Программа развития нашей школы



Скачать 114,93 Kb.
Дата14.02.2016
Размер114,93 Kb.
ТипПрограмма
Это программа развития нашей школы

Представленная программа обосновывает направления развития школы в условиях модернизации образования, определяет вектор изменений и преобразований, формулирует цели и задачи, выявляет ресурсные возможности развития. В программе представлены принципы и технологии изменений, основанные на анализе различных факторов, влияющих на образовательное пространство школы.

При разработке программы учитывались результаты достижений и проблемные зоны в рамках целевых установок предшествующей программы развития школы (2004-2010 годы). Так сформулирована тема Программы развития «Школа творчества как условие формирования социальной успешности выпускника».

Приоритетными направлениями развития российской школы являются создание условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире, поиск и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности, создание здоровьесберегающих условий обучения и воспитания.

Для современного образования Республики Саха (Якутия) сегодня первоспетенноважной стала стратегия размещения производственных сил, транспорта и энергетики на период до 2020 года. В связи с этим отмечается востребованность республики в кадрах нового качества, способных внести существенный вклад в развитие республики, быть достаточно мобильными, конкурентоспособными в современном обществе, свободно ориентирующимися в экономических отношениях.

В связи с этим одним из ключевых ориентиров школы становится «социальная успешность» личности во всех ее проявлениях. Для выпускников школы перспектива социальной успешности зависит от качества деятельности образовательного учреждения, образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идет процесс социализации. Школа в сотрудничестве с семьей принимает на себя ответственность за социальную успешность воспитанников, следовательно, школа «по умолчанию» становится субъектом социальной ответственности.








Конечная цель обучения в школе состоит в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности. Этого требует современная жизнь. И особенно это важно для выпускников сельской местности, где дальнейшая жизнь и социализация напрямую связана с тем, насколько ребенок научился трудиться, и выбрал правильную, практически значимую для себя и для общества будущую профессию. Но если проанализировать уровень подготовки современных выпускников, то мы видим, что как раз к трудовой жизни современные дети подготовлены меньше всего.

Большая часть учеников выбор будущей профессии делает достаточно случайно, ориентируясь не на собственные интересы, а на реальные возможности поступления. И как следствие этого явления – большое количество учащихся, которые либо не поступили и вернулись домой, либо поступили, но не смогли или не захотели продолжить обучение.

Актуальным, но и проблемным моментом большинства школ республики является внедрение и развитие технического образования. Прежде всего, эта проблема педагогических кадров. Как правило, «учителя-технари» это мужчины, да и те преимущественно ориентированы на теоретическое преподавание технических предметов. В связи с этим школе предстоит находить способы и пути привлечения в школу кадров, способных внедрить именно практикоориентированное преподавание технических предметов. Учитывая, что в школах основная масса учителей это женщины, развитие технического направления остается труднореализуемым на том уровне, который востребован обществом.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ за прошлые годы по русскому языку и математике показывает, что учащиеся затрудняются на тех заданиях, которые требуют от них владение навыками гибкого мышления, логики, навыков размышлений и обобщений. Это является причиной того, что учащиеся не могут набрать достаточно баллов. Данный фактор подтверждает убеждение, что просто знаниевый подход к подготовке к ЕГЭ не достаточно. И проблема ЕГЭ это лишь верхушка школьной системы образования. Невидимыми остаются педагогические проблемы, которые выявляют несоответствие программного материала и материалов тестов ЕГЭ, несоответствия подходов обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Ситуацию усиливает еще и то, что в результате ужесточения к требованиям ЕГЭ, возможен определенный процент выпускников, не справившихся с экзаменационным тестированием. Они не смогут поступить в профессиональные заведения, и вынуждены будут оставаться у себя в селе. Смогут ли они найти работу и обеспечить себе заработок?

Чему должен научиться ребенок, чтобы быть готовым к взрослой жизни? Школа не может предугадать всех «подводных камней» взрослой жизни. А взрослая жизнь часто меняет ориентиры и выдвигает на первое место предприимчивость, умение общаться, умение себя предъявить современному обществу. Иными словами можно сказать, что социальная адаптация человека происходит тогда, когда он становится нужным обществу, а нужным становится тогда, когда приносит какую-либо пользу людям.

Пока ребенок только берет от школы и получает за это оценки, баллы и пр. Причем то, что он берет больше ориентировано на ближайшие цели: сдать экзамен и поступить. А дальше – жизнь покажет. А в чем, через какие виды деятельности мы учим ребенка быть полезным, значимым и нужным хотя бы родной школе, в которой он учится? Мы должны научить его быть полезным, чувствовать и осознавать свой личный вклад в общее дело, при этом максимально реализовывать собственные интересы и способности.



Несколько лет назад родители и общественность ориентировали школу на формирование прочных знаний у учащихся, на создание благоприятной детско-взрослой среды в школе, на развитие учебной мотивации учащихся. По результатам социологического опроса среди населения во время проведения ежегодного творческого отчета перед населением в мае 2008 года, было выявлено, что более половины опрошенных (55%) отмечают существенное влияние, а 22% опрошенных частичное влияние школы на социально-экономическое развитие села. 97% опрошенных считают, что за последние три года школа достигла существенных результатов по развитию учебной мотивации учащихся. Таким образом, можно отметить, что за последние годы школа повысила свой статус среди школ села и улуса, и получила признание среди общественности.

Следует иметь в виду, что потребности и ожида­ния обучающихся и их родителей подвержены до­статочно быстрым изменениям. И сегодня общество определяет другие ориентиры для школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в фор­мировании социального заказа нашему образова­тельному учреждению:



С точки зрения государства, к числу приорите­тов совершенствования школьного образования от­носятся следующие направления:

  • оптимизация образовательного процесса с це­лью сохранения физического, психического здоровья обучающихся;

  • усиление роли социальных дисциплин, способствующих формированию активной гражданской позиции, социальной успешности лич­ности;

  • усиление роли технических дисциплин для реализации стратегии социально-экономического развития Республики;

  • обеспечение профессиональной ори­ентации и профессионального самоопределения обучающихся;

  • обеспечение условий для развития и станов­ления личности каждого ребенка, проявления и реа­лизации потенциальных возможностей каждого школьника;

  • совершенствование системы оценивания учеб­ных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

  • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информацион­ной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений пока­зывает, что они являются актуальными и востребо­ванными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родите­лями). Они видят свое образовательное учреждение как образовательное пространство, в котором созданы условия для лич­ностного роста, для реализации потенциальных возможностей учащихся.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обес­печила:

  • возможность получения ребенком качествен­ного основного общего и среднего (полного) образования;

  • развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей учащихся;

  • профессиональную ориентацию и качественную подготовку школьников к поступ­лению в учреждения высшего, среднего и началь­ного профессионального образования;

С одной стороны, по-прежнему для родителей остаются важными такие ориентиры, как поступление в ВУЗы, но с другой – все больше становится мнений, что ребенок должен в школе получить социальные навыки: навыки общения, реализации собственных сил и возможностей, экономической и правовой подготовленности. Анализ изучения мнения родителей с.Амга по определению приоритетов и направлений развития школы на ближайшее время было выявлено, что:

  • За развитие творческих навыков и мышления
    в основной школе выступают 73%

  • За развитие социального направления – 83%

  • За развитие технического направления – 70%

  • За введение углубленной довузовской подготовки – 87%

При этом в ходе открытого диалога были отмечены и такие мнения, что школа не должна нацеливаться на какие-либо направления, просто нужно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать его индивидуальные особенности, предоставляя широкий спектр занятий по интересам, развивать трудовые навыки, необходимые в быту, в жизни, внедрять «народный опыт», обеспечить социальную защищенность.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;

  • имелись комфортные психолого-педагогиче­ские и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное сред­нее образование и начальную профессиональную ориентацию;

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществ­ления профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспе­чения образовательного процесса;

  • создания условий для творческой самореали­зации в профессиональной деятельности.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что наблюдается некоторое противоречие в социальном заказе. При том, что во главу угла обществом ставится подготовка и выполнение ЕГЭ, родителями так же отмечается, что детям необходимо время для занятий по интересам для развития индивидуальных способностей и талантов.

Если обобщить в единое целое запросы государства, родителей, учащихся, и педагогов, то можно выделить обобщенный социальный заказ, который складывается из нескольких ключевых моментов:



  1. Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ;

  2. Подготовка учащихся к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире;

  3. Поиск и поддержка талантливых детей, развитие творческих способностей учащихся;

  4. Создание благоприятных и комфортных условий обучения и воспитания.

Школа должна создать такой образовательный процесс, который позволил бы комплексно реализовать социальный заказ.



Основная миссия школы заключается с одной стороны в том, чтобы удовлетворять запросы социума: учащихся, родителей, общества, с другой стороны максимально отразить своеобразие и уникальность школы в рамках своего села.

Миссия Амгинской средней общеобразовательной школы №2 заключается в формировании творческого человека с активной гражданской позицией, обладающего гибким мышлением, способным легко адаптироваться в современном обществе.

Принципы реализации миссии школы:

  1. Конкретность и измеримость. Выделенные критерии измеряемы как качественно, так и количественно. Творческая деятельность отслеживается не только изменениями личностных качеств, но и количеством выполненных творческих работ. Гражданская активность определяется по преобладающим жизненно значимым ценностям, которые возможно отследить с помощью тестов. Социальная успешность определяется через несколько лет после окончания школы по реальным достижениям и социальным позициям выпускника.

  2. Определенность миссии по времени ее реали­зации.

  3. Достижимость. Учет реальных возможностей реализации целей школы.

  4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями образовательного учреждения.

  5. Гибкость. Цели легко корректируемы в условиях быстро меняющегося мира, когда изменения во внешней среде протекают
    настолько стремительно, что их невозможно вовре­мя предвидеть.

Школа Творчества (для ученика) – дает возможность максимально развить и реализовать свои природные задатки, сделать обучение в школе интересным, научить проявлять творческие способности в жизни.

Школа Творчества (для родителей) – дает возможность обеспечить сотрудничество семьи и школы в создании развивающей среды, способствующей формированию социальной успешности ребенка.

Школа Творчества (для школы) – дает возможность создать образовательное пространство, позволяющее активно внедрять компетентностный подход в обучении, принимать ребенка не как пассивный объект, а как активный субъект обучения и воспитания в школе.

Школа Творчества (для социума) - дает возможность формировать гражданина, обладающего качественно новыми характеристиками, способного внести наибольший вклад в социально-экономическое развитие села, улуса, республики.

Любая инновационная деятельность начинается с целевого компонента, который является основанием для прогнозирования и планирования деятельности и служит нормой контроля и оценки результатов. Мы выделяем следующую иерархию целей.



Стратеги­ческая цель (на уровне школы) – создать развивающее образовательное пространство в школе, способствующее формированию навыков социальной успешности личности.

Тактические цели (на уровне управления ОУ) -

  • Создать пакет нормативных документов, регла­ментирующих деятельность нового образовательно­го учреждения;

  • Разработать и внедрить новую структуру управления образовательным процессом, способную обеспечить эффективное достижение мис­сии образовательного учреждения;

  • Разработать новые подходы к организации образо­вательной среды в начальной, средней (подростковой) и старшей школе;

  • Создать и развить материально-техническую базу школьного здания, дизайн школы, соответствующего инновационной модели школы;

  • Сформировать коллектив высококлассных учи­телей, педагогов дополнительного образования, способных на со­временном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов новой модели школы.

Оперативные цели (на уровне педагогического коллектива)

  • Разработать общую концепцию «Школы творчества»;

  • Разработать новую редакцию образовательной программы школы;

  • Обновить локальные акты;

  • Определить вертикально-горизонтальные свя­зи системы управления (разработать штатное расписание и определить функциональные обязанности);

  • Разработать пути дальнейшего развития проекта образовательного прост­ранства в подростковой школе с учетом принципа деятельностного и компетентностного подхода к обучению и воспитанию;

  • Разработать и внедрить продпроекты:
    - «Творческий урок» в начальной и подростковой школе,
    - «Мастер» в старшей школе,
    - «Дизайн новой школы»,
    - «Оценка общеучебных умений и навыков»;


  • Осуществить поиск и внедрение новых форм воспитательной работы с учащимися 1-4-х и 8-9-х классов;

  • Провести конкурс-ярмарку педагогических инициатив «Пути развития школы»;

  • Осуществлять поиск путей по привлечению специалистов из других областей к осуществлению образовательного процесса в школе;

  • Разработать систему психологического сопровождения инновационной деятельности;

  • Осуществлять дальнейшее развитие индиви­дуального сопровождения учащихся. Создать психо­логическую консультацию (кризисный центр) для старшеклассников;

  • Разработать систему внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательный и образовательный процесс школы;

  • Разработать систему мониторинга, охватывающего все направления развития школы;

  • Обеспечить эффективное использование механизма аттестации педагогических кадров;

  • Осуществлять дальнейшее развитие постоянно действующих семинаров «Школьный факультет педагога», «Родительский университет»;

  • Совершенствовать формы морального и мате­риального стимулирования лучших учителей, прово­дить различные общественно-педагогические акции.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница