Программа социально педагогической направленности «Будущий первоклассник»



Скачать 107.27 Kb.
Дата08.06.2016
Размер107.27 Kb.
ТипПрограмма
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа социально – педагогической направленности «Будущий первоклассник»  является модифицированным вариантом программ для детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Актуальность программы состоит в том, что полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалеком будущем учиться в школе.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей неготовых к началу обучения в школе. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения и речевого развития. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалеком будущем учиться в школе.

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по - прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играет развитие творческих способностей. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.

Анализ диагностического обследования детей дает основания для усиленной работы в этом направлении.

Цель  программы – развитие и совершенствование познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, а также произвольной сферы и мелкой ручной моторики. Расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.

         Задачи:

1. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

2.Раскрытие творческого, нравственного и интеллектуального потенциала.

3.Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. Развитие общей и мелкой моторики.


В реализации программы коррекционно-развивающей направленности участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

  • продолжительность занятий - 30 минут;

  • периодичность занятий - 2 раза в неделю;

  • программа рассчитана на один год, в год 64 занятия.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

В реализации программы коррекционно-развивающей направленности участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)



  • продолжительность занятий - 30 минут;

  • периодичность занятий - 2 раза в неделю;

  • программа рассчитана на один год, в год 64 занятия.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширятся пространственные представления:

- математические понятия о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии

-лингвистическое пространство языка

-ориентировка в макро и микропространстве


Способы проверки знаний, умений и навыков.

1. Первичное диагностическое обследование (сентябрь).

2. Итоговое (май)
На основании наблюдения выявить количественные показатели уровня психического развития дошкольника

Данная методика является средством измерения индивидуально-психологических особенностей и определяет направление и темп из изменения, и успешность тех или иных воспитательных и обучающих программ.

В методике представлены 12 измерительных шкал:


  1. -ощущение

  2. - восприятие

  3. - запоминание

  4. - мышление

  5. - воображение

  6. - внимание

  7. -игра

  8. - общение

  9. -речь




  1. - эмоции

  2. - самостоятельность

  3. - саморегуляция

Каждая шкала включает в себя 5 уровней развития данной функции. Каждому уровню соответствует оценка (абсолютная оценка): 1 уровень - 1 балл и т.д. до 5.

Абсолютные оценки выставляются каждому ребенку по каждому из параметров.



1 ШКАЛА «ОЩУЩЕНИЕ»

  1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий). Если ребенок правильно показывает, но с ошибками называет, то 1 балл. Если ошибки и при показе - 0,5 балла.

  2. В основном без ошибок называет 7 цветов радуги и различает их.

  3. Различает оттенки и смешанные цвета, но ошибается, называя их.

  4. Различает и называет цвета спектра, их оттенки.

  5. Правильно описывает цвет в окружении и использует свои знания в изодеятельности.

2 ШКАЛА «ВОСПРИЯТИЕ»

1 уровень: при восприятии нового пытается дополнять данные знания ощупыванием (осязанием)

2. воспринимая новые предметы, обходится без манипулирования ими.

3. строит достаточно полный образ, но не различает в нем основное и второстепенное.

4. выделяет в воспринимаемом предмете существенные (родовые) и второстепенные элементы, классифицирует по разным основаниям.

5. строит означенный (на основе понятий) и дифференцированный образ мира и сообщает о результатах взрослому.


3 ШКАЛА «ЗАПОМИНАНИЕ»

1 уровень: запоминает учебный материал, данный в наглядной форме в процессе игры.

2. механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме (стихи).

3. запоминает материал и в дальнейшем при помощи взрослого воспроизводит основные его элементы, выступающие на 1-й план.

4. запоминает учебньй материал, ориентируясь в его содержании, воспроизводит его основные элементы.

5. произвольно запоминает учебньй материал, понимает его содержание и полно его воспроизводит через длительное время.



4 ШКАЛА «МЫШЛЕНИЕ»

1. получает новые сведения практическим способом, без участия речи.

2.практически решает познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия и способы решения (сначала мысли вслух).

3. выполняет познавательные действия путем зрительного соотнесения и с опорой на речь, как средство достижения результата.

4. выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана

5. решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, а плане речи.



5 ШКАЛА «ВООБРАЖЕНИЕ»

1. играет с предметом, подчиняясь его назначению, воспроизводит его функцию.

2. в ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходства.

3. в игре замещает реальные предметы воображаемыми, не похожими на них.

4. игровым действием представляет этап их планирования.

5. в уме создает новые образы и воплощает их в игре, рисунках, рассказах.


6 ШКАЛА «ВНИМАНИЕ»

1. на небольшое время сосредотачивается на интересующих его предметах.

2. под контролем взрослого, выполняет учебные действия, требуется сосредоточение.

3. после многократного повторения словесных указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения.

4. по однократному словесному указанию выполняет учебные действия, требующие сосредоточения.

5. при сосредоточенной работе может отвлекаться от посторонних


раздражителей.
7 ШКАЛА «ИГРА»

1. выполняет с игрушками игровые действия.

2. принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе.

3. берет на себя определенную роль, отличающуюся разными игровыми действиями.

4. принимаемая роль отражает не только действия взрослого, но и взаимоотношения между ними.

5. являясь организатором игр, следит за соблюдением правил и выступает инициатором наказаний за их нарушение.


8 ШКАЛА «ОБЩЕНИЕ»

1.побуждает взрослых и сверстников и действиям, просит о помощи.

2. стремится достичь уважения взрослого, обижается на замечания.

3. подражает словам и действиям, авторитету взрослого.

4. стремится к сопереживанию с авторитетным взрослым.

5. проявляет сопереживание в общении


9 ШКАЛА «РЕЧЬ»

1. обозначает словами окружающие предметы и явления

2. владеет элементарной связной речью, не выходящей за пределы ситуации

3. речь выходит за пределы ситуации, описывает отсутствующие объекты

4. речь - средство планирования и выполнения игровых и практических действий.

5. владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной

ситуации информацию.

10 ШКАЛА «ЭМОЦИИ»

1. проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся

2. сопереживает персонажам сказок, мультфильмов.

3. сопереживает реальным людям

4. проявляет симпатию и антипатию к сверстникам и взрослым

5. эмоционально оценивает - ситуацию, непосредственно его не касающуюся


11 ШКАЛА «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ»

1. в течение дня сухой и чистый, одевается и раздевается самостоятельно

2. без напоминания правильно действует в привычных ситуациях

3. после разъяснений взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности

4. самостоятельно применяег выученные способы поведения в новых ситуациях

5. используется доверие взрослого, проявляет самостоятельность в различных нестандартных ситуациях


12 ШКАЛА «САМОРЕГУЛЯЦИЯ»

1. действует под влиянием эмоций

2. в присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои

непосредственные желания

3. действует, подражая авторитету взрослого, даже в его отсутствие

4. может сдерживать свои непосредственные импульсивные желания

5. в ситуациях выбора предпочитает те действия, которые соответствуют

требованиям взрослого с детьми.


Средства, необходимые для реализации программы


Материально – техническая база


Учебно – методические средства

Отдельный кабинет со столами и стульями для 10 детей.


учебные пособия

Компьютерная техника:

  • компьютер

  • принтер

  • сканер



- аудиозаписи



Доска магнитная

Фланелеграф




Демонстрационный материал

Раздаточный материал




Учебно-тематический план





Наименование разделов

Кол-во часов

всего

теорет.


Практ.

1.

Развитие логического мышления.

15

5

10

2.

Развитие памяти, внимания.

15

5

10

3.

Развитие моторики, графики, воображения

15

5

10

4.

Развитие ориентировки в макро и микропространстве

15

5

10

Итого:

60

20

40


Используемая литература в составлении программы:
1. Алябьева Е.А. коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.
2.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ.Воронеж 2009.
3. Григорович Л.А. и др. «150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе». М., 2000.
4. Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника». С.-П., 2001
5. Козлова С.А. «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру». М., 2002.
6.Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет» М., 2002.
7. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» М., 2002.
8.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику» С.-П., 2002.
Каталог: uploads -> 2000
2000 -> Профессиональная культура педагога
2000 -> Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
2000 -> Брагинский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
2000 -> Рабочая программа по истории, реализующая фгос ООО 7 класс
2000 -> Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №16
2000 -> Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматривает для 9 класса 34 учебных часа
2000 -> Люберецкий муниципальный район московской области


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница