Программа составлена кафедрой философии. Разработчики: проф. Черемных Н. М, проф. Клишина С. А. Раздел история философии тема Предмет философии и ее функции. Возникновение философии в древних цивилизациях: Индии, Китае, Греции в VI веке



Скачать 135.37 Kb.
Дата29.02.2016
Размер135.37 Kb.
ТипПрограмма
Программа вступительных испытаний по философии:

Использована программа Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева»

Программа составлена кафедрой философии. Разработчики: проф. Черемных Н. М, проф. Клишина С.А.
Раздел 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Предмет философии и ее функции.

Возникновение философии в древних цивилизациях: Индии, Китае, Греции в VI веке

до н. э.


Социальные условия возникновения философии.

Философия как особая форма общественного сознания. Философия и другие формы общественного сознания: политика, право, мораль, религия, искусство. Природа, общество, человек и мышление - объекты философии. Предмет философии - наиболее общие законы, принципы, категории, методы. Изменение предмета философии в различные исторические эпохи. Философия и мировоззрение. Философия и ценности. Методологическая функция философии.

Тема 2. Античная философия (досократики, софисты, Сократ, Демокрит,

Платон)

Проблема единого и многого. Милетская школа. Пифагор и философия числа. Элеаты: учение о бытии. Аргументы Зенона против множества и движения. Софистика: скептицизм, релятивизм. Сократ: жизнь и учение.

Атомизм Левкиппа и Демокрита. Значение Демокрита в развитии древнегреческого и последующего материализма.

Учение Платона о бестелесных «видах» («идеях») как учение объективного идеализма. «Бытие» («идеи»), «небытие» («материя») и мир чувственных вещей. Учение о мире чувственном как о «среднем» между миром бестелесных «видов» и миром «небытия». Дуализм души и тела. Теория «припоминания» как первая форма идеалистического априоризма. Учение о государстве и о воспитании.

Тема 3. Античная философия (Аристотель, Эпикур, стоики, скептики)

Учение о субстанции (вещь, ум, бог). Форма и материя. Учение о четырех причинах (началах) - «материя», «форма», движение и цель.

Натурфилософия Аристотеля, его физика и космология. Логика Аристотеля как наука о доказательстве истин, добываемых исследованием. Учение об обществе и государстве. Построение государства идеального типа. Психология и этика Аристотеля.

Переработка Эпикуром атомистической физики Демокрита. Эвдемонизм - этика Эпикура.

Физика и этика стоиков. Понятие «судьбы». Добровольное исполнение необходимости как задача мудреца. Долг и его роль в этике стоицизма. Добродетель как жизнь разумная и согласная с природой.

Скептицизм как итог всей истории античной философии.

Тема 4. Основные проблемы средневековой философии и эпохи Возрождения

Возникновение христианства, его влияние на общество и философию. Философские истоки христианской философии. Основные этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика.

Основные проблемы патристики: Бог и человек, душа и тело, вера и знание, философия и религия и др. Креационизм (идея творения) - основа патристической онтологии. Философия Аврелия Августина.

Схоластика. Философия Фомы Аквинского - попытка приспособить философию Аристотеля к учению католической церкви. Учение о гармонии разума и веры. Учение Фомы о бытии и познании. «Естественная теология» Фомы Аквинского и его «доказательства» бытия Бога. Борьба номинализма и реализма: (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам).

Философия гуманизма. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Джордано Бруно). Социально-политические учения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Тема 5. Философия Нового времени (ХУП-ХУШ вв.). Французский материализм XVIII

века

Научная революция XVII века и ее влияние на философию: Г. Галилей и И. Ньютон.

Эмпиризм и рационализм как основные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон - основоположник эмпиризма; его учение об «идолах» (заблуждениях) разума. Классификация наук Ф. Бэкона.

Сенсуализм Джона Локка. Критика Локком учения о врожденных идеях. Учение об опыте как единственном источнике знания. Учение о первичных и вторичных качествах. Понятие «рефлексии» и оценка его в истории философии.

Субъективный идеализм Джорджа Беркли. Критика понятия субстанции. Вещи как «комплексы ощущений».

Социально-политические идеи Т. Гоббса.

Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Вклад Декарта в развитие естествознания и математики. Дуализм Декарта, его учение о врожденных идеях.

Г. Лейбниц. Учение о монадах. Учение об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии. Теория познания Лейбница и учение о самоочевидной, « разумной» и фактуальной истинах.

Б. Спиноза. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах; монизм и пантеизм; учение о человеке, о свободе и необходимости.

Основные представители французского материализма XVIII века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Ж.-Ж. Руссо. Учение об общественном договоре и «всеобщей воли». Руссо о «ловушках» демократии.

Тема 6. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант — основоположник классической немецкой философии. Докритический период: небулярная теория происхождения солнечной системы.

Критический период. Проблема источников и границ познания - основная проблема «Критики чистого разума». Априоризм, трансцендентное и трансцендентальное. Три основные познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Учение о чувственности и проблема математики как науки. Пространство и время. Учение о рассудке и проблема естествознания как науки.

«Критика практического разума» - учение Канта о нравственности. Категорический императив Канта.

«Критика способности суждения» как попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного. Кант и телеология. Учение Канта о прекрасном, вкусе, гении.

И. Г. Фихте. Трансцендентальная апперцепция Канта как исходный пункт философии Фихте. Проблема необходимости и свободы у Фихте. Фихтеанское понимание философии как науки наук. Общественно-политические и социологические воззрения Фихте, учение об идеальном государстве.

Ф. В. И. Шеллинг. «Философия тождества» как попытка преодоления субъективного идеализма Фихте. Бессознательное как тождество субъективного и объективного. Особенности идеалистической диалектики Шеллинга.

Г. В. Ф. Гегель. Объективный идеализм и диалектика. Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. Учение о саморазвитии абсолютной идеи. Основные черты гегелевской диалектики. Законы и категории диалектики. Идеалистический характер диалектики Гегеля, ее обращенность в прошлое. Учение об историческом прогрессе. Учение о государстве, праве и свободе.

Л. Фейербах - критика философии Гегеля. Отношение к диалектике. Антропологический материализм Фейербаха. Учение о сущности человека. Эгоизм и альтруизм. Критика теологии и идеализма. Учение о морали.

Тема 7. Русская философия XIX - XX веков

Западники и славянофилы. Славянофильство - одно из направлений религиозно- философской мысли. Основные представители славянофилов: Н.Я. Данилевский, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Западничество - одно из течений русской общественной мысли. Основные представители западников: П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. История идеологической борьбы западников и славянофилов как основа понимания исторического процесса России не только XIX века, но и сегодняшних дней.

Материализм русских революционных демократов и их борьба против идеализма (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев). Развитие диалектики и критика метафизических концепций.

В.С. Соловьев - виднейший русский философ-идеалист, создатель оригинальной религиозной философской системы. Историософская теория христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества. Теократическая утопия. Философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии.

Н.А. Бердяев Н.А. - представитель персонализма и экзистенциализма. Конфликт между личностью и объективацией - главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.

Русский философский космизм конца XIX - начала XX в. (Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Тема 8. Основы марксистской философии

Социальные, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения марксизма. Революционный переворот, совершенный в философии К. Марксом и Ф. Энгельсом. Диалектический материализм. Материалистическое решение основного вопроса применительно к обществу.

Учение Маркса об отчуждении. Виды отчуждения. Преодоление отчуждения. Сущность материалистического понимания истории: определяющая роль производственных отношений. Общественное бытие и общественное сознание. Понятие общественно- экономической формации. Базис и надстройка. Теория классовой борьбы. Марксизм и современность.

Концепция человека и личности в марксизме.

Ленинизм. Кризис в физике и выход из него по пути материализма и диалектики. Первенство политики над экономикой. Преувеличение роли субъективного фактора.

Тема 9. Основные направления западной философии XIX - XX в.в.

Основные принципы классической философии и их критика в XIX и XX в.

Позитивизм и основные этапы его развития.

«Критический рационализм» К. Поппера. Фальсификация - принципиальная опровержимость любого научного утверждения. Принцип «фаллибилизма». Антикумулятивизм. Теория «трех миров». Философия истории К. Поппера.

Историческое направление в современной философии науки (Т. Кун, И. Лакатос). Проблема соотношения философии и истории науки. Наука как деятельность «научных сообществ». «Парадигма» - ключевое понятие философии Т. Куна. Антикумулятивизм как несоизмеримость старой и новой парадигм.

Философия жизни. Учение о воле Артура Шопенгауэра. Фридрих Ницше: учение о сверхчеловеке и воле к власти; критика христианства. Освальд Шпенглер и его книга «Закат Европы»: учение о культуре как организме.

Экзистенциализм (философия существования): основные этапы развития. Немецкий экзистенциализм: К. Ясперс и М. Хайдеггер. Французский экзистенциализм: Г. Марсель, Ж- П. Сартр, А. Камю. Основные идеи экзистенциализма: учение о существовании, его направленности к Ничто или к Богу и о модусах существования; пограничная ситуация; понятия «свобода-от» и «свобода-для»; учение о личности и смысле жизни.

Фрейдизм и неофрейдизм. Зигмунд Фрейд: учение о структуре личности («Я», «Сверх-Я» и «Оно»), о роли бессознательного в жизни личности и общества. Неофрейдизм. Аналитическая психология К. Г. Юнга.

Постмодернизм - совокупное обозначение наметившейся в последние два десятилетия тенденции в культурном самосознании развитых стран Запада. Историко- культурные и эстетические параметры постмодерна.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Философские концепции бытия

Онтология и ее предмет. Бытие и небытие как фундаментальные категории онтологии. Проблема бытия в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Проблема материи и субстанции в философии. Бытие, материя, природа: различие и связь. Понятие материального и идеального. Понятие материи в современной науке и философии. Картины природы в истории философии и науки. «Вторая», искусственная природа.

Структурная и динамическая организация бытия. Движение и развитие. Формы движения материи. Диалектика как философская концепция развития. Детерминизм и индетерминизм. Законы динамические и статистические.

Научные, религиозные и философские картины мира. Экологическая философия. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

Концепции пространства и времени в истории философии.

Тема 2. Сознание и познание

Эволюция понятий «дух», «душа», «сознание». Проблемы духа и материи. Проблема происхождения сознания. Роль труда в происхождении сознания. Идеалистические и материалистические концепции сознания. Сознание и мозг. Психофизическая проблема. Сознательное и бессознательное. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Сознание и кибернетика.

Предмет гносеологии. Концепции гносеологии в истории философии: сенсуализм, рационализм, скептицизм, агностицизм, концепция врожденных идей, априоризм. Субъект и объект познания. Диалектика познания: чувственное и рациональное. Интуиция и творчество. Проблема истины. Основные теории истины. Классическая теория истины и ее альтернативы (конвенционализм, когерентная, корреспондентская, «экономии мышления», религиозные концепции, прагматическая, марксистская). Типология критериев истины.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука в современном мире.

Тема 3. Проблемы человека в философии

Человек как предмет философского анализа в истории философии. Происхождение человека: природные и социальные условия антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство. Биология человека в эпоху НТР. Человек в информационной цивилизации.

Человек в системе социальных связей. Сущность человека. Индивид, индивидуальность, личность.

Смысл жизни и предназначение человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Цели и ценности. Свобода воли и ответственность личности. Нравственные, религиозные, эстетические ценности. Свобода совести. Мораль, право и религия.

Современная философская антропология. Интеграция знаний о человеке. Иррационалистическая трактовка человека. Человек в философии постмодернизма.

Тема 4. Философия истории и общества

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.

Философия истории: формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Прогрессистские и циклические модели развития. Современная идеология прогресса. Глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития и сценарии будущего. «Ловушки» прогресса. Технологический детерминизм. Теория информационного роста (А. Тоффлер, Э. Масуда, М. Мак-Люэн). Идея конца истории и ее критика.

Природа и общество, различие и связь. Общество и его структура. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Концепции государства в истории философской мысли. История концепции общественного договора.

Тема 5. Философские проблемы техники и технологии

Проблема соотношения науки и техники. Социальные последствия научно- технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Этические и экологические императивы развития науки и техники. Этическая ответственность ученого, ее необходимость и границы. Науки естественные, социальные и гуманитарные: различие и связь.

Эволюция, цели и задачи химической технологии. Специфика химико- технологического знания: фундаментальное и прикладное, эмпирическое и теоретическое.

Вопросы к вступительным экзаменам в аспирантуру по курсу «Философия»



  1. Происхождение философии. Источники философии и понятие предфилософии.

  2. Предмет философии, его специфика. Основные проблемы философии. Структура и функции философии.

  3. Философия и другие формы сознания и деятельности - наука, политика, искусство, религия, мораль.

  4. Античная философия: Милетская школа, Гераклит, Пифагор.

  5. Античная философия: элеаты, атомистика.

  6. Философия софистов. Сократ.

  7. Объективный идеализм Платона.

  8. Философия Аристотеля.

  9. Эллинистически-римская философия.

  10. Основные проблемы философии Средних веков: вера и разум, душа и тело, доказательства бытия Бога, природа универсалий.

  11. Основные проблемы философии эпохи Возрождения: гуманизм, картина природы, социально-политическая философия.

  12. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Сенсуализм Дж. Локка.

  13. Учение о субстанции: Р. Декарт, Б. Спиноза.

  14. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

  15. Философия Г.-В. Лейбница и идеология эпохи Просвещения.

  16. Философия И. Канта: теория познания, этика, эстетика.

  17. Философия Фихте и Шеллинга.

  18. Система и метод в философии Гегеля.

  19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  20. Принципы марксистской философии.

  21. Русская философия. Спор славянофилов и западников и его историческое значение.

  22. Русская религиозная философия: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев.

  23. Философия русского космизма.

  24. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

  25. Основные проблемы экзистенциализма.

  26. Фрейдизм и его эволюция.

  27. Позитивизм: основные этапы его развития.

  28. Онтология и ее предмет. Материализм, идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм.

  29. Учение о материи. Материальное и идеальное.

  30. Концепции пространства и времени.

  31. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии.

  32. Современная научная картина мира. Принцип глобального эволюционизма.

  33. Происхождение сознания. Роль труда, морали и религии в антропосоциогенезе.

  34. Мозг и сознание. Сознание как идеальное.

  35. Сознание и самосознание. Бессознательное в психике человека.

  36. Структура познавательной деятельности: чувственное и рациональное.

  37. Специфика научного познания, его методы и формы.

  38. Основные концепции истины.

  39. Трактовка сущности человека в различных философских школах.

  40. Социальное и биологическое в человеке. Социологизаторство и биологизаторство в трактовке человека.

  41. Человек, индивид, личность.

  42. Смысл жизни и предназначение человека. Свобода воли и ответственность личности.

  43. Мораль, право и религия. Их место в индивидуальной и социальной жизни человека.

  44. Модели исторического развития: циклические и прогрессистские.

  45. Социальная структура общества: классы, сословия, социальные группы.

46. Философские проблемы техники и технологии. Социальные и этические последствия научно-технического прогресса.

Литература для подготовки к экзамену



    1. Голубинцев В.О, Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов- Ростов н/Д., 2010.

    2. Губин В. Д. Философия. - М., 2010.

    3. Рассел Б. История западной философии. - М., 2009.

    4. Балашов Л.И. Философия. - М., 2009.

    5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. - С.-Пб., 1995-1998.

Каталог: aspirantura
aspirantura -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
aspirantura -> Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
aspirantura -> Программа минимум кандидатского экзамена по специальности
aspirantura -> Фгбоу впо “Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова
aspirantura -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа
aspirantura -> Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю
aspirantura -> 1. Философские основы, историко-научные предпосылки и этапы становления психологии развития
aspirantura -> Вопросы программы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 русский язык
aspirantura -> Ресоциализационный потенциал семьи осужденного
aspirantura -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 40. 06. 01 Юриспруденция


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница