Программа среднесрочных курсов повышения квалификации для преподавателей и руководителей воскресных школ



Скачать 124.52 Kb.
Дата20.04.2016
Размер124.52 Kb.
ТипПрограмма
Выксунская Епархия Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

Павловское благочиние
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

Павлово, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Постановка проблемы. Мониторинг и анализ наличного состояния кадров, осуществляющих образовательную, религиозно просветительскую деятельность и деятельность по духовно-нравственному воспитанию на территории Павловского благочиния позволил выявить следующую проблему:

недостаточное количество руководителей, преподавателей воскресных школ, имеет углубленную православно-образовательную подготовку. В основном, это педагоги, имеющие светское педагогическое образование и окончившие катехизаторские курсы при Павловском благочинии, либо иные специальные курсы по преподаванию основ Православия.

Особенностью системы духовного образования в Павловском благочинии является то, что должности руководителей и преподавателей воскресных школ замещаются по совместительству (редуктивность).

Целеполагание. Целью курсов является повышение компетентности субъектов образовательного процесса в области духовного образования, являющегося органической и неотъемлемой частью системы образования в России современного периода.

Задачи курсов:


  1. Повышение уровня компетентности руководителей и преподавателей воскресных школ всех типов в области богословских и церковно-исторических дисциплин

  2. Повышение уровня педагогической и методической грамотности руководителей и преподавателей воскресных школ всех типов

  3. Формирование и развитие навыков работы с IT у преподавателей и рукокодителей воскресных школ всех типов


Нормативное обоснование. Нормативную базу программы курсов составляют следующие документы:

  • Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации

  • Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов

  • Примерная основная образовательная программа по подготовке преподавателей воскресных школ в рамках подготовки катехизаторов (среднесрочные курсы) (от 30 ноября 2012 г.).

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Издание приказа о начале работы курсов, назначение куратора курсов

3. Разработка графика работы курсов

2. Оповещение педегогов и руководителей воскресных школ

3. Размещение информации (программы курсов и графика их работы) на сайте Павловского благочиния

4. Подача заявок на обучение (посредством электронной почты)

5. Поданые заявки комплектуются в текущий делопроизводственный комплекс

6. Формирование группы (списка, оценочных ведомостей)

4. Любой обучающийся может по требованию получить справку об обучении на курсах

5. Каждый обучающийся получает (по электронной почте, либо на электронном носителе) учебно-методический комплект по каждой учебной дисциплине, который включает учебную программу, тематический план, методические рекомендации, дидактические материалы (конспекты лекций, ссылки на Интернет-ресурсы, списки рекомендуемой литературы и источников, иные дидактические материалы), тематику рефератов.

6. Учебно-методические комплекты разрабатываются преподавателями курсов.

7. Отчетность обучающихся – рефераты по учебным дисциплинам, высылаемые на электронный адрес куратора курсов (он, в свою очередь, рассылает работы на проверку преподавателям). Результаты заносятся в ведомости, являющиеся частью делопроизводственного комплекса.

8. Часы учебного плана осваиваются в форме установочных лекций и консультаций (в том числе, с помощью различных видов IT).

9. Итоговая отчетность – квалификационная работа. Темы работ должны быть междисциплинарными, в них должны учитываться дидактические единицы программы курсов, упор делается на профиль обучения, соответственно, в разработке участвуют все преподаватели курсов.

10. Тематика работ доводится до сведения обучающихся на курсах куратором, обучающиеся в недельный срок должны известить куратора курсов о выбранной теме квалификационной работы. Для проверки и утверждения квалификационная работа пересылается куратором преподавателю, за которым закреплен данный обучающийся. Обучающиеся защищают квалификационные работы в установленный срок. Результаты выполнения и защиты квалификационных работ заносятся в ведомости, являющиеся частью делопроизводственного комплекса.

11. По завершении обучения, выпускники получают сертификат утвержденного образца.



ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННЫМ РАБОТАМ

1. Требования к рефератам

  1. Объем – не более 10 листов стандартного приложения Microsoft Word (1993-2007), кегль 14, интервал 1,5.

  2. Соблюдение структуры работы (введение, основная часть, выводы).

  3. Полнота раскрытия темы.

  4. Наличие собственного видения темы, возможно, в форме постановки проблем.

  5. Лучшие работы, с согласия авторов, публикуются на сайте Павловского благочиния.


2. Требования к квалификационым работам

  1. Объем – не более 30 листов стандартного приложения Microsoft Word (1993-2007), кегль 14, интервал 1,5.

  2. Соблюдение структуры работы (введение, основная часть, выводы).

  3. Полнота раскрытия темы.

  4. Наличие собственного видения темы, возможно, в форме постановки проблем.

  5. Возможность практического применения работы

  6. Лучшие работы, с согласия авторов, публикуются на сайте Павловского благочиния.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСОВ

Выпускник должен обладать следующими компетенциями (К):

готовностью и способностью:

1. Компетенции в области церковного образа жизни

  • сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах (К-1);

  • соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте (К-2);

  • преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К-3);

  • к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни (К-4);

  • к самооценке и самоконтролю (К-5);

2. Компетенции в области педагогической деятельности

  • применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К-16);

  • решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К-17);

  • разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К-18);


3. Компетенции в области организаторской деятельности

  • работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (К-19);


РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК КУРСОВ

Коды циклов и УД

Наименование циклов и учебных дисциплин

1неделя

17.03.14-23.03.14

2неделя

24.03.14-

30.03.14

3неделя

12.05.14-

18.05.14

4неделя

19.05.14-

25.05.14

5 неделя

09.06.14-

15.06.14

ОПВ. 00

Цикл «Основы православного вероучения»

36

36

0

0

0

ОПВ. 01

Катехизис

18

0

0

0

0

ОПВ. 02

Православная антропология.

18

0

0

0

0

ОПВ. 03

История Русской Православной Церкви.

0

18

0

0

0

ОПВ. 04

Церковнославянский язык.

0

18

0

0

0

КУВД. 00

Цикл «Катехизическая и учебно-воспитательная деятельность»

0

0

36

36

0

КУВД. 01

Основы православной педагогики.

0

0

18

0

0

КУВД. 02

Организация работы в воскресной школе для детей.

0

0

18

0

0

КУВД. 03

Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе

0

0

0

18

0

КУВД. 04

Особенности преподавания христианской этики в воскресной школе для детей.

0

0

0

18

0

ИА.00

Итоговая аттестация

0

0

0

0

36

ИА.01

Подготовка квалификационной работы

0

0

0

0

30

ИА.02

Защита квалификационной работы

0

0

0

0

6




Итого

36

36

36

36

36


ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Цикл «Основы православного вероучения»

Катехизис.

Предварительные понятия. Божественное Откровение. Символ веры. Молитва Господня. Заповеди блаженства. Декалог.



Православная антропология.

Творение человека. Образ и подобие Божии в человеке. Назначение человека и цель его жизни. Дух, душа и тело. Целостность человека. Личность человека. Грехопадение, последствие грехопадения. Христос – Новый Адам. Человек во Христе, антропологические аспекты учения о спасении. Церковь и обожение человека. О соотношении человеческой свободы и Божественной благодати. Учение о Браке. Семья — малая Церковь. Религиозное сознание, религиозное мышление и восприятие в свете святоотеческого наследия. Отличие истинного религиозного сознания от безрелигиозного и искаженного религиозного сознания. Основы аскетики. Антропологические основы в вопросах общей эсхатологии.



История Русской Православной Церкви.

От Крещения русского народа до нашествия монголов и усиления Северо-Восточной Руси (988-1237 гг.). От нашествия монголов и усиления Северо-Восточной Руси до разделения Русской Митрополии (1237-1461 гг.). Русская Церковь, разделенная на две митрополии (1461-1589 гг.). Патриарший период. (1589-1700 гг.). Синодальный период (1700-1917 гг.). История Русской Православной Церкви в ХХ веке и начале ХХI века.



Церковнославянский язык.

История создания и значение церковнославянского языка. Морфология, грамматика и синтаксис. Практикум по церковному чтению.



2. Цикл «Катехизическая и учебно-воспитательная деятельность»

Организация работы в воскресной школе для детей.

Особенности организации приходской воскресной школы для детей. Принципы организации духовно-нравственного микроклимата в воскресной школе. Литургический принцип устроения воспитательного процесса в воскресной школе. Роль духовника в воскресной школе. Церковные документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Положение о деятельности воскресных школ (основные положения). Стандарт учебно-воспитательной деятельности регулирующий деятельность воскресных школ. Виды воскресных школ, основные типологические отличия. Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. Учебный план, Государственное лицензирование воскресных школ (необходимость, нормативно-правовые аспекты лицензирования, пошаговая инструкция для получения лицензии на образовательную деятельность). Особенности организации дошкольной ступени в воскресной школе. Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста (основные положения). Особенности организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени. Основные особенности организации учебно-воспитательного процесса на основной ступени. Учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (основные учебные пособия, рабочие тетради, используемые в практике). Дополнительная часть учебно-воспитательного процесса (кружки, секции их место в учебно-воспитательном процессе). Принципы организация промежуточной и итоговой аттестации воспитанников воскресной школы. Требования к организации учебно-воспитательной деятельности (подбору кадров, материально-техническому и информационному обеспечению). Организация летнего отдыха воспитанников. Организация школьных, межшкольных, благочиннических, епархиальных мероприятий. Семейная воскресная школа.



Основы православной педагогики.

Теория христианского воспитания. Основные факторы и условия христианского воспитания. Принципы христианского воспитания. Формы и методы воспитательной работы. Принципы и методы обучения. Типы и виды уроков. Методы педагогической работы по усвоению религиозных знаний.



Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе

Особенности духовного воспитания дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков юношества. Формы, методы и методики проведения занятий по вероучительным дисциплинам с различными возрастными категориями детей. Стандарт необходимых вероучительных знаний и церковных навыков для воскресных школ. Анализ программ, пособий по духовно-нравственному воспитанию и православному образованию.



Особенности преподавания христианской этики

в воскресной школе для детей.

Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница