Программа социально-коммуникативного развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии



Скачать 105,96 Kb.
страница1/23
Дата10.10.2019
Размер105,96 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №1 «Светлячок» общеразвивающего вида»

муниципального образования Ясненский район

«Согласовано»

Ведущий специалист

РМО

_______/Литвинова Н.В.



_________________2013г.

«Утверждаю»

Заведующий МДОАУ «ДС № 1

«Светлячок»

________/В.И. Банная

___________________2013г.


Программа

социально-коммуникативного развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
«Живу Я, чувствуя Другого»
Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Автор-составитель

Гранчук Е.А.

Педагог-психолог

Ясный 2013 г.



Пояснительная записка

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности

Особую важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Задачи развития эмоционального интеллекта тесно связаны с целями социально – коммуникативного развития. Данная область выделяется авторами ФГОС, как одна из приоритетных.



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий развития ребенка, «открывающих возможности для его позитивной социализации». Ставятся новые для практики дошкольного образования задачи развития у детей социального и эмоционального интеллекта.
Феномен эмоционального интеллекта дошкольника для нашей страны является ещё достаточно новым. Но уже проводится много исследований в этом направлении, потому что данная тема максимально близко может приблизить нас к целям современного дошкольного образования.

  У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка. А охрана и укрепление психического и физического здоровья детей является приоритетной задачей в деятельности психологов образовательных учреждений. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей программы педагога-психолога.

Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека (Тайлакер Й. Б., Визингер У.). Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:



  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;

  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1.     Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам  легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2.      Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3.     У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и работал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости своих и чужих эмоций.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений – это отражение той действительности, которая происходит в жизни взрослого общества. В нашем обществе принято прятать и подавлять чувства и эмоции. Но отрицание в себе живого, неизбежно приводит к внутренним и внешним конфликтам. Таким образом, социально-психологическая сфера общества не совсем здорова. И здесь на наш взгляд необходимо лечение, но лечение психологическими методами и средствами.

Но какие, же средства для этого необходимы? Для этого рассмотрим опыт Отечественных педагогов и психологов. Яфальян А.Ф. подчеркивает взаимосвязь эстетических чувств и эмоционального интеллекта личности к тому же представляет классификацию эстетических чувств, а так же их влияние на развитие у дошкольников эмоционального интеллекта. Лыкова И.А. особое внимание уделяет чувству юмора в развитии эмоционального интеллекта. Юмор рассматривается как средство эмоциональной саморегуляции, а радость жизни — как индикатор гармонии мировосприятия. Особенно важно учитывать особенности детского юмора и понимать значение детского фольклора и литературы для развития чувства юмора у детей дошкольного возраста.
В работах Зубачевской Н.А. большое внимание уделяется возможностям искусства (музыки, детской художественной литературы и др.) в развитии эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника. Нефёдовой Л.К. представлен опыт формирования эмоционально-интеллектуальной сферы детей в процессе раннего обучения хореографии и вокалу на основе принципа импровизации. Очень интересной и новой оказалась на наш взгляд практика использования арт-методов, в частности метода песочного рисования «Sand-Art», в работе Тупичкиной Е.А. по развитию эмоционального интеллекта и профилактике эмоционального неблагополучия дошкольников.

Проанализировав данные работы, мы понимаем, что такая яркая и живая сфера, как эмоциональный интеллект отзовется только на столь же живые средства и формы работы. И здесь становится очевидным, что арт-терапия в данном случае является наиболее подходящим средством.


Понятие «арт-терапия» с английского языка буквально переводится как терапия (лечение) искусством. На практике арт-терапия не всегда связана с лечением в строго медицинском смысле слова. Therapeia (с греч.- забота, уход), забота о человеке и лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Под средствами понимается использование изобразительной деятельности, музыки, танца, песочной терапии, драматическое искусство и другие формы творческой активности человека.

В рамках психологического направления арт-терапия качественно изменяет состояние личности, так как при этом снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение. В социальной педагогике посредством арт-терапии обеспечивается социальная адаптация как здорового ребенка, так и ребенка с нарушениями в развитии преимущественно через развитие разнообразных форм коммуникации. В педагогическом направлении арт-терапия позволяет рассматривать не только художественное воспитание в рамках специального и дополнительного образования, но и развитие, обучение, формирование основ художественной культуры ребенка. Взаимодействие названных направлений применения художественной творческой деятельности в качестве отвлекающего и гармонизирующего фактора приводит к качественным позитивным личностным изменениям.

В модели предложенной эмоционального интеллект, предложенной Д .Майером и П. Саловеем (D. Maier, P Salovey) включены 4 составляющие:


  1. Точность оценки и выражения эмоций.

  2. Использование эмоций и мыслительной деятельности.

  3. Понимание эмоций

  4. Управление эмоциями.

Важен тот факт, что все 4 составляющие перекликаются со свойствами арт-терапии. Арт-терапия – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Арт-терапия, рассматривается как знание о себе. Любой человек способен выразить себя, свои чувства своё состояние мелодией звуком движением рисованием. Случается так, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Задача арт-терапии - предоставить всем нуждающимся такую возможность. Арт-терапия напрямую, в обход эго-цензуры предоставляет уникальную возможность для выражения агрессии в социально приемлемой манере. Рисование, занятие живописью, лепка становятся безопасными способами снятия напряжения. Это позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, развивая и усиливая внимание к ним. (Аллахвердова Н.)



Новизна данной программы заключается в изучении столь нового в современной практике феномена, как эмоциональный интеллект. Для коррекции и развития соответственно будут использоваться новейшие материалы, средства и методы: кинетический песок, метод рисования песком (sand-art), сказкотерапия, песочная терапия, терапия музыкой и цветом, элементы изотерапии.

На наш взгляд, нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект, как в искусстве общения. Таким образом, направленность нашей программы заключается в социально-коммуникативном развитии эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.

Итак, цель программы - развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница