Программа «Управление образованием»



страница1/12
Дата25.04.2016
Размер1.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Институт развития образования

Магистерская Программа «Управление образованием»


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Повышение социального капитала малой сельской школы

как условие инновационного развития организации

________________

(подпись)




Студент группы № 803р

Кухарев Антон Иванович

(Ф.И.О.)



________________

(подпись)




Научный руководитель

К.п.н., доцент

Фишбейн Дмитрий Ефимович

(должность, звание, Ф.И.О.)



Москва, 2014 г.

«Изменения в установках и поведении людей происходят гораздо эффективнее в процессе их группового, а не индивидуального функционирования. Личностное саморазвитие человека обусловливается рефлексией того, как его воспринимают другие люди».

Витольд Альбертович Ясвин, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования


Оглавление


Введение. 5

1.ГЛАВА I. Теоретические основания изучения социального капитала как потенциала развития организации. 13

1.1. Понятие социального капитала. Различные подходы к изучению и функции социального капитала. 13

1.2. Составляющие социального капитала, их функции. Индикаторы уровня социального капитала. 19

1.2.1.Доверие. Свойства, функции, способы измерения и повышения. 21

1.2.2.Социальные сети. Свойства, функции, способы измерения и повышения (развития). 36

1.2.3.Нормы и ценности. Свойства, функции, способы измерения и изменения. 44

1.3.Перспективные способы повышения социального капитала организации 62

1.4.Социальный капитал в России. 66

1.5.Модели анализа уровня развития организации, индикаторы анализа. 71

2.Глава II. Практические подходы к повышению и накоплению социального капитала в образовательных организациях. 75

2.1.Исследование уровня социального капитала в малой сельской школе. 75

2.1.1.Характеристика экспериментальной площадки. 75

2.1.2.Результаты первичного исследования уровня социального капитала. 77

2.1.3.Исследование этапа эволюции образовательной организации. 87

2.2.Предложения по реализации культурных изменений, связанных с производством и накоплением социального капитала, в образовательной организации. 89

2.3.Повторное исследование уровня социального капитала и жизненного цикла организации. 93

2.3.1.Характеристики площадки. 93

2.3.2.Результаты повторного исследования уровня социального капитала. 93

2.3.3.Повторная оценка этапа эволюции. 102

Заключение. 106

Список литературы 110

Глоссарий 114




Введение.

Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.

В современных исследованиях системы образования всё чаще встречается термин «стабильно неуспешная школа». В большей степени это касается сельских образовательных учреждений.

Задача развития сельской школы всегда занимала особое место, так как школа на селе не только образовательное учреждение, а социальный институт многоаспектного и концентрированного влияния на культуру сельского социума. Актуальность преобразования сельской школы вступает в противоречие с крайней ограниченностью ее ресурсов: финансовых (связано с низкой накопляемостью учащихся в классах), человеческих (связано с общей тенденцией к урбанизации, а обилие федеральных, региональных и муниципальных программ по привлечению молодых педагогов в село доказывает это).

Закономерно возникает вопрос: «А существует ли внутри организации что-то, что способно обеспечить устойчивое развитие сельской школы?».

Константин Михайлович Ушаков в своей книге «Управление школой: кризис во время реформ» выделяет как основной ресурс развития школьной организации «связи и порождаемые ими процессы» (Ушаков К.М., 2011). «Наши организации – не столько люди, сколько связи между ними, - утверждает Константин Михайлович. - И поскольку связи составляют большую часть системы, логично было бы предположить, что именно они должны пользоваться особым вниманием руководства и быть основным объектом управления» (Ушаков К.М., 2011).

Исследователи всё чаще стали обращать внимание на организационную культуру и наличие «той подчас трудноуловимой и аморфной субстанции, которая получила в литературе собирательное название «социального капитала» (Полищук Л.И., 2011).

В этой связи мы можем выделить ключевые факторы, определяющие актуальность данного исследования.

Сопоставительный анализ стандартов показал, что условия перехода на образовательные стандарты нового поколения требуют от школ изменения образовательной парадигмы. Образование сегодня – это результат коллективных действий. В новом стандарте это отражается в требованиях к результатам обучения: формирование универсальных учебных действий, метапредметные компетентности, результаты воспитательной деятельности, система портфолио. Одним из главных требований нового стандарта является освоение учащимися способов совместной деятельности. Следовательно, мы можем предположить, что школа выступает источником регенерации истощённого социального капитала в России. Данное предположение доказывается в работе Натхова Т.В. «Образование и доверие в России. Эмпирический анализ»: «каждый дополнительный год обучения увеличивает вероятность положительного ответа на вопрос о доверии на 5%. Кроме того, увеличение уровня образования одного индивида положительно влияет на вероятность доверия со стороны другого» (Натхов Т.В., 2011).

Однако анализ организационной культуры школы показал, что учителя сельских школ не имеют опыта и привычки профессионального взаимодействия. Результаты исследования Александро-Слободской СОШ это доказывают. Виноградова Валентина Анатольевна в своей диссертации "Механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы" приходит к выводу, что организационные культуры сельских школ во многом схожи.

Ситуация обостряется внедрением новой системы оплаты труда, которая поощряет индивидуальные результаты.

Ресурс развития сельской школы мы видим в развитии потенциала сельского учителя через осуществление культурных изменений, связанных со способностью людей объединяться для достижения общей цели, что в конечном итоге должно привести к накоплению социального капитала и развитию образовательной организации.

Социальный капитал— понятие, введенное П. Бурдье в статье "Формы капитала" (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод.

Источники этой идеи можно найти у Токвиля, Зиммеля, Дюркгейма и М. Вебера.

В энциклопедии социологии мы встречаем обобщение различных подходов к пониманию сущности понятия «социальный капитал» (Сивуха С.В. , 2006):

По причине отсутствия однозначного определения понятия «социальный капитал», существует несколько интерпретаций данного феномена. Так, Роберт Патнэм определяет социальный капитал как одну из характеристик социальной организации, включающей доверие, нормы, сети, которая в состоянии улучшить эффективность общества. По мнению Джеймса Коулмана, «социальный капитал присущ структуре связей между индивидами и является благом для общества в целом». Американский социолог и философ Фрэнсис Фукуяма считает, что суждение о социальном капитале как общественном благе является ошибочным. Так как его производство находится в личных интересах отдельных индивидов или организаций. Ф. Фукуяма отмечает, что долгосрочная репутация – предпосылка социального капитала – является экономическим активом и в этом качестве привлекательна для индивидов и компаний, заинтересованных лишь в конечной выгоде. Дивиденды от социального капитала нельзя положить в банк, но можно конвертировать в экономические преимущества как для индивида в частности, так и для целой организации.

Мы в своей работе придерживаемся простого рабочего определения: под социальным капиталом мы понимаем способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий индивидов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны, так или иначе, действовать сообща. Именно эта способность действовать сообща, причём, самостоятельно и по собственной воле, без принуждения извне, и называется социальным капиталом.

Вместе с тем, единой универсальной формулы для организации деятельности по повышению социального капитала в образовательной организации не существует.

К понятию «развитие организации» существует несколько подходов.

В книге К.М.Ушакова мы встречаем очень ёмкое определение понятия «инновация»: «организационное изменение, которое приводит к изменению формальной или неформальной структуры организации и вызывает временный кризис компетентности» (Ушаков К.М., 2011).

Проанализировав модели анализа развития организаций И.К. Адизеса, В.А. Ясвина и др., мы пришли к выводу, что наиболее эффективным инструментом в рамках нашей работы будет модель жизненных циклов организации И.К. Адизеса. Данный инструмент основан на одном из подходов в менеджменте, который подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития: становление, рост, зрелость, смерть (Инструменты оценки управления ОУ, 2012). В основе концепции жизненных циклов организации лежит представление о том, что организация в своем развитии обязательно проходит несколько стадий, каждая из которых обладает своими отличительными характеристиками. Переход к следующей стадии связан с серьезной организационной перестройкой, зафиксировав которую, мы сможем доказать справедливость нашей гипотезы.

В области изучения социального капитала как потенциала развития организации и общества в целом существует много гипотез, стереотипов, непроверенных утверждений, но явно недостаточно строгого экономического анализа социального капитала, его роли как фактора развития; в России социальный капитал вообще не воспринимается как актив. Также вызывает интерес то, насколько возможно целенаправленно управлять производством и накоплением социального капитала в сельской школе.

Поставленные проблемы определили тему нашего исследования: «Повышение социального капитала малой сельской школы как условие инновационного развития организации».

В качестве экспериментальной площадки мы выбрали Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Александро-Слободская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан.



Целью работы является

Разработка и обоснование способов повышения социального капитала в сельской школе.



Объектом исследования мы определили:

  • процесс деятельности сельской школы.

Предметом исследования является социальный капитал сельской школы.

В качестве гипотезы мы выдвигаем следующие тезисы:



  • Высокий уровень социального капитала является ключевым фактором инновационного развития образовательного учреждения.

  • Уровень социального капитала будет расти, если удастся реализовать следующие изменения:

  1. Повысить открытость организации;

  2. Создать школьную среду сотрудничества, доверия и распространения знаний как основу для содействия и координации педагогов;

  3. Выработать согласованную в педколлективе систему ценностей и профессиональных установок;

  4. Развить навыки самоанализа у педагогов;

  5. Минимизировать угнетённость учителей;

  6. Использовать чувство причастности к группе в пользу проводимых изменений.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования определили решение следующих задач:



  1. Описать теоретические основания изучения социального капитала как потенциала развития организации:

  • понятие социального капитала,

  • подходы к пониманию социального капитала,

  • разновидности социального капитала,

  • роль социального капитала в экономическом развитии государств, обществ и организаций,

  • индикаторы уровня социального капитала,

  • индикаторы развития образовательной организации.

  1. Описать и обосновать практические походы к развитию образовательной организации посредством повышения социального капитала

  • анализ уровня социального капитала сельской школы,

  • связь развития школы и уровня социального капитала;

  • способы повышения социального капитала организации.


Методы исследования.

В рамках исследования использованы общенаучные методы (анализ, синтез, наблюдение, систематизация результатов), специальные экономические методы (сравнения, выборочное наблюдение, swоt-анализ), социологические исследования (анкетирование) и др. Частью методологического обеспечения стали общие основы социального управления. Анализ уровня развития по модели И. Адизеса; анализ состояния оргкультуры по модели Э. Шэйна; наблюдение, анкетирование, социометрия, интервью, сравнение, выборочное наблюдение; swоt-анализ. В работе были использованы материалы исследований социологов, экономистов, исследователей, экспертов в области управления, таких как Ф. Фукуяма, Р. Дафт, И. Адизес, К.М. Ушаков, А.И. Пригожин, С.Р.Филонович,Л.И. Полищук, Г.В.Рожков, Т. Натхов, В.А. Ясвин, Д.Е. Фишбейн, Е.С. Яхонтова и др., российской лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала (созданной при НИУ «ВШЭ»).



Научная новизна исследования состоит в том, что в нем представлена управленческо-педагогическая интерпретация понятия «социальный капитал» применительно к сельской школе и на ее основе определена его роль в качестве внутришкольного ресурса реформирования школы. Определены факторы накопления социального капитала сельской школы и его функции в развитии школы. Ввиду отсутствия валидных инструментов измерения уровня социального капитала в образовательной организации нами была разработана (с учётом основных составляющих социального капитала) и апробирована анкета. Описаны способы повышения уровня социального капитала.

Практическая значимость исследования. Будет проверена эффективность механизмов культурных изменений в преобразованиях сельской школы; модифицированы и апробированы инструменты диагностики и оценки уровня социального капитала образовательного учреждения. Будут разработаны и апробированы механизмы повышения социального капитала сельской школы.

Материалы исследования можно будет использовать в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Работа обращена к руководителям школ со сходным уровнем готовности к инновациям, типичными организационными культурами, сходным объёмом ресурсов и уровнем социального капитала.



Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница