Программа учебной дисциплины " Деловое общение "



Скачать 135.5 Kb.
Дата28.04.2016
Размер135.5 Kb.




Программа учебной дисциплины

Деловое общение ”


Количество часов на дисциплину: 130

Количество аудиторных часов на дисциплину: 64

Количество часов на самостоятельную работу: 66


Цель дисциплины:

формирование и совершенствование навыков владения деловым общением, применение техник и технологий общения, рассчитанных на эффективный результат в решении деловой проблемы.


Основные задачи дисциплины:
–– сформировать у студентов навыки делового общения в самых различных коммуникативных сферах;

–– познакомить с системой норм делового общения;

–– обучить корректно строить деловое общение соответственно с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

–– научить осмысливать свою речевую практику делового общения, уметь анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника;

–– сформировать коммуникативную компетентность в деловом общении.
Результаты освоения дисциплины:

В соответствии с направленностью дисциплины в результате изучения студент должен овладеть следующими такими профессиональными компетенциями:

– информационно-коммуникативная компетентность;

– компетентность общения с различными категориями людей;

– языковая и речевая компетенция делового общения.
Принципы отбора содержания и организация учебного материала дисциплины:

гуманизма образования, предполагающего выявление возможностей самовоспитания и самообразования, пути развития способностей к педагогической деятельности;

гуманитаризации, определяющего тенденции интеграции знаний в сфере человекознания (педагогика, психология, культурология, философия, профессиология, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.).

дополнительности, характеризующего взаимодействие различных

форм педагогического знания: обыденного, научного.
В результате студент должен
иметь представление:

 о социально-психологические процессы делового общения;

–– о построении взаимоотношений с людьми;

–– психологических характеристиках деловых партнеров;

–– многомерности личности делового партнера;

–– технике общения;

–– о манипулятивных технологиях;

–– имидже делового человека;


знать:

 структуру делового общения;

–– компоненты деловой беседы;

–– особенности речи в деловом общении;

–– системы психики личности в деловом общении;
уметь:

–– видеть и исправлять грамматические ошибки в речи;

–– правильно указывать употребленную в тексте фигуру речи;

–– определять, к какому типу речи относятся те или иные слова текста;

–– правильно произносить слова;

–– определять тип связи предложений;

–– находить в тексте случаи грамматического и лексического нарушения сочетаемости;

–– вести себя согласно речевому этикету;

–– пользоваться различными словарями;

–– логично выстраивать текст, пользуясь разными типами связи предложений;


иметь навыки:

–– построения взаимоотношений с людьми;

–– умений слушать собеседника;

–– начала разговора, установления контакта;

–– разговора о ситуации, разговора о собеседнике;

–– задавания открытых и закрытых вопросов ;

–– понимания делового метаязыка.

Рубежный контроль предусматривается после 8-й недели обучения. Рубежный контроль осуществляется в виде контрольной работы, защиты реферата, выполнения другого конкретного задания (теста). Пересдача рубежного контроля не допускается. В том случае, если студент по уважительной причине пропустил контрольное занятие, то проверка его знаний осуществляется за пределами учебного времени (во время консультации) только по разрешению деканата.


Основное содержание дисциплины:

Тема 1.Социально-психологические аспекты делового общения

Роль и сущность общения. Цели и функции общения. Общение как прагматическая необходимость. Главные правила общения и поведения в современном обществе.
Тема 2. Социально-психологические процессы делового общения.

Системная модель делового общения. Фазы делового общения: перцептивная (создание целостного образа), когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная), информационно-коммуникативная, интерактивная.


Тема 3. Этикет делового общения

Правила общения и поведения. Этикет в общении. Этикет и внешность. Поведение в общественных местах. Этикет особого случая. Деловой этикет. Работа. Деловые встречи. Этикет переговоров. Гостевой этикет. Национальный этикет.


Тема 4. Основы построения взаимоотношений с людьми.

Мораль и этика делового общения. Основы поведения людей. Опыт, полученный в процессе обучения. Общественное мнение. Сферы общения. Психологические типы людей. Признаки уверенности в себе. Метод Майерс-Бриггс. Метод Берна. Мотивация поведения человека. Психологические игры. Драматический треугольник. Обращенность к партнеру


Тема 5. Психологические характеристики деловых партнеров.

Способности в деловом общении. Эмоции и темперамент в деловом общении. Характер и волевые качества в деловом общении. Мотивации в деловом общении.


Тема 6. Многомерность личности делового партнера.

Структура психики делового партнера. Бессознательные психические процессы. Ошибочные действия в деловом общении. Роль бессознательного в нравственном регулировании делового общения. Подсознательное в деловом общении. Психические функции деловых партнеров. Коллективное бессознательное в деловом общении. Архетип Совести в деловом общении. Системы психики личности в деловом общении.


Тема 7. Техника общения. Структура делового общения.

Вербальная и невербальная информация. Начало разговора. Установление контакта. Разговор о ситуации. Разговор о собеседнике. Разговор о себе. Техника поддержания разговора. Техника кивка. Умение слушать – путь к успеху. Умение задавать вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Практическое применение вопросов.


Тема 8. Техника делового общения. Компоненты беседы.

Самораскрытие. Клише стандартного начала разговора. Факты для установления прочных отношений. Обмен мнениями. Выражение чувств как доверие к собеседнику. Проблемы самораскрытия. Формирование искаженного образа. Недоверие. Формирование доверия. Пассивность в общении. Дуальная перспектива. Откровенность. Принцип минимума. Внешнее проявление чувств. Ситуация отказа и речевые формулы. Восприятие критики. Конструктивная альтернатива. Похвала. Искусство комплимента. Нейтрализация попыток манипуляций. Правила и запреты, обеспечивающие результативность контактов.


Тема 9. Техника делового общения. Речь в деловом общении.

Простота и доступность. Слова и эмоциональная нагрузка. Техника речи. Метаязык. Метаязык одного слова. Метаязык двух слов. Популярный метаязык. Деловой метаязык. Политический метаязык. Рекомендации по использованию метаязыка. "Вы-утверждение" и "Я-утверждение". Особенности использования местоимений. Технические возможности речи в конкретных ситуациях. Поиск реальных возражений. Методика нейтрализации возражений. Техника ответа на возражения. Преодоление трудностей и решение проблем.


Тема 10. Манипулятивные технологии.

Функции лжи. Виды обманов. Суждения и реальность. Объективное отношение к реальности. Некоторые распространенные заблуждения о реальности. Внутренний покой. Рекомендации по исключению деструктивных суждений. Технология обмана. Модели поведения для нейтрализации попыток манипуляций. Методика выхода из конфликтной ситуации.


Тема 11. Имидж делового человека.

Формирование имиджа делового человека. Внешний облик. Поведение делового человека. Портрет преуспевающего делового человека.


Организация самостоятельной работы

Темы для самостоятельной проработки и семинара:
1. Восприятие критики. Конструктивная альтернатива.

2. Похвала. Искусство комплимента.

3. Особенности делового общения в межкультурной коммуникации.

4. Имидж делового человека.


Распределение учебного времени по темам и видам занятий

Очное отделение






п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

РГЗ

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

1

Социально-психологические аспекты делового общения

2




2






















3




Социально-психологические

Процессы делового общения



2




2






















3

2

Этикет делового общения

2




2






















6

3

Психология делового общения

2




2






















6

4

Основы построения взаимоотношений с людьми.

4




4






















6

5

Психологические характеристики деловых партнеров.

2




2






















6

6

Многомерность личности делового партнера.

2




2






















6

7

Техника общения. Структура делового общения.

8




8






















6

8

Техника делового общения. Компоненты беседы.

2




2






















6

9

Техника делового общения. Речь в деловом общении.

2




2






















6

10

Манипулятивные технологии.

2




2






















6

11

Имидж делового человека.

2




2






















6





Итого

32




32






















66

Распределение учебного времени по темам и видам занятий
Заочное отделение


п/п


Раздел дисциплины

Лекции

Лабораторная раб.

Практическая раб.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

РГЗ

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам. работы


Итого сам. Работы

I.

1.


Предмет «Деловое общение». Социально-психологические процессы делового общения.

2




1






















28

2.

Основы построения взаимоотношений с людьми.

Психологические характеристики деловых партнеров.



2





1






















28

3


Многомерность личности делового партнера.

Техника общения. Структура делового общения.



2




1






















29

4

Техника делового общения. Компоненты беседы.

Техника делового общения. Речь в деловом общении.

Манипулятивные технологии.

Имидж делового человека.



2




1






















29




ИТОГО:

8




4






















114




Основные понятия дисциплины:
Системная модель делового общения, перцепция, когнитивная фаза, аффективность, информационно-коммуникативная фаза общения, интерактивность, этикет переговоров, гостевой этикет, национальный этикет,

конструктивная альтернатива, метаязык, психологические типы людей.


Примерные темы рефератов:

  1. Имидж и этикет делового человека.

  2. НЛП современные психотехнологии.

  3. Деловой этикет.

  4. Манипуляции в общении и их нейтрализация.

  5. Язык разговора.

  6. Основы построения взаимоотношений с людьми.

  7. Методы делового общения.

  8. Психологические игры.

  9. Психологические характеристики деловых партнеров.

  10. Многомерность личности делового партнера.

  11. Системы психики личности в деловом общении.

  12. Структура делового общения.

  13. Беседа в деловом общении.

  14. Портрет преуспевающего делового человека.

  15. Метаязык в деловом общении.

  16. Харизматическая личность в деловом общении.

  17. Деловой разговор по телефону.

  18. Деловая женщина.

  19. Коммерческие письма.

  20. Речь в деловом общении.

  21. Переговоры как составная часть делового общения.

  22. Аргументация и спор.

  23. Деловые взаимоотношения в коллективе.

  24. Типы взаимоотношений в коллективе.

  25. Этика делового общения.

  26. Стили руководства в деловом общении.

  27. Деловое взаимоотношение личности и коллектива


Рекомендуемая литература
Основная литература

1.Деловое общение: Учебное пособие, Кузнецов И.Н., Дашков и К, 2012 г.

2.Деловое общение: учебное пособие, Титова Л.Г., ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.

Дополнительная литература

1. Психология и этика делового общения: учебник, ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.

2.Технологии делового общения: учебное пособие, Титова Л.Г., ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.

Автор и составитель программы дисциплины “Деловое общение ” Вишнякова С.А., зав. кафедрой филологии, профессор.

Программа составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры филологии
Протокол №___ от __ _______2011 г.__

Заведующая кафедрой



____________/Вишнякова С.А.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница