Программа: социальная психология



Скачать 468,65 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер468,65 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

ПРОГРАММА: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-психологическая проблематика является сегодня одной из наиболее актуальных в мировой психологической науке. Линии взаимодействия личность-общество, человек-человек определяют ход развития цивилизации и проявляются на макро- и микроуровнях психики. Для современного уровня научной мысли приоритетно объяснение психических явлений с обращением к социально-психологическому анализу.

Программа вступительного экзамена в магистратуру ориентирована на категорию абитуриентов, имеющих высшее профессиональное образование по специальности 030301 “Психология”, подтвержденное дипломом государственного образца, разработана с учетом содержания дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению 030300.62 Психология.

Главная цель программы – оценить уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы 521003 «Социальная психология».

Формой контроля готовности абитуриентов избран экзамен. На экзамене абитуриенту предлагается два вопроса из программы.

Абитуриенты должны знать:



  • методологические и теоретические основы социальной психологии;

  • главные социально-психологические концепции зарубежных и отечественных авторов;

  • прикладные аспекты социально-психологического анализа различных областей общественной жизни;

  • владеть методами социально-психологических исследований и диагностики.

Абитуриенты должны уметь:

  • оперировать базовыми понятиями социальной психологии;

  • владеть психологическими средствами решения проблем человеческих взаимоотношений в условиях общения и взаимодействия;

  • ориентироваться в теоретическом материале программы, демонстрируя способность простраивать логические связи между основными проблемами и понятиями.


Критерии оценки знаний и умений.

Отличный уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы фиксируется, в случае набора от 89 до 100 баллов. При этом уровне готовности абитуриент хорошо знает социально-психологическую сущность личности, общения и совместной деятельности, специфику структуры и жизнедеятельности групп разного вида, закономерности групповой динамики, свободно оперирует основными понятиями при социально-психологическом анализе явлений действительности на макро- и микро- уровнях, способен свободно применять социально- психологические методы.
Хороший уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы фиксируется, в случае набора от 77 до 88 баллов. При этом уровне готовности абитуриент знаком с социально-психологической сущностью личности, общения и совместной деятельности, спецификой структуры и жизнедеятельности групп разного вида, закономерностями групповой динамики, имеет представление об основных понятиях и может их использовать для социально-психологического анализа явлений действительности на макро- и микро- уровнях, способен применять социально- психологические методы.
Удовлетворительный уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы фиксируется, в случае набора от 65 до 76 баллов. При этом уровне готовности абитуриент слабо знаком с социально-психологической сущностью личности, общения и совместной деятельности, спецификой структуры и жизнедеятельности групп разного вида, закономерностями групповой динамики, недостаточно полно знает основные понятия и не может их использовать для социально-психологического анализа явлений действительности на макро- и микро- уровнях, не способен применять социально- психологические методы.
Неудовлетворительный уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы фиксируется, в случае набора от менее 65 баллов. При этом уровне готовности абитуриент не знаком с социально-психологической сущностью личности, общения и совместной деятельности, спецификой структуры и жизнедеятельности групп разного вида, закономерностями групповой динамики, не знает основные понятия и не может их использовать для социально-психологического анализа явлений действительности на макро- и микро- уровнях, не способен применять социально- психологические методы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

для абитуриента

по направлению 030300.68 Психология

(Магистерская программа: 521003 Социальная психология)
1. Социальная психология в системе научного знания.

Место социальной психологии в системе научного знания. Объект, предмет, категории и круг основных проблем социальной психологии. Причины особого статуса социальной психологии, сложности, порождаемые её двойственностью. Включенность социальной психологии в разработку социально-политических проблем общества. Разделы социальной психологии: психология совместной деятельности и общения, социальная психология личности, психология межличностных отношений, социальная психология групп. Социальная психология как высший уровень исследования человека и его психики (Б.Ф. Ломов). Взаимоотношение социальной психологии с другими науками: социологией, историей, лингвистикой. Функции социальной психологии. Место социальной психологии в системе психологических наук, в социально-философских и социологических учениях. Актуальные проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Возрастание роли прикладного социально-психологического знания. Внедрение социальной психологии в систему бизнеса, производства, пропаганды, рекламы и других сфер общественной жизни.


2. История развития социальной психологии.

Основные направления и тенденции формирования социально-психологической системы научного знания. Донаучный этап развития социальной психологии. Прообразы регуляторов общественной жизни людей в первобытном обществе. Философский этап развития социальной психологии. Осознание социально-психологической проблематики в рамках философских воззрений периода Античности и Нового времени. Расщепление социально-психологического знания на теоретическое и практическое. Социально-психологические идеи в школе древнекитайских ученых VII -V вв. Феноменологический этап развития социальной психологии. Период, предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина XIX в). Выделение социально-психологических феноменов в самостоятельный класс психических явлений (коллективный, народный дух, поведение толпы, подражание, внушение, исторические типы мышления и сознания), разработка специфических способов и приемов их исследования. Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые социально-психологические концепции: психология народов (М. Лацарус и Г. Штейнталь, В. Вундт), психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле) и теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл). Научный этап развития социальной психологии. Превращение социальной психологии в экспериментальную дисциплину на западе в начале XX в. Малая группа как центральный объект для изучения. Причины превращения малой группы в центральный феномен социальной психологии на западе. Основные направления и этапы исследования малых групп в западной социальной психологии. Социально-психологические идеи Э. Мейо, Дж. Морено и К. Левина. Представления о интеракции и коакции, эффектах социальной фасилитации и ингибиции. Западная и отечественная традиции в социальной психологии. Вклад теоретических направлений (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, итнтеракционизм) и их модификаций (необихевиоризм, неофрейдизм) в развитие социальной психологии. Новые социально-психологические подходы и парадигмы: теория поля, групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, теория социальных представлений.

Проблема самостоятельности социальной психологии. Первая дискуссия о предмете социальной психологии. Позиции В.А. Артемова, Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, В.М. Бехтерева. Включение социально-психологических проблем в обсуждение методологических проблем всей психологии. Смещение интересов исследователей в область проблематики детства. Детские коллективы – основной предмет теории и эмпирических исследований в период 20-е годы – первая половина 30-х годов. Проблемы детских коллективов в работах Е.А. Аркина, А.С. Залужного, Г.А. Фортунатова. Определение социальной психологии в самостоятельном статусе. Критерии самостоятельности. Вторая дискуссия о предмете социальной психологии. Точки зрения на предмет. Предпосылки дискуссии: расширяющиеся запросы практики, изменения в общей духовной атмосфере общества. Институциализация социальной психологии как психологической дисциплины. Лаборатории, кафедры и центры социальной психологии. Современный взгляд на предмет социальной психологии (А.А. Бодалев, И.П.Волков, Р.Б. Гительмахер, В.В.Новиков, А.Л. Свенцицкий, Н.Н.Обозов, А.Н.Сухов и др.)

Направления деятельности и проблематика школ отечественной социальной психологии. Московская (Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева, А.К. Уледов, А.Г. Ковалев, М.И. Бобнева, А.В. Петровский, В.В. Шкалинский, А.И. Донцов, А.А. Журавлев и др.), ленинградская (Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.А. Бодалев, А.Л. Свенцицкий, Н.Н. Обозов) и курская (Л.И. Уманский, А.С. Чернышёв, В.Я. Подорога, Л.И. Акатов, Е.И. Тимощук, А.Н. Лутошкин, Е.И. Дымов, А.С. Крикунов, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев) школы отечественной социальной психологии.

Основные школы и направления зарубежной социальной психологии.

Психоанализ: динамическая теория группвого функционирования (В. Байон), теории группового развития (В. Беннис, Г. Шепард), трехмерная теория интерперсонального поведения (В. Шутц). Необихевиоризм (Э.Богардус, Г. Оллпорт, В. Ламберт, Р. Бейлз, Г. Хоманс, Э. Мейо, Э. Толмен, Д. Миллер, Б. Скиннер, К. Халл). Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер, Р. Сиэрс, А. Бандура). Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо и Г. Келли, Г. Хоманс). Интеракционизм: символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, М. Кун, А. Стросс, Т. Шибутани), ролевые теории (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р.Линтон, Р. Ромметвейт), теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон). Когнитивизм: теории когнитивного соответствия (Р. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, Т. Танненбаум), теории, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия.

Современное состояние социально-психологической мысли. Центральные проблемы, исследуемые за рубежом. Теоретический эклектизм. Мировые тенденции развития социально-психологической науки. Основные тенденции развития отечественной социальной психологии в конце XX — начале XXI века: дифференциация, гуманизация, интеграция с западными теоретическими направлениями.
3. Методологические основы и методы социальной психологии.

Проблема создания методологического аппарата социальной психологии, функционирующего в условиях нестабильности. Новая отрасль (психология социального познания) и раздел (конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности) социальной психологии. Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания.

Понятие методологии научного исследования. Значение принципов отечественной психологической школы для социально-психологических исследований (принцип детерминизма, принцип историзма, принцип социально-исторической обусловленности сознания, принцип единства сознания и деятельность, системность и т.д.). Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Проблема соотношения теории и эмпирического материала. Специфика эмпирических данных в социально-психологических исследованиях (полевые, экспериментальные, «статистические», лонгитюдные наблюдения, описания, отчеты, проекты и т.д.). Специфика решения вопроса о надежности и обоснованности данных. Проблема репрезентативности. Соотношения количественного и качественного анализов в социально-психологическом исследовании.

Методы исследований в социальной психологии. Классификация методов в отечественной и зарубежной социальной психологии. Соотношение методологии и методов исследования. Основные методы социально-психологических исследований: наблюдение, различные виды опроса, тесты, эксперимент, моделирование. Условия применения тестов и других измерений в социальной психологии. Проблема измерения в социальной психологии. Необходимость тщательной разработки методологических и методических нормативов в социально-психологическом исследовании. Недопустимость абсолютизации «тестирования», соблюдение принципа валидности при использовании социально-психологических методик.

Специфика эксперимента в социальной психологии. Основные типы экспериментов. Ограничение возможностей лабораторного эксперимента. Разновидности экспериментальных планов в социальной психологии. Квазиэксперименты. Экологическая валидность экспериментальных исследований. Этические нормы эксперимента в социальной психологии.

Активные методы социально-психологического обучения. Понятие активные методы социально-психологического обучения, основные отличия их от традиционных методов обучения. Классификация активных методов: групповые (игровые, дискуссионные, тренинговые), индивидуальные ( упражнения, задания). Понятие дискуссионных методов активного социально-психологического обучения, цели и задачи их применения. Виды дискуссионных методов: дискуссия (полемика), круглый стол, сократическая беседа, рефлексивный полилог, анализ конкретных ситуаций, фокус-группа. Характеристика видов дискуссионных методов и техники их проведения. Дискуссия как форма реализации исследовательского подхода в обучении. Психологическое содержание понятия культура дискуссии. Дискуссия в группе как модель групповой деятельности. Условия эффективности групповой дискуссии.


4. Проблема личности в социальной психологии.

Социально-психологическая специфика личности. Личность как взаимодействующий и общающийся субъект, как субъект разнообразных отношений. Социально-психологические качества как феномены, формирующиеся в совместной деятельности и общении. Соотношение личности и социума. Индивидуализация как механизм отличия человека. Механизмы подобия личности и общества: адаптация, социализация, идентификация. Социальное мышление как когнитивный уровень включения человека в социум. Операции социального мышления: проблематизация социальной действительности, интерпретация, категоризация, способность к диалогу. Стратегия отечественных психологов в исследовании социально-психологических явлений. Факторы, оказывающие влияние на формирование определенного социально-психологического типа личности. Варианты выделения социально-психологических качеств. (Г.М. Андреева, А.Н. Сухов). Диагностики социально-психологических качеств. Перспектива исследований личности в социальной психологии.

Теоретические основы социальной психологии личности. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии. Взгляды З. Фрейда А. Адлера, Э. Фромма, Б. Скиннера, А. Маслоу, В.Франкл,Э.Эриксон. Представления о личности в отечественной социальной психологии. Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов), с позиций теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили). Социально-психологические идеи в комплексном (Б.Г. Ананьев), в системном (Б.Ф. Ломов), субъектно-деятельностном (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), деятельностном (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), структурно-динамических (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин) подходах.

Социально-психологические аспекты самосознания личности. Я-концепция как социально-психологический феномен. Самопознание, самооценка, самоотношение, самоэффективность и локус контроля. Идеи В.В. Столина, В.В. Знакова, С.А. Будасси, В.С. Агапова, Л.В. Бороздиной. Основания формирования самосознания в социуме. Социальная идентичность личности. Формирование самоидентичности, полоролевой, этнической и профессиональной идентичности. Приобретенная беспомощность. Влияние отношения родителей на формирования образа Я ребенка. Самопрезентация. Самоуважение и привлекательность. Пониженное самоуважение, причины его формирования и способы компенсации. Способы компенсации непривлекательности. Комплексы и психологическая защита. Формирование самосознания в процессе социализации, значение групповых и общественных норм. Диагностика состояния самосознания, особенностей самоотношения и самооценки, выраженности комплексов и использования психологических защит.

Проблема социализации в социальной психологии. Взгляды Г.М. Андреевой, И.С. Кона, А.А. Реана, А.В. Петровского, С.К. Рощина и др. Социально-психологические представления о социализации в зарубежной психологии. Зависимость решения вопроса о природе социализации от решения более широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности. Феноменология социализации: этапы, механизмы и институты. Характеристика основных институтов социализации: семьи, дошкольных детских учреждений, школы и группы сверстников, средств массовой информации и др. Зависимость институтов социализации от характера общественных отношений. Деструкции в социализации: асоциализация, десоциализация, ресоциализация. Соотношение социализации и адаптации. Сущность социально-психологической адаптации (О.И. Зотова, И.К. Кряжева, В.А. Самойлова, С.В. Кривцова). Эмоциональное сочувствие как критерий социально-психологической адаптации. Проблемы социализации и адаптации в современном российском обществе. Проявления социально-психологической дезадаптированности личности.

Проблема взаимозависимости личности и группы. Теоретические основы обусловленности и взаимовлияния личности и группы. Групповая и личностная субъектность. Группа как совокупный субъект. Зависимость личностной самореализации от уровня группового развития (А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Концепция персонализации индивида (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Модель развития личности в группе по А.В. Петровскому: фаза адаптации, фаза индивидуализации, фаза интеграции. Показатели самочувствия личности в группе. Воспитательный и регулирующий контекст влияния группы на личность. Закономерности действия регуляторных механизмов. Нормативно-ценностная система как регуляторный механизм. Идея ценностного обмена. Система группового санкционирования как контролирующая инстанция. Социально-психологические аспекты влияния личности на группу. Функции личностного влияния: направление группы, её интеграция или дезинтеграция (лидерство). Личностная реакция на групповое давление: конформизм, самоопределение.

Проблема регуляции социального поведения. Социальные установки личности. Соотношение понятий «сет» и «аттитюд». Методы изучения установок. Значение исследований установки школой Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Взгляды западных психологов на проблему социальной установки. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению аттитюдов. Методы измерения аттитюдов. Методологические затруднения американской социальной психологии в исследовании аттитюдов и попытки их преодоления: эффект П. Лапьера. Теория персональных конструктов Дж.Келли. Структура социальной установки: её аффективный (эмоциональный), когнитивный (понимающий) и конативный (поведенческий) элементы. Функции социальных установок в регуляции поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Проблема ценностных ориентации и диспозиций личности, группы, коллектива. Различные подходы к исследованию социальной установки в отечественной психологической науке. Категории «отношение», «направленность» и т.д. Важность исследования социальных установок личности для анализа детерминант социального поведения и для изучения мотивации на социально-психологическом уровне. Недостаточность понятия социальной установки для объяснения механизмов социального поведения. Построение системы диспозиционного механизма. Связь этого механизма с содержательной стороной деятельности личности. Иерархическая структура диспозиции личности - концепция В.А. Ядова. Включение в анализ детерминант поведения всех совокупностей социальных связей личности в малых и больших группах, а также общих характеристик общения и взаимодействия. Социально-психологическое исследование личности и проблема прогнозирования социального поведения в работах Е.В. Шороховой и М.И. Бобневой.

Социально-психологические аспекты проблемы личности в современном мире. Социально-психологические особенности современного российского общества. Нестабильность как основная характеристика современного российского общества. Неопределенность как эквивалент нестабильности, проявляющийся на личностном уровне. Соотношение социально-экономических изменений и социально-психологической динамики. Социально-психологические процессы в ситуации нестабильности. Глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов. Новые реалии жизни в российской действительности. Изменение системы ценностей. Динамика ценностей в условиях российского менталитета. Маркетинговое видение мира. Культурный шок (Т.Г. Стефаненко). Кризис идентичности. Переживание утраты идентичности разными слоями населения. Акмеологические основы социальной психологии личности. Акмеология как комплексная наука, изучающая высшие достижения человека в разных жизненных сферах. Предмет и разделы акмеологии. Соотношение акмеологии и психологии. Социальное развитие личности. Социальные факторы и условия адекватного личностного роста. Причины социальных деформаций личности. Концепция развития моральных суждений личности (Ж, Пиаже, Н.Кольберг). Концепция полного жизненного цикла Э. Эриксона. Представление о социальной зрелости личности и её компонентах. Ответственность. Терпимость. Саморазвитие. Позитивное мышление и позитивное отношение к миру как интегративный компонент, определяющий позитивный взгляд на мир. Самоопределение человека в условиях современного социума. Возможности личностной самореализации в обществе. Представление о самоопределении как системном личностном качестве. Креативность как фактор самоопределения личности в изменчивом мире. Социально-психологическая компетентность как фактор эффективной презентации и самореализации человека в обществе. Научные картины мира как основа социально-психологической компетентности. Функции, виды, структура и диагностика социально-психологической компетентности. Повышение эго-компетентности как форма психотерапии и социального приспособления в меняющихся социальных условиях.


5. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.

Феноменология общения: определение, структура, функции, стили, типы, виды и средства. Методы исследования общения. Виды методов: методы самоотчета, поведенческие методы, методы самоотчета о поведении, субъективные отчеты наблюдателя. Их назначение. Диагностика особенностей общения. Специфика методик исследования общения: диагностирование только отдельных компонентов процесса общения, диагностирование факторов, влияющих на общение. Методика диагностики процесса общения В.Н. Недашковского. Особенности сбора информации в процессе общения. Особенности современного состояния психологии общения в России. Круг основных проблем. Социально-психологическая специфика общения. Социально-психологические функции общения по Ю.А. Шерковину. Связь общения и межличностных отношений. Общение как средство реализации общественных и межличностных отношений.

Методологические основы социально-психологического подхода к общению. Методологическая идея единства общения и деятельности. Разнообразие взглядов на связь общения и деятельности (Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Я. Яноушек). Связь общения и совместной деятельности. Представление о совместной деятельности, её отличие от индивидуальной деятельности и признаки (по А.Л. Журавлеву). Стратегии поведения участников совместной деятельности по отношению к партнерам. Социально-психологические типы взаимодействия. Методологический принцип Б. Ф. Ломова: общение как субъект-субъектное взаимодействие. Идея взаимоосуществления в межличностном общении (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, А.Б. Орлов, И.С. Якиманская и др.). Общение как среда для саморазвития личности. Взаимоосуществление в концепции персонализации (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Содействие (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, А.С. Чернышёв) и противодействие (А.Н. Поддьяков) как основа взаимоосуществления.

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии. Подходы к изучению общения в западной социальной психологии. Информационный подход, ориентированный на передачу и прием информации: модель К. Шеннона и В. Вивера, исследования И. Гофмана. Интеракциональный подход, ориентированный на взаимодействие: лингвистическая модель (Р. Бедвистел), модель социального навыка (М. Аргайл, А. Кендон), равновесная модель (М. Аргайл, Дж. Дин), программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен), системная модель (А. Кендон). Реляционный подход, ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений (Р. Бедвистел, Г. Бэйтсон). Подходы к изучению общения в отечественной социальной психологии. Проблема общения в работах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева.

Проблема процесса общения. Варианты описания процесса общения. Процесс общения в рамках “коммуникативного системного процесса” (Г. Бейтсон). Процесс общения по В.Н. Недашковскому: циклы и стадии общения. Восприятие и понимание как первая стадия цикла общения. Основные механизмы взаимопонимания в процессе общения: идентификация, эмпатия аттракция, рефлексия. Критерии понимания собеседника. Показатели восприятия, влияющие на эффективность общения. Распределение внимания в восприятии. Роль социально-психологической наблюдательности в процессе восприятия человека. Понимание себя воспринимающим как вторая стадия цикла общения. Рефлексия, её содержание типы и виды. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии Проблема самопознания субъекта. Процессы построения межличностных границ как третья стадия цикла общения. Межличностные и процессуальные границы. Обращение к собеседнику как четвертая стадия цикла общения. Послания: конгруэнтные, адресные, двойные.

Психологические компоненты коммуникативной стороны общения. Прямые и обратные связи. Проблема когнитивной репрезентации партнера. Вербальные и невербальные коммуникации. Структура процесса обмена информацией. Когнитивные компоненты общения. Недопустимость механического применения информационного подхода для анализа коммуникативной стороны общения. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Аксиальная и ретиальная коммуникация: способы организации текста. Использование различных знаковых систем: виды коммуникации. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Состояние социальной психологии невербального общения. Взгляд В.А. Лабунской, В.П. Морозова. Основные средства невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса): хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития (Л.А. Петровская, В.Н. Куницына).

Интерактивная сторона общения - общение как обмен действиями. Проблема взаимодействия в социальной психологии. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Различные способы описания структуры взаимодействия. Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как условие эффективного взаимодействия. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия, продуктивная конкуренция. Конфликт как один из видов социального взаимодействия. Специфика конфликтного взаимодействия. Конструктивное поведение в условиях конфликтного взаимодействия. Идея продуктивного взаимодействия по М. Винеру и К Рею.

Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей. Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер) и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия. Проблема понимания в психологии межличностного познания. Проблема понимания в работах В.В. Знакова. Познание человека человеком как научная проблема по А.А. Бодалеву. Модели процессов социальной перцепции (С. Аш, Дж. Вишнер, Ф. Верной, П. Варр и К. Кнаппер, А.А. Кроник, Ю.М.Жуков). Когнитивная децентрация в восприятии, мышлении, воображении. Атрибутивные процессы в общении. Теоретические концепции: Ф.Хайдер, Джоунс и Девис, Келли, Д.Бем, Х.Хекхаузен и др. Ошибки атрибуции. Эффекты первого впечатления, систематические ошибки социального восприятия. Стереотипизация как механизм восприятия.

Эффективное общение как одна из основных прикладных проблем социальной психологии. Варианты эффективного общения в психологии: фасилитирующее общение, диалогическое общение, компетентное общение. Феноменология компетентности: определение и виды. Представление о компетентном общении. Позиция Л.А. Петровской. Качества личности, необходимые для успешного общения (по А.А. Бодалеву). Сферы проявления проблем общения: семейная, профессиональная, интимная, бытовая. Возрастной и личностный контекст (ценностно-смысловые отношения личности, доверие личности другим людям; её когнитивные особенности (полезависимость-поленезависимость); отношение к себе, уверенность, особенности проявления эгоцентризма в процессе общения, уверенность в себе и др.) проблем общения. Психологическая модель субъекта затрудненного общения (В.А. Лабунская). Направленность, интенсивность и качество преобразовательной активности как критерии отнесения субъекта общения к затрудненному. Психологический портрет субъекта, имеющего затруднения в общении. Пути повышения эффективности в общении. Техники общения, разные виды тренингов, методики социореабилитации и другие приемы помощи человеку в обеспечении его компетентных коммуникативных связей с действительностью (Ф.Е. Василюк, Н.Л. Карпова, А.Ф. Копьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Г.И. Марасанов, А.Ю. Панасюк, Л.А. Петровская, А.П. Ситников, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Т.А. Яценко и др.). Техники понимающего и директивного общения, эмпатическое и рефлексивное слушание. Значение социально-психологического тренинга в развитии личностной и групповой компетентности в общении.
6. Социальная психология группы.

Виды групп в социальной психологии. Множественность параметров для классификации групп. Реальные и условные группы. Большие и малые группы. Группа как производное от коммуникативных процессов и личностных особенностей персонального состава группы.

Основные статические характеристики малой группы. Представление о композиции и границах группы. Дискуссия о границах группы: взгляды отечественных и западных психологов относительно нижнего и верхнего предела малой группы. Структура группы. Социометрическая структура группы (Дж. Морено). Коммуникативная структура группы. Основные характеристики и виды централизованных и децентрализованных структур. Структура взаимоотношений: неофициальные, официальные, деловые, референтные, личные и лидерские взаимоотношения в группе. Положение личности в группе. Регуляция поведения личности и её оценка в группе: представление о групповых нормах, ценностях и санкциях. Позиция, статус, роль. Принятие роли (коммуникация, замещающая идентификация с другим человеком и проекция на него своих собственных тенденций поведения). Характеристика межличностной и социальной роли. Социальная роль как общественно необходимый вид социальной деятельности, как способ поведения личности в системе общественных отношений, придающий им личностную окраску. Единство социализации и индивидуализации в освоении ролей. Ролевые механизмы функционирования группы. Основные концепции в ролевой теории: интеракционистские, необихевиористские, функционалистские. Методы описания ролевой групповой структуры. Ролевые ожидания. Ролевые конфликты.

Проблема групповой динамики в социальной психологии. Понимание групповой динамики в отечественной социальной психологии. Идея развития группы в отечественной психологии как отражение идеи групповой динамики. Проблема развития группы в психологической теории коллектива – модель деятельностного опосредствования (А.В. Петровский). Основные этапы изучения коллектива в истории отечественной науки (А.С. Макаренко) Методологическое значение идеи развития группы: уровень развития группы как основа классификации малых групп (А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Развитие как прохождение через ряд качественных стадий. Отличие подходов отечественных психологов к анализу развития группы от подходов в зарубежной психологии. ( В. Беннис, Г. Шепард, Р. Морленд, Дж. Ливайн). Совместная деятельность как интегратор группового развития. Стадии и уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития группы. Методики измерения уровня развития группы.

Динамические процессы в малой группе. Механизмы образования малых групп. Условия вступления индивида в группу. Групповые нормы. Место и функции норм в системе социально-психологических явлений. Структура нормы. Разновидности норм. Способы формирования групповых норм. Социально-психологические исследования норм в теориях Э. Мейо. К. Шериф, М.И. Бобнева и др. Нормы и проблема конформизма. Нормы и дисциплина группы. Механизмы усвоения норм: подражание поведению, групповое наказание, групповое поощрение, индивидуальное усилие члена группы, направленное на овладение нормой. Типы отклонения от групповой нормы - девиантное поведение.

Анализ процессов групповой динамики: сплочение, лидерство, принятие групповых решений, групповое давление, конфликты.

Групповая сплоченность. Традиции изучения психологической совместимости, сработанности, сплоченности в истории социальной психологии: сплоченность как результата привлекательности группы для индивида (социометрический индексы, подход Л. Фестингера и Т. Ньюкома). Введение идеи деятельностного опосредования групповой активности (А.И. Донцов). Уровни межличностной совместимости (Н.Н. Обозов). Механизмы формирования групповой сплоченности и психологической совместимости в группе. Методы исследования групповой сплоченности.

Групповые решения. Основные факторы, влияющие на механизмы формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К.Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Групповые конфликты и механизмы принятия решений. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группомыслия» (И. Джанис). Групповые решения как групподинамический процесс. Практическое значение исследований принятия групповых решений.

Феномен группового давления. Различная интерпретация понятий «конформизм», «конформность» и «конформное поведение». Теоретический подход и экспериментальное исследование конформизма в западной социальной психологии. Анализ экспериментов С.Аша и его последователей по изучению конформизма в лабораторных условиях. Исследование феномена группового давления в советской и постсоветской социальной психологии. Соотношение понятий «конформность» и «внушаемость». Конформное и неконформное поведение. Значение исследований феномена группового давления для оптимизации деятельности группы.

Лидерство. Дифференциация понятий «лидер», «руководитель», «менеджер», «лидерство» и «руководство», «менеджмент». Соотношение руководства и лидерства как двух разновидностей управления. Различные теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и современной социальной психологии на Западе. Изучение К.Левина - о стилях лидерства. Исследования Р. Бейлза и Д. Слейтона о двух типах лидеров. Классификация лидерских ролей. Решетка менеджмента (Блейк, Моутон). Концепция лидерства Фидлера. Методика выявления лидеров в малых группах. Метод социометрии. Возможности и ограничения социометрической методики. Другие методы выявления потенциальных и фактических лидеров. Практическое значение исследований лидерства в теоретическом и прикладном плане. Стили лидерства и руководства. Влияние стиля лидера на сплоченность группы. Основные направления теоретических и прикладных исследований лидерства в отечественной социальной психологии. Идея о множественности лидеров в группе (Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин). Позиция “расширенного лидерства” (А.С. Чернышёв). Зависимость процесса лидерства от уровня группового развития (Л.И. Уманский, А.В. Петровский, А.С. Морозова, М.И. Фролова, В.А. Зозуль). Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Р.Л. Кричевский).

Социально-психологические аспекты конфликтов в группе. Феноменология конфликта: определение, признаки, виды, структурные элементы, динамика. Определение и признаки внутригруппового конфликта. Последствия внутригрупповых конфликтов: конструктивный и деструктивный аспект. Виды конфликтов в группе и их причины: конфликты, связанные с изменением групповых норм, конфликты, связанные со структурными и статусно-ролевыми изменениями, конфликты, связанные с противоречиями между отдельными субъектами группы. Основные подходы к проблеме внутригруппового конфликта. Позитивные функции внутригрупповых конфликтов по Л. Козеру. Основные факторы возникновения конфликтов в малой группе по К. Левину. Зависимость внутригрупповой ситуации от характера взаимосвязей между членами группы по М. Дойчу. Противоречия как основа существования и развития социального целого в работах отечественных психологов.

Межличностные отношения в группе. Проблема межличностных отношений в социальной психологии. Соотношение понятий отношения и взаимоотношения, межличностные и общественные отношения. Содержание и структура межличностных отношений. Структура интерперсональных отношений по Н.Н. Обозову: характеристика когнитивного (гностический, информационный), аффективного и поведенческого (практический, регулятивный) элемента. Параметры, задающие содержание межличностных отношений. Особенности построений межличностных отношений: по “вертикали” (между руководителем и подчиненным и наоборот) и по “горизонтали” (между лицами, занимающими одинаковый статус). Характеристика базовых понятий психологии межличностных отношений. Представление о социальной и психологической дистанции. Межличностная совместимость. Соотношение понятий межличностная привлекательность, эмоциональная привлекательность и аттракция. Представление о притяжении и отталкивании (негации). Примитивные межличностные реакции и их предпосылки (А. Добрович). Процесс формирования межперсональных отношений. Динамика межличностных отношений. Этапы (стадии) межличностных отношений во временном континууме: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений. Представление о зрелых межличностных отношениях. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Механизмы формирования межличностных отношений. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. Условия развития межличностных отношений. Диагностика межличностных отношений. Возможности диагностики отношения к другому человеку.

Межличностный конфликт в социальной психологии. Феноменология межличностного конфликта. Основные подходы к проблеме межличностных конфликтов. Психоаналитический и ситуационный подход. Первые теоретические описания и экспериментальные исследования межличностных конфликтов в работах К. Левина. Межличностные конфликты и межличностные отношения: взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты, односторонне положительно-отрицательные и односторонне противоречиво- положительные конфликты, взаимнопротиворечивые и безразличные конфликты. Уровни развития межличностных конфликтов: конфронтация, ссора, скандал. Причины конфликтов. Классификация причин конфликтов по разным основаниям. Группы причин конфликтов по Н.В. Гришиной. Причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну. Проявления обострения и ослабления межличностных противоречий. Сферы проявления межличностных конфликтов. Семейные и трудовые отношения как наиболее известные сферы возникновения межличностных конфликтов. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения. Управление межличностными конфликтами. Вербальные штампы, нарушающие общение. Техники, ослабляющие напряжение в межличностных контактах. Приемы овладения эмоциями. Техника "Я-высказывания". Методика улаживания инцидента по Ш. и Г. Боуэру.

Поведение человека в условиях конфликтного взаимодействия. Основные модели поведения человека: конструктивная, деструктивная, конформистская. Диалог, борьба с собой или партнером, уход от конфликтного взаимодействия - основы моделей поведения. Анализ конфликтного поведения в концепции К. Томаса - Р. Килменна. Двухмерная модель регулирования конфликтов и её измерения. Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Методика изучения стратегий поведения в конфликте. Достоинства и недостатки методики К. Томаса. Трехмерная модель поведения человека в ситуации конфликта и её измерения по В.А. Хащенко. Типы поведения личности в конфликте. Основания выбора стратегии. Особенности ценностно-смысловых образований человека, личностные качества, особенности социального развития и культуры, возрастные, гендерные и характерологические особенности. Анализ поведенческих паттернов как факторов конфликта: гендерные, возрастные, характерологические различия, конфликтные личностные типы, манипулятивное поведение. Взгляды Д. Карнеги и Э. Шострома на манипулятивное поведение. Манипулятивные типы.

Техника разрешения конфликтов. Конфликтологическая и психологическая практика разрешения конфликтов. Разрешение конфликта на уровне диадного и триадного взаимодействия. Сущность насилия, разъединения и примирения. Переговоры. Инструментальные и личностные отношения между субъектами переговоров. Условия для успешного проведения переговоров. Контрмеры против недобросовестных переговорных приемов. Конкретизация проблемы. Обсуждение вариантов решения проблемы. Противодействие манипуляциям. Способы преодоления сопротивления. Принятие решения и завершение переговоров. Переговоры в конфликтной ситуации. Стили ведения переговоров: жесткий, мягкий, торговый и сотруднический. Достоинства, недостатки и ситуации эффективного применения стилей. Метод принципиальных переговоров Р. Фишера и У. Юри. Алгоритм разрешения конфликта третьей стороной. Позиция третьей стороны: сила, поддерживающая одного из конфликтантов, беспристрастный посредник. Формы разрешения конфликта при триадном взаимодействии: суд, арбитраж, медиация. Их принципы и функции. Психологическая традиция работы с колнфликтами: психотерапевтическая работа (помощь человеку в диалоге с самим собой) и психологическое консультирование (помощь в диалоге человека с другими) Разрешение конфликта на основе системы трансактного анализа. Принципы в процессе психологического посредничества.

Психология управления и развития организации. Теоретические подходы к осуществлению предмета психологии управления (А. Файоль, Ф.У. Тейлор, Н.А. Витке, А.К. Гастев, Б. Ф. Ломов, А.И. Китов, В.Г. Афанасьев, В. Ф. Рубахин, А.Л. Журавлев, Т. С. Кабаченко). Системный подход в управлении организацией. Руководитель как субъект формальных, неформальных и внеформальных систем отношений. Психологические особенности деятельности руководителя в разных организационных структурах. Повышение эффективности управленческой деятельности. Психологические проблемы инновационной деятельности организации. Плановые изменения и организационное развитие, особенности этапов и процессов изменений. Инновационная готовность персонала, методы ее повышения.

Социально-психологические особенности организации. Понятие организации. Управление организацией, основные управленческие функции. Структура и подсистемы организации. Формальная и неформальная подсистемы организации. Управленческое взаимодействие и его субъекты. Совместная деятельность и управленческое взаимодействие. Организационная культура, ее функции. Формирование, изменение и поддержание культуры организации. Моральное состояние персонала организации. Психологические основы стимулирования индивидуальной и групповой деятельности. Методы психологической диагностики и экспертизы организации. Психологическая оптимизация структуры и деятельности подразделений организации. Психологический климат в организации. Личность, самочувствие человека - основной критерий психологического климата. Факторы, благоприятствующие психологическому климату. Структура климата группы: производственный, межличностный, социальный. Климат и микроклимат группы; факторы стабильности климата. Способы формирования психологического климата в организации.

Руководитель в организации. Руководитель как субъект подсистем организации. Функции руководителя: планирование, организация, регулирование, контроль. Сущность планирования, предпосылки снижения эффективности планирования, сущность организации, предпосылки отказа от делегирования функций подчиненным, сущность контроля, виды контроля, снижения эффективности контроля в управленческой деятельности, сущность регулирования, методы регулирования, феномен эквифинальности в регулировании. Классификация индивидуальных стилей управленческой деятельности руководителя. Методики определения стиля руководства.

Проблема межгрупповых отношений. Функционирование группы среди других групп. Межгрупповое сотрудничество и межгрупповые конфликты. Феноменология межгруппового конфликта. Определение и признаки. Особенности образа конфликтной ситуации в условиях межгруппового конфликта. «Деиндивидуализация» восприятия, неадекватное групповое сравнение и групповая атрибуция. Представление о групповом фаворитизме. Формы проявления и протекания межгрупповых конфликтов: собрания, совещания, митинги, забастовки, дискуссии, переговоры. Управление межгрупповыми конфликтами. Основные подходы к проблеме межгрупповых конфликтов. Мотивационная, ситуационная и когнитивная интерпретация основных источников возникновения межгрупповых конфликтов. Концепция изначальной межгрупповой агрессивности. Психологические структуры группы, обеспечивающие контакты с другими группами. Механизмы межгруппового общения.

Психология больших социальных групп. Специфические регуляторы социального поведения в большой группе. Виды больших социальных групп: социальные классы, этнические группы, профессиональные группы, «демографические» группы. Большие социальные группы и социальные движения. Объединение в социальных движениях организованных и стихийных групп. Формы и уровни социальных движений. Общественное мнение как их база. Механизмы присоединения к социальным движениям – способы рекрутации сторонников (теории относительной депривации и мобилизации ресурсов). Соотношение большинства и меньшинства. Роль лидеров в социальных движениях. Психология этнических групп. Особенности предмета этнопсихологии. Психологическая характеристика этнических групп. Основные направления в этнопсихологии. Этнический стереотип; феномен этноцентризма. Личность и этническая группа. Проблема нации, национального характера. Особенности межэтнического общения. Взгляды и исследования М. Мид по этнопсихологии. Влияние особенностей языка на мышление и установки людей. Менталитет как форма социального мышления и поведенческих актов этнических групп (В.А. Соснин). Индивидуализм и коллективизм как основные культурно-познавательные ориентиры. Национально-культурный тип России.

Стихийные группы. Общая характеристика толпы, массы и публики. Толпа как разновидность социальной общности. Исторический аспект и современное состояние изучения феномена толпы. Психологии толпы и характеристика её видов. Окказиональная толпа, её характеристика. Конвенциональная толпа её характеристика. Действующая толпа: стяжательная, паническая, агрессивная. Паническая толпа: механизмы развития и предотвращения паники. Распад массы. Общие механизмы и виды стихийного поведения. Массы как носители массового сознания. Основные виды масс. Масса и индивид. Механизмы возникновения и становления массы. Феноменология массового сознания. Массовое сознание как форма практического существования общественного сознания. Основные характеристики и структура массового сознания. Установки и стереотипы массового сознания. Типология массового сознания по содержательно-аналитическим и оценочно-политическим критериям. Идеи Г. Лебона, Г.Тард и З. Фрейда по проблеме массовой психологии. Методы изучения массового сознания: массовые опросы, контент-анализ личных документов, материалов средств массовой информации, семантический дифференциал Ч.Осгуда. Специфика процессов общения в стихийных группах. Способы воздействия на личность.

7. Особенности прикладного исследования и практической работы в социальной психологии.

Социально-психологические проблемы в политике. Релевантность политики психологии. Презентация политических реалий в массовом сознании. Соответствие политической установки и политического поведения. Общественное мнение как способ существования массового сознания. Динамика общественного мнения и политического события. Основные направления теоретических и прикладных исследований в политической психологии. Методы работы психолога в политической сфере. Специфические проблемы, возникающие при использовании психологии в политике.

Психология власти. Индивидуально-психологические аспекты потребности во власти. Мотив власти в психологии. Теории А. Адлера и Г. Лассуэла. Властолюбие как один из аспектов стремления к превосходству. Представление о макиавеллизме. Мак-шкала как диагностический инструментарий для исследования выраженности макиавеллизма у человека. Проблема деформации власти. Критерии, определяющие “норму власти”. Критериальные признаки деформации власти. Социально-психологические деформации в сфере политики. Формы проявления деформации власти: изоляционизм, физическое и психологическое насилие. Информационное насилие. Массовое насилие в виде репрессий, террора, геноцида. Альтернативы массового насилия: религия, публичное покаяние, подписание протоколов о согласии. Тренинги ненасильственного общения. Социальна напряженность как следствие деформации власти. Представление о базовой напряженности как источнике энергии потребности социального существования человека. Власть и проблема национальной безопасности.

Психологические особенности и проблемы массовых коммуникаций. Основные социально-психологические исследования по проблеме массовых коммуникаций. Социально-психологические функции массовых коммуникаций. Исследование основных компонентов процесса массовой коммуникации. Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой информации. Характеристики коммуникатора, сообщения, аудитории и канала как условия эффективности коммуникативного воздействия. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения. Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией. Специфика социально-психологических исследований рекламы и пропаганды в отечественной и зарубежной социальной психологии. Роль политической рекламы в формировании имиджа политических руководителей, политических партий, государственных институтов и учреждений. Связь политической рекламы и PR (установления различными организациями и институтами связей с общественностью). Изучение и оценка воздействия средств массовой коммуникации. Психологические критерии сравнения основных средств массовых коммуникаций. Схема анализа факторов эффективности воздействия в системе массовых коммуникаций (Р. Ласуэлл).

Социально-психологические аспекты рекламы. Основные типы социально-психологических исследований по проблемам рекламы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Реклама как особый вид социальной коммуникации, ее психологические механизмы: когнитивные, эмоциональные и мотивационно-поведенческие. Специфика и структура рекламной информации. Соотношение рациональной и эмоциональной сторон. Специфика социально-психологических аспектов рекламы. Эффективность рекламного воздействия. Приемы и техники эффективного воздействия рекламы на поведение потребителей. Изучение аудитории потребителей рекламы. Общественное мнение, мода, спрос и реклама. Метод фокус - групп в рекламных исследованиях.

Семья как объект социальной психологии. Психологическое содержание понятия «семья». Семья как социальный институт и малая группа. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Виды внутрисемейных отношений: супружеские, с прародителями, детско-родительские. Формирование и нарушение внутрисемейной коммуникации (А. Эйдемиллер). Семейные роли. Освоение новых ролей. Семейные факторы формирования личности. Межличностные связи в семье: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые. Отношения между супругами. Уровни отношений в супружестве: психофизиологический, психологический, социально- психологический, социокультурный. Причины дисгармоний этих уровней по Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой. Типология семей по способности к преодолению конфликта: стабильные, нестабильные, проблемные (В. П. Левкович). Система оценки взаимодействия супругов по Л. Л. Баз. Внутрисемейные конфликты (А.С. Спиваковская, А. Я. Варга). Конфликты в межнациональном браке. Изменения содержания внутрисемейных конфликтов на разных жизненных циклах семьи. Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Отношения в системе: "родители-дети", "супруги и их родители". Конфликты в отношениях между родителями и детьми. Факторы конфликтности отношений "родители-дети". Причины конфликтов в системе "родители-дети". Формы проявления конфликтогенов между родителями и детьми и способы их предупреждения и разрешения.



Социально-психологические аспекты негативных социальных явлений. Агрессия. Варианты агрессивного поведения. Способы воздействия на агрессивную среду. Психологические особенности и разновидности девиантного поведения: преступность, пьянство, наркомания, проституция и сексуальные отклонения. Девиации и делинквентность. Преступность и политические движения.


Каталог: files -> priem2011
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
priem2011 -> Программа «Теория и методика Начального языкового образования»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница