Программа самообразования



Скачать 77.09 Kb.
Дата24.04.2016
Размер77.09 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Борковский детский сад «Колосок»

Программа самообразования

Автор: Балакшина

Ольга Николаевна

Музыкальный руководитель

Тюменская область, Тюменский район

с. Борки, 2013г.

1
«Игра развивает индивидуальность;



играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра-

могущественное орудие для укрепления

способности мыслить и для развития

сознания»

Э. Жак-Далькро
Пояснительная записка.

Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.


Актуальность темы.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

2
Цель.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:


  1. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

  2. Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;

  3. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

  4. Проанализировать полученные результаты.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребёнку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определёнными пространственными представлениями.

3
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:


  1. Развитие звуковысотного слуха.

  2. Развитие динамического слуха.

  3. Формирование тембрового восприятия.

  4. Совершенствование чувства ритма.


Основные направления деятельности.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.



Основными направлениями являются:

  1. Выявить особенности восприятия основных свойств музыкальных звуков детьми.

  2. Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкально-сенсорное развитие детей.

  3. Определить наиболее эффективные пути методы освоения детьми музыкально-дидактических игр.


Механизмы.

Программа реализуется на базе МАДОУ Борковского детского сада «Колосок» Тюменской области, Тюменского района в течение пяти лет (2011 – 2016 гг.)


Этапы реализации программы:

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.



1 этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

2 этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

4
3 этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.



4 этап: дети самостоятельно используют  музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную  деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.



Ожидаемые результаты.

При определении значимости использования музыкально – дидактических игр в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.

Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.

Развить активность детей, самостоятельность в музыкальной деятельности, развить общие музыкальные способности.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.
5

 Методологическая основа моей деятельности.



  1. С.Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;

  2. М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;

  3. В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;

  4. В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;

  5. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;

  6. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

  7. Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;

  8. Журнал «Музыкальный руководитель».


Размещение авторской программы, дополнительных материалов музыкального руководителя Балакшиной Ольги Николаевны можно просмотреть на сайте МАДОУ Борковского детского сада «Колосок» borki-sad.ru в разделе «Методическая копилка»
Каталог: upload -> docs
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
docs -> Галимзянова ильхамия исхаковна
docs -> Студентов в профессиональном образовании
docs -> Цинарева Тамара Алтыбаевна Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза
docs -> К инновационной деятельности
docs -> Статья «Методика организации самостоятельной работы студентов, отвечающая современным требованиям фгос 3-го поколения»
docs -> Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
docs -> Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница