Программа составлена педагогом-психологом моудод «здши» г. Тулы



Скачать 77.63 Kb.
Дата27.04.2016
Размер77.63 Kb.
ТипПрограмма
МОУДОД «Зареченская детская школа искусств» г. Тулы


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Занятие с психологом»

для отделения раннего эстетического развития учащихся ДШИ

Программа составлена педагогом-психологом

МОУДОД «ЗДШИ» г. Тулы М.М.Колесниковой


2009 год

г. Тула




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУДОД «Зареченская детская школа искусств» г. Тулы Т.Б.Панченко

« » 200 г.

«РАССМОТРЕНО»

На заседании Педагогического коллектива

от « » 200 г.

Протокол №


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Предмет «Занятие с психологом» включает в себя диагностическую, коррекционную и развивающую программы. В течение года с учащимися и их родителями ведется работа по следующим направлениям: анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, беседы, родительские собрания.

Предмет «Занятие с психологом» помогает учащимся повысить свою самооценку, научиться находить взаимопонимание со сверстниками, с родителями, педагогами, развивать основные психические процессы, такие, как память, внимание, мышление, воображение, бороться со своими страхами с помощью игр и упражнений, обучает детей способам выражения эмоций и чувств.

Диагностическая и коррекционно-развивающая направленности образовательного процесса в школе искусств предполагает направленность всех занятий на создание условий для успешной деятельности каждого ребенка, на повышение внутренней мотивации, потребности в познавательной деятельности, потребности в самооценке и саморазвитии.

Первостепенным является понимание зоны ближайшего развития как зоны совместной деятельности педагога и ребенка. Функциями педагога становится организующая деятельность, создающая педагогические ситуации, в которых ребенок раскрывается как личность, а педагог выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляет 30 минут согласно САНПИН.


  1. Срок реализации учебного предмета «Занятие с психологом».

Срок реализации данной программы – 3 года. Возраст обучающихся – 5-7 лет.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета – 105 часов. Самостоятельная работа по предмету «Занятие с психологом» не предусмотрена.

  2. Цель и задачи предмета «Занятие с психологом».

Цель данного предмета заключается в обучении и воспитании в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.

  5. Расширение знаний педагогов школы искусств о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

  6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

  7. Тесная и взаимосвязанная работа педагога-психолога с родителями учащихся (беседы, анкетирование, тестирование, тренинги).

  1. Обоснование структуры предмета «Занятие с психологом».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога-психолога с учащимися.



  1. Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наблюдения;

  • анкетирования;

  • тестирования

  • беседа

  • проективный.

  1. Описание материально-технических условий реализации предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для проведения занятий необходимо:

1. Компьютер.

2. Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции.

3. Практические материалы для психологической работы в школе.

4. Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, и т. д.).

5. Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т. д.).

6. Библиотека практического психолога.

7. Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

8. Мебель должна быть со скругленными формами.

9. Рабочий стол психолога.

10. Шкаф для пособий; шкаф для техники.

11. Рабочие места детей.


Образовательная программа

по психологии

Дисциплина: занятие с психологом

Срок реализации: 3 года



Общее количество часов: 105

1 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Игры и упражнения, направленные на создание благоприятной сферы в группе, формирование группового взаимодействия.

9

2

Игры, упражнения и методики, направленные на повышение самооценки учащихся.

6

3

Игры, упражнения и методики, направленные на изучение диагностики личности учащихся, исследование эмоционально-личностной сферы.

2

4

Комплекс методики «Сказкотерапия», направленный повышение самооценки учащихся, решение их психологических проблем в семье и в школе, коррекция в общении со сверстниками.

6

5

Комплекс заданий, изучающих основные психологические процессы (память, внимание, воображение, мышление)

2

6

Упражнения-релаксации, направленные на психическое и мышечное расслабление.

1,5

7

Игры и упражнения, направленные на повышение самооценки и умение работать в группе.

6

8

Беседы с учащимися отделения.

0,5

9

Работа с родителями (анкетирование, беседы, родительские собрания, сбор тестов).

2

Всего__35__3_год_обучения'>Всего__35__2_год_обучения'>Всего

35

2 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Игры и упражнения на сплоченность, групповое взаимодействие.

9

7

Комплекс заданий, изучающих основные психологические процессы (память, внимание, воображение, и.т.д.)

16




Коррекционно-развивающие игры и упражнения основных психологических процессов




8

Комплекс методики «Сказкотерапия», направленные на коррекцию поведения, отношения к сверстникам, к школе.

7

12

Беседы с учащимися отделения.

1

13

Работа с родителями (анкетирование, беседы, родительские собрания, сбор тестов).

2

Всего

35

3 год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Игры и упражнения на сплоченность, групповое взаимодействие.

4

2

Методики, игры и упражнения по выявлению и коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте

3

3

Методики, игры и упражнения по выявлению и коррекции страхов у детей дошкольного возраста

7

4

Тренинговые занятия с учащимися и их родителями

7

5

Методики, игры и упражнения по схеме «ребенок-родитель»

3

6

Комплекс методики «Сказкотерапия», направленный снижение конфликтных ситуаций со сверстниками, педагогами, в семье, борьбой со страхами.

7

7

Беседы с учащимися отделения.

2

8

Работа с родителями (анкетирование, беседы, родительские собрания, сбор тестов).

2

Всего

35



Список рекомендуемой литературы

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.

  2. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 2003.

  3. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. - 2003.

  4. Воспитание детей в неполной семье/Под ред. Н.Е. Ершовой. - М., 2006.

  5. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. - М., 1997.

  6. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 1998.

  7. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984.

  8. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1990.

  9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 1997.

  10. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 1998.

  11. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: Сфера, 2002.

  12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. - М.: Педагогика, 2011.

  13. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 2007.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница