Программа «Социально психологического сопровождение»



Скачать 157.74 Kb.
Дата22.02.2016
Размер157.74 Kb.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» г. Оренбурга

Приложение 3

Подпрограмма

«Социально – психологического сопровождение»

(2004-2010гг.)

I. Введение

Социально-психологическое сопровождение разработано в соответствии со следующими документами: Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка РФ”; Законом РФ “Об образовании”.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития социально-психологическое сопровождение определяет содержание, основные пути развития социально-психологической поддержки учащихся, направленной на оптимизацию условий жизни, воспитания, обеспечения благополучия и здоровья несовершеннолетних, и усилий, необходимых для достижения этих целей.

Социально-психологическое сопровождение представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области социально-психологической поддержки.

Для реализации социально-психологического сопровождения требуется объединение усилий всех социальных институтов.

Социально- психологическое сопровождение опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступно для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций.



II. Содержание проблемы

и необходимость её решения программными методами

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в его собственных интересах, а также в интересах общества и государства требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев является степень выраженности развивающего компонента в образовании. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования.

Миссия социально-психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях-инструменте, которые позволят определить этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни. Ключевыми задачами выступают ценностные ориентации, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка, но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (человеческая личность, духовные ценности, творческая самореализация и т.д.).

Сформирован комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы реализации социально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы.

Основные направления социально-психологического сопровождения: социализация учащихся лицея № 1; социально-психологическое обеспечение программы социализации учащихся лицея № 1; социально-педагогическое сопровождение образовательной программы; психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы.



III. Цели и задачи

Основные цели программы развития социально-психологического сопровождения школьной образовательной программы:



  • создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни;

  • создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка;

  • удовлетворение потребностей ребёнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • защита прав личности обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы социально-психологического сопровождения в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся;

  • социально-психологическая помощь семьям детей групп особого внимания;

  • развитие социально-личностных, личностно-адаптивных и психолого-педагогических компетентностей учащихся, родителей, педагогов.

IV. Этапы реализации

  1. Организационный (2004 – 2005 гг.):

  • Изучение пакета нормативных документов, анализ состояния социально-психологического сопровождения в городе.

  • Изучение проблемы и составление программы “Социализации учащихся в лицее № 1».

  • Подбор диагностико-коррекционных материалов по проблеме социализации учащихся.

  • Корректировка программы социально-психологического сопровождения лицея.

  1. Технологический (2005 – 2008 гг.):

Основные направления в деятельности социально-психологической службы: профилактическая работа, диагностическая работа, консультативная работа, коррекционно-развивающая работа.


Профилактическая работа: задачи данного направления определяются необходимостью формировать у учащихся потребность в специальных психологических, валеологических знаниях, создавать условия для полноценного психофизического развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности, интеллекта, а также межличностного общения и взаимодействия.

В русле профилактического направления специалисты службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:



  1. Проведение работы по адаптации школьника первой ступени к обучению в школе и школьника второй ступени к предметному обучению, учащихся старших классов к профильному обучению. Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.

  2. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с условиями жизни учащихся, их воспитания и обучения.

  3. Психолого-социальное сопровождение детей “группы риска”.

  4. Организация медико-психолого-валеологических условий по сохранению здоровья учащихся.

  5. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в лицее.

Диагностическая работа: направление определяется ориентацией службы на углубленное психологическое, физическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в лицее, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

В русле диагностического направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:



  1. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.

  2. Диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей. Отслеживание влияния инновационных программ на развитие учащихся.

  3. Выявление актуальных для лицея запросов по психологическому, социальному, валеологическому сопровождению.

  4. Мониторинговые исследования “Формирование психологической культуры учащихся и педагогов лицея”, “Влияние образовательной среды лицея на социализацию учащихся”

Консультативная работа предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога, социального педагога, валеолога, медработника к личности ребенка. Задачи определяются ориентацией службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь кураторам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.

В русле консультативного направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:



  1. Формировать ответственность за соблюдение в лицее условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.

  2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми и родителями по вопросам здорового образа жизни.

  3. Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитани.

  4. Проведение консультирования учителей по вопросам обучения, воспитания, оказания первой медицинской помощи детям с ослабленным здоровьем.

Коррекционно-развивающая работа предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога и социального педагога к развитию личности ребенка. Активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте, сохранение ее индивидуальности.

В русле коррекционно-развивающего направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:



    1. Активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование мотивации к обучению у подростов и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

    2. Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов, связанных с межличностными и внутриличностными отношениями.

    3. Оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении учащихся.

Ожидаемые результаты:


  • Повышение социально-психологической, медико-валеологической культуры учащихся и родителей;

  • снижение числа учащихся с вредными привычками;

  • увеличение числа учащихся, приобщающихся к здоровому образу жизни;

  • повышение мотивации лицеистов к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием.

  • совершенствование системы сопровождения детей, требующих особого педагогического внимания;

  • психолого-социальное сопровождение учащихся в периоды адаптации;

  • создание эмоционально комфортной атмосферы в образовательной среде лицея;

  • корректировка системы социально-психологического сопровождения по результатам мониторинговых исследований.

Рефлексивно-обобщающий этап (2009 – 2010 гг.):

  • Проблемный анализ состояния социально-психологического сопровождения в лицее: роль образовательной среды в процессе социализации учащихся; роль родительского сообщества в формировании образовательной среды лицея:

  • Анализ состояния психолого-педагогической поддержки семей, имеющих опекаемых детей, детей-инвалидов, детей с проблемами в развитии.

  • Обобщение результатов реализации программы.

  • Разработка методических рекомендаций по совершенствованию социально-психологического сопровождения.

  • Обобщение опыта лицея по совершенствованию социально-психологического сопровождения.

Оценка эффективности реализации подпрограммы развития социально-психологического сопровождения школьной образовательной программы осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Реализация подпрограммы развития социально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы в тесной взаимосвязи с социальными институтами должна способствовать воспитанию социальной коммуникабельности, конкурентоспособности, ответственного отношения к самому себе, окружающим людям и природе, формированию развитой, свободной и позитивно настроенной личности.



Конечным результатом реализации подпрограммы развития социально-психологического сопровождения школьной образовательной программы должно стать формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

V. Основные мероприятия по реализации программы


Этапы


Мероприятия

Срок

Ответственные

2005 - 2008 г.

Профилактическая работа

  1. Проведение работы по адаптации школьника первой ступени к обучению в школе и школьника второй ступени к предметному обучению, учащихся старших классов к профильному обучению.

  2. Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.

  3. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в лицее.

  4. Психолого-социальное сопровождение детей “группы риска» (анкетирование учащихся “группы риска”, стоящих на внутришкольном учете с целью выяснения интересов и увлечений и организации занятости их в кружках и секциях лицея; привлечение к участию в культурно-массовой и спортивной работе и учёт их личностных достижений; организация контроля за проведением свободного времени; трудоустройство на период летних каникул, профессиональная ориентация)

  5. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с условиями жизни учащихся, их воспитания и обучения.

  6. Организация медико-психологических условий по сохранению здоровья учащихся.

  7. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей, поступающих в школу (профилактика школьной дезадаптации).

  8. Профилактика отклоняющегося поведения подростков: информирование родителей об особенностях протекания подросткового кризиса и возрастных новообразованиях подростков.

  9. Профилактическая и просветительская работа с учащимися старших классов и их родителями по индивидуально-психологическим особенностям формирования Я-концепции старших школьников.

10.Индивидуальная и групповая просветительская работа с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания по правовому воспитанию совместно с инспектором ПДН.

Диагностическая работа:

  1. Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 1 классе.

  2. Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 5 классе.

  3. Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в профильных классах (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационная)

  4. Индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащихся 4-5- классов (проблема преемственности в обучении и воспитании).

  5. Индивидуально-личностные характеристики учащихся 6-7-8- классов (по запросам родителей и педагогов; по плану психологической службы).

  6. Диагностика профессиональных интересов, способностей, склонностей учащихся 9 классов (определение дальнейшего образовательного маршрута учащихся).

  7. Индивидуально-личностные характеристики учащихся 10-11 классов, формирование Я-концепции учащихся.

  8. Мониторинговое исследование динамики развития учащихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектами социальным явлениям.

  9. Мониторинговое исследование мотивации учебной деятельности учащихся.

  10. Исследование психологической культуры педагогов и учащихся (оптимизация образовательной среды лицея).

  11. Изучение влияния образовательной среды лицея на развитие познавательной, эмоциональной, жизненной сфер учащихся.

  12. Изучение влияние детско-родительских отношений на обучение и воспитание.

  13. Диагностика причин неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтов в общении, нарушений межличностных отношений детей, требующих повышенного педагогического внимания с взрослыми и сверстниками.


Консультативная работа:

1.Формировать ответственность за соблюдение в лицее условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.

2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми и родителями по вопросам здорового образа жизни.


  1. Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания и т. п.

4. Проведение консультирования учителей по вопросам обучения, воспитания, оказания первой медицинской помощи детям с ослабленным здоровьем.

Коррекционно-развивающая работа:

      1. Активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование мотивации к обучению у подростов и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

      2. Групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в адаптации к школе (проведение развивающих занятий по программе “Профессия школьник”)

3. Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и внутриличностных отношений.

4.Оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении учащихся.

5.Разработка мероприятий социально-психологической коррекции неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтов в общении, нарушений межличностных отношений детей, требующих повышенного педагогического внимания с взрослыми и сверстниками.


ежегодно
ежегодно

ежегодно


ежегодно

ежегодно

ежегодно
ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно


ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно
ежегодно

сентябрь-ноябрь

2006 г.

март-апрель 2006 г.



май

сентябрь 2006 г.


сентябрь-ноябрь

2007 г
январь-февраль 2007 г.


ежегодно

ежегодно


ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно



педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, замдиректора по УВР, ВР.

РК группа «Психолого-педагогическое сопровождение»

валеологическая лаборатория Центра образования №1

кафедра педиатрии детей и подростков ОГМА

кафедра социальной психологии ОГУ

преподаватели кафедры социальной психологии ОГУ


Центр образования №1

педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, замдиректора по УВР, ВР, НМР

замдиректора по УВР, ВР, НМР, педагоги-психологи, социальные педагоги, преподаватели и студенты кафедры социальной психологии ОГУ


педагоги-психологи, социальные педагоги, администрация лицея, преподаватели кафедры социальной психологии ОГУ, кафедры профилактики и гигиены детей подростков ОГМА


педагоги-психологи,

сотрудники Центра образования №1


2008 г.

2010 г.


1. Проблемный анализ состояния социально-психологического сопровождения в лицее: роль образовательной среды в процессе социализации учащихся; роль родительского сообщества в формировании образовательной среды лицея.

2.Анализ состояния психолого-педагогической поддержки семей, имеющих опекаемых детей, детей-инвалидов, детей с проблемами в развитии.

3.Обобщение результатов реализации программы: анализ полученных результатов, решение стратегических и частно-конкретных задач.

4.Разработка методических рекомендаций по совершенствованию социально-психологического сопровождения;

5.Обобщение опыта лицея по совершенствованию социально-психологического сопровождения.


сентябрь-декабрь

2008 г.


ежегодно

сентябрь-ноябрь 2009 г.


январь-февраль 2009 г.

администрация лицея, социальные педагоги, педагоги-психологи,

зав. кафедрой социальной психологии ОГУ, члены РК.





Диагностика интеллектуальной, личностной и профессиональной сфер личности учащихся

Развитие и

коррекция личности

учащихся

Психологическое

просвещение родителей,

педагогов и учащихся

Психологическая

профилактика отклоняющегося поведения

учащихся











ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВОСПИТАНИЕ – СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - ОБРАЗОВАНИЕ


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ







Социальный портрет

семьи учащихся,

класса, лицея

Формирование

здорового образа

жизни

Профилактика

правонарушений учащимися лицея



Работа с социально

незащищенными

семьями

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Социальные компетентности лицеистов:

осознание себя членом общества; умение отвечать на вызовы времени; социальная адаптация и социальный оптимизм; социальная ответственность; безопасность социального поведения; социальная толерантность; выбор социального



профессионально-личностного статуса.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница