Программа учебной дисциплины



Скачать 216.92 Kb.
Дата09.06.2016
Размер216.92 Kb.

Современные технологии диагностики, профилактики и преодоления психоречевых нарушений




Часть I. Программа учебной дисциплины.



1.1. Цели и задачи дисциплины:

Целью данного курса является формирование системы знаний и навыков, об общих и специфических закономерностях проявления, психодиагностике и психологической коррекции психического развития детей и подростков с различными нарушениями речевой функции.

Основными задачами курса являются:


  • Дать научно и практически обоснованные представления о специфике психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии; особенностях личностного и социального развития;

  • Выработать у них умения проводить психологическое обследование детей с речевой патологией с целью определения профиля и уровня их психического развития;

  • Выработать первичные умения в использовании методов дифференциальной диагностики речевого недоразвития от сходных по внешним проявлениям состояний;

  • Выработать первичные умения в организации и проведении психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

  • Познакомить с методами психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

  • Познакомить с особенностями сопровождения в образовательной среде и воспитания в семье детей с различными речевыми нарушениями.

  • Познакомить с особенностями готовности к обучению в школе детей, имеющих речевые нарушения.

Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический, консультативный, психопрофилактический, коррекционно-развивающий, культурно-просветительский, социально-педагогический и научно-исследовательский виды профессиональной деятельности педагога-психолога. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:


в области диагностико-аналитической деятельности:

формирование умения проводить психологическое обследование детей с речевыми нарушениями с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам, дифференциального отграничения речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний;


в области консультативной деятельности:

владение методами консультирования взрослых и детей с нарушениями речи, их родителей и педагогов по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;


в области психопрофилактической деятельности:

владение методами психопрофилактической работы, направленной на предупреждение вторичных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии при первичной речевой патологии, а также на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;


в области коррекционно - развивающей деятельности:

владение умениями и навыками разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы, осуществлять личностно-ориентированный подхода к образованию и развитию детей, учитывать при работе по обучению психологические особенности детей с речевыми нарушениями;


в области культурно-просветительской деятельности:

повышение психологической культуры, владение знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;


в области социально-педагогической деятельности:

владение системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умение самостоятельно и творчески использовать приобретенные знания в практической деятельности;


в области научно-исследовательской деятельности:

владение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы, анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.


Методологической основой курса являются современные представления о полифакторной природе человеческой психики, и, в частности речевой деятельности. Необходимость знаний об особенностях психического развития лиц с нарушениями речи определяется тем, что при разных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении, а также в коррекционно-развивающей работе.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

1) Учет общих положений специальной психологии о методологии изучения трудностей развития.

2) Принцип опоры на содержание Психологии лиц с нарушением речи как научно-практической области знаний.

3) Принцип опоры на структуру дисциплины: научно-теоретические основы дисциплины; характеристика особенностей развития разных компонентов психики при нарушениях речи у лиц разных возрастов; вопросы психологической диагностики особенностей развития детей и подростков с нарушением речи; психологическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями.


Требования к уровню подготовки :

  • факторы, приводящие к нарушениям речевого развития;

  • типологию нарушений речи;

  • структуру дефицитарного развития при нарушениях речи;

  • характер влияния речевых нарушений на общее психическое развитие;

  • особенности развития познавательных процессов, общения, эмоционально-волевой сферы, самосознания, разных видов деятельности при речевых нарушениях;

  • дифференциальные психологические характеристики лиц с нарушениями речи и лиц со сходными проявлениями психического дизонтогенеза;

  • принципы, методы и методики психодиагностики особенностей развития детей и подростков с нарушениями речи;

  • принципы и общие направления психологической помощи лицам с нарушениями речи;

уметь:

  • грамотно провести психологическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам, отграничения речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний;

  • формулировать психологическое заключение, основанное на анализе данных диагностики;

  • разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы с учетом психологических особенностей лиц с речевыми нарушениями;

владеть:

  • необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе;

  • методами дифференциальной диагностики первичного речевого недоразвития от сходных состояний;

  • необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий в развитии ребенка с речевой патологией;

  • навыками проведения консультативной работы с родителями и другими участниками образовательного процесса;

  • навыками самостоятельного и творческого использования приобретенных знаний по дисциплине в практической деятельности.


Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Общие вопросы психологии лиц с нарушениями речи.
Тема 1. Предмет и задачи психологии лиц с речевыми нарушениями.

Предмет психологии лиц с речевой патологией (логопсихологии). Цели, задачи и значение данной отрасли специальной психологии. Теоретические и методологические основы. Внутрисистемные и межсистемные связи логопсихологии, ее взаимодействие со смежными науками: логопедией, психоневрологией, лингвистическими науками, и с различными отраслями психологии: нейро- и патопсихологией, общей, возрастной, дифференциальной психологией и др.


Тема 2. Взаимосвязь речи с другими сторонами развития.

Влияние речи на восприятие, на развитие представлений, на формирование обобщений, на совершенствование мнестической деятельности

Роль речи в процессе сенсорного развития ребенка. Взаимосвязь недоразвития речи и сенсорного развития. Концепция развития речи и мышления в работах Л.С. Выготского. Развитие лексико-грамматической стороны речи у ребенка и интеллектуальных операций, таких как сравнение, анализ и синтез. Речь и личность. Значение речи в регуляции поведения. Речь и воображение. Речь и эмоции. Роль различных видов речи в организации процессов сохранения прошлого опыта.
Тема 3. История становления логопсихологии как науки.

Соотношение речевого и мыслительного развития при речевых нарушениях. Различные подходы к изучению детей с нарушениями речи (М.В. Богданов-Березовский, А.Куссмауль, Р.Е. Левина, П. Мари, Е. М. Мастюкова и др.)

Подход Р.Е. Левиной в изучении детей с нарушениями речи. Дифференцированный подход Е.М. Мастюковой.
Тема 4. Этиология речевых нарушений.

Эндогенные и экзогенные причины речевых нарушений. Биологические и социальные причины возникновения нарушений речи. Пренатальные, перинатальные, натальные и постнатальные факторы, вызывающие нарушения речи.


Тема 5. Лингвистическая характеристика речи, группы лингвистических нарушений.

Понятия о разных видах речи: внешней и внутренней, устной и письменной, импрессивной и экспрессивной. Составные компоненты (стороны) речи: фонемы, лексика, грамматический строй, просодика.

Варианты нарушений разных компонентов (сторон) речи. Недостатки звукопроизношения, слово- и фразообразования, мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи, а также недостатки письменной речи.
Тема 6. Клиническая характеристика речевых нарушений.

Понятия об основных анализаторах, участвующих в речевом процессе: рече-слуховом, рече-зрительном, рече-двигательном, об их периферических и центральных частях.

Понятия о физиологических особенностях детской речи и патологических расстройствах речи. Расстройства речи функционального и органического характера.

Клинические (нозологические) формы нарушений компонентов (сторон) речи: недостатки звукопроизношения (функциональные и органические дислалии, ринолалия, дизартрия); недостатки слово- и фразообразования (задержки речевого развития, алалия, афазия) и темпо-ритмической стороны речи (брадилалия, тахилалия, итерации, полтерн, заикание); недостатки письменной речи (дислексия, алексия, дисграфия, аграфия).


Тема 7. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи.

ФФН - фонетико-фонематические нарушения (дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: функциональными и органическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии).

ОНР - общее недоразвитие речи (дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями, дисграфиями и аграфиями).

Группа детей с недостатками мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи: с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией, ринофонией, дисфонией, афонией.


Тема 8. Общая психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей: возможные особенности их познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание) и эмоционально-волевой сфер; особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания); особенности складывающихся личностных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми, самооценка, отношение к своему дефекту и пр.); особенности их поступков и поведения в разных видах деятельности.


Тема 9. Раннее развитие детей с речевыми нарушениями.

Значение первых трех лет жизни ребенка в психическом развитии. Развитие речи. Эмоциональное состояние. Развитие компенсаторных навыков при системных нарушениях речи. Специфика формирования локомоторные функции. Стремление к речевому общению.


II. Особенности развития когнитивной сферы при нарушениях речи.
Тема 10. Особенности восприятия при нарушениях речи.

Значение ощущений и восприятия в познании ребенком окружающего мира. Сравнительная характеристика развития различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного) в норме и при различных речевых нарушениях. Методики исследования различных видов восприятия.


Тема 11. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи.

Память. Виды памяти. Память в детском возрасте. Соотношение разных видов памяти в процессе развития ребенка. Характеристика мнестической деятельности при нарушениях звукопроизношения (дислалии, ринолалии, дизартрии). Характеристика мнестической деятельности при системных нарушениях речи (алалии, афазии). Характеристика мнестической деятельности при нарушениях письменной речи (дисграфии, дислалии). Методики исследования памяти


Тема 12. Особенности мыслительной деятельности при нарушениях речи.

Мышление. Виды мышления. Операции и процессы мышления. Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения (дислалии, ринолалии, дизартрии). Характеристика мыслительной деятельности при системных нарушениях речи (алалии, афазии). Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях письменной речи (дисграфии, дислалии). Методики исследования мыслительных операций и различных видов мышления.


Тема 13. Особенности воображения при нарушениях речи.

Общая характеристика воображения как специфической формы познания. Виды воображения. Особенности процессов воображения у детей с различными речевыми нарушениями. Изучение творческих способностей и воображения у детей.



Тема 14. Особенности внимания при нарушениях речи.

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания. Характеристика внимания при нарушениях звукопроизношения (дислалии, ринолалии, дизартрии). Характеристика внимания при системных нарушениях речи (алалии, афазии). Характеристика внимания при нарушениях письменной речи (дисграфия, дислалия). Методики исследования различных свойств и видов внимания.


III. Особенности эмоционально-волевой и личностной сфер при нарушениях речи.
Тема 15. Особенности эмоционально-волевой и личностной сфер при нарушениях речи.

Общие понятия о личности (характер, способности, темперамент, деятельность, поведение), о воле, эмоциях и их характеристика. Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при нарушениях звукопроизношения и системных нарушениях речи: преобладающей тип настроения, активность, целеустремленность, самооценка, критичность, реакция на затруднения и неудачи, отношение к своему речевому дефекту; контактность,


IV. Психологическая характеристика отдельных видов деятельности детей с речевыми нарушениями.
Тема 16. Коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи.

Особенности общения со взрослыми и детьми, место в детском коллективе. Особенности межличностных отношений в группе детей: наличие дружеских пар, группировок по интересам; наличие в коллективе «лидеров», «принятых», «непринятых», «изолированных»; характер отношений в группе мальчиков и девочек.


Тема 17. Психологические особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи.

Характеристика игровой деятельности детей с речевыми нарушениями. Предметно-процессуальные игры детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка с речевой патологией. Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями речи.



Тема 18. Особенности учебной деятельности детей с речевыми нарушениями.

Структура учебной деятельности. Учебные задачи, учебные действия, учебные операции. Контроль и оценка. Особенности формирования отдельных структурных компонентов учебной деятельности у детей с нарушениями речи. Проблемы пониженной обучаемости детей с речевыми нарушениями


V. Вопросы психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и профилактики вторичных отклонений при речевой патологии.
Тема 19. Проведение психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями

Задачи, принципы, методы и приемы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Индивидуальные и групповые психолого-педагогические характеристики. Подбор методического материала, последовательность и особенности проведения психолого-педагогического обследования детей. Анализ результатов обследования.



Тема 20. Приемы дифференциальной диагностики детей с нарушениями речи от сходных по внешним проявлениям состояний.

Критерии дифференциальной диагностики органических речевых нарушений от задержанного речевого развития. Разграничения первичных речевых и интеллектуальных нарушений. Дополнительные методы диагностики, уточняющие диагноз. Сравнение диагностических показателей для разграничения нарушения слуховой функции и сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика РДА (раннего детского аутизма) и алалии.


Тема 21. Основные принципы и направления психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями речи. Общие и специфические методы коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих речевые нарушения.

Основные принципы построения программы: комплексный подход; раннее начало; учет возрастных и индивидуальных особенностей; системность, организованность, целенаправленность коррекционной работы и т.д.

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания.
Тема 22. Развитие внимания у детей с нарушениями речи.

Развитие произвольного внимания у дошкольников. Методы и приемы развития основных свойств внимания: объема, распределения, устойчивости, переключаемости.


Тема 23. Развитие восприятия у детей с речевыми нарушениями.

Приемы развития зрительного восприятия: восприятие свойств предметов, изображений. Развитие способностей оперировать основными сенсорными эталонами. Развитие слухового восприятия: развитие фонематического слуха, чувства ритма. Формирование пространственных представлений.


Тема 24. Развитие памяти у детей с нарушениями речи.

Факторы, влияющие на продуктивность запоминания. Методы и приемы развития образной, двигательной, словесно-логической памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание.


Тема 25. Развитие мышления у детей с речевыми нарушениями.

Условия развития мышления у дошкольников с нарушениями речи. Развитие основных мыслительных операций, умений сравнивать и обобщать. Мыслительные задачи репродуктивного и продуктивного характера. Игры и упражнения, направленные на развитие всех видов мышления, формирование мыслительной деятельности.


Тема 26. Развитие творческих способностей и воображения у детей с нарушениями речи.

Этапы творческого воображения. Развитие творческого воссоздающего воображения. Игры и упражнения, направленные на развитие словесного творчества.


Тема 27. Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями речи.

Методы формирования эмоционально-волевой готовности. Занятия продуктивными видами деятельности, способствующих возникновению внутри них направленности на достижение результата, контроля за собственной деятельностью, оценка действий других. Предупреждение школьной дезадаптации у детей с нарушениями речи в процессе коррекционно-развивающей работы.


Тема 28. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений при речевых нарушениях.

Личностно-ориентированный подход. Коррекционно-развивающая работа при нарушении познавательной деятельности у детей с нарушениями речи. Развитие ведущих деятельностей каждого возрастного периода. Развитие импрессивных и экспрессивных навыков коммуникации. Работа по профилактике нарушений в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии. Профилактика вторичных отклонений в интеллектуальном развитии при первичной речевой патологии.


Тема 29. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте.

Работа с родителями. Обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своих чувств к ребенку. Работа, направленная на преодоление неправильных стилей воспитания. Организационные формы сотрудничества с семьей.

Повышение компетентности педагогов, взаимодействующих с детьми с нарушениями речи. Ответственность педагога при организации работы с детьми и родителями.
VI. Вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
Тема 30. Особенности воспитания в семье ребенка с речевой патологией.

Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка. Раннее воздействие на формирование правильной речи. Психологические особенности детей в зависимости от различных стилей воспитания в семье.


Тема 31. Психологическая готовность детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Характеристика интеллектуальной, мотивационно-волевой готовности ребенка с речевыми нарушениями к школе, особенности речевой готовности.


Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Ананьева Е.В., Купрякова Н.Ю., Переслени Л.И.Психология детей с нарушениями речи (Логопсихология) / Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005. – С. 227-267.

  2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1997.

  3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: Учебное пособие. – М., 2006. – 320с.

  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

  5. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с. – (Учебное пособие).


Дополнительная:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С.Цветковой. – М.-Воронеж, 2001.

  2. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.

  3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.

  4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.

  5. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

  6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб., 2004. – 144с.

  7. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с. (Специальная психология).

  8. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология – 1993, № 1, с. 47 – 52.

  9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М., 1968.

  10. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.

  11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

  12. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. Соч.; В 6т.-М., 1981.-Т.2.

  13. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология, 1983. - № 4. - С. 16-22.

  14. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

  15. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1998. – 256 с.

  16. Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией. Речевые расстройства у детей и методы их устранения. - М, 1978. - С. 45-54.

  17. Гуровец Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия / Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. проф. С.С.Ляпидевского и доц. С.Н.Шаховской. – М., 1975. – С. 11 – 22.

  18. Демьянов Ю.Г. Расстройства речи и патология психической деятельности // В сб. Принципы и методы логопедической работы. – Л., 1984.

  19. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций – СПб., 2002.

  20. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - М., Просвещение, 1991.

  21. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994.

  22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

  23. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986

  24. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период). – Иваново, 1983.

  25. Калягин В. А. Характеристика внимания больных с заиканием // Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова – 1983, № 12.

  26. Калягин В.А. Основные свойства внимания у взрослых заикающихся // Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 1986. – С. 29 - 34.

  27. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979.

  28. Кондратов С.П., Дьякова С.В. Проблемы психологической реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба / Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. – М., 2002. – С. 137 – 139.

  29. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей – СПб.,1995.

  30. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997.

  31. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб., 2006.

  32. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции младших школьников. - С.-Петербург, 1998.

  33. Лалаева Р.И.Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы – М., 1978.

  34. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. – 1975, №2.

  35. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М., 1997.

  36. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.

  37. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  38. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.

  39. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: МГУ, 1962 (1969).

  40. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартриий и функциональной дислалией / Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969. – С. 79 – 91.

  41. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

  42. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелым расстройством речи //Дефектология, 1976, №1, с.29 – 35.

  43. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

  44. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972. – 232 с. (Статьи Н.И. Жинкина, Р.А. Беловой-Давид, А.Я. Ивановой и Э.С. Мандрусовой).

  45. Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии// Вопросы психологии-1985, № 2, с 127-133.

  46. Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопросы психологии. – 1985.- № 2.- С. 127-133.

  47. Нодельман В.И. Анализ механизмов трудностей развития письменной речи. / В.И. Нодельман. – Изд. 2-е, стереотип. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 2006. – 86 с.

  48. Овчинникова Т.С. Анализ умственной работоспособности детей с речевыми нарушениями // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Образование, 1996. - С. 123-128.

  49. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб.: Образование, 1994. - С. 140-145.

  50. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

  51. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. / Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.

  52. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития.// Дефектология, 1993, № 5, с. 3 –11.

  53. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. – 1993, № 5. – С. 3-10.

  54. Проблемы речевого поведения (Материалы Всероссийской конференции), 1994.

  55. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х т. / Под ред. В.В.Лебединского. – М.: МГУ,2002.

  56. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

  57. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции / Сб.науч.трудов. – СПб.,1994.

  58. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи у младших школьников» – М., Просвещение, 1983.

  59. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 1994.

  60. Селиверстов В.И. К вопросу о психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте.// Учитель - дефектолог. – М.,1989.

  61. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с. – (Библиотека психолога-практика).

  62. Сергеева Г.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией.//Дефектология, 1973, №3, с. 21 – 25.

  63. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология, 1996, № 1, с. 62 – 67.

  64. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности.//Дефектология – 1996, №6.

  65. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: ACADEMIA, 2001.

  66. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.

  67. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.

  68. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. особенности произвольного внимания детей с моторной алалией./ Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

  69. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи./ Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982.

  70. Усанова О.Н., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи./ Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М., 1987.

  71. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста//Дефектология – 1985, №4.

  72. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).

  73. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1994, № 2. – С. 9-13.

  74. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.

  75. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.

  76. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987.

  77. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.

  78. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

  79. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991. – 240 с. Раздел IΙI (Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М. Онтогенез речи и формирование языковой способности человека).

  80. Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи. // Дефектология – 1993, № 4, с. 8 – 13.

  81. Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» – М., Просвещение, 1984.

  82. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница