Программа Школы интеллектуального роста для одаренных детей по гуманитарному направлению



Скачать 258.36 Kb.
Дата22.04.2016
Размер258.36 Kb.
ТипПрограмма
Образовательная программа
Школы интеллектуального роста для одаренных детей
по гуманитарному направлению
«Социология и экономика России. Россия в геопространстве»

Авторская группа:
Г.М. Луппа, А.А. Попов, А.Б. Воронцов,
М.С. Аверков, С.В. Ермаков.

Направление программы школы:
гуманитарное.

Целевая группа:
ученики 8-10 классов.

Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана программа школы


В качестве такой образовательной программы, которая с одной стороны задает для одаренного ребенка пространство самоопределения, выстроенное на социально-гуманитарном материале, а с другой стороны дает инструменты ориентирования в современных общественных и экономических тенденциях, может выступать программа, основанная на материале двух курсов — «География человеческих перспектив» и «Новая география Мира: геоэкономика, геополитика, геокультура». Программа «География человеческих перспектив» является победителем двух конкурсов, проводимых Национальным Фондом Подготовки Кадров (НФПК): конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для старшей профильной школы (2003-2004) и конкурса на разработку инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования (2005). Курс «Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура» разработан в рамках конкурса НФПК "Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования". Содержит комплект информационных источников, в том числе, тематических карт, а также набор аналитических инструментов для работы со статистическими данными, на основе которых строятся электронные карты. Включает сетевую версию, предоставляющую среду для работы в учебном классе.

Эти программы направлены на повышение стартовых возможностей и индивидуальных шансов молодых людей в возрасте 14-17 лет. Командой тьюторов и экспертов разработана оригинальная технология модульного обучения, сочетающая в себе элементы современного гуманитарного образования, кадрового отбора и стажировки в перспективных для дальнейшей карьеры проектах. Молодые люди, успешно прошедшие эти курсы легко поступают и обучаются в вузах, без проблем трудоустраиваются, продуктивно сочетая обучение и работу, являются конкурентоспособными в различных кадровых конкурсах и программах кадрового резерва. Разработанная на основе двух этих курсов программа Школы «Социология и экономика России. Россия в геопространстве» для одаренных детей из различных районов Красноярского может стать уникальным инструментом построения рекордной жизненной стратегии, а так же формирования компетенций и получения знаний, необходимых для ее реализации. Данная программа позволяет в сжатые сроки освоить материал двух образовательных курсов («Географии человеческих перспектив» и «Новой географии мира: геоэкономики, геополитики, геокультуры») и при этом принципиально отличается по своему содержанию от целого ряда внешне похожих образовательных программ, предназначенных для старшеклассников.

Во-первых, данная образовательная программа не дублирует содержание учебных курсов старшей школы, таких как география, экономика, история, обществоведение и т. д. Это обусловлено тем, что содержание программы направлено, прежде всего, на создание аналитического пространства, способствующего осмыслению одаренными детьми своих личностных и профессиональных перспектив в контексте развития различных регионов России и мира, включая регион их проживания, поиск возможностей и ресурсов прорыва.

Постановка перед старшеклассниками проблемных образовательных задач, связанных с выделением, анализом и сценированием ситуаций, позволяет актуализировать необходимость выхода на межпредметные связи, задействовать сопредельные сферы знаний. Образовательная программа выстраивается на стыке обществознания, географии, а также частично истории, экономики, права, культурологии. У участников появится возможность взглянуть на уже известные им в рамках изучения этих предметов реалии с новых фокусов (геоэкономического, геополитического и геокультурного и др.), что позволяет расширить видение самых различных ситуаций, а значит, позволяет участникам в последующем принимать рациональные управленческие решения, исходя из достоверной и полной картины происходящего.

Программа основана на принципах так называемой проектно-ориентированной аналитики, активно развивающейся в последнее время в нашей стране. Ее главное отличие состоит в том, что если традиционная аналитика построена по образцу естественнонаучного знания и ориентирует на осмысление уже сложившихся ситуаций, то проектно-ориентированная аналитика по принципу проективна и конструктивна. Такого рода аналитика позволяет принимать управленческие решения самого разного уровня, в частности в крупных производственных корпорациях, муниципалитетах и правительстве страны. Так как одаренные дети – это элита подрастающего поколения, то именно им придется через несколько лет принимать решения такого уровня, а значит, данного рода компетенции будут эффективно капитализированы.

В основу программы положены особые («средовые») понятия, например, такие как «технологический уклад», «культурный ландшафт», «ментальная модель», «геоэкономка», «геополитика», «геокультура». В отличие от предметных понятий, средовые понятия, с одной стороны, задают версию о ключевых процессах современности, значимых для самоопределения, а с другой, структурируют для старшеклассников пространство аналитики современной жизни.

Еще одной особенностью программы является использование средств «гуманитарной картографии», которая в отличие от обычной картографии, осуществляется в опоре на интерпретационное, конструктивное действие учащегося, и обязательно должно содержать в себе версию относительно «шага пространственного развития» какой-либо территории. Коллективом школы создан уникальный инструмент для работы с подобным материалом – Информационный источник сложной структуры (ИИСС), который позволяет участникам во время прохождения программы осваивать большое количество статистического и аналитического материала, на основе которого создавать многослойные карты территорий. Пакет образовательных задач программы связан с картографированием инновационного потенциала российских реформ и построением продуктивных жизненных сценариев. Таким образом, образовательная программа Школы «Социология и экономика России. Россия в геопространстве» является для одаренных детей еще и программой исследования городских, региональных и страновых ресурсов реализации собственных жизненных стратегий.

Во-вторых, программа принципиально отличается от существующих программ УПК и других программ начальной профессиональной подготовки, которые построены на упрощенных схемах ускоренного обучения «младшего управленческого персонала» — менеджеров офиса, секретарей-референтов, бухгалтеров и пр. В отличие от этих программ, программа Школы «Социология и экономика России. Россия в геопространстве» построена на введении одаренных детей в самое «сердце» управленческих практик - в сферу принятия управленческих решений. Причем, речь идет не о процессах администрирования и функционирования, а о процессах стратегирования и развития. В качестве учебных материалов в образовательной программе используются материалы проектов пространственного развития России, подготовленные российскими аналитическими центрами и экспертными институтами, которые являются серьезной базой для различных исследовательских разработок и понимания современной страновой ситуации.

Наконец, программа построена модульным образом, что позволяет существенным образом повысить эффективность учебного времени. В основе ее лежит принцип организационно-деловой игры, который существенным образом отличается от внешне похожих программ психологических тренингов и имитационно-ролевых игр, существующих на рынке образовательных услуг.

В данной программе речь идет не просто о подготовке к взрослой жизни, а о создании «пробных полей и тел». Это не имитация деятельности «больших управленцев», а аналитическая работа, осуществляемая с реальной социальной позиции («поколенческий взгляд»), имеющая реальный продукт, который сегодня используют в работе целый ряд муниципальных и региональных управленческих структур. На наш взгляд, найден совершенно уникальный образовательный ресурс, связанный с введением молодых людей в управленческие практики не через имитационные модели, а через аналитическую деятельность.

Модульная форма организации позволяет сформировать у участников навыки самоорганизации, управляемо включать в образовательный процесс достаточно большой объем самостоятельной работы (для этого разработаны учебно-методический комплекс (УМК) и ИИСС) в межмодульные периоды. Значительно развиваются образовательные интересы и потребности одаренных детей, поскольку фактически формирует своеобразные «контуры употребления» полученных ранее предметных знаний и навыков.

В современной России у одаренного ребенка, реализующего рекордную жизненную стратегию есть все шансы овладевать уникальными знаниями и компетенциями, становиться победителем олимпиад, конкурсов, занимать экспертную позицию в самых разных практиках уже в юном возрасте, занимать ключевые управленческие позиции, добиваться социального и политического успеха. Для этого молодым людям необходимо уметь анализировать и ориентироваться в основных экономических, политических, культурных трендах, а так же осознавать ту или иную территорию как совокупность различных укладов, процессов, потоков, порожденных историческими, культурными изменениями, а так же управленческими решениями различного характера. Человек, обладающий такого рода знаниями и капитализирующий их – это инновационный человек.


Цели и задачи программы школы


Программа «Социология и экономика России. Россия в геопространстве» позволяет выстроить такое образовательное пространство, в котором созданы условия для социального, культурного, профессионального самоопределения одаренного ребенка, а так же его включения в ключевые информационные потоки, которые позволяют свободно ориентироваться в ключевых страновых и мировых процессах.

Цели образовательной программы:

  • Формирование современного аналитического (пространственно-процессуального) мышления и представлений о гуманитарном устройстве России и мира, что позволяет не просто понимать основные тенденции и принципы развития социально-экономического пространства, но и проектировать это развитие для любых систем и объектов;

  • Подготовка участников к свободному ориентированию относительно географических, экономических, управленческих, культурных и человеческих ресурсов России и мира, что в конечном итоге не только позволяет одаренному ребенку демонстрировать свои знания на олимпиадах, конкурсах, форумах, но так же проектировать и реализовывать проекты в самых различных областях в различных территориях, разрабатывая уникальную модель реализации для каждого региона с учетом его принципов и уровня развития;

  • Актуализация процессов самоопределения одаренных детей, прежде всего, по отношению к:

а) современным практикам, разворачивающимся на территории страны и мира, что позволит определить область будущей профессионализации, составить ее карту и определить вектор развития и основные ресурсы для этого;

б) современным способам идентификации, перспективным с точки зрения будущего страны;

в) современным формам образовательной и профессиональной мобильности, что является ключевым фактором успеха для управленцев в самых разных областях деятельности.

Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:



  • Развернуть систему образовательных задач, организующих образовательные ситуации, ориентированные на овладение гуманитарными логиками самоопределения человека и освоения пространств и территорий.

  • Организовать систему экспертных лекций, работу с дополнительными обучающими материалами (библиотекой, Интернет, аудио- и видеоматериалами), вводящими учащихся в специфику социально-гуманитарных проблем современной России и мира на первом этапе, и возможные пути их решения и проблематику исследовательской деятельности в этом направлении, на втором этапе.

  • Организовать образовательные ситуации, ориентированные на овладение методом типологизации социокультурных явлений, конструирования социокультурных, духовных и ментальных объектов, выделения стратегий и целей в социальных, экономических, политических практиках, выделения идентификационных процессов.

  • На этой основе произвести совместно со старшеклассниками сравнительный анализ гуманитарной ситуации в российских регионах в России в целом и в мире, задать как минимум страновой масштаб мышления.

  • Сформировать у старшеклассников ряд ключевых гуманитарных понятий относительно динамики разворачивания страновых и региональных процессов (в данном случае – «технологический уклад», «культурный ландшафт», «ментальная модель», «современный антропопоток»), а также мировых («геоэкономика», «геополитика», «геокультура»).

  • Освоить базовые метапонятия - «процесс» и «развитие». Обучить школьников пользоваться этими понятиями как определенными логическими подходами при осуществлении какой-либо деятельности, обосновать эффективность такого подхода.

  • В рамках проектно-практических работ создать условия для освоения методов «гуманитарной картографии» и иных инструментов решения задач территориального и пространственного развития.

  • На основе метода гуманитарной картографии построить прогнозы регионального развития страны (в том числе, региона проживания школьников), а также прогнозы ведущих мировых процессов.

  • В рамках образовательных ситуаций «запустить» рефлексивные процессы осознания школьниками своих претензий и установок, конструирования рекордной жизненной стратегии, анализа региональных ресурсов России и мира по реализации этой стратегии.

Перечень основных содержательных блоков


Программа включает в себя два апробированных в разных регионах страны образовательных курса – «География человеческих перспектив» и «Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура». Оба курса включают в себя комплект информационно-методических материалов, разработанных с использованием современных образовательных и информационных технологий. Каждому курсу посвящен отдельный модуль Школы «Социология и экономика России. Россия в геопространстве».

Каждый модуль логически разделен на 4 этапа:

1. Понятийный этап (формирование базового понятия модуля как системного понятия, выделение различных фокусов рассмотрения темы);

2. Аналитический этап (выделение объектов анализа и картографический анализ ситуации в регионе согласно фокусам рассмотрения темы);

3. Сценарный этап (разработка карт-сценариев изменения ситуации в регионе, прогнозирование тенденций развития региона и страны в целом согласно фокусам рассмотрения темы на ближайшие десять- пятнадцать лет);

4. Рефлексивный этап (самостоятельное выполнение домашнего задания по написанию географического эссе или конструированию ГИС-системы).

Программа модуля Школы, который разворачивается в геопространствах современного мира, включает в себя три содержательных блока:


  1. «Геоэкономика и рынки современных профессий» (11 часов)

  2. «Геополитика и развитие современных государств» (11 часов)

  3. «Геокультура и современные стандарты жизни» (10 часов)

Формы и критерии оценки учащихся


Принципы оценивания в рамках данной образовательной программы строятся на том основании, что старшеклассник должен быть включен в процесс оценивания субъектно. Для этого разработаны три типа (уровня) заданий, позволяющих старшеклассникам занять позицию исследователя относительно самого себя, включая работу над целями собственного движения в образовательном пространстве и результатами этого движения:

  1. Творческие прогностические работы (оценивается способность «положить» небанальные для прогноза ситуации критерии, способность задать уровень, горизонт и границы обсуждения).

  2. Аналитические задания по оценке страновой/ региональной ситуации по заданным параметрам (оценивается полнота аналитического (процессуального и структурно-функционального) видения, способность пространственной и исторической интерпретации событий, способность работать с различными информационными источниками).

  3. Картографические работы (оценивается способность оперировать гуманитарно-географическими понятиями, применять графические и схематические методы конструирования гуманитарных объектов).

  4. Рефлексивные эссе (оценивается наличие версии относительно собственной перспективы, то, насколько индивидуальная проблематика начинает обсуждаться по отношению к «большим» социокультурным процессам на территории).




Приложения

Краткое рекламно-информационное описание образовательной программы «Социология и экономика России. Россия в геопространстве».


Программа предназначена для учеников 8-10 классов, ориентированных на реализацию рекордных образов жизни и включение в современные сферы гуманитарного и социально-экономического знания: экономика, право, история, обществознание, менеджмент.

Решая самые различные гуманитарные задачи, старшеклассники одновременно учатся принимать ответственные решения, строить свою собственную жизнь и жизнь вокруг себя. Образовательным пространством для учеников является не учебник и не класс, а города и целые регионы. Что это значит? Это значит, что участники образовательной программы включатся в исследование и разработку таких проблем, решение которых уже сегодня определяет реальное будущее этих регионов, а значит, и их будущее.

Программа направлена на формирование у школьников основ современного пространственно-аналитического мышления; на аналитическое представление ими современной ситуации регионов Сибири, России и Мира; на формирование пространства возможностей в вопросе выбора региона проживания и жизнедеятельности.

Молодые люди совместно с профессиональными экспертами будут осваивать навыки исследовательской работы, моделирования исторических ситуаций, естественной и гуманитарной картографии, воспроизводства природной окружающей среды, а также практики разработки программ антикризисного управления и планирования развития регионов.

Программа включает в себя 2 очных образовательных модуля, а также возможность в течение всего года вести электронный диалог с экспертами и тьюторами образовательной программы.

Обучение включает в себя мастер-классы, кейс-стади, лекции, семинары, индивидуальные консультации, видео- и диспут-клубы, стратегические игры, молодежные party и многое другое.

Ведущий эксперт программы Попов Александр Анатольевич, доктор философских наук, начальник отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ.

План-конспект занятий


Занятие «Технологические уклады и логики пространственной организации страны. Характеристика технологических укладов.»

Основной вопрос (проблема) данного занятия – что такое «пространственная организация страны», от чего она зависит, в чем роль технологических укладов в этой организации? Как в связи с изменением базовых деятельностей – технологий в регионах могут быть изменены организационно-административные карты. Естественно, что с точки зрения специального профессионального прогнозирования эта задача невозможна для старшеклассников. Однако главная образовательная задача заключается в привитии навыка («вкуса») аналитической работы и снятие страхов перед прогнозированием. Тем более что принятие собственных решений о собственной профессии и местах жительства не требует сверхспециального знания.

Сложность темы «Технологические уклады», в отличие, например, от традиционного экономического районирования заключается в том, что современное поколение старшеклассников взрослеет в так называемый «постсоветстский» период, где, собственно, как и в советское время, гуманитарная география не является востребованной. Если тема экономической географии в массовом сознании, в том числе, и родителей, имеет значение для юноши, то представление о пространственно-технологической организации страны в существующей российской ментальности пока не актуальна. Тогда в современном мире тема пространственного развития крайне актуальна.

В установочной беседе необходимо удержать позицию, связанную с переформатированием традиционных представлений о районировании как управленческой практике «свыше». Учитель должен указать, прежде всего, на примере данного места проживания, что существуют целые регионы – узлы, возникающие вне и поверх традиционных границ. Необходимо обратить внимание, что благодаря отмиранию одних традиционных технологий и появлению других, возникают новые базовые деятельности территорий, задающие новые регионы и новые экономические границы (например, возникающие soft-технологии, малое и среднее производство и предпринимательство, новые технологии добычи и переработки ресурсов и т.д.).

Одним из факторов, доказывающих смену региональных представлений на мега-уровне, является процесс мировых изменений на рынке, то есть геоэкономическиме и геополитические преобразования, благодаря которым часть мировых территорий, в том числе, и в России, становятся нерентабельными. Например, не всегда добыча цветных металлов в Сибири экономически выгодна или пресловутая ситуация с ценами на нефть для России.

Актуальность этого знания заключается в том, что, по всей видимости, наступает время новых рынков труда, и взрослеющее сегодня поколение будет участвовать в процессах трудовой миграции (что, кстати, идет вразрез с традиционным советским менталитетом). Технологический уклад – это довольно сложное для десятиклассников понятие, так как оно не столь объективно, как территориально-производственные комплексы (ТПК) с ведущими отраслями специализации (которые можно определить даже арифметически). Технологический уклад – это аналитический взгляд на способы организации деятельности людей, проживающих на территории. То есть в одних и тех же ТПК могут быть использованы совсем различные технологии, которые, в свою очередь, определяют специфику жизнедеятельности людей (возможны примеры, связанные с автоматизацией, компьютеризаций, изменениями схем организации и управления в различных отраслях).

Необходимо организовать обсуждение и выделение актуальных для учеников технологических укладов. Необходимо выстроить не разговор «вообще», а задеть значимые смыслы для кого-то лично из данной группы старшеклассников. Так как технологические уклады во многом задают структуры и образ жизни (на данном этапе возможно организовать обсуждение по выделению ключевых смыслов, значимых для ребят с точки зрения их жизненных планов и надежд).

Задача на дальнейшую работу может быть сформулирована следующим образом: выделить типы технологических укладов, на основе которых сегодня происходит реорганизация регионов (следует сказать ученикам, что необходимо обращать внимание на те отрасли и технологии, которые интересуют их, прежде всего). В качестве базовых технологических укладов можно выделить следующие уклады, например связанные с:



  • добывающим комплексом и производством промышленного сырья;

  • индустрией сельского хозяйства;

  • индустриально-производственной организацией;

  • научно-производственным комплексом;

  • гуманитарными технологиями и постиндустриальной экономикой;

Добывающий комплекс и производство промышленного сырья связан с процессами добычи природных ресурсов и их первичной переработкой. Индустрия сельского хозяйства связан с сельским хозяйством и начальной стадией переработки сельскохозяйственной продукции. Индустриально-производственный уклад связан с машиностроительным, военно-промышленным, топливно-энергетическим комплексом, металлургическим комплексом и с рядом других производств. Научно-производственный комплекс и HT связан с научно-исследовательскими организациями, конструкторскими и проектными бюро, опытными заводами, вузами. Гуманитарные технологии и постиндустриальная экономика связаны с производством современных гуманитарных продуктов: торговых марок, имиджей, идеологий, концепция развития, гуманитарных знаний. Также к постиндустриальной экономике можно отнести современную сферу обслуживания, туризм, гостиничное дело, банковское дело, издательское дело и др.

Затем учитель отвечает на вопросы в связи с заданием и по лекции в целом и предлагает учащимся в режиме формирования рабочих групп подготовить индивидуальные версии и презентации.



Занятие «Представление о регионе через призму географических образов. Ментальная карта страны»

Историко-географические образы. Историко-географические образы представляют собой образы территории как историко-географического (или геоисторического) пространства; пространства, которое обрело свою индивидуальность, самостоятельность и символическую целостность (общность) в процессах исторического развития. В отличие от исторических образов, в историко-географических образах пространство выступает «на равных» с историческим временем, оно играет самостоятельную роль, являясь активным участником, а не просто фоном для исторических событий. По отношению к родовому понятию географического образа историко-географический образ есть переходное явление, он как бы «растягивает» реальное географическое пространство одновременно в различные исторические эпохи.

При подготовке материалов работы этой группы помогут труды известного современного французского геоисторика Фернана Броделя. Для знакомства с его методологией прочтения и создания историко-географических образов мы рекомендуем два труда – «Что такое Франция?» и «Средиземноморский мир». Главная мысль Ф.Броделя заключается в акцентировании важности исследования того историко-географического контекста, в котором существует тот или иной регион, страна, континент.

Соединив образность мышления с документально-архивной дотошностью, в своих работах

Фернан Бродель «нарисовал» геоисторию двух историко-географических регионов мира. В книге «Что такое Франция» он выделил целую серию сменяющих друг друга ключевых историко-географических образов Франции, которые формировались на пересечении важнейших для этой страны понятий и событий (Галлия, Средиземноморье, кельтская и римская цивилизации, экономическая периферия Европы и т.д.). Как считает сам Ф. Бродель, динамика этих образов способствовала взаимопроникновению различных, разновременных характеристик территории (ядро / периферия, ведущий регион / депрессивный регион и т.д.) и таким образом помогала накапливать ресурсы для возможных изменений в будущем.

В работе «Средиземноморский мир» Ф. Бродель проследил, как влияли сменяющиеся образы Средиземноморья на становление базовых, опорных образов Европы. Роль Средиземноморья в становлении образа Европы увеличивалось медленно, но неуклонно. Так, Средиземное море античности и раннего средневековья было, скорее, восточным, афро-азиатским, языческим и исламским. Европа по-настоящему "узнала" Средиземноморье, как это ни странно, в эпоху Великих географических открытий. Расширявшиеся в эту эпоху образы Атлантики, которые первоначально были совершенно различными, например, у испанцев и португальцев (в XVI веке уже сформировался единый образ «Севильской Атлантики» - великого океанического коридора иберийцев), способствовали сосредоточению, уплотнению историко-географического образа Средиземноморья, хотя и уменьшавшегося в физическом отношении, но приобретавшего все больший историко- культурный и политико-экономический «вес».

Политико-географические образы. Политико-географические образы вбирают в себя главные особенности и закономерности политического развития на той или иной географической территории. Они представляют собой уплотнение, концентрацию ведущих знаков, символов и черт отдельных стран, регионов в определенном политическом отношении.

Специфика политического мышления, определенный схематизм этого типа мышления и сравнительно высокая нацеленность на достижение политического компромисса ведут, как правило, к формированию довольно простых, четких и в то же время очень рельефных политико- географических образов. При этом любые новые формы политической организации, как правило, создают новые пространственно-временные размерности для окружающего мира, которые консолидировали бы его политически и создавали соответствующие политико-географические представления.

Любая власть или властные структуры по своей природе ориентированы как бы на формирование своего собственного пространства – пространства власти, которое может отнюдь не ограничиваться реальными государственными рубежами. Подобное отношение к географическому пространству было очень характерным для России: «...власть осмысливала пространство своего воспроизводства как лишенное пределов, бесконечное». Российские власти всегда стремились как бы опередить, хотя бы на шаг, ход реального расширения территории, поглотить еще не завоеванное или еще не присоединенное пространство, путем строительства системы кордонов и крепостей.

Культурно-географические образы. Культурно-географические образы представляют собой систему ярких и масштабных геопространственных знаков, символов, характеристик, описывающих особенности развития и функционирования тех или иных культур и/или цивилизаций в территориальном контексте. Культурно-географические образы отражают устойчивые культурные реалии, сформировавшиеся в процессе освоения территории в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных этнических, языковых, вероисповедательных факторов, а также традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических структур восприятия и функционирования картин мира.

Часто наиболее значимые в образно-символическом смысле культурные ареалы какой-либо территории часто может выступать и в качестве образа всей территории, акцентируя внимание на наиболее ярких и существенных чертах ее образа. Так, в русской поэзии Урал рассматривался как символ мощи Российской державы, а Сибирь - как символ неосвоенности и дикости России (как правило, при взгляде на нашу страну извне).

Формирование и содержательное насыщение культурно-географических образов связано с их размещением в пространстве наиболее общих культурных символов и образов, в первую очередь, ключевых историко-мифологических символов, локализованных в данном регионе. При этом культурно-географические образы приобретают в сравнении с традиционными географическими координатами экстерриториальные характеристики.

Например, в русской поэзии XVIII века образ Индии в большей степени ассоциировался с экзотикой и богатством, нежели с какой-либо реальной территорией. Или образ Ватикана, который в русской поэзии XIX века существовал как бы отдельно от образа Италии, не был никак с ним связан и имел негативную эмоциональную окраску.

Культурно-географические образы носят по преимуществу экзогенный (внешний) характер, то есть в их формировании большую роль играют смежные (соседние) образы. Например, в создании культурно-географического образа России «принимали участие» географические образы Евразии, Восточной Европы, Балтийского и Черноморского регионов, Кавказа.

Часто функцию источников культурных образов того или иного пространства, выполняют крупные и/или мировые религии, обладающие цивилизационнообразующим потенциалом - ислам, буддизм, католичество, протестантизм. К источникам культурно-географических образов следует также отнести и большинство империй. Поскольку «за спиной» империй, как правило, стояла какая- либо крупная цивилизация, империи активно формировали вокруг себя своего рода геокультурные «периферии». Например, в средние века очень отчетливые геокультурные периферии были созданы Византийской империей (север Балканского полуострова, часть Италии, Русь, часть Восточной и Центральной Европы) и арабским Халифатом (Кавказ, Центральная Азия).

Можно выделить два наиболее важных типа культурно-географических образа – «ядерный», принадлежащий центру какой-либо мощной цивилизации, проецирующей свои образы вовне, и «пограничный», или «фронтирный», формирующийся в неустойчивых, зонах межкультурного и межцивилизационного взаимодействия.

Культурно-географические образы можно назвать «ядерными» по своей мощи, так как именно они часто являются определяющими глобальные стратегии поведения наиболее крупных политических, экономических и культурных субъектов.



Экономико-географические образы. Экономико-географические образы являются проекцией той или иной экономической структуры на область сознательно принимаемых управленческих решений, имеющих отношение к какому-либо региону. Необходимость создания и культивирования экономико-географических образов связана с особенностями развития и функционирования экономических пространств, которые, как правило, всегда шире (и с географической, и с экономической точки зрения), чем те территории, на которых они возникают и базируются.

Современная экономика основана на понимании относительности существующих государственных и политических границ. В частности, это связано с проблемой «финансового имиджа» того или иного региона: «...нельзя воздействовать на выбор мировым рынком портфеля инвестиций, но можно проводить политику «финансового имиджа», убедительную для крупных рейтинговых фирм». Экономико-географические образов способствуют выделению или оконтуриванию нечетких и размытых границ экономико-географических пространств, выступая их устойчивыми ядрами.

Формирование экономико-географических образов – длительный историко-географический процесс. Сама специфика освоения пространств России привела к слабой структурированности ее регионов и неоднозначности различного рода экономических границ: "Развитие "вширь" и связанные с этим переселения, при которых часто не соблюдался принцип соседства (во вновь основанный город переселялись из городов соседей 2-3, но не 1 порядка), способствовали "размытости" и "рыхлости" российских регионов, резко контрастирующих с европейской феодальной структурированностью регионов". Мощность и структурированность конкретного геоэкономического образа, по существу, зависит от его историко-географического фундамента. Возраст территории и ее место в генеалогическом древе территорий практически автоматически демаркируют ряд родовых признаков соответствующего геоэкономического образа позволяют наметить в первом приближении контуры и самого территориального паттерна (который может быть общим для ряда геоэкономических образов).

Современная региональная динамика России и ее основные черты – поляризация пространства, рост столичной ренты, усиление внутренней связанности экономики регионов, разнонаправленность региональной динамики основных секторов экономики – по сути дела, есть не что иное, как процесс постепенного обнажения и в то же время явного структурирования ключевых геоэкономических образов России. Кризис экономики и, в известном смысле, государственного управления привел к формированию достаточно широкого поля разнородных геоэкономических образов, которые, как бы отталкиваясь друг от друга, одновременно и взаимодействуют, обнаруживая в этом процессе структурную неоднородность геоисторического пространства страны. Традиционная типология регионов по отношению к инновациям (креативные, инновативные, адаптивные, консервативные) в этой ситуации фактически тождественна типологии основных геоэкономических образов, и, в то же время, является генетической, поскольку вполне очевидно связана с историко- географическим контекстом освоения определенных регионов.



Социально-географические образы. Социально-географические образы регионов отражают социально-общественную ситуацию, социальную структуру и базовую систему социальных отношений. Социально-географические образы представляют собой символическую модель общественного взаимодействия. Эти образы определяются и как стратегия позиционирования официальной власти, так и историческими, культурными предпосылками, и неформальными социальными институтами. Некоторые примеры таких образов: «Закрытый регион», «Криминальный регион», «Контрастный регион», «Шахтерский регион», «Амбициозный регион» и др.

На социально-географические образы сегодня также влияет существующая в регионах структурна социального расслоения населения и во многом происхождение региональных элит. Социально-географические образы, как правило, ярко характеризуют сложившиеся общности людей на территориях, ценности и систему взаимоотношения людей друг с другом и внешним пространством. Для России, считающейся в советский период монолитной, единообразной страной, подобные характеристики официально считаются инновационными, однако почти каждый регион имел и имеет свой определенный имидж, своеобразный образ на карте Страны.



Занятие «Геополитическая система. Параметры описания»

Образовательная задача сессии состоит в построении возможных сценариев геополитической расстановки сил, а также определении будущих геополитических стратегии России.

Сегодня мы становимся свидетелями радикальных геополитических сдвигов, которые изменяют лицо всей цивилизации — самый крупный — распад Советского Союза, после чего на смену биполярному миру (США — СССР) пришел многополюсный. На сессии нас будет интересовать, открывают ли эти процессы эру непрерывных потрясений или они ведут к более или менее положительному периоду стабильности — новому мировому геополитическому порядку? Если так, то каковы будут господствующие в новом мире силы и мировые конфликты? Какие регионы и государства останутся в мировом «ядре»? Какое место занимает Россия на геополитической арене и какую геостратегию она изберет. А в связи с этим как будет происходить развитие нашего государства.

С середины XVII века мировая история прошла через четыре геополитических эпохи, каждая из которых устанавливала свой собственный мировой порядок, характеризовавшийся новым балансом сил, новыми «правилами игры» на международной арене и разделением мира на новые зоны влияния. Это Вестфальская, Венская, Версальская и Потсдамская эпохи.

Каждая из них преодолевалась революциями: буржуазной, промышленной, пролетарской и технологической.

Всякий раз возникновению нового мирового порядка, фиксировавшего новый баланс сил, предшествовали грандиозные войны: Вестфальской эпохе - опустошительная для Европы Тридцатилетняя война, Венской - наполеоновские походы, Версальской - первая мировая война, Потсдамской - самая кровопролитная в истории человечества вторая мировая война.



Сейчас мы стоим на пороге возникновения новой системы международных отношений, которую условно можно назвать Беловежской, потому что именно в Беловежье в 1991 году произошли события, которые будут определяющим образом влиять на все ее содержание.

Параметры описания геополитической системы. Хотя такие межнациональные мировые организации, такие как, например ООН, являются важными геополитическими субъектами, но далеко не основными. Основными игроками геополитики являются национальные государства, их имиджи, образы, мощь (военная, интеллектуальная, экономическая, территориальная и т.д.).
Каталог: files -> docs
docs -> Заполярный филиал
docs -> Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
docs -> Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
docs -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
docs -> Проект резолюция
docs -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании
docs -> Фгбоу впо “Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница