Программа технической направленности «Школьное телевидение и радио. Основы журналистики»



Скачать 323.5 Kb.
Дата27.04.2016
Размер323.5 Kb.
ТипПрограмма


Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Школьное телевидение и радио. Основы журналистики».


Разработчики:

Бучкова С.С.педагог – организатор 1 кв. категории,

Петряшова О.В. педагог – организатор,

Сакулина Л.В. учитель информатики высшей кв. категории.

с. Кичменгский Городок

2015 год
Пояснительная записка.

Средства массовой информации играют огромную роль в формировании и в воспитании человека. Гипноз экранных средств массовой коммуникации, близкое к наркотическому воздействие телевидения и компьютерных игр являются в основном предметом опасений по поводу будущего человечества. Однако эти же настораживающие свойства экрана вполне могут быть использованы на благо образования. Именно сила эмоционального взаимодействия подростков с экранной реальностью дает нам основание попробовать через творчество

в этой области бороться с пассивным, автоматическим восприятием. Именно сейчас видеосъемка становится явлением по-настоящему массовым, поэтому обучение в этой области необходимо - иначе активность подростков выльется в подражание стереотипам, а это может плохо повлиять на само стремление к творчеству.

Необходимость данной программы обусловлена тем, что современной школе необходимо дать дополнительную возможность реализовать творческий потенциал подростка, зачастую мало востребованный даже в интенсивном учебном процессе. Необходимо помнить, что наиболее эффективным способом обработки и освоения практически любой информации было и остается творчество, иначе говоря, изучение только "ремесла", технологии видеосъемки отнюдь не является панацеей от всех бед. У творчества свои законы; в данной программе акцент на развитие творческих способностей предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, учитывая творческий потенциал, личные качества, уровень обучаемости.

Настоящая программа социально-педагогического направления и подразумевает как индивидуальные, так и коллективные формы работы. При этом в индивидуальных формах работы (выполнение творческих заданий, самостоятельные съемки и т.п.) рассматриваются новизна, творческие находки, поиск интересных материалов, фантазия... В коллективных же формах работы используем именно моменты «ремесла» - четкость и ясность языка при реализации творческого замысла, доступность реализуемой

идеи, правильность соблюдения специальных технологических инструкций; это позволит ученикам осознать свои творческие позиции и попытаться освоить творчество в «жесткой» системе подачи информации, которая является одним из признаков системы современных информационных коммуникаций - массовой печати, телевидения, радио, компьютерных сетей.

Эти занятия включают в себя три обязательных элемента: творческая (театрально - игровая) разминка; освоение необходимой теоретической базы; выполнение специальных заданий, показ и обсуждение результатов.

Кружок предназначен для учащихся, занимающихся подготовкой телепередач школьного телевидения и материалов для школьной прессы.



Актуальность разработки данной программы связана с активным влиянием средств массовой информации на формирование жизненных позиции и приоритетов подростков, а посему и с необходимостью создания системы подготовки дифференцированного восприятия информации подрастающим поколением, способностью анализировать и делать выводы.
Новизна программы:
программа осваивается непосредственно через практическую деятельность – создание и выпуск школьных новостей, теоретический базис основ журналистики постигается на практике: через написание статей, заметок, репортажей, интервью, эссе; программа дает возможность каждому воспитаннику не только освоить технологию создания журналистского произведения, но и попробовать себя в качестве журналиста, фотокорреспондента, диктора, редактора в редакционном коллективе.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что благодаря практической деятельности, воспитанники приобретают необходимые знания, умения и навыки в новой области, знакомятся и осваивают новый вид деятельности, которая помогает воспитать ценные личностные качества: коммуникабельность, любознательность, отзывчивость, ответственность. Воспитанники имеют элементарные познания о технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета, тележурналистике, владеет основами видеомонтажа в программах Pinacle Studio и Adobe Premiere, а также знаком в общем с программами Gimp, Adobe Photoshop.

Цель образовательной программы:

Используя современные технологии, пополнить школьную коллекцию традиционных мероприятий не только видеосъемками, но и созданными видеосюжетами, совершенствовать навыки работы с аудио-видео-аппаратурой и компьютером, умения писать тексты к сюжетам, отрабатывать дикторскую речь.



Задачи:

- развитие умения устного выступления;

- развитие умения  письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей;

- сформировать умение свободно и понятно для других выражать в устном и письменном слове свои мысли и чувства;

- сформировать умение находить общий язык со сверстниками и людьми разного возраста;

- предоставить возможность реализоваться способности творчески мыслить и творчески подходить к выполнению любого дела;

- воспитывать чувство ответственности перед людьми за произнесенное или написанное слово;

- приобщить к совместной деятельности, научить детей и подростков работать в команде;

- научить избегать конфликтов и разногласий в процессе совместного творчества;

- научить собирать, анализировать и обобщать информацию о школьной жизни;

- научить творчески (в зависимости от поставленной задачи) обрабатывать фото и видео в графических редакторах.

- научить основам видеосъёмки, видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания видеофильма.



Отличительные особенности данной программы:

Программа предполагает освоение занимающимися базовых понятий литературы и журналистики, а также занимающиеся работают в редакции школьной газеты и обеспечивают материалом каждый выпуск школьных новостей.



Количество обучающихся: не более 15 человек

Срок реализации программы:1 учебный год.  

Режим  занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа + модуль «Видеосъемка и видеомонтаж» (34 ч)



Ожидаемые результаты:

Знать:

1. Что такое источники информации и их виды.

2. Где искать новую информацию и применять её в жизни.

3. Обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области публицистики.

4.Как пользоваться фото и видео камерой.

Уметь:

1.Задавать вопросы (по теме, по смыслу)

2.Ориентироваться в большом объеме информации, выделять наиболее важное

3. Писать статьи, заметки, репортажи, отзывы, комментарии

4. Интервьюировать собеседника

5. Снимать короткие фоторепортажи

6. Снимать короткие видеорепортажи на заданную тему. Работать с видеокамерой и делать короткие видеосюжеты.

7.Монтировать простые видеосюжеты, пользоваться художественными приемами при обработке видео (цветокоррекция, кадрирование, переходы, эффекты, наложение музыки, создание титров)



Формы и методы занятий:

* лекция,

* групповое занятие,

* индивидуальное занятие,

* демонстрация-объяснение,

* практическое занятие,

* съёмки телепрограмм и репортажей для печатных изданий.

Способы определения результативности:


  1. Устный опрос

  2. Наблюдение

  3. Анализ работ

  4. Контроль

  5. Тренировочные упражнения

  6. Ролевые игры.

Формы подведения итогов по разделам:

- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;

- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;

- участие в презентации «Портфель творческих успехов».



- беседа, контрольное задание, зачетное упражнение конкурс, наблюдение, презентация.

Учебно-тематический план занятий.





п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение в предмет журналистики.

7

1.1

Терминология

1

-

1.2

Исторические справки

1

-

1.3

Презентация себя

1

1

1.4

Презентация другого лица

1

1

1.5

Репортаж о происходящем сейчас

1




2.

Поэзия

5

2.1

Что такое поэзия?

1

-

2.2

Различие с прозой: разница в подаче информации, цель

1

-

2.3

Форма: понятие формы, размер (ритмический рисунок)

1

1

2.4

Игра «Весёлая рифма»

-

1

3.

Проза.

4

3.1

Виды литературных форм: рассказ, повесть, роман

1

1

3.2

Творческая лаборатория «Сочинялка»

-

2

4

Литературно-развивающие игры

5

4.1

Играем в шарады

-

1

4.2

Угадываем анаграммы

-

1

4.3

Непредсказуемые омонимы

-

1

4.4

Марафон эпитетов

-

1

4.5

В стране русских пословиц и поговорок

-

1

5.

Итоговое творческое задание

1

6.

Постановка речи

3

7.

Подготовка материалов для школьных новостей

9




Всего:

34


Содержание программы (Всего 34 часа)
Тема 1: Введение в предмет журналистики. 7 часов

Знакомство с терминами (понятиями) языка журналистики. История возникновения и становления журналистики.

Презентация себя, другого лица, предмета – своеобразный тренинг, где ребенок рассказывает о себе (как он видит себя), о ком-то другом (кого хорошо знает), о неодушевленном, но тоже существе и о том, что ему так понравилось читать или слушать

Репортаж о происходящем похож на песню «что вижу, о том пою». Пробы.



Тема 2: Поэзия. 5 часов

Сложное понятие «поэзия» оказывается очень интересным творческим делом, которое

так помогает развиваться творческому началу личности

Тема 3: Проза. 4 часов

Знакомство с видами литературных форм – рассказом, повестью, романом.

Творческая лаборатория «Сочинялка» (Проба пера)

Тема 4: Литературно-развивающие игры. 5 часов

Игры помогают усваивать сложный информационный материал. Играя дети не бояться сделать ошибку, а, следовательно, они свободны в своем творчестве. Шарады, анаграммы, метаграммы, омонимы, эпитеты, пословицы и поговорки способствуют развитию чуткости к слову, а также внимания.



Тема 5: Итоговое творческое задание. 1 час

Учащиеся пишут по выбору (тема) одну или несколько малых литературных форм



Тема 9: Постановка речи. 3 часов

Разучивание произведений наизусть; коррекция чтения, выступления на сцене; речевые упражнения (скороговорки)



Тема 10: Подготовка материалов для школьных новостей. 9 часов

Написание, обсуждение и редактирование своих работ.



Модуль «Видеосъемка и видеомонтаж»

Основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).



Учебно-тематический план.




Тема

Количество часов

Теория


Практика


Всего



Техника безопасности. Введение в программу


1

-

1



Видеооборудование.

Техническое устройство и принцип работы видеокамеры.



1



1




Основы работы с видеокамерой





1

1



Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео.

1

1

2




Структура видеофильма


1

1

2



Различные виды съемок


1

1

2



Основы композиции кадра.


1

2

3



Видеомонтаж в программе Windows Movie Maker

1

2

3



Нелинейный видеомонтаж в программах Pinnacle Studio или Adobe Premiere

2

3

5




Творческий проект


2

11

13



Заключительное занятие.


1

-

1

Всего учебных часов в год:


12

22

34

Содержание обучения.


Учебная тема

Содержание

Знания, умения, навыки

Теория

Практика

Техника безопасности Введение в программу

Техника безопасности при работе с компьютером, техника противопожарной безопасности, правила поведения на занятии, правила поведения на дороге.

Основные темы изучения: история развития кинематографа, драматургия фильма, основные этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания.






Знать правила техники безопасности при работе на компьютере, действия при пожарной тревоге, правила внутреннего распорядка в объединении, правила безопасного поведения на дороге.
Знать о предстоящих темах обучения.

Видеооборудование.

Техническое устройство и принцип работы видеокамеры.




Сведения общего характера об оборудовании, используемом для производства фильмов в домашних условиях (видеокамера, компьютер). Системы цветного телевидения. Устройство и принцип работы видеокамеры.

Советы по выбору видеокамеры.



Индивидуальное изучение панели управления видеокамеры.

Знать о необходимом оборудовании, используемом для создания видеофильмов. Знать устройство видеокамеры (оптическая система, видоискатель, стабилизатор, источник питания, входы и выходы камеры, ручные регулировки, трансфокатор).

Уметь выбрать видеокамеру.




Основы работы с видеокамерой


Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы с видеокамерой. Знакомство с инструкцией. Включение и настройка «баланса белого».

Настройка режима съемки (автомат, ручная съемка).




Отработка правильного ручного захвата камеры и порядка действий при включении камеры.

Уметь правильно держать видеокамеру в соответствии с принципом «треугольника силы».

Знать и уметь последовательность действий при включении камеры (открыть объектив, включить, настроить «баланс белого», настроить режим съемки).




Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео.

Три составляющие видеофильма: техническое совершенство, художественная выразительность, ясность содержания.

Выразительные средства видео. Примеры использования выразительных средств видео.



Упражнения на точку съемки, планы, ракурс, диагональные композиции.

Знать основы применения выразительных средств видео: точки съемки, раскадровки, общего, среднего, крупного планов, деталей, ракурса, композиции кадра, правила трех планов, фокусного расстояния, света и цвета, движения камеры, звука, монтажных средств.

Уметь выбрать точку съемки, ракурс. Уметь строить диагональные композиции.



Структура видеофильма.

Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды конфликта.

Игра «Сказка».

Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток.



Знать основные понятия структуры фильма, их последовательность. Знать и применять правила развития сюжета. Знать, что такое конфликт и его значение.

Различные виды съемок.

Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта.

Съемка движущейся камерой.



Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу на съемку пейзажа.

Упражнения на применение наезда, отъезда, панорамирования.



Знать и уметь применять основные правила съемки интерьера, пейзажа, портрета (женского, детского), натюрморта.



Основы композиции кадра.

Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Освещенность. Отображение пространства. Размещение человека на экране.




Знать основные правила композиции кадра, линии и точки естественного внимания, освещенность, цветовое решение, планы размещения человека на экране (крупный, средний, половинный, детальный, общий, дальний). Уметь применять их при компоновке кадра во время съемки.

Видеомонтаж в программе Windows Movie Maker

Знакомство с программой. Захват видео. Проигрыватель и Альбом. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма.

Видеоуроки.



Просмотр видеоуроков и упражнения с программой

Знать интерфейс программы Уметь работать в ней: Делать захват видеосигнала с видеокамеры, сохранять и просматривать видео; уметь делать базовые операции монтажа (разделение дорожки на части, компоновка частей, подрезка краев клипов, просмотр на линии времени);

автоматическое создание музыкального видео; способы добавления переходов между кадрами; применение видеоэффектов («старое кино», «картинка в картинке», «ключ цветности»); работа со статическими изображениями; создание титров; добавление звука в проект, работа с аудиоклипами; создание меню и базовые действия с ним (разделы, переходы, кнопки); вывод фильма в подходящем формате (avi, dvd, mpg).



Нелинейный видеомонтаж в программах Pinnacle Studio или Adobe Premiere.

Знакомство с программами. Захват видео. Проигрыватель и Альбом. Монтаж видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры. Монтаж звука. Меню. Вывод фильма.

Видеоуроки.



Просмотр видеоуроков и упражнения с программами Pinnacle Studio и Adobe Premiere.

Знать интерфейсы программ Pinnacle Studio и Adobe Premiere. Уметь работать в них: Делать захват видеосигнала с видеокамеры, сохранять и просматривать видео; уметь делать базовые операции монтажа (разделение дорожки на части, компоновка частей, подрезка краев клипов, просмотр на линии времени);

автоматическое создание музыкального видео; способы добавления переходов между кадрами; применение видеоэффектов («старое кино», «картинка в картинке», «ключ цветности»); работа со статическими изображениями; создание титров; добавление звука в проект, работа с аудиоклипами; создание меню и базовые действия с ним (разделы, переходы, кнопки); вывод фильма в подходящем формате (avi, dvd, mpg).



Творческий проект

Обсуждение идей. Сценарная заявка. Литературный и режиссерский сценарий. Подготовка съемок.


Написание сценарной заявки, разработка литературного и режиссерского сценария. Съемки. Монтаж. Просмотр проектов. Обсуждение.


Знать алгоритм создания творческого проекта и уметь его реализовать на практике.

Заключительное занятие

Подведение итогов года. Диагностика освоения программы




Знать историю развития кинематографа, драматургию фильма, основные этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания в программах Pinnacle Studio и Adobe Premiere.

Реализовать свой творческий видеопроект.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для педагога



  1. Джон Кин. « Работа современного репортера»  МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  2. Засурский Я.Н « Система средств массовой информации России»  МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики .

  3. Кеворков В.В. Рекламный текст. -М., 1996.

  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

  5. Маленкова Л.И.  Человековедение. М., 1993.

  6. Николюкин А.Н.  Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001

  7. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  8. Аитова Л.В. 100% самоучитель. Pinnacle Studio 11: профессиональный видеомонтаж. Русская версия. – М.: Технолоджи, 2008 – 288 с.

  9. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с.

  10. Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.: Майор, 2004. – 208 с.

  11. Смирнов Н.В. Азбука видео для учителей и всех, всех, всех – СПб.: «Лицей», 1998. – 73 с.

Для обучаемых

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.

  2. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

  3. Розенталь Д.Э.  Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988

  4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

  5. Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990

  6. . Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;

  7. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый фильм в Pinnacle Studio/Studio Plus version 10.5 (+ CD-ROM) . – Изд-во НТ-Пресс, 2007. - 304 с.;

  8. Щербаков Ю.В. "Сам себе и оператор, сам себе и режиссер" М.: Феникс, 2000 – 448 с.

 

 .


Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница