Программа «Школа ответственного родительства»



Скачать 162,5 Kb.
Дата22.02.2016
Размер162,5 Kb.
#10816
ТипПрограмма
Программа «Школа ответственного родительства»
Пояснительная записка
Cовременные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Как отмечают сами родители - никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок. Поэтому они воспитывают детей или на основе образца воспитания родителей в их семьях (не всегда грамотного и конструктивного), или путем проб и ошибок.

В настоящее время многие Нижнекамские семьи (как и по всей стране) переживают противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и социальных институтов в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой социальным, педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:

-с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

-со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с социальными и образовательными учреждениями.



Принципы:

- первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);

- практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

- взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения специалистов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей).

Образовательное сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как:

-  система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-  особый способ деятельности по оказанию консультативной помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

 -  процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Цель проекта: 

- организация педагогического образования родителей.

- создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей.

Объект проектирования: педагогическое просвещение родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы образовательного сопровождения родителей и старшеклассников.

Основные задачи проекта:

- способствовать повышению обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
- повышать уровень психологического комфорта в семьях и усиливать мотивацию родителей к семейному воспитанию здорового ребенка;
- способствовать привитию семейных ценностей и позитивных установок к деторождению у детей (будущих родителей);
- способствовать обучению школьников навыкам и знаниям, необходимым для полноценного выполнения родительских функций в будущем в области психологии и этики семейной жизни, а также привитию им семейных ценностей и позитивных установок к деторождению, ответственному родительству;
- подготовка молодых родителей к роли первых педагогов; формирование духовно-нравственной культуры молодых родителей, пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства.

Главным критерием эффективности внедрения проекта являются положительные отзывы со стороны родительской общественности. Измеримыми показателями критериев эффективности являются:

1. Повышение активности родителей в учебных делах ребенка:

- постепенный рост посещаемости родителями родительских собраний;

- постепенный рост количества родителей, желающих пройти обучение по программе;

- постепенный рост количества родителей, участвующих в мероприятиях образовательного учреждения, класса;

- постепенный рост количества обращений родителей за консультациями к педагогу-психологу, педагогу (классному руководителю,воспитателю).

2. Повышение общественной активности родителей:

- инициирование родителями мер по усилению профилактической работы и участие в реализации этих мер.

3. Повышение активности родителей в организации свободного времени ребенка:

- постепенный рост количества детей, постоянно занятых в сфере дополнительного образования;

- постепенный рост количества родителей, планирующих и организующих каникулярное время своих детей.

Программные мероприятия «Школы ответственного родительства» реализуются через два модуля: «Ответственное родительство» и «Будущие родители».

Основные формы: семинар, классное родительское собрание,  психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за  круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинг и др.

Программа модуля «Будущие родители» может реализовываться через организацию преподавания элективного курса «Семьеведение», рекомендованного МО и Н РТ.



План основных мероприятий в рамках реализации проекта «Школа ответственного родительства»





Перечень мероприятий

Сроки

проведения



Исполнители

Источник финансирования, статьи бюджета

I

Модуль – «Ответственное родительство»

1.1

Блок занятий с родителями школьников (в формах – семинар, классное родительское собрание,  психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за  круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей) по темам:

Сентябрь -

май


Образовательные учреждения

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.1

1.ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России о семье как базовой ценности.
Трактовка содержания семейного воспитания в ФГОС (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода)



1-11 кл.

Сентябрь


Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.2

2. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей

1-11 кл. Октябрь

Классные руководители образовательных учреждений, инспектора ОДН УВД (по согласованию)

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.3

3. Встречи-беседы со специалистами (психолог, валеолог, детский гинеколог, нарколог, сексопатолог, юрист и др.)

1-11 кл.

В течение года






Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.4

I КЛАСС

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или вновь за школьной партой

Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации.



Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте

Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте.



Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть

Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в первый год обучения, предложить практические советы по их устранению.



Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника

Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.



Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе

Цель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации помощи ребенку в учебе.



Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника

Цель: определить место и значение игры и труда в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка младшего школьного возраста.



Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.



Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста

Цель: ознакомить родительский коллектив с возрастными особенностями первоклассников и способствовать формированию представления о возможности существования увлеченности и увлекаемости в этом возрастном периоде.



Тема 9. Воспитание ребенка в эру хай-тека (ранняя профилактика экранной зависимости).

Цель: выявить позитивное и негативное влияние телевидения, компьютерных технологий на развитие детей младшего школьного возраста.



1 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.5

II КЛАСС

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.



Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста

Цель: предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей.



Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства

Цель: определить значение и важность детства для развития ребенка как личности.



Тема 4. Самооценка младшего школьника

Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки.



Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста

Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком.



Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе

Цель: определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников.



Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения

Цель: предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; дать рекомендации по воспитанию здорового ребенка.



Тема 8. Детская агрессивность и ее причины

Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.



Тема 9. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста

Цель: определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций.



2 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.6

III КЛАСС

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся третьего класса.



Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника

Цель: предложить родительскому коллективу способы формирования самосознания и образа «Я» детей младшего школьного возраста.



Тема 3. Секретный мир наших детей, или ребенок и улица

Цель: определить роль сверстников, друзей в развитии личности ребенка младшего школьного возраста; предложить рекомендации родителям по организации отношений с друзьями ребенка.



Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

Цель: определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.



Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали

Цель: выявить ошибки семейного воспитания; предложить пути их предупреждения, устранения.



Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение

Цель: познакомить родителей с возможными формами организации семейного досуга.



Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления

Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста; предложить пути их преодоления.



3 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.7

IV КЛАСС

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся четвертого класса; определить стратегию поведения родителей.



Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста

Цель: проанализировать возможные формы организации свободного времени детей, совместного отдыха родителей и детей.



Тема 4. Ребенок среди сверстников

Цель: дать представление о роли коллектива в жизни ребенка; предложить рекомендации по развитию коллективизма у ребенка.



Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя

Цель: определить значение диалога в становлении субъектной позиции ребенка; предложить рекомендации родительскому коллективу по организации диалога с ребенком младшего школьного возраста.



Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения

Цель: оценить развитие самостоятельности учащихся; дать рекомендации родителям по развитию у детей самостоятельности.



Тема 7. «Прощай, начальная школа»

Цель: подведение итогов обучения в начальной школе.



4 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.8

V КЛАСС

Тема 1. Возрастные особенности подростка

Цель: ознакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей 11-12 лет; рассмотреть влияние родителей на формирование «Образа Я» подростка.



Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника

Цель: ознакомить родителей с проблемой развития внимания подростков; рассмотреть основные процессы памяти.



Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка

Цель: обсудить с родителями особенности темперамента школьника; рассмотреть различные типы темперамента учащихся класса.



Тема 4. Мотив как регулятор поведения

Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования мотивации подростка; рассмотреть влияние мотивации на успешность обучения школьника.



Тема 5. Формирование самосознания подростка

Цель: ознакомить родителей с особенностями самосознания школьника; рассмотреть влияние семьи на формирование самосознания школьника.



Тема 6. Социализация ребенка в семье

Цель: дать родителям представление о социализации подростка; рассмотреть влияние семьи на особенности социализации школьника-подростка.



Тема 7. Ценности современного подростка

Цель: обсудить проблему ценностей современной семьи; определить роль семьи в формировании ценностей подростка.

ценности современной семьи и их влияние на развитие детей.

Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество

Цель: определить значение семьи в формировании здоровья школьника, здорового образа жизни подростка.



Тема 9. Конвенция ООН «О правах ребенка»

Цель: ознакомить родителей с правами несовершеннолетних (Конвенция «О правах ребенка»); способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.



5 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.9

VI КЛАСС

Тема 1. Формирование воли шестиклассника

Цель: познакомить родителей с особенностями формирования воли шестиклассника.



Тема 2. Воспитание характера школьника

Цель: ознакомить родителей с проблемами воспитания характера школьника-подростка.



Тема 3. Самооценка школьника-подростка

Цель: рассмотреть с родителями проблему формирования самооценки подростка.



Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми

Цель: дать первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей»; познакомить родителей с приемами и методами работы с детьми, испытывающими чувство тревоги.



Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи

Цель: определить роль семьи в формировании ценностных ориентаций школьников.



Тема 6. Нравственное развитие школьников

Цель: обсудить с родителями проблемы нравственного развития школьников; определить роль семьи в нравственном развитии подростка.



Тема 7. Проблемное поведение подростков

Цель: ознакомить родителей с проблемным поведением подростков; определить роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.



Тема 8. Общение в семье

Цель: ознакомить родителей с проблемой общения в семье.



Тема 9. Детское общественное объединение

Цель: ознакомить родителей с привлекательностью создания детских общественных объединений, участия в них самих детей.



6 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.10

VII КЛАСС

Тема 1. Воспитание детей в семье

Цель: обсудить проблемы особенностей воспитания подростка в семье.



Тема 2. Социализация личности

Цель: ознакомить родителей с проблемами социализации подростков и обсудить их.



Тема 3. Межличностное общение подростков

Цель: изучить психолого-педагогические особенности межличностного общения детей подросткового возраста.



Тема 4. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка

Цель: обсудить проблему агрессивного поведения подростка.



Тема 5. Проблемное поведение подростка

Цель: обсудить проблему отношения в поведении подростка и найти пути ее решения.



Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности

Цель: определить роль семьи в формировании общечеловеческих ценностей подростков.



Тема 7. Эстетическое воспитание подростка

Цель: обсудить проблему эстетического развития подростка и определить роль родителей в нем.



Тема 8. Право, ребенок и его окружение

Цель: ознакомить родителей с основным правовым статусом ребенка в семье, его особенностями.



7 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.11

VIII КЛАСС

Тема 1. Духовные ценности семьи

Цель: рассмотреть духовные ценности современной семьи и обсудить с родителями пути формирования духовных ценностей подростка.



Тема 2. Конфликты и пути их решения

Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов и определить пути решения конфликтных ситуаций.



Тема 3. Содружество школы и семьи

Цель: обсудить с родителями пути организации содружества и сотрудничества семьи и школы.



Тема 4. Детско-родительские отношения

Цель: обсудить с родителями типы отношений, складывающихся между ними и детьми.



Тема 5. Воспитание толерантности подростка

Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования толерантного подростка.



Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения

Цель: ознакомить родителей с особенностями суицидного поведения подростков; обсудить основные направления работы по предупреждению суицида.



Тема 7. Общение родителей с детьми

Цель: стимулировать полноценное общение родителей с их детьми.



8 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.12

IX КЛАСС

Тема 1. Культура общения подростка

Цель: обсудить проблему воспитания культуры общения подростка; определить роль семьи в воспитании культуры общения.



Тема 2. Путь к согласию, или как разрешить конфликт

Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов; дать рекомендации по преодолению конфликтов с детьми.

подростков и родителей. Пути разрешения конфликтных ситуаций.

Тема 3. Патриотическое воспитание школьников

Цель: определить значение семьи в патриотическом воспитании подростков.



Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков

Цель: обсудить проблему эстетического развития подростка и определить роль родителей в нем.



Тема 5. Мотив как регулятор поведения

Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования мотивации подростка; рассмотреть влияние мотивации на успешность обучения школьника.



Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи

Цель: определить роль семьи в формировании ценностных ориентаций школьников.



Тема 7. Ребенок и полиция

Цель: ознакомить родителей с путями взаимодействия с полицией.



9 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.13

X КЛАСС

Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника

Цель: ознакомить родителей с психологическими особенностями личности старшеклассника.



Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников

Цель: ознакомить родителей с ценностными ориентирами современных старшеклассников и способами их развития.

отношений современных старшеклассников в ситуации взросления.

Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника

Цель: помочь родителям осознать ведущую роль семьи в жизни старшего школьника.



Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассников

Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника.



Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье

Цель: ознакомить родителей с различными моделями воспитания старшеклассника в семье.



10 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



1.1.14

XI КЛАСС

Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию

Цель: обеспечить акцентирование внимания родителей на конструктивном восприятии стресса.



Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»

Цель: подготовить родителей к позитивному отношению к юношеской любви своих взрослеющих детей.



Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ

Цель: подготовить родителей к психологическому сопровождению детей-выпускников в период проведения ЕГЭ.



Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассника

Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника.



Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма

Цель: включить родителей в воспитание гражданственности и патриотизма.



Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница

Цель: актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал матери и обеспечить ее ролевое влияние на дочь как будущую мать и жену.



Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник

Цель: актуализировать интеллектуально-ролевой потенциал отца и обеспечить его ролевое влияние на сына как будущего мужа и отца.



Тема 8. Воспитание семьянина: сущность и основные направления

Цель: актуализировать ответственность родителей за воспитание культуры семейных отношений у детей.



11 класс

В течение года



Классные руководители образовательных учреждений

Текущее финансирование, местный бюджет

Статья 211



Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа

Скачать 162,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница