Программа «Семья и школа социальные партнёры»



Скачать 88.78 Kb.
Дата15.02.2016
Размер88.78 Kb.
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа

«Семья и школа - социальные партнёры»
Пояснительная записка.
Семья - единственный дом ребёнка, в котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищён от «вторжения» внешнего мира.

Семья - институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. Общество меняется, меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно. Семья претерпевает сегодня существенные изменения. Социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, детей. Напряжение возрастает вследствие усиления расслоения семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи, меняются взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и образовательных учреждений.

Каким должно быть это взаимодействие, а лучше сказать, сотрудничество? Приоритетными задачами должны быть возрождение системы семейного воспитания, обеспечение взаимодействия школы и семьи в воспитании детей и подростков. Повышение педагогической культуры является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания. Особая роль в работе с семьёй отводится образовательным учреждениям - от детского сада и школы до учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему, как важнейший социальный институт, обеспечивают воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Поэтому задача образовательного учреждения - помочь обучающемуся определить своё поведение в этом доме. При этом школа должна выступать в качестве партнёра, обладающего определёнными возможностями для поддержки семьи.


Цель программы - налаживание эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребёнка.
Задачи:

1. Изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала

2. Организация психолого- педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.

3. Формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в учебно- воспитательный процесс.

4. Развитие отношений, направленных на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания в системе "учитель- обучающийся- родитель".

5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.

6. Организация работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания.

Основные направления реализации программы:
- Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.

- Повышение психолого-педагогического просвещения и повышение культурно-образовательного уровня родителей.

- Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса.

- Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными организациями, с органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка.

- Создание условий для воспитания будущего семьянина, родителя, использование возможностей народной педагогики.

- Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования.

- Развитие диагностической службы по изучению проблем воспитания в семье.

- Создание на базе школы условий для совместного творчества детей, педагогов и родителей.

 
Формы взаимодействия с семьёй:
1. Педагогическое взаимодействие с семьёй предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и школе.

2. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным.

3. Индивидуальные формы взаимодействия с семьёй:

-беседы с родителями по вопросам воспитания:

-консультации;

-посещение семьи


Формы сотрудничества с семьёй:
1. Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий.

2. Родительские собрания.

3. Вечера встреч с интересными людьми.

4. Дни открытых дверей.

5. Психологические тренинги.

6. Гостиная для родителей трудных подростков.

7. Совместные рейды.

8. Туристический слет.

9. Дни Здоровья.

10. Координация работы родительской общественности в самоуправлении школы.

11. Проведение декад, акций.

12. Работа с проблемными семьями (опекаемыми, многодетными, неполными, неблагополучными, малообеспеченными, имеющими детей с ОВЗ).

13. Работа с семьями в системе дополнительного образования.

14. Оказание помощи в устройстве в кружки, секции, музыкальную школу, проведении совместных концертов, выставок.

15. Совместная исследовательская работа и диагностика.

16. Шефская и спонсорская помощь.

17. Психолого- педагогическая диагностика: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги.
Принципы взаимодействия школы и семьи:


  • единство целей государственной семейной политики Российской Федерации, Иркутской области и города Железногорска - Илимского;




  • партнёрство семьи и государства, семьи и школы, закрепляющее статус семьи как равного партнёра, предполагающего взаимную ответственность сторон и открывающего для неё возможности в различных сферах жизнедеятельности;




  • гуманистическая направленность и «очеловечивание воспитания» путём уважения уникальности каждого ребёнка;




  • приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;




  • признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;




  • опора на собственные силы, исходя из которых, семья должна как можно меньше зависеть от государственной помощи и общественной помощи и общественной благотворительности;




  • признание права ребёнка на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья;




  • преемственность и связь поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно- нравственного воспитания;




  • системность, которая позволяет обеспечить целостность становления личности ребёнка;




  • открытость, обеспечивающая постоянные контакты школы с семьями, доступность для родителей информации об эффектности процесса воспитания.


План реализации программы.


Направления деятельности

Задачи

Ожидаемые результаты

Диагностика семьи

Изучить образ жизни семьи. Выяснить особенности семейного воспитания. Выявить взаимоотношения семьи и школы. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

Получение характеристики микроклимата семей, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, необходимого для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

Составление социальных паспортов.

Своевременное выявление семей и детей, требующих повышенного внимания.


Взаимоотношения с родителями обучающихся

Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.

Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.



Создание приоритета родительского воспитания. Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей.

Повысить психолого-педагогического просвещение культурно-образовательного уровень родителей.


Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.

Расширение информационного пространства.



Работа с проблемными семьями.

Учитывать и предупреждать асоциально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Организация педагогического просвещения родителей. Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП.

Оказание своевременной помощи семьям в разных ситуациях.



Организация полезного досуга.

Пропагандировать здоровый образ жизни. Включать семью и общественность в воспитательный процесс.

Построение демократической системы отношений детей и взрослых.

Работа в системе дополнительного образования

Оказание помощи в устройстве в кружки, секции, музыкальную школу, проведении совместных концертов, выставок.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Работа с педагогическими кадрами

Стимулировать деятельность педагогов.

Знание педагогами необходимых нормативно - правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями обучающихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям. Поддержка творческих устремлений педагогов.

Работа с социумом.

Плодотворно сотрудничать с муниципальными учреждениями.

Расширение культурно - воспитательного пространства.




Ожидаемый результат.
1. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

2. Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания.

3. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания.

4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности позитивного опыта.

5. Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.

6. Создание открытой социально-педагогической системы в образовательном учреждении, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью.

7. Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.

8. Создание в образовательном учреждении информационного пространства для родителей и общественности.

9. Повышение степени удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения.








МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Директор школы

_____________Е. К. Сафонова



Приказ № 137 от 31 августа 2013г.

ПРОГРАММА
«СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ»

Руководитель: Васюкова О.Г.- заместитель директора по

воспитательной работе

г. Железногорск- Илимский

2013 год


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница