Программа составлена на основании фгос впо направления 44. 03. 01. Педагогическое образование. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао



Скачать 179,66 Kb.
Дата16.02.2016
Размер179,66 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 44.03.01. Педагогическое образование.
Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО

Протокол № 1 от 01.09.2015 г.


Автор(ы) рабочей программы

Доцент кафедры


Зав. кафедрой

________________________




1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Детская психология» являются:

Познакомить студентов с механизмами и закономерностями развития психики в условиях онтогенеза.

Обеспечение студентов базовыми теоретическими знаниями предмета детской психологии в рамках отечественной и зарубежной науки, их методологическими основами; ознакомление с важнейшими научными положениями современной науки и ее терминологией, а также с различными подходами к рассмотрению актуальных психологических проблем жизнедеятельности ребёнка в условиях онтогенеза; пробуждение у студентов интереса к науке, формирование у них основ профессиональных знаний.

Задачи дисциплины:

- Ознакомление студентов с актуальным и перспективным направлениями развития детской психологии как отрасли научного знания.

- Формирование у студентов знаний и умений по проведению психологической диагностики развития.

- Обеспечить понимание сущности социальной ситуации развития на этапе младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

- Показать роль деятельности и общения в процессе развитии ребенка.

- Познакомить студентов с особенностями познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы и личностного становления в период дошкольного и младшего школьного детства в условиях онто- и дизонтогенеза.

Формирование у студентов умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в основной психологической литературе по курсу, учить применять полученные знания в практической работе.



2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Детская психология» включена в вариативную часть профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Детская практическая психология».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Основы специальной педагогики и психологии», «Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования».


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:



ОПК-1- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК-5- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

В результате освоения курса обучающийся должен



Знать:

-закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, рассматриваемые в курсе;

-способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

-особенности социального партнерства в системе образования;

- о психологических особенностях детей в норме и с различными отклонениями в развитии;

- о проведении психологической диагностики развития;

- об основных подходах к проведению учебно- воспитательного процесса с различными группами детей.

Уметь:

-использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач.

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности детей.

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

-использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

-анализировать различные подходы к проблеме развития.

-самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в основной психологической литературе по курсу.

Владеть навыками:

-осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

-эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

- совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.

- критериями выбора психодиагностического и дидактического инструментария для работы с различными группами детей.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зач. ед.


Всего часов

Общая трудоёмкость дисциплины

2

72

Аудиторные занятия, в т. ч. занятия в активной и интерактивной формах

10


2

Лекции

4

Практические занятия, семинары

6

Самостоятельная работа

60

Вид итогового контроля

зачет


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практ. занят.

Самост. работа

Раздел 1. Общие вопросы детской психологии

1

2

20

23

1.1.Предмет и методы детской психологии













1.2. . Общие закономерности психического развития ребенка в условиях онтогенеза













Раздел 2. Психологические особенности развития детей в раннем детстве

1

2

20

23

2.1. Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте













2.2. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте













Раздел 3. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

2

2

20

24

3.1. Социальная ситуация развития и психологические особенности различных видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте













3.2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте













3.3. Развитие личности дошкольника.













3.4. Индивидуально-психологические особенности дошкольника.













3.5. Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребенка к школе.













Экзамен













Итого:

4

6

60

72


5. 2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общие вопросы детской психологии

1.1.Предмет и методы детской психологии. Объект, предмет и задачи на современном этапе.

1.2. Общие закономерности психического развития ребенка в условиях онтогенеза.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии. Роль деятельности и общения со взрослым в психическом развитии ребёнка. Противоречия как движущие силы психического развития. Возрастные этапы психического развития детей.



Раздел 2. Психологические особенности развития детей в раннем детстве

2.1. Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте.

Период новорождённости, возникновение комплекса оживления. Социальная ситуация развития в младенчестве. Ведущая роль общения со взрослым в психическом развитии младенца. Развитие движений и действий младенца. Предпосылки возникновения речи в младенчестве. Развитие ориентировки в окружающем. Развитие предпосылок в формировании личности. Кризис 1 года жизни.

2.2. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования раннего возраста. Развитие предметно- манипулятивной деятельности в раннем возрасте. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Развитие познавательных процессов и речи в раннем возрасте. Предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.



Раздел 3. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

3.1. Социальная ситуация развития и психологические особенности различных видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте.

Новообразования в психике дошкольника. Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Специфика трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

3.2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

Развитие внимания дошкольника. Особенности развития видов и свойств внимания в дошкольном возрасте. Типы невнимательных детей. Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Сложные виды восприятия и их особенности у дошкольника. Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения дошкольника.

3.3. Развитие личности дошкольника.

Развитие мотивов поведения и формирование их соподчинения. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Развитие чувств дошкольника. Развитие волевых действий дошкольника.

3.4. Индивидуально-психологические особенности дошкольника.

Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте. Характеристика детей с разным типом темперамента и основы индивидуального подхода к ним. Формирование характера детей дошкольного возраста. Становление характера ребёнка. Формирование черт характера у детей дошкольного возраста. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Психолого- педагогические условия успешного формирования характера. Формирование общих и специальных способностей в дошкольном возрасте.

3.5. Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребенка к школе.


5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОПК-1




+

+

ОПК-5

+




+


6. Образовательные технологии

На практических занятиях организуется активная деятельность студентов. Для этого используются активные формы и методы проведения занятий: дискуссии, проведение диагностических методик, элементы тренинга.



6. 1. Темы занятий в активной и интерактивной формах

  • Специальная педагогика и психология как науки. Объект, предмет и задачи на современном этапе – 2 часа.

  • Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте.- 2 часа.

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте- 4 часа.

  • Развитие личности дошкольника.- 2 часа.


7. Учебно- методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1.Основная литература:

  • Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009 г.

  • Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2010.- 395 с.

  • Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Изд. центр «Академия», 2009.- 557 с.



7.2. Дополнительная литература:

  • Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  • Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.- СПб.: Речь, 2006.

  • Кравцова Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б.Эльконина на детскую игру // Мир психологии. 2004. №1.

  • Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб. 2003.

  • Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 2005.

  • Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. Нижний Новгород. НГПУ. 2004.

  • Смирнова Е.О. Психология ребенка. М. 2010.


7.3. Базы данных, информационно- справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


8. Материально- техническое обеспечение дисциплины

Оборудование учебного кабинета: раздаточного дидактического материала в форме таблиц, наглядных опор, бланков диагностических методик.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук.
9.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства



Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОПК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Знает:

- сущность и структуру индивидуальных особенностей дошкольников;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, рассматриваемые в курсе;

Умеет:

-учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.



Владеет:

- методами и приемами диагностики и формулировки проблем;

- эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

- совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.



Выступление на практическом занятии

Тест


Тест

Практическое задание

ОПК-5- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

Знает: о психологических особенностях детей;

- о проведении психологической диагностики;

- об основных подходах к проведению учебно- воспитательного процесса с различными группами детей.

Умеет:

-использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач.

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности детей.

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

-использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

-самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в основной психологической литературе по курсу.



Владеет:

-навыками осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.



-критериями выбора психодиагностического и дидактического инструментария для работы с различными группами нормально развивающихся детей.

Тест

Анализ и решение профессиональной ситуации

Практическое задание


Контрольные вопросы к зачету

  1. Предмет, объект и задачи детской психологии

  2. Общие закономерности и особенности психического развития в период детства (ведущие направления зарубежной психологии).

  3. Общие закономерности и особенности психического развития в период детства (ведущие направления отечественной психологии).

  4. Общие закономерности психического развития ребенка в условиях онтогенеза. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии.

  5. Роль деятельности и общения со взрослым в психическом развитии ребёнка. Противоречия как движущие силы психического развития.

  6. Возрастные этапы психического развития детей.

  7. Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте. Период новорождённости, возникновение комплекса оживления.

  8. Социальная ситуация развития в младенчестве. Ведущая роль общения со взрослым в психическом развитии младенца.

  9. Развитие движений и действий младенца. Предпосылки возникновения речи в младенчестве.

  10. Развитие ориентировки в окружающем.

  11. Развитие предпосылок в формировании личности. Кризис 1 года жизни.

  12. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования раннего возраста.

  13. Развитие предметно- манипулятивной деятельности в раннем возрасте.

  14. Развитие общения со взрослыми и сверстниками.

  15. Развитие познавательных процессов и речи в раннем возрасте.

  16. Предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.

  17. Социальная ситуация развития и психологические особенности различных видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте.

  18. Новообразования в психике дошкольника.

  19. Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Генезис игровой деятельности в дошкольном возрасте; анализ основных линий развития. Критерии развития сюжетно-ролевой игры. Проблема игр современных дошкольников.

  20. Диагностический и терапевтический потенциал игры: помощь в лечении ребенка; возможности использования игры в психологической работе с детьми. Проблема детской игрушки. Полезные и вредные игрушки.

  21. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Значение общения в плане развития детей дошкольного возраста. Традиции исследования общения в отечественной психологии.

  22. Общение ребенка со взрослыми: круг основных проблем, особенности общения и его основные формы.

  23. Общение ребенка со сверстниками: круг основных проблем, особенности общения и его основные формы.

  24. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. Принципы и условия эффективного обучения дошкольников. Проблема обучаемости ребенка.

  25. Специфика трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Проблема развития трудолюбия. Сущность и специфика продуктивных видов деятельности, их роль в развитии дошкольников. Диагностические и терапевтические возможности детского рисунка.

  26. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие внимания дошкольника. Особенности развития видов и свойств внимания в дошкольном возрасте. Типы невнимательных детей.

  27. Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Сложные виды восприятия и их особенности у дошкольника.

  28. Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте.

  29. Развитие памяти и воображения дошкольника. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Роль воображения в жизни ребенка.

  30. Развитие личности дошкольника. Развитие мотивов поведения и формирование их соподчинения.

  31. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

  32. Развитие чувств дошкольника. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольников. Эмоциональная коррекция поведения. Проблема развития высших чувств.

  33. Страхи дошкольников, их общая характеристика: причины возникновения, виды, возможная психологическая помощь. Проблема перегрузки чувств ребенка.

  34. Проблема негативных чувств ребенка и возможная работа с ними. Психологическая помощь ребенку в переживании горя.

  35. Развитие волевых действий дошкольника. Развитие воли в дошкольном возрасте. Проблема поощрений и наказаний. Негативные волевые проявления у детей.

  36. Общая характеристика психических состояний детей дошкольного возраста. Проблема скуки у дошкольников.

  37. Индивидуально-психологические особенности дошкольника. Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте. Характеристика детей с разным типом темперамента и основы индивидуального подхода к ним.

  38. Формирование характера детей дошкольного возраста. Становление характера ребёнка. Формирование черт характера у детей дошкольного возраста. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Психолого- педагогические условия успешного формирования характера.

  39. Формирование общих и специальных способностей в дошкольном возрасте.

  40. Кризис семи лет. Сущность кризиса 7 лет и специфика его проявления. Динамика «внутренней позиции» на границе дошкольного и младшего школьного возраста. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.

  41. Подходы к пониманию психологической готовности ребенка к обучению в школе: основные аспекты и критерии готовности. Показатели психологической незрелости ребенка, поступающего в первый класс.

  42. Проблема психологической готовности ребенка к школе.

  43. Психологическая защита у детей: факторы возникновения, специфика проявления, характеристика основных видов, технологии выявления.

  44. Принципы построения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению: подход У.В.Ульенковой.

  45. Принципы построения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению: подход Н.И.Гуткиной.

  46. Дети, перенесшие опыт психической травматизации; возможности оказания им психологической помощи. Леворукий ребенок и его проблемы.

  47. Гиперактивные дети и специфика психологической работы с ними.

  48. Проблема детской агрессивности. Психологическое сопровождение детей, склонные к агрессии.

  49. Психологическая характеристика замкнутых и застенчивых детей; психологическая помощь этим детям.

  50. Актуальные проблемы психологии детей дошкольного возраста.

Каталог: uploads -> docs -> Pedagogika -> ped dosh
ped dosh -> Программа составлена на основании фгос впо направления 44. 03. 01. Педагогическое образование. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао
Pedagogika -> Программа составлена на основании фгос во направления 37. 03. 01 Психология. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао
Pedagogika -> Рабочая программа составлена на основании фгос во направления 37. 03. 01 Психология. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао
Pedagogika -> Программа составлена на основании фгос во направления 37. 03. 01 Психология. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао
Pedagogika -> Программа составлена на основании фгос во направления 37. 03. 01 Психология
Pedagogika -> Программа составлена на основании фгос во направления 37. 03. 01 Психология. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао
Pedagogika -> Программа составлена на основании фгос во направления 37. 03. 01 Психология. Рабочая программа одобрена на Ученом совете мисао


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница