Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 44.03.01. Педагогическое образование.
Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО
Протокол № 1 от 01.09.2015 г.
Автор(ы) рабочей программы
Доцент кафедры
Зав. кафедрой
________________________
1. Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «Детская психология» являются:
Познакомить студентов с механизмами и закономерностями развития психики в условиях онтогенеза.
Обеспечение студентов базовыми теоретическими знаниями предмета детской психологии в рамках отечественной и зарубежной науки, их методологическими основами; ознакомление с важнейшими научными положениями современной науки и ее терминологией, а также с различными подходами к рассмотрению актуальных психологических проблем жизнедеятельности ребёнка в условиях онтогенеза; пробуждение у студентов интереса к науке, формирование у них основ профессиональных знаний.
Задачи дисциплины:
- Ознакомление студентов с актуальным и перспективным направлениями развития детской психологии как отрасли научного знания.
- Формирование у студентов знаний и умений по проведению психологической диагностики развития.
- Обеспечить понимание сущности социальной ситуации развития на этапе младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
- Показать роль деятельности и общения в процессе развитии ребенка.
- Познакомить студентов с особенностями познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы и личностного становления в период дошкольного и младшего школьного детства в условиях онто- и дизонтогенеза.
Формирование у студентов умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в основной психологической литературе по курсу, учить применять полученные знания в практической работе.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Детская психология» включена в вариативную часть профессионального цикла.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Детская практическая психология».
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Основы специальной педагогики и психологии», «Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
ОПК-1- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ОПК-5- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
В результате освоения курса обучающийся должен
Знать:
-закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, рассматриваемые в курсе;
-способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
-особенности социального партнерства в системе образования;
- о психологических особенностях детей в норме и с различными отклонениями в развитии;
- о проведении психологической диагностики развития;
- об основных подходах к проведению учебно- воспитательного процесса с различными группами детей.
Уметь:
-использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач.
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности детей.
- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.
-использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.
-анализировать различные подходы к проблеме развития.
-самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в основной психологической литературе по курсу.
Владеть навыками:
-осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.
-эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
- совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.
- критериями выбора психодиагностического и дидактического инструментария для работы с различными группами детей.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего
зач. ед.
|
Всего часов
|
Общая трудоёмкость дисциплины
|
2
|
72
|
Аудиторные занятия, в т. ч. занятия в активной и интерактивной формах
|
10
|
2
|
Лекции
|
4
|
Практические занятия, семинары
|
6
|
Самостоятельная работа
|
60
|
Вид итогового контроля
|
зачет
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план
Раздел дисциплины
|
Количество часов
|
Итого по разделам дисциплины
|
Лекции
|
Практ. занят.
|
Самост. работа
|
Раздел 1. Общие вопросы детской психологии
|
1
|
2
|
20
|
23
|
1.1.Предмет и методы детской психологии
|
|
|
|
|
1.2. . Общие закономерности психического развития ребенка в условиях онтогенеза
|
|
|
|
|
Раздел 2. Психологические особенности развития детей в раннем детстве
|
1
|
2
|
20
|
23
|
2.1. Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте
|
|
|
|
|
2.2. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте
|
|
|
|
|
Раздел 3. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
|
2
|
2
|
20
|
24
|
3.1. Социальная ситуация развития и психологические особенности различных видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
3.2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
3.3. Развитие личности дошкольника.
|
|
|
|
|
3.4. Индивидуально-психологические особенности дошкольника.
|
|
|
|
|
3.5. Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребенка к школе.
|
|
|
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
Итого:
|
4
|
6
|
60
|
72
|
5. 2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общие вопросы детской психологии
1.1.Предмет и методы детской психологии. Объект, предмет и задачи на современном этапе.
1.2. Общие закономерности психического развития ребенка в условиях онтогенеза.
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии. Роль деятельности и общения со взрослым в психическом развитии ребёнка. Противоречия как движущие силы психического развития. Возрастные этапы психического развития детей.
Раздел 2. Психологические особенности развития детей в раннем детстве
2.1. Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте.
Период новорождённости, возникновение комплекса оживления. Социальная ситуация развития в младенчестве. Ведущая роль общения со взрослым в психическом развитии младенца. Развитие движений и действий младенца. Предпосылки возникновения речи в младенчестве. Развитие ориентировки в окружающем. Развитие предпосылок в формировании личности. Кризис 1 года жизни.
2.2. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования раннего возраста. Развитие предметно- манипулятивной деятельности в раннем возрасте. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Развитие познавательных процессов и речи в раннем возрасте. Предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.
Раздел 3. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
3.1. Социальная ситуация развития и психологические особенности различных видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
Новообразования в психике дошкольника. Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Специфика трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
3.2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Развитие внимания дошкольника. Особенности развития видов и свойств внимания в дошкольном возрасте. Типы невнимательных детей. Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Сложные виды восприятия и их особенности у дошкольника. Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения дошкольника.
3.3. Развитие личности дошкольника.
Развитие мотивов поведения и формирование их соподчинения. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Развитие чувств дошкольника. Развитие волевых действий дошкольника.
3.4. Индивидуально-психологические особенности дошкольника.
Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте. Характеристика детей с разным типом темперамента и основы индивидуального подхода к ним. Формирование характера детей дошкольного возраста. Становление характера ребёнка. Формирование черт характера у детей дошкольного возраста. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Психолого- педагогические условия успешного формирования характера. Формирование общих и специальных способностей в дошкольном возрасте.
3.5. Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребенка к школе.
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
Наименование компетенций
|
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
|
1
|
2
|
3
|
ОПК-1
|
|
+
|
+
|
ОПК-5
|
+
|
|
+
|
6. Образовательные технологии
На практических занятиях организуется активная деятельность студентов. Для этого используются активные формы и методы проведения занятий: дискуссии, проведение диагностических методик, элементы тренинга.
6. 1. Темы занятий в активной и интерактивной формах
-
Специальная педагогика и психология как науки. Объект, предмет и задачи на современном этапе – 2 часа.
-
Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте.- 2 часа.
-
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте- 4 часа.
-
Развитие личности дошкольника.- 2 часа.
7. Учебно- методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1.Основная литература:
-
Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009 г.
-
Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой.- М.: Академия, 2010.- 395 с.
-
Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Изд. центр «Академия», 2009.- 557 с.
7.2. Дополнительная литература:
-
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
-
Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.- СПб.: Речь, 2006.
-
Кравцова Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б.Эльконина на детскую игру // Мир психологии. 2004. №1.
-
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб. 2003.
-
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 2005.
-
Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. Нижний Новгород. НГПУ. 2004.
-
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М. 2010.
7.3. Базы данных, информационно- справочные и поисковые системы:
www.biblioclub.ru
|
ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
|
www.elibrary.ru
|
Научная электронная библиотека
|
www.ebiblioteka.ru
|
Универсальные базы данных изданий
|
8. Материально- техническое обеспечение дисциплины
Оборудование учебного кабинета: раздаточного дидактического материала в форме таблиц, наглядных опор, бланков диагностических методик.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук.
9.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Показатель оценки сформированности компетенции
|
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
|
1
|
2
|
3
|
ОПК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
|
Знает:
- сущность и структуру индивидуальных особенностей дошкольников;
- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, рассматриваемые в курсе;
Умеет:
-учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.
Владеет:
- методами и приемами диагностики и формулировки проблем;
- эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
- совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.
|
Выступление на практическом занятии
Тест
|
Тест
|
Практическое задание
|
ОПК-5- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания
|
Знает: о психологических особенностях детей;
- о проведении психологической диагностики;
- об основных подходах к проведению учебно- воспитательного процесса с различными группами детей.
Умеет:
-использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач.
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей.
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности детей.
- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.
-использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.
-самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в основной психологической литературе по курсу.
Владеет:
-навыками осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.
-критериями выбора психодиагностического и дидактического инструментария для работы с различными группами нормально развивающихся детей.
|
Тест
|
Анализ и решение профессиональной ситуации
|
Практическое задание
|
Контрольные вопросы к зачету
-
Предмет, объект и задачи детской психологии
-
Общие закономерности и особенности психического развития в период детства (ведущие направления зарубежной психологии).
-
Общие закономерности и особенности психического развития в период детства (ведущие направления отечественной психологии).
-
Общие закономерности психического развития ребенка в условиях онтогенеза. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии.
-
Роль деятельности и общения со взрослым в психическом развитии ребёнка. Противоречия как движущие силы психического развития.
-
Возрастные этапы психического развития детей.
-
Психологическая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте. Период новорождённости, возникновение комплекса оживления.
-
Социальная ситуация развития в младенчестве. Ведущая роль общения со взрослым в психическом развитии младенца.
-
Развитие движений и действий младенца. Предпосылки возникновения речи в младенчестве.
-
Развитие ориентировки в окружающем.
-
Развитие предпосылок в формировании личности. Кризис 1 года жизни.
-
Психологическая характеристика развития ребенка в раннем возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования раннего возраста.
-
Развитие предметно- манипулятивной деятельности в раннем возрасте.
-
Развитие общения со взрослыми и сверстниками.
-
Развитие познавательных процессов и речи в раннем возрасте.
-
Предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.
-
Социальная ситуация развития и психологические особенности различных видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
-
Новообразования в психике дошкольника.
-
Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Генезис игровой деятельности в дошкольном возрасте; анализ основных линий развития. Критерии развития сюжетно-ролевой игры. Проблема игр современных дошкольников.
-
Диагностический и терапевтический потенциал игры: помощь в лечении ребенка; возможности использования игры в психологической работе с детьми. Проблема детской игрушки. Полезные и вредные игрушки.
-
Особенности общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Значение общения в плане развития детей дошкольного возраста. Традиции исследования общения в отечественной психологии.
-
Общение ребенка со взрослыми: круг основных проблем, особенности общения и его основные формы.
-
Общение ребенка со сверстниками: круг основных проблем, особенности общения и его основные формы.
-
Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. Принципы и условия эффективного обучения дошкольников. Проблема обучаемости ребенка.
-
Специфика трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Проблема развития трудолюбия. Сущность и специфика продуктивных видов деятельности, их роль в развитии дошкольников. Диагностические и терапевтические возможности детского рисунка.
-
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие внимания дошкольника. Особенности развития видов и свойств внимания в дошкольном возрасте. Типы невнимательных детей.
-
Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Сложные виды восприятия и их особенности у дошкольника.
-
Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте.
-
Развитие памяти и воображения дошкольника. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Роль воображения в жизни ребенка.
-
Развитие личности дошкольника. Развитие мотивов поведения и формирование их соподчинения.
-
Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
-
Развитие чувств дошкольника. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольников. Эмоциональная коррекция поведения. Проблема развития высших чувств.
-
Страхи дошкольников, их общая характеристика: причины возникновения, виды, возможная психологическая помощь. Проблема перегрузки чувств ребенка.
-
Проблема негативных чувств ребенка и возможная работа с ними. Психологическая помощь ребенку в переживании горя.
-
Развитие волевых действий дошкольника. Развитие воли в дошкольном возрасте. Проблема поощрений и наказаний. Негативные волевые проявления у детей.
-
Общая характеристика психических состояний детей дошкольного возраста. Проблема скуки у дошкольников.
-
Индивидуально-психологические особенности дошкольника. Особенности проявления темперамента в дошкольном возрасте. Характеристика детей с разным типом темперамента и основы индивидуального подхода к ним.
-
Формирование характера детей дошкольного возраста. Становление характера ребёнка. Формирование черт характера у детей дошкольного возраста. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Психолого- педагогические условия успешного формирования характера.
-
Формирование общих и специальных способностей в дошкольном возрасте.
-
Кризис семи лет. Сущность кризиса 7 лет и специфика его проявления. Динамика «внутренней позиции» на границе дошкольного и младшего школьного возраста. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.
-
Подходы к пониманию психологической готовности ребенка к обучению в школе: основные аспекты и критерии готовности. Показатели психологической незрелости ребенка, поступающего в первый класс.
-
Проблема психологической готовности ребенка к школе.
-
Психологическая защита у детей: факторы возникновения, специфика проявления, характеристика основных видов, технологии выявления.
-
Принципы построения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению: подход У.В.Ульенковой.
-
Принципы построения диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению: подход Н.И.Гуткиной.
-
Дети, перенесшие опыт психической травматизации; возможности оказания им психологической помощи. Леворукий ребенок и его проблемы.
-
Гиперактивные дети и специфика психологической работы с ними.
-
Проблема детской агрессивности. Психологическое сопровождение детей, склонные к агрессии.
-
Психологическая характеристика замкнутых и застенчивых детей; психологическая помощь этим детям.
-
Актуальные проблемы психологии детей дошкольного возраста.
Поделитесь с Вашими друзьями: |