Программа спецкурса "стратегии коммуникации" по специальности 020100



Скачать 190.57 Kb.
Дата21.05.2016
Размер190.57 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры Онтологии и теории познания декан

философского факультета

Д.ф.н., проф. Ю.Н. Солонин

протокол от №

Заведующий кафедрой

Д.ф.н., проф. Липский Б.И

2. На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от №

Председатель методической комиссии
Д.ф.н., проф. В.С. Никоненко

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА “СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ”

по специальности 020100 (философы, вечернее отделение):

специализации 020102 (систематическая философия)

Автор

Д.ф.н., проф. Савчук В.В.


Рецензент: Д.ф.н., проф. Шилков Ю.М.

Санкт-Петербург 2003 г.


1. Организационно-методический раздел


    1. Цель изучения дисциплины: на примере смены стратегий коммуникации тематизировать актуальные проблемы, обусловливающие как теоретико-познавательные, так и гноселогические проблемы современности.

    2. Задачи курса: на основе всестороннего анализа понятия “коммуникация” и функций коммуникации провести деконструкцию современных стратегий сознания, способов построения социальных связей и конституирования власти.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Этот специальный курс является вспомогательным в подготовке профессионального философа, политолога и конфликтолога.



1.4. Требования к уровню освоения дисциплины “Стратегии коммуникации

— знать содержание излагаемого курса и уметь ориентроваться в различных стратегиях коммуникации, в том числе и в философском сообществе,

— иметь представление как об истории, так и современном состоянии информационного и посинформационного общества,

— теоретически овладеть и практически использовать знание о стратегиях коммуникации, используемых в свере медий и стратегий коммуникации на интеллектуальной сцене,


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *


Всего аудиторных занятий


34 ч. часов


из них: - лекций


34 часов


- практические занятия


нет


Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


85 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


119 часов

Изучение дисциплины по семестрам:

Дисциплина читается в течении одного семестра.

Форма итогового контроля – зачет


3. Содержание дисциплины

3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий
Введение.

Новые средства коммуникации создали новую социальную ситуацию. Своеобразие настоящего момента в культуре заключается в том, что сложившаяся ситуация целым рядом исследователей описывается не иначе, как в эсхатологических терминах. Его интенсивное осмысление философами приводит к взаимоисключающим выводам: о “конце истории”, “смерти автора”, “субъекта”, создании качественно “новой” среды, которая обуславливает “конец философии” (Н.Больц) или, напротив, о наступлении нового этапа развития разума (Ю.Хабермас и К.-О.Аппель). Сегодня, когда мир изменяется, — а иным видится, что и конституируется — средствами массовой информации, вновь стало актуальным осмысление природы, содержания и средств коммуникации, ее отличие от сообщения и т.д.

Парадоксальность и по целому ряду параметров проблематичность последствий распространения современных способов коммуникации вызывает к жизни рефлексию исторических стратегий коммуникации, анализ сознания субъекта традиционной эпохи. Новые виды коммуникации актуализируют механизм общения и сообщения догуттенберговской и гуттенберговской эпохи.

В спецкурсе “Стратегии коммуникации в постсовременности” предлагается на основе всестороннего анализа понятия “коммуникация” и функций коммуникации провести деконструкцию современных стратегий сознания, способов построения социальных связей и конституирования власти. Вспомогательным средством выступает рефлексия исторических способов коммуникации, архаических элементов сознания в современных способах передачи сообщения. Самостоятельная задача —рассмотрение коммуникации в виртуальном пространстве, способов самоидентификации и реализации желаний в сети. В заключение будет рассмотрена роль актуальных жанров искусства — фотографии, перформанса, видеоарта — как видов художественной рефлексии новой ситуации сообщения.

Издревле общество развивалось постольку, поскольку оно могло собрать, сохранить и передать потомкам знание. Но на этапе перехода от устной к письменной культуре сбор и сохранение превращаются в самоценность. Количество знаков превышает возможность индивидуального их прочтения. Объем усилий по фиксации и воспроизведению опыта уступает усилиям по декодированию знаков предшествующего опыта. Да и в самом процессе декодирования, как показывает исследование Деррика Керкхофа (институт Маклюэна), происходит качественное изменение механизма: "В психологической плоскости греческий алфавит (пример последовательного информационного кода) модифицировал одно из фундаментальных соотношений визуальной декодировки: предоставил преимущество процессам анализа последовательностей, которые локализованы в левом полушарии, над процессами распознавания форм, которые локализованы главным образом, если не исключительно, в правом полушарии". Акцент смещается на способность пропускать через себя непрерывные во времени и рассеченные на серии информации, а не на способность цельно проживать дискретные, не поддающиеся кодировке события жизни (сфера инородного, сакрального, трансцендентного).

Движение в направлении чтения поверх разросшегося знакового мира, выступающего сегодня в форме означающих, утративших связь с означаемыми, является предпосылкой постинформационного общества. И возможно, что такие связи установит само наше тело со всеми своими не учитываемыми и не просчитываемыми способами реагирования и способностями прожить те или иные состояния, ситуации, периоды (тело, например, лучше "помнит" опыт откровения, опыт боли, опыт собственного усилия).

Живя в так называемом информационном обществе, мы на самом деле существуем в эпоху удивительного дефицита информации. Называя нынешнее состояние общества информационным, мы, вслед за Ги Дебором (“Общество зрелищ”), предвосхитившим и Ф.Джеймисона, и Ж.Бодрийяра, и П.Вирилье, констатируем гипертрофированность аудио-визуальной информации в современной цивилизации. И, соответственно, то, что можно помыслить под постинформационным обществом не есть отказ от информации, а радикальная “переоценка ценности” иной, не аудио-визуальной информации: все то, что относится к тактильно-кожным ощущениям, обонянию, вкусу — в целом, всему тому, что именовалось истиной в аристотелевском смысле: “Истинное и ложное означают здесь следующее: истина есть удостоверение [как бы] на ощупь и сказывание, а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется незнание”.

Полагаю, в постинформационном обществе будут реинкарнированы ныне вытесненные и заблокированные способы получения контекстуальной или иным словом топологической “информации”, которая позволяла бы вступить в контакт с другим. Уже сегодня при этих потоках хронических открытий, изобретений и обогащений, ведущих к рассеиванию чувственности и не дающих возможности сделать паузу, войти в интимные отношения с созерцаемым или предъявляемым в искусстве произведением, появляется осознание самоценности медленного, подробного проживания (как переживания) фрагмента жизни. И, напротив, в доинформационную эпоху принято было отстаивать чистоту жанра, как это делал, к примеру, Осип Мандельштам: “Не требуйте от поэзии сугубой вещности, конкретности, материальности... К чему обязательно осязать перстами”. Балет утверждался в отказе от танца и пантомимы, живопись — от литературности, кино — от театра и т.д. Каждый вид искусства, отстаивая чистоту и специфику своего языка, не конвертируемого в другой, денонсирует молчаливые представления о целостности и объемности восприятия, — в том девизуализированном прочтении значения этого термина, — включающего все органы чувств, подобно тому, как об этом писал философ и религиозный поэт XVII в. Ангелус Силезиус: “Кто созерцает Бога, тот также и имеет вкус, чувствует, обоняет и слышит его”. Эту же мысль через два столетия повторил Ницше: “Иисус— как сладкий запах”. Отказ от архаической целостности переживания можно было увидеть в новой установке на искусство, послужившей исходной причиной несовпадения реакций этнографа, прослушавшего народную песню: “Какая красивая песня”, — и исполнительницы, которая ответила: “Да, очень грустная история”.

Чем больше объем и скорость получения информации, тем больше ощущается дефицит воли, дефицит невостребованной силы, дефицит тактильного прикосновения. Как заметил во “Внутреннем опыте” Жорж Батай: “Субъект — утомленный самим собой, почувствовав необходимость дойти до крайности, ищет экстаз, это так, но в нем нет воли к экстазу”. Чувство экстаза сегодня более чем редкость. Ослабевает воля — увеличивается дистанция. Обратим внимание и на то, как в соответствии с совершенствованием дальнодействия оружия, увеличивается физическая дистанция сражающихся и растет их эмоциональная отчужденность: последовательно падают все рыцарские, общечеловеческие и международные запреты на применение насилия и использование средств массового уничтожения. Война в виртуальной реальности окончательно и бесповоротно дисконтактна: здесь нет и не может быть ни запаха, ни пота и крови врага, ни подлинного триумфа, ни милости побежденному.

Реабилитация топоса и телесного опыта человека ведет к приобретению знания, имеющего свою собственную интонацию, собственный исторический контекст и тем вносит топологические черты в информационный ряд. (Нельзя пройти мимо терминологического затруднения: в языке часто используется термин информация, не различающий информацию информационного общества и тот опыт, который переживал, те знания, которые получал архаический человек во время, например, жертвоприношения, или то, что настигает современного, столкнувшегося с инородным). Симптоматично, например, что Г.-Г. Гадамер, описывая специфику гуманитарного познания, говорит не о познании, а об “опытном знании”, которое выражается не столько в понятиях, но в переживаниях, претерпевании, эмоциональном реагировании и, наконец, в образах. Во втором смысле человек не только безучастно познает мир, но обживает и осваивает его, ориентируется.) Придает передаваемому опыту энергию контекста или, по В.Беньямину, ауру. В этом случае тело начинает участвовать во всей своей полноте, подобно тому, как участвовало в сакральном пространстве мистерии, в котором оно освобождалось, раскрепощалось и возрождалось в культурных формах.



Тема 1. Понятие коммуникации

Коммуникация и информация. Атрибутивная и функциональная концепция информации. Судьба коммуникации в истории ее понятия. Философское понятие коммуникации в соотнесении с лингвистическими, педагогическими, социологическими и психологическими дефинициями. Естественноисторические предпосылки коммуникации (этологический аспект). Соотношение понятий коммуникация, общение (сообщение), взаимодействие, диалог. Классические концепции онтологии и коммуникации. Субъект-объектные отношения как матрица отношений просвещенного и непросвещенного сознания. Патернализм - условие коммуникации в классическом дискурсе. Рефлексивные и внерефлексивные аспекты коммуникации.



Тема 2. Предпосылки массовой коммуникации

Теория общественного договора как протагонист коммуникации. Технические предпосылки коммуникации. Коммуникация в традиционном обществе. Изменение структуры социальных отношений в постсовременности и трансформация формы коммуникации в обществе потребления. Коммуникация как практическое разрешение противоречия между технической деятельностью, технической организацией и символической деятельностью, символической организацией. Функции коммуникации: гносеологическая, информативная, экспрессивная, воспитательная, эстетическая и этическая, идеологическая.



Тема 3. Коммуникация в виртуальном пространстве

Информация и коммуникация. “Объективная” и “экзистенциальная” коммуникация по К. Ясперсу. Гиперреальность и коммуникация. Хитрость мирового техне. Технические посредники взаимодействия. Ситуация расщепления “атома” индивида на более мелкие “частицы” в поле компьютерных сетей и проблемы идентификации и коммуникации в новом контексте. Анонимность сообщений и дезориентация целей. Стерильность пространства коммуникации и иррациональность потоков сообщения. Реализация желаний в пространстве тотальной коммуникации. Понятие “Новая визуальность”. Иконический поворот.



Тема 4. Рациональные и внерациональные аспекты коммуникации

Логическая - гомогенная и дологическая, дорациональная - гетерогенная коммуникация. Исторические формы коммуникации. Ритуалы и жертвоприношения как способ коммуникации с сакральным в архаическом обществе: понятие “потлач” (М. Мосса), “трата” (Ж. Батая). Формы коммуникации в традиционном обществе. Образование “галактики Гуттенберга. Наука, власть и коммуникация. Массовое производство и массовое общество. Формы трансформации автора в субъект-объектные отношения.



Тема 5. Место коммуникации в ситуации постсовременности

Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере. Дезориентация — невроз современности. Конец истории, постсовременность и постистория - этапы разрушения проекта модерна. Знаковый характер коммуникации. Теория “коммуникативного действия” Ю.Хабермаса и концепция “трансцендентального коммуникативного сообщества” К.О.Апеля Коммуникация в эпоху тотальной масмедиизации. Ризоматический и шизоаналитический аспекты коммуникации. Насилие в структуре сообщения. Актуальные формы сообщения в искусстве и концепция постинфорамационного общества.



Тема 6. Искусство как способ сопротивления массовой коммуникации
В постмодернистской ситуации кризиса универсализма искусство “обещает новое и революционное отношение между особенным и общим”. Новая визуальность. Теория образа. Иконический поворот. Роль искусства в выработке новых способов поведения, отношения к миру, проживания, известное под названием “искусства жизни”, так и в смещении привычных акцентов, трансформации устоявшихся взглядов неоднократно обсуждалась такими интеллектуалами как Ролан Барт, Жак Деррида, Жан Бодрийяр, Артур Данто и др. Искусство — прежде всего концептуальное, — сегодня не менее рефлексивно, чем традиционные строгие науки и, обгоняя по скорости реакции академическую философию, опережает дискурсивные практики с предложением адекватных решений.

3.2. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Философская и художественная рефлексия.

  2. Коммуникация философа и художника.

  3. Функции искусства в постинформационном обществе .

  4. Искусство как способ сопротивления массовой информации.

  5. Перформанс как конверсия топоса.

  6. Тематизация актуального искусства искусствоведами и философами.

  7. Фигура куратора: его функции в ре/презентации искусства.

  8. Культурал и интеллектуал.


3.3. Примерные темы курсовых работ


  1. Понятие коммуникации, судьба коммуникации в истории ее понятия.

  2. Философское понятие коммуникации

  3. Патернализм — условие коммуникации в классическом дискурсе.

  4. Естественно-исторические предпосылки коммуникации (этологический аспект).

  5. Логическая - гомогенная и дологическая, дорациональная - гетерогенная коммуникация.

  6. Ритуалы и жертвоприношения как способ коммуникации с сакральным в архаическом обществе: понятие “потлач” (М. Мосса), “трата” (Ж. Батая).

  7. Коммуникация в традиционном обществе.

  8. Технические предпосылки коммуникации.

  9. Субъект-объектные отношения как матрица отношений эпохи просвещения сознания. Исторические формы коммуникации.

  10. Концепция информационного общества.

  11. Функциональная и атрибутивная модели информации.

  12. Информация и коммуникация. Гиперреальность и коммуникация.

  13. “Объективная” и “экзистенциальная” коммуникация по К. Ясперсу.

  14. Теория “Коммуникативного действия” Ю.Хабермаса.

  15. “Стратегическое” и “коммуникативное” поведение по Ю.Хабермасу.

  16. Концепция “трансцендентального коммуникативного сообщества” К.-О. Апеля .

  17. Коммуникация в эпоху тотальной массмедиизации.

  18. Общество обезболенных.

  19. Дезориентация — невроз современности.

  20. Стерильность пространства коммуникации и иррациональность потоков сообщения.

  21. Реализация желаний в пространстве тотальной коммуникации.

  22. Коммуникация в поле компьютерных сетей.

  23. Компьютенрная реальность архаического.

  24. “Всемирная деревня” и “Галактика Гуттенберга” М. Маклюэна.

  25. Аутопоэзис в массовой коммуникации (Н.Луман).

  26. Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере.

  27. Дезориентация — невроз современности.

  28. Анонимные формы коммуникации.

  29. Насилие в структуре сообщения.

  30. Концепция постинфорамационного общества.

  31. Конфликт — экстремальная форма коммуникации.

  32. Фотография как средство коммуникации.

  33. Новые средства массовой коммуникации — конец философии (Норберт Больц).


3.4. Примерные темы рефератов


  1. Понятие коммуникации.

  2. Сообщение и коммуникация.

  3. Аналитика футурологического подхода к коммуникации.

  4. Информация и знание. Дефицит и избыток информации.

  5. Аудио-визуальная природа информационного общества.

  6. Текстоцентристские концепции коммуникации.

  7. Рефлексивные и внерефлексивные аспекты коммуникации.

  8. Патернализм - условие коммуникации в классическом дискурсе.

  9. Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере.

  10. Рефлексивность искусства и визуализация философии.

  11. Массмедиальный образ: отказ от изображения.

  12. Функции коммуникации (гносеологическая, информативная, экспрессивная, воспитательная, эстетическая и этическая, идеологическая).

3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Понятие коммуникации, судьба коммуникации в истории ее понятия.

  2. Философское понятие коммуникации

  3. Патернализм — условие коммуникации в классическом дискурсе.

  4. Естественно-исторические предпосылки коммуникации (этологический аспект).

  5. Логическая - гомогенная и дологическая, дорациональная - гетерогенная коммуникация.

  6. Ритуалы и жертвоприношения как способ коммуникации с сакральным в архаическом обществе: понятие “потлач” (М. Мосса), “трата” (Ж. Батая).

  7. Коммуникация в традиционном обществе.

  8. Технические предпосылки коммуникации.

  9. Субъект-объектные отношения как матрица отношений эпохи просвещения сознания. Исторические формы коммуникации.

  10. Концепция информационного общества.

  11. Функциональная и атрибутивная модели информации.

  12. Информация и коммуникация. Гиперреальность и коммуникация.

  13. “Объективная” и “экзистенциальная” коммуникация по К. Ясперсу.

  14. Теория “Коммуникативного действия” Ю.Хабермаса.

  15. “Стратегическое” и “коммуникативное” поведение по Ю.Хабермасу.

  16. Концепция “трансцендентального коммуникативного сообщества” К.-О. Апеля .

  17. Коммуникация в эпоху тотальной массмедиизации.

  18. Общество обезболенных.

  19. Дезориентация — невроз современности.

  20. Стерильность пространства коммуникации и иррациональность потоков сообщения.

  21. Реализация желаний в пространстве тотальной коммуникации.

  22. Коммуникация в поле компьютерных сетей.

  23. Компьютенрная реальность архаического.

  24. “Всемирная деревня” и “Галактика Гуттенберга” М. Маклюэна.

  25. Аутопоэзис в массовой коммуникации (Н.Луман).

  26. Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере.

  27. Дезориентация — невроз современности.

  28. Анонимные формы коммуникации.

  29. Насилие в структуре сообщения.

  30. Концепция постинфорамационного общества.

  31. Конфликт — экстремальная форма коммуникации.

  32. Фотография как средство коммуникации.

  33. Новые средства массовой коммуникации — конец философии (Норберт Больц).

  34. Сообщение и коммуникация.

  35. Аналитика футурологического подхода к коммуникации.

  36. Информация и знание (дефицит знания и избыток информации).

  37. Аудио-визуальная природа информационного общества.

  38. Текстоцентристские концепции коммуникации.

  39. Рефлексивные и внерефлексивные аспекты коммуникации.

  40. Патернализм - условие коммуникации в классическом дискурсе.

  41. Трансформация субъективности и самоидентификации в новой инфо- и техно-сфере.

  42. Рефлексивность искусства и визуализация философии.

  43. Массмедиальный образ: отказ от изображения.

  44. Функции коммуникации (гносеологическая, информативная, экспрессивная, воспитательная, эстетическая и этическая, идеологическая).


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видно- фильмов

Имеется три видеофильма, фотографии, альбомы.



4.2. Активные методы обучения

Обучение стратегий чтения визуального образа, преполагает активный диалог, выдвижение самостоятельных гипотез и объяснительных моделей. Обсуждение знаковых событий в сфере коммуникации. Используются также традиционные аудиторные методы и внеаудиторное изучение студентами рекомендованной литературы.



4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Видео и стандартно оборудованные лекционные аудитории.


4.4. Литература

4.5.1. Основная


  1. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение / Пер. С. Л. Фокина // Танатография Эроса. — СПб.: Мифрил, 1994. 

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., Akademia, 1999.

  3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.

  4. Бурдье П. От правилам к статегиям. // Начала. М.: Socio-Logos, 1994

  5. Бурдье П.Социальное пространство и символическая власть /Начала. М.: Socio-Logos, 1994.

  6. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

  7. Вирилье П. Бог, кибервойна и ТВ //Комментарии. 1995. № 6. С. 208-219.

  8. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. И.Окуневой. - М.: Гнозис, Фонд "Прагматика культуры", 2002.

  9. Гильдебранд Д. Метафизика коммуникации. Санкт-Петербург., Алетейя: Ступени, 2000.

  10. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип - М.: ИНИОН РАН. 1990.

  11. Канетти Э. Масса и Власть. М., 1997.

  12. Моль А Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966

  13. Мосс М. Техники тела.\\Общества.Обмен.Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

  14. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени: Философский журнал. - 1994, № 2(9). - С.86-98.

  15. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., Санкт-Петербург., 1998.

  16. Митрофанова А.Д. Субъект в эпоху тотальной коммуникации //Комментарии. - 1994 № 3. - С. 126-135.

  17. Огурцов А.П. Наука: власть и коммуникация (социально-философские аспекты) // Вопросы философии. - 1990. № 11. - С. 3-18.

  18. Платон. Государство. 463-472

  19. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре ХIХ- ХХ вв. - М.: Наука, 1993. - 319 с.

  20. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., Киев, 2001

  21. Принцип симметрии: Историко-методологические проблемы. М.: Наука, 1978.

  22. Рорти Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности //Ступени 1994. № 2. С. 115-132.

  23. Савчук В.В. Кровь и культура. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

  24. Савчук В.В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001.

  25. Савчук В.В. Человек постинформационного общества //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 1998, вып. 3. (№ 20).

  26. Савчук В.В. Коммуникация в условиях информационного и постинформационного общества. // Рабочие тетради по компаративистике. Сравнительные исследования в гуманитарных и психологических науках. СПб., 2001. С.48 – 53.

  27. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.

  28. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.: Изд-во А - cad, 1994.

  29. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. - 1990. № 3.

  30. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. - М.: Изд. центр “AKADEMIA”, 1995.

  31. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации. // Социологические исследования. 2001, № 8.

  32. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Дж. Роулса. //Вопросы философии. - 1993. № 10.

  33. Чумиков А.Н. Социально-политический конфликт. Теоретические и прикладные аспекты. М., 1999.


4.5.2 Дополнительная


  1. Штегмайер В., Марков Б.В., Савчук В.В. и др. Стратегии ориентации в постсовременности. (Коллективная монография) СПб., 1996.

  2. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.:Политиздат, 1991.

  3. Luhmann N. Die Realitдt der Massenmedien, 2. Auflage, Opladen 1996.

  4. Kommunikation, Medien, Macht. /Hrsg. von Rudolf Maresch und Niels Werber. Fr. a. M.: Suhrkamp. 1999.

  5. Neue Medien — Das Ende der Philisophie? Ein Streitgesprдch zwischen Norbert Bolz und Julian Nida-Rьmelin // Information Philosophie. Oktober 1998. № 4.

Каталог: userfiles
userfiles -> Б гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Разработка концепции перехода к двухуровневой подготовке в вузе разработка миссии вуза
userfiles -> Кодекс педагога мбдоу №25


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница