Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на фгос



Скачать 199.57 Kb.
Дата22.02.2016
Размер199.57 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская средняя общеобразовательная школа «


Утверждено:

Согласовано Директор МБОУ

на педагогическом совете «Знаменская СОШ»

протокол №__ __________И.В.Злобина

от __________________ Приказ №____от_______
Программа

социально-психологического сопровождения

образовательного процесса начальной школы

в рамках перехода на ФГОС

р.п. Знаменка

2013 год

Содержание



Раздел

Страница

1

Паспорт программы

3

2

Содержание программы:


4




2.1. Основные направления деятельности социально-психологической службы

6




2.2. План работы социально-психологического

сопровождения образовательного процесса начальной школы



7




2.3. Роль сформированности универсальных учебных действий

11




2.4. Оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

13

3

Заключение

15

4

Литература

16


Паспорт программы социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на ФГОС.

Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы МБОУ «Знаменская СОШ» на 2013-2015 учебные годы построена с учетом приоритетного направления новых образовательных стандартов – обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции:


  • предметные: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.;

  • метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

  • личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога и социального педагога.

Данная программа представляет собой долгосрочный документ, который направлен на сохранение психологического здоровья обучающихся, индивидуализацию образовательных маршрутов, развитие интеллектуального потенциала, создание психологически безопасной и комфортной образовательной и социальной сред.



Наименование программы

Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на ФГОС


Авторы составители

Педагог-психолог – Шебунова Н.В.,

социальный педагог – Галушкина О.С.




Цель программы

Изучение социально-психологических условий для развития личности обучающихся начальной школы и их успешного обучения в рамках ФГОС.


Задачи программы

  • систематическое отслеживание социально-психологического статуса обучающегося и динамику его социально-психологического развития в рамках образовательного процесса начальной школы;

  • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, социально активной позиции.

  • профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних;

  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, социальной дезадаптации;

  • построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников;

  • проведение социально-психологической работы по предупреждению правонарушений, коррекционная работа с детьми дивиантного поведения;

  • принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;

  • повышение социально-психологической компетенции всех участников образовательного процесса.




Сроки реализации

программы



2013-2015 учебные годы.


Исполнители программы

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, педагогический коллектив.


Ожидаемые результаты

  • личностное и социальное становление обучающихся;

  • раскрытие интеллектуального потенциала;

  • самостоятельная организация познавательной деятельности обучающихся;

  • оптимизация социально- психологических условий для участников образовательного процесса;

  • получение «модели» социально- адаптированной гармонично развитой личности младшего школьника;

  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям среди младших школьников;

  • совершенствование социально- психологической компетенции всех участников образовательного процесса МБОУ «Знаменская СОШ»




Контроль за исполнением

программы



Директор МБОУ «Знаменская СОШ»

И.В. Злобина



2. Содержание программы социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на ФГОС.



2.1. Основные направления деятельности социально - психологической службы.

В работе социально – психологической службы участвуют 3 субъекта образовательного процесса: обучающиеся, родители и педагоги.

Основными направлениями деятельности являются:


  • Диагностическая работа

  • Коррекционно-развивающая работа

  • Консультирование

  • Просветительская и профилактическая работа

  • Экспертная работа

  • Организационно-методическая работа

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа направлена на выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

  • Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

  • Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

  • Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с обучающимися, составление плана развития способностей или других психологических образований.

Профилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • Разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач начального возрастного этапа;

  • Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

  • Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом младших школьников в среднее звено.

Консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу и социальному педагогу обращаются учителя, обучающиеся, родители.

Просвещение – приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологической культуре через проведение семинаров, выступлений и т.д.

2.2. План работы социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы*

п/п


Название работы

С кем

проводится



Сроки

Проведения

2013-2015 гг


Примечание


Диагностическая работа

1

Диагностическое обследование процесса адаптации с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации

1 классы

Сентябрь/

октябрь






2

Использование методики «Моя семья» с целью выявления внутрисемейных отношений

1-4 классы

в течение года





3

Диагностика уровня

Подготовленности обучающихся 4 классов к переходу в среднее звено



4 классы

в течение года

(по необходимости)

IV четверть





4

Проведение методики

«Кактус» с целью выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление

наличия агрессии, ее

направленности и интенсивности.



2-4 классы

в течение года





5

Диагностика школьной

тревожности по методике Прихожан



2-3 классы

в течение года





6

Проведение диагностического

минимума на выявление уровня тревожности,

самооценки, социометрического статуса, адаптации


1-4 классы

1 классы –

октябрь, май

2-3-4 классы -

май






7

Проведение диагностического

исследования семей

«Социально- психологический

портрет современной

семьи» с целью определения основных направлений работы с семьей и составление социального паспорта классов


1-4 классы

Сентябрь/

октябрь






Коррекционно-развивающая работа

1

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-

развивающих занятий

для дезадаптированных

детей


1-4 классы

в течение года





2

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-

развивающих занятий

по развитию интеллектуальных качеств и коррекции поведения


1-4 классы

в течение года





3

Проведение тематических

классных часов



1-4 классы

в течение года

по запросу

классных

руководителей






4

Проведение тематических

классных часов по ЗОЖ, правам и обязанностям уч-ся



1-4 классы


в течение года




Консультирование

1

Консультирование родителей и педагогов о дезадаптированных детях

Родители,

педагоги



В течение года





2

Консультирование обучающихся и классных

руководителей по результатам тестирования «Моя семья»



Родители

обучающихся

и классные

руководители

1-4 классов


в течение года





3

Индивидуальная

Консультативная работа по вопросам, связанным с

проблемами в обучении, поведении и общении.


Обучающиеся,

педагоги,

родители


в течение года




Просветительская и профилактическая работа

1

Выступления на общешкольных и классных

родительских собраниях



Педагоги,

обучающиеся,

родители


в течение года





2

Проведение совещания педагогического коллектива по результатам адаптации обучающихся

1-х классов




Зам.директора по УВР, классные

руководители,

соц. педагог,

педагог-психолог



Октябрь/

ноябрь






3

Проведение совещания педагогического коллектива «Обучающиеся, испытывающие трудности в обучении»


Зам.директора по УВР, классные

руководители,

соц. педагог,

педагог-психолог



Ноябрь/

декабрь






4

Проведение тренингов,

анкетирования, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов.




Педагог-психолог,

социальный

педагог


2013/2014

«Учитель - школа»

«Учитель- класс»

2013/2014

«Тренинг

взаимодействия учителя с

неуспевающим

учеником»

«Секреты

эффективной

педагогики»

2013/2014

«Учитель -ученик»

«Формирование успешности

младшего

школьника»

2014/2015

«Я – учитель»

«Способы развития

логического

мышления младшего

школьника»






5

Родительское собрание в 4 классах

(подготовка к переходу в 5 классы)



Зам.директора по УВР, классные

руководители,

педагоги, социальный педагог, педагог-психолог


Апрель





6

Проведение заседания

Совета по профилактике

правонарушений и

преступлений



Обучающиеся,

педагоги, родители, социальный педагог



в течение года





Экспертная работа

1

Наблюдение за детьми в учебное и неурочное время




в течение года




2

Участие в ПМП консилиумах ОУ




в течение года




* В процессе реализации программы возможна корректировка плана работы.

2.3. Роль сформированности универсальных учебных действий

Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на ФГОС обеспечивает формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (далее – УУД) делятся на 4 основные группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить 2 вида действий:

1) Действие смыслообразования;

2) Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:



Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Получить представление об уровне сформированности универсальных учебных действий помогает диагностическая система психологического сопровождения. Первая диагностика измерения универсальных учебных действий проводится при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.



I этап (группа предшкольной подготовки) – поступление ребенка в школу. В рамках данного этапа предполагается:

1) Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников, как способ повышения психологической культуры законных представителей. Даются рекомендации по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

2) Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

II этап (1 классы) – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1) Обследование первоклассников на этапе адаптации к школьной среде с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

2) Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3) Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям.

4) Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

5) Организация психолого-педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности в обучении, поведении через коррекционно-развивающие занятия.

6) Ориентация педагогов на приоритетные проблемы периода адаптации через проведение опросника Л.Н. Ковалевой и карты наблюдений Скотта.

7) Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.



III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации (ноябрь-май).

Работа в этом направлении предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

4. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

5. Проведение тренинга с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

6. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

7. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

8. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психолога и социального педагога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

2.4. Оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Одной из составляющей социально-психологического сопровождения образовательного процесса начальной школы в рамках перехода на ФГОС является оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Данная работа заключается в составлении социально - психологического «портрета» обучающегося начальных классов по следующим критериям оценки личностных и метапредметных результатов обучения:



Критерии оценки

Уровень проявления критерия

Да

Скорее

да,чем


нет

Скорее

нет, чем да



Нет


1

2

3

4

5

6

1

Обучающийся способен к саморазвитию














2

Имеет место положительная динамика способности обучающегося к саморазвитию













3

У обучающегося сформирована мотивация к

обучению и познанию















4

Имеет место положительная динамика формирования у обучающегося мотивации к обучению и познанию













5

У обучающегося сформировано уважительное отношение к иному мнению













6

У обучающегося имеется позитивная мотивация к учебной деятельности













7

У обучающегося сформирован личностный смысл учения













8

У обучающегося развита самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки













9

У обучающегося развито чувство доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей













10

У обучающегося развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях













11

У обучающегося развито умение находить выход из конфликтных ситуаций













12

У обучающегося сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни













13

У обучающегося есть мотивация к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям













14

Обучающийся может работать в группе













15

Обучающийся может организовать работу других участников группы













16

Обучающийся способен осуществить самооценку своей деятельности (саморефлексию)













17

У обучающегося сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации













18

У обучающегося сформировано умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности













19

Обучающийся освоил начальные формы познавательной и личностной рефлексии













20

Обучающийся готов слушать собеседника и вести диалог













21

Обучающийся может адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих













22

Обучающийся может работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с требованиями

образовательной программы















Данную индивидуальную информацию об обучающихся предоставляют учителя начальных классов по запросу социального педагога или педагога-психолога, при осуществлении перехода обучающихся в среднее звено для учета построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Заключение

Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным социально-психологическим портретом - критерии, которые являются основными задачами работы педагога-психолога и социального педагога, которые реализуются во всех направлениях работы.

Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.

Психологическая поддержка ребенка в настоящее время становится ещё более востребованной.

Таким образом, психологическая и социальная составляющие становится главным элементом в педагогической деятельности. Поэтому, в условиях внедрения новых образовательных стандартов необходимо решение педагогом-психологом и социальным педагогом выше поставленных задач, повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Литература

1. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008

2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.

3. Заказ. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

4. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.

5. Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2002.

7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого- педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

9. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008

10. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях под ред. Л.М.Митиной М.2010

11. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова: М.,2010



12. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия: М.,2010

13. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех».


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница