Программа развития окружного Ресурсного центра по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья



Скачать 199,46 Kb.
страница1/8
Дата24.04.2016
Размер199,46 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ СОШ № 367




Программа развития окружного

Ресурсного центра по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Оглавление



Паспорт программы…….......................................................................3



Пояснительная записка к программе…………………………………..9







Раздел 1. Повышение качества образования, воспитания, адаптации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья……………..……………………………………..…………..…17











Раздел 2. Развитие образовательного пространства для особой категории учащихся на базе Ресурсного центра………………………………………….……………….…………25





Раздел 3. Образовательная и социальная интеграция учащихся с ограниченными возможностями здоровья…………………….………29





Раздел 4. Особенности профессиональной ориентации, выбора профессии, трудовое обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья………………………………………..……....60





Раздел 5. Организация комплексного дистанционного обучения на базе Ресурсного Центра……………………………………………...….67

Раздел 6. Реализация компетентностей учащихся с ограниченными


возможностями здоровья………………………………………..………70












Раздел 7. Работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии……………………………………..……………………………77







Мероприятия программы……………………………………….…….80







П А С П О Р Т

программы



Наименование Программы




Программа развития окружного

Ресурсного центра по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья ЗелОУО




Область применения Программы




Использование в системе управления ЗелОУО, при разработке планов и программ развития окружного образования, формирования квалификационных требований к образованию и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, подготовке специалистов-педагогов по работе с контингентом учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Назначение Программы




  1. Обоснование Ресурсного центра как инновационного и наиболее перспективного образовательного подразделения по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на базе ЗелОУО, интеграция методов обучения, воспитания и здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Разработка принципов и методов образовательной и воспитательной деятельности Ресурсного центра; систематизация технологий комплексной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья; инвентаризация квалификационных требований к подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовки педагогов-специалистов по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со стратегическими направлениями развития ЗелОУО.

  3. Анализ обеспечения эффективной адаптации учащихся с огр. возможностями на базе ОУ ЗелОУО: мнения, оценки и ожидания участников образовательного процесса.




Внедрение результатов Программы




Результаты предназначаются для использования управлением ЗелАО в решении вопросов систематизации требований к обучению и воспитанию учащихся с ОВЗ в соответствии со стратегическими направлениями развития образовательной среды Зеленограда, анализа обеспечения социального пространства равных возможностей, квалификационной оценки образовательной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных ориентациях.


Основание для разработки Программы





1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 1995 Г.
2.ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 5»

на 2009-2011 годы
3. КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ И

ДРУГИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ" на 2007-2009 годы
4. ПОДПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ" на 2008-2009 годы



Заказчик Программы





Окружное управление образования ЗелОУО

Цели Программы





  • создание оптимальных условий для адекватного физического, психического, нравственного и социального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья на каждом возрастном этапе, совершенствование системы предоставления детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья услуг по комплексной реабилитации, включая медицинскую, социальную и правовую помощь, воспитание и образование

  • обеспечение развитие комплексной инновационной системы образования, воспитания, профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • повышение качества образовательных и воспитательных услуг и эффективностт образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.




Задачи Программы:




- создать условия для повышения уровня и качества образования и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создать систему мониторинга эффективности образования, воспитания, социализации, профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- развить общественную составляющую в интеграции и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечить эффективность образовательных программ в соответствии с уровнем здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья;

- совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- совершенствововать работу по дальнейшему развитию вариативных форм обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрять передовой опыт по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создать систему мониторинга реализации




Сроки и этапы реализации Программы





2009-2011 годы

Исполнители Программы





Ресурсный центр по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья школы № 367


Источники финансирования Программы





В том числе:

текущее финансирование образования




Ожидаемые результаты реализации Программы





- совершенствование функционирования комплексной системы обучения, воспитания, социализации, адаптации, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с потребностями населения г. Зеленограда;

- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение квалифицированного консультирования родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- удовлетворение потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в занятиях по интересам, профессиональной ориентации;

- повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников;

- более эффективное использование материально-технической базы;

- расширение возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в использовании имеющегося парка информационной техники и современного учебного оборудования;

- разработка и внедрение развивающих и психокоррекционных программ, инновационных учебных программ;

- совершенствование модели дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе использования дистанционных технологий;

- создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий: информационно-справочных источников, электронных учебников, совместных проектов учащихся;

- обеспечение доступа учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и глобальным источникам образовательных и информационных ресурсов;

- функционирующая система накопления и распространения информационных и методических ресурсов: медиатека; накопление информационных и методических ресурсов, их использование; подключение медиатеки к сети Интернет;

- формирование системы методической поддержки, повышения квалификации и переподготовки педагогов, в области новых информационных технологий.




Целевые индикаторы и показатели Программы


-

Увеличение численности учащихся общеобразовательных школ с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным учебным планам и программам профессиональной ориентации на базе Ресурсного центра





-

Увеличение численности школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе дополнительного образования на базе Ресурсного центра





-

Увеличение численности выпускников с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательную программу c использованием методов дистанционного обучения на базе Ресурсного центра





-

Увеличение численности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к дистанционным программам Ресурсного центра





-

Увеличение числа обучающихся в рамках интегрированных классов совместного обучения на базе учреждений общего образования ЗелОУО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Принятие программы обусловлено необходимостью усиления образования, воспитания, социализации, адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В представленной пояснительной записке приводится анализ ситуации, определяются основы и принципы предстоящих действий по основным направлениям адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности Ресурсного центра. Ресурсный центр создан на материально-технической базе ОУ № 367 ЗелОУО.

В соответствии с образовательной политикой Департамента образования города Москвы, ЗелОУО в основе программы заложены три основополагающих социогуманитарных принципа: социальное партнерство, равенство возможностей, комплексное развитие учащихся. Данные принципы пронизывают все разделы программы, являются ее цементирующим стержнем. Эти принципы позволят привести в действие механизм качественного обновления и порогового повышения эффективности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, повысить степень удовлетворенности широкой общественности процессом работы с учащимися с особыми образовательными потребностями, обеспечить преемственность общего процесса устойчивого развития образования в г. Зеленограде.

Принцип социального партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров в вопросах социальной заботы о детях-инвалидах, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров целям совершенствования процесса адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип равных возможностей означает единую стратегию скоординированного развития всех частей системы образования, воспитания, социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.

Принцип комплексного развития учащихся определяет уровень консолидации усилий системы образования г. Зеленограда, наличие внутренних источников роста, развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способности адаптироваться к изменениям в обществе, столичном мегаполисе, г. Зеленограде.

Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциалов и практических действий, определяют развитие работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в г. Зеленограде.

Программа даст возможность продолжить программно-целевой подход управления системой образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, определить перспективу выхода на новое качество их образования, позволит обеспечить его динамичность, конкурентоспособность. Ее реализация позволит рационально использовать накопленные внутренние и привлекаемые ресурсы.

Анализ положения дел через призму обозначенных выше концептуальных принципов позволяет с позиции системного подхода определить ключевые проблемы, наметить программу конкретных действий в области гармоничного развития учащихся с особыми потребностями образования.

Представленная логика изложения разделов программы позволяет проследить основные условия для развития, раскрыть основные направления деятельности для обеспечения высокого уровня образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В этой же логике выстроена программа конкретных действий и планируемых мероприятий.


ВЫЗОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Согласно статистическим данным в РФ насчитывается примерно 25-27 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Эта значительная социальная страта составляет примерно 1/10 часть жителей нашей страны.

Например, иностранные специалисты обращают внимание на то, что люди с ограниченными возможностями здоровья в буквальном смысле почти незаметны в России. И это все чаще замечает и российская общественность. Нерешительные попытки поощрять прием инвалидов на работу путем введения квот для предприятий не увенчались успехом. Большинство работодателей предпочитают платить незначительные штрафы за невыполнение обязательств по квотам вместо того, чтобы действительно нанимать на работу инвалидов, утверждают защитники интересов людей с ограниченными возможностями здоровья.



К сожалению, согласно всем прогнозным параметрам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с общим ухудшением здоровья подрастающих поколений будет в ближайшие десятилетия увеличиваться.

Данные системы здравоохранения свидетельствуют, что в нашей стране число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения для обучения по здоровью, достигает 13-15% от общего состава школьников. 3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10-12% детей с другими психическими и физическими недостатками.

Таким образом, в РФ, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов

Инвалидность у детей имеет вариативную природу и означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества и системы образования дополнительных мер, средств и усилий (специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Разработка этих мер должна основываться на всесторонней социологической оценке процесса социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

По данным контент-анализа состояния разработанности данной проблемы можно выделить ряд сложностей в обучении и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья:


  • неподготовленность педагогических работников ряда образовательных учреждений к работе с детьми-инвалидами в целом и обеспечению процесса их социальной адаптации в частности;

  • непонимание со стороны здоровых людей и в первую очередь сверстников, проблем детей-инвалидов, общее ожесточение социальных отношений в стране и прогрессирующая грубость детей и подростков в особенности;

  • эмоциональные проблемы в социальной жизни инвалидов - окружающие видят, прежде всего, дефекты и недостатки, неполноценность, но не задумываются о личности ребенка; не замечают его потребности, интересы и желания;

  • причины социально-экономического характера — семьи, воспитывающие детей-инвалидов, часто находятся в затруднительном финансовом положении;

  • причины организационно-управленческого характера — отсутствие гибкой системы вариативного образования, адекватных управленческих механизмов, соответствующих социальной адаптации детей-инвалидов в общем школьном образовании, отсутствие адекватной профессиональной ориентации, отсутствие адресной помощи инвалидам и комплексного мониторинга эффективности обучения и трудоустройства инвалидов.

Анализ состояния сложившейся практики образования инвалидов, осуществляемый учреждениями общего образования и специальными коррекционными учреждениями, позволяет выявить ряд сложных и пока еще не решенных проблем: «замкнутость» исследований образования инвалидов; противоречия между растущими требованиями к вхождению детей-инвалидов в общество и недостаточной сформированностью базы социальной адаптации детей-инвалидов в школьном образовании; ведомственной рассогласованностью.

В практике доминирует разрозненность действий многообразных социальных институтов по решению этой задачи, что отрицательно влияет на социальную адаптацию детей-инвалидов.

Большое внимание проблеме комплексной адаптации инвалидов уделяют первые лица государства. "У нас об этом достаточно долго вообще не говорили, – отметил в июне 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с министрами правительства РФ и защитниками прав инвалидов. – Наша задача... – создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями здоровья могли быть включены в полноценную жизнь1".

Президент РФ призвал исполнительные органы власти страны воспользоваться возможностью подключения к интернету всех домов, где живут дети с ограниченными возможностями здоровья. Такая практика проводится лишь в нескольких российских городах, включая Москву. Москва, например, финансирует школу под названием "i-Школа", учителя которой используют интернет для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по всему городу. Дистанционное обучение жизненно важно для комплексного и качественного обучения инвалидов. Современные средства коммуникации позволяют, при наличии определенных условий, организовать учебный процесс, не выходя из дома. Условия: Internet, компьютер, соответствующее программное обеспечение, реализующее методические установки обучения специалистов определенных специальностей и обеспечивающее доступ к базе данных учебной, методической и специальной литературы.

Сегодня в стране начинается борьба за полную интеграцию инвалидов в общество. Любой человек должен жить полноценной жизнью, а город должен давать для этого равные возможности. Соответственно, ребенок должен расти и обучаться среди своих сверстников. Необходимы существенные инвестиции в модернизацию школьных помещений, переподготовку учителей и просвещение родителей, как обычных детей, так и детей-инвалидов.



Проблемы, типичные для города Москвы, присутствуют и в г. Зеленограде. Целесообразно выявление наиболее удобного для человека с инвалидностью способа получения общего среднего и высшего образования. Необходимо разработать концепцию и программу эффективного образования, социализации и воспитания детей-инвалидов; нужна интеграция программ профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья для работы в хозяйственно-экономическом комплексе столичного мегаполиса и города Зеленограда.


Социологические данные показывают, что у детей-инвалидов присутствует социальная задержка развития. Они не умеют ни дружить, ни просто вести разговор. Согласно социологическим рекомендациям необходимо проведение с родителями здоровых детей тренинг-классов, чтобы не было потом возмущенных писем. К тому же необходимо дополнительное штатное расписание – минимум еще один психолог, дефектолог, медсестра. Плюс еще технический персонал, обслуживающий подъемник, спецоборудование. На решение проблем с обучением детей инвалидов требуется комплексное финансирование как технического, так и научного обеспечения.

Сегодня понятно, что необходимо работать в направлении социальной интеграции детей-инвалидов. Это дело нужное, причем больше здоровым детям.

Наиболее актуальная задача — обеспечить людей с ограниченными возможностями здоровья комфортными условиями жизни и создать развитую инфраструктуру, чтобы они могли нормально интегрироваться в общество.


Следует отметить, что в нашей стране в настоящее время присутствует система стимулирования образования детей-инвалидов. Задача заключается в комплексном контроле. Назовем лишь некоторые, которые имеют прямое отношение к эффективному обучению инвалидов на наиболее болезненном для них стыке школа – вуз. Например, дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16).

Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов. (Письмо Министерства образования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования").

Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных вузах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов (Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16).

Инвалиды I и II группы, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая выплачивается независимо от успехов в учебе (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487, пункты 7 и 24).

Учебным заведениям рекомендовано освобождать инвалидов I и II группы, которые бесплатно учатся в этих учебных заведениях, от оплаты за проживание в общежитиях (Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. № 19-36-93 ин/19-10 "О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги").

Применительно к системе общего среднего образования положительно зарекомендовала себя система инклюзивного образования. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.



В школах Москвы в настоящее время достаточно успешно создаются условия для учебы детей-инвалидов. Мэр Москвы Юрий Лужков считает необходимым создавать в школах все необходимые условия для обучения детей с ограниченными физическими возможностями, а объем домашнего образования максимально сокращать. "Домашним образованием в полном объеме надо обеспечивать только тех детей, которые по медицинским показаниям вообще не могут покидать дом. Для тех же ребят, у кого есть такая возможность, мы должны создавать все возможности образования в школе2", - сказал Лужков на заседании правительства Москвы при обсуждении программы "Столичное образование" на 2009-2011 годы.

Он отметил, что одной из главных задач этой программы является создание равных возможностей образования для всех детей, в том числе для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов. Как отметил присутствовавший на заседании правительства города министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, "данная программа имеет общероссийское значение, а не только региональное". Фурсенко добавил, что Москва является "региональным наставником" в сфере образования, на ее примере многие другие регионы создают свои программы.

Богатый инновационный творческий и научный потенциал накопила система образования города Зеленограда. По многим социообразовательным параметрам ЗелОУО находится на ведущих позициях в рейтинге успехов столичной системы образования. Одной из приоритетных «точек роста» образовательной сферы ЗелОУО является образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Большое пространство для оптимизации защиты прав учащихся-инвалидов содержится в области индивидуальных планов реабилитации инвалидов. О необходимости индивидуально-личностного подхода заявили в ходе социологического опроса более 90 % родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому Ресурсный центр ЗелОУО по поддержке детей-инвалидов совместно со специалистами по мониторинговому анализу способен эффективно решать обозначенные выше проблемы. А все основания для оптимизации работы есть, они законодательно заложены, но нуждаются в технологии.

Законодательство РФ дает право каждому инвалиду на индивидуальную программу реабилитации, в соответствии с которой, государство гарантирует обеспечение таких важнейших потребностей инвалида как образование и трудоустройство.

Это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (услуг), соответствующих его индивидуальным потребностям, который разрабатывается при участии инвалида или его законного представителя (родителя), при этом последние имеют право выбирать исполнителя указанных услуг и мероприятий или получать компенсацию.

Таким образом, право на реабилитацию является одним из основных прав инвалидов, которое направлено на предоставление им равных со «здоровыми» людьми возможностей участвовать в жизни общества.

Комплексное социальное - психологическое - педагогическое - медицинское сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В рамках оптимизации процесса комплексной адаптации необходима интеграция учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников. В педагогической практике отработаны следующие организационные формы интегрированного обучения: обучение детей-инвалидов в массовых и коррекционных классах общеобразовательной школы; частичная интеграция учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально, на отдельные уроки в массовый или коррекционный класс; частичная интеграция учащихся коррекционных классов в среду сверстников во время внеклассной деятельности: концертов, фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований.

Перед тем, как интегрировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в класс, даже если это частичная интеграция, необходимо провести подготовительную работу с учащимися класса, их родителями, педагогами. В этом случае дети из массовых классов позитивно принимают ребенка с ограниченными возможностями здоровья и относятся к нему без предубеждений. Чтобы облегчить ребенку с ограниченными возможностями здоровья процесс интеграции, целесообразно на уроках в классе его сопровождение учителем индивидуального обучения.

Целесообразно использовать международный педагогический опыт, например, предмет «коммуникации». Этот предмет нацелен на то, чтобы каждый ученик по своим возможностям развивал один или несколько способов коммуникации, был в состоянии взаимодействовать и общаться с другими людьми. Эти занятия проводятся для детей, имеющих сложные проблемы в развитии, на которых раньше вешали ярлык «необучаемые». Полезно присутствие на подобных тренингах родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Родители учащихся получают на совместных занятиях положительный заряд эмоций от того, что педагоги отмечают любой успех ребенка, подбадривают их, убеждают не опускать руки, если у ребенка что-то не получается; папы и мамы овладевают новыми приемами общения с ребенком, которыми могут пользоваться дома.

Целесообразно приглашать на занятия по коммуникации в школу детей проблемами здоровья из ДОУ, которые вскоре пойдут в школу. Таким образом, осуществляется преемственность в работе между ДОУ и школой в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главным критерием эффективности работы является снижение количества детей «группы риска». Благодаря комплексной помощи педагогов и специалистов учащиеся с ограниченными возможностями здоровья по здоровью могут значительно более успешно преодолевать факторы риска в развитии, более успешно усваивать образовательную программу.
Проблема равенства образовательных возможностей

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года задача «обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования» стоит первой в списке приоритетов образовательной политики. Ее решение предполагает формирование соответствующей образовательной политики, организационных мероприятий, а также механизмов их реализации.

Большое внимание при разработке образовательной политики уделяется поддержке так называемых социально-уязвимых групп населения - людей с ограниченными физическими возможностями.

В России в условиях расширения платного сектора образовательных услуг, происходящего на фоне низкого уровня жизни большой части населения, проблема равенства в образовании перестает быть исключительно проблемой традиционно выделяемых социально уязвимых слоев населения и становится в большей степени экономической проблемой.

Одним из важнейших вопросов, связанных с доступностью образования, является вопрос помощи учащимся из социально уязвимых категорий населения в получении качественного образования, которое помимо собственно обучающих функций должно выполнять адаптирующие, реабилитирующие и интегрирующие функции.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на свои особенности, по возможности должны быть максимально полно включены в обычную учебную среду и иметь одинаковые со всеми возможности и условия для обучения, уровень знаний и профессиональных навыков, ни чем не ущемляющие их и направленные на социальную адаптацию.



Раздел 1.

Повышение качества образования, воспитания, адаптации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы повышения качества образования играют ключевую роль в развитии образования. Особый вопрос – повышение качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые востребуют специальную парадигму мотивации на получение знаний, обучения, преемственности ступеней образования.

В ЗелОУО создана и успешно функционирует система работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование учащихся гармонично сочетается с их адаптацией и интеграцией. Система поддержки и реабилитации детей с проблемами здоровья успешно реализуется в следующих направлениях адаптационной и коррекционной работы:


  • задержка психического развития = УВК № 1853 – школа-интернат № 7, классы КРО – в школах

  • нарушение опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды = ДОУ № 1226, 2196 – школа № 1702, 367

  • нарушение речи = ДОУ №1126, 455, 513, 1005, 1264, 1815, 2290 – УВК № 1853, в 51 % школ округа – логопеды

  • нарушение зрения = ДОУ № 454, 2058 – школы № 1704, 1639

  • нарушение слуха = ЦППРК – консультационная помощь

  • ослабленные, часто болеющие дети – ДОУ № 214, 1778, 2046, 2111, Школы «Здоровья»

  • туберкулезная интоксикация= ДОУ № 1227, 1818 - Школы «Здоровья»


Основные направления адаптации детей с ОВЗ:

Мониторинг состояния здоровья дошкольников и школьников.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Организация отдыха и оздоровления детей.

Развитие системы профилактики и коррекции.

Диагностика и коррекция нарушений осанки учащихся.

Развитие системы физического оздоровления.

Повышение уровня компетенций родителей в вопросах охраны здоровья.

Оптимизация образовательного процесса.

Профилактические мероприятия и контроль за состоянием заболеваемости гриппом и ОРЗ.

Повышение квалификации работников образования.

Доврачебная система сохранения природного зрения детей.


Научно-методическое обеспечение

ОУ округа ------ «Столичное образование-5», межведомственная программа «Совершенствование работы с детьми с ОВЗ» - 2007-2008 годы (Институт возрастной физиологии РАО) --------- психолого-педагогическое сопровождение, создание ресурсного центра (школа № 367, МГППУ) -------- программа валеологического образования и мониторинга детей и подростков (МИОО, школы №№ 1913, 1704, 367) -------- адаптационная работа в классах и группах КРО (НИИ коррекционной педагогики, школа-интернат №7, школы № 1702, 1704) ----------------- деятельность городских экспериментальных площадок (МПГУ, Центр «Суваг» (Хорватия), Центр региональной политики развития образования РАО, ЦППРК «Логотон», УВК № 1853.

Накопленный уровень обеспечения системы поддержки и реабилитации детей с ОВЗ

ОУ № 367 – для больных детей и детей-инвалидов – победители «Национального проекта образование»-2008.

ЦППРК «Логотон» для детей с проблемами слуха - победители «Национального проекта образование»-2007, лауреаты фестиваля детского творчества «Надежда».

ОУ № 7 - лауреаты фестиваля детского творчества «Надежда», дипломанты спортивного фестиваля «Надежда».

ОУ № 1853 – лауреаты Московского конкурса «Мой дом, мой двор» 2007.

ОУ № 1639, ДОУ № 454, 2058 – для детей с проблемами зрения – участники конкурса «Первые шаги» - 2007.

ДОУ № 214, 455, 1126, 1227, 1778, 2046, 2095, 2111, 2196, 2290 – компенсирующегося вида для часто болеющих детей. Участники конкурса «Детский сад года»-2006, победители конкурса «Детский сад будущего» - 2007.
Социально значимые задачи Ресурсного центра на базе ОУ № 367


  • Разработка и апробация психолого-педагогических технологий помощи детям в успешной адаптации к образовательной среде.

  • Распространение и внедрение эффективных методов и средств в практику образования на разных уровнях.

  • Оказание психологической помощи детям и родителям в адаптации в социуме.


Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ на базе Ресурсного центра

  • Медицинское сопровождение

  • Обеспечение условий непрерывного образования

  • Родительский клуб

  • Адаптация в безбарьерной среде

  • Распространение инновационных разработок

  • Психологическое сопровождение

  • Система дополнительного образования

С целью совершенствования содержания общего образования и форм организации учебной деятельности актуальна интеграция учащихся с ограниченными возможностями здоровья в адаптивные классы; целесообразно внедрение специальных адаптивных учебников и учебно-методических комплектов, допущенных для использования в интегративных классах общеобразовательных школ; на базе ресурсного центра необходима разработка рекомендаций по их использованию в учебном процессе ОУ ЗелОУО.

Большое внимание в последние годы было уделено гуманитарной составляющей содержания общего образования, внедрению воспитательных программ среди учащихся округа, распространению и изучению теорий и концепций развитию толерантных отношений среди учащихся округа.

В педагогике все более значимым становится средовой подход, основывающийся на признании того, что человек развивается в сообществе и через сообщество. Если ученики будут находиться в образовательном пространстве, где поддерживаются социальная солидарность, гармония, взаимное уважение, то это, несомненно, будет учить их жить в мире, без конфронтации и при этом сохранять свое лицо, свою индивидуальность. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют педагогические особенности. Они могут лучше пользоваться осязанием, зрением, чем их сверстники с нормальным развитием, но могут оставаться одинокими, если не будут включены в активное социальное взаимодействие. Интегрированное обучение выступает как один из путей социализации учащихся, развития их мобильности, познания мира в его многообразии отношений. Контакты детей создают условия для эмоционального развития личности каждого ребенка и более целостного осмысления окружающей действительности.

В условиях образовательной интеграции от учителя требуется проявление способностей: умения понимать ребенка, своевременно поддерживать и ободрять, вдохновлять и включать во взаимодействие. Это может быть достигнуто только при условии, если учитель опирается на здоровые, сильные стороны ребенка, умеет одновременно помочь и потребовать, поддержать и предоставить самостоятельность, если он фиксирует внимание не на промахах и недостатках, а на достижениях, если проявляет оптимизм и поддерживает веру в возможности ребенка.

Непременным условием успешности образовательной интеграции является обеспечение психологической безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его защищенности, что достигается глубоким, эмпатическим пониманием ученика и признанием безусловной его ценности независимо от выраженности психофизического нарушения в развитии и от учебных успехов.

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики по гуманизации общества, модернизация системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Реформирование и оптимизация специального образования являются объективно необходимыми и вытекают из необходимости отойти от жесткой регламентированности его организационных форм, маргинализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных школах-интернатах, что сужает их социальное взаимодействие и затрудняет приобретение нужного социального опыта.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.

Одним из путей реализации этой задачи является совместное получение образования обычными детьми и с ограниченными возможностями здоровья, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации.

Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с особенностями развития, подвергается переоценке. Нельзя не признать, что эти учреждения удовлетворяют потребности учащихся в медицинских и коррекционно-педагогических услугах, имеют многолетний положительный опыт, укомплектованы квалифицированными кадрами специалистов.

Достоинства специальных образовательных учреждений бесспорны. Вместе с тем нельзя не признать, что специальные интернатные учреждения образования препятствуют социальной интеграции учащихся, тем самым ограничивая их жизненные шансы.

Проблема интеграции является сложной, многомерной, включающей много составляющих. Прогнозируются социальные трудности, заключающиеся в преодолении распространенных предрассудков и педагогических стереотипов, и организационные, связанные с созданием так называемой безбарьерной среды, обеспечения эффективного пути развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую актуальность приобретают исследования общественного мнения о проблемах образования, представлений школьников, их родителей, учителей о достоинствах и недостатках образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных образовательных учреждений и совместного обучения с обычными детьми.

К основным задачам повышения качества образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья можно отнести продолжение работы:

- по обеспечению доступного общего образования;

- по совершенствованию контроля и управления качеством образования;

- по повышению роли дополнительного образования;

- по переходу на профильное обучение старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья;

- по отработке адаптационных периодов для обучающихся;

- по совершенствованию форм медико-социального сопровождения;

- по повышению роли семьи в воспитании и обучении детей и подростков с проблемами здоровья.





Каталог: assets -> documents
documents -> Манильская декларация по мировому туризму
documents -> К рабочей программе группы раннего возраста
documents -> Программа работы Международной научно-методической конференции «Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия»
documents -> 2. Основные цели, задачи и принципы внутреннего мониторинга качества образования в доу
documents -> Компетентность работника в принятии решений
documents -> Рабочая программа Воспитатели: Переседова И. А. Пронина О. В


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница