

3 год обучения

Свыше
двух лет

Количество
часов в
неделю

6

8

12

16

18

24

Количество
тренировок в неделю

3

4

6

9

9

12

Общее количество тренировочных недель в год

42

42

46

46

46

52

Общее
количество
часов в год

252

336

552

736

828

1248

Общее
количество
тренировок
в год

126

168

276

414

414

624



Глава 2 Методическая часть.
В данном разделе раскрываются принципы планирования тренировки ориентировщиков с учетом модели построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей детей и подростков, а также особенностей организации тренировочного процесса на разных этапах подготовки.
2.1 Методические рекомендации

Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в соответствии с возрастом занимающихся и избранной спортивной специализации. Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий и показом учебных фильмов.

Практические занятия должны проводиться круглогодично. Для полноценного проведения тренировочных занятий спортивная школа должна располагать тренировочной базой. Практические занятия проводятся в форме тренировочных занятий с учетом возрастных особенностей учащихся. Вся тренировочная работа строится с учетом режима дня. В основу принципов обучения должны быть положены основные принципы педагогики: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, прочность.

При проведении занятий тренеры-преподаватели особое внимание должны уделять правилам техники безопасности.

При многолетней тренировке юных спортсменов необходимо соблюдать в строгой последовательности преемственности задач, средств и методов. Также, важное значение имеет принцип целенаправленной разносторонней специальной подготовки, без реализации которого невозможно создать предпосылки для достижения высоких спортивных результатов. Решение этого принципа зависит умелого подбора средств физической подготовки, правильного соотношения общей и специальной подготовки в процессе многолетних занятий спортом. Важное значение имеет преемственность тренировочных и соревновательных нагрузок, применяемых в занятиях. При проведении тренировок рекомендуется строго соблюдать постепенность в процессе роста тренировочных нагрузок. Необходимо одновременно и параллельно воспитывать физические качества (координационные способности, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, объем зрительной памяти) у спортсменов различного возраста.

Планируя спортивную подготовку на ряд лет вперед, необходимо придерживаться определенной последовательности при постановке задач и не стремиться решить их сразу в один год. Так, например, в первые два-три года пребывания учащихся в школе тренер должен сосредоточить внимание главным образом на создание прочного фундамента общей физической подготовленности занимающихся и на обучение их спортивной технике. В последующие годы будут последовательно решаться задачи по развитию качеств, совершенствованию в технике и др., в соответствии с возрастными особенностями занимающихся, уровнем их подготовленности и другими факторами.

Необходимо предусмотреть рациональное чередование задач тренировки, объема и интенсивности нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки.

Постановка задач, контрольных нормативов должны основываться на глубоком анализе содержания и методов тренировки спортсмена в предшествующие годы. Весьма существенно выявить слабые и сильные стороны учащихся, установить, какие качества надо подтянуть. Одновременно следует выяснить, какие показатели предыдущего плана оказались невыполненными и по каким причинам, были ли достигнуты намеченные темпы роста спортивных результатов.

Чтобы обеспечить поступательное улучшение подготовленности спортсмена в процессе многолетней подготовки, чрезвычайно важным является правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если нагрузка на всех этапах полностью соответствует функциональным возможностям организма спортсмена.

Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла. По истечении каждого месяца и года тренер и спортсмен должен суммировать и подвергать анализу данные об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. С этой целью следует использовать простейшие таблицы учета комплекса тренировочных нагрузок.

Весьма важно учесть не только объем и интенсивность тренировочных нагрузок, но и сопоставить эти данные с показанными спортивными результатами.

Правильный учет спортивной подготовки может быть осуществлен на основе тщательного анализа всех данных тренировочного процесса.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница