Программа развития моу «сош№21 с углубленным изучением немецкого языка»



страница1/4
Дата20.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Программа развития МОУ «СОШ№21 с углубленным изучением немецкого языка»

на 2006-2011 гг.
(2006-2007

2010-2011 уч.г.)


ПАСПОРТ

Программы развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21

с углубленным изучением немецкого языка»



Наименование программы


Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка»


Сроки реализации

программы





2006-07-2010-11 уч.г.

Основной разработчик Программы

Творческая группа педагогов МОУ «СОШ№21».


Цели и задачи Программы

Цели: создание школы этнокультурного полилога, обеспечивающей развитие личности как носителя этнокультурной компетенции, готового к продолжению образования, обладающего совокупностью объективных представлений и знаний о культуре русского, немецкого и коми народов, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопонимаю и взаимодействию.

Задачи:

  1. Разработка этнокультурного компонента содержания образования.

  2. Разработка и внедрение модели технологического обеспечения образовательного процесса на разных ступенях обучения, ориентированной на сохранение и развитие здоровья детей, формирование ключевых общепредметных компетенций, реализацию идей этнокультурного полилога.

  3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

  4. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  5. Создание школьного пространства воспитательной деятельности на основе идей этнокультурного полилога.

  6. Активизация использования возможностей взаимодействия школы с учреждениями, обладающими определенным образовательным потенциалом. Развитие международного сотрудничества.

  7. Становление системы управления качеством образования в школе в соответствии с «новыми» целями общего образования.

  8. Развитие научно-методического сопровождения различных творческих групп педагогов по реализации Программы развития.

  9. Освоение нового содержания, форм и методов работы коллегиальных и общественно-государственных органов управления.

Источники финансирования Программы

1. Бюджетное финансирование;

2. доходы от дополнительных платных образовательных услуг;

3. добровольные пожертвования;

4. денежные гранты.



Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Наличие УМК по реализации этнокультурного компонента образовательной программы школы.

  2. Оформленная модель технологического обеспечения образовательной деятельности педагогического коллектива школы на разных ступенях обучения

  3. Рост количества педагогов, активно использующих современные образовательные технологии

  4. Определение области применения ИКТ в образовательном процессе.

  5. Рост количества педагогов, применяющих ИКТ в образовательном процессе.

  6. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  7. Создание системы воспитательной работы на основе этнопедагогики.

  8. Участие в совместных проектах, в том числе и международных, с учреждениями, обладающими определенным образовательным потенциалом.

  9. Расширение конкурсного пространства самореализации учащихся.

  10. Совершенствование системы управления качеством образования в школе в соответствии с «новыми» целями общего образования.

  11. Создание системы научно-методического сопровождения различных творческих групп педагогов по реализации Программы развития.

  12. Освоение нового содержания, форм и методов работы коллегиальных и общественно-государственных органов управления.

Аналитическое обоснование Программы развитие
Программа развития Школы, принятая в 2000 году, была направлена на решение следующих целей и задач:

Цель: Развитие учебно-воспитательного процесса Школы в интересах формирования гармонично развитой личности в условиях диалога культур двух стран: России и Германии – с учетом национальных особенностей Республики Коми.

Задачи:

1. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса:



- предоставление базового образования в сочетании с вариативным компонентом учебного плана;

- оказание дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- освоение и внедрение в практику развивающих образовательных технологий;

- усиление воспитательного потенциала урока;

- совершенствование системы школьного самоуправления;

- воссоздание системы работы в микрорайоне Школы;

- совершенствование воспитательной работы Школы;

- совершенствование деятельности классных руководителей;

- закрепление и развитие традиций Школы;

- совершенствование системы повышения квалификации педагогов, системы научно-методической работы в Школе, внедрение передового педагогического опыта в практику Школы;

- создание мотивированной среды для повышения продуктивности труда учителя.

2. Формирование физически здоровой личности с устойчивым интересом к здоровому образу жизни:

- пропаганда здорового образа жизни;

- недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;

- расширение сети спортивных площадок, секций;

- проведение динамических часов, пауз, гимнастики для глаз.

3. Совершенствование управления Школой:

- совершенствование системы финансирования Школы;

- совершенствование системы материального поощрения учителей;

- создание информационного банка по различным направлениям, графическая обработка этого материала для анализа и коррекции учебно-воспитательного процесса в Школе;

- переработка нормативно-правовой базы Школы, функциональных должностей работников, разграничение полномочий органов управления Школы;

- введение профессиональных картограмм педагога.

В соответствии с определенными результатами реализации Программы были получены следующие результаты:

- в аспекте сохранения и развития учебно-воспитательного процесса в интересах личности ребенка, общества, государства в период с 2000 по 2005 учебные годы наблюдалась стабильность успеваемости и качества знаний:



Показатели успеваемости и качества знаний по Школе в количественно – процентном отношении с 2000 по 2005 учебные годы


№ п/п

Количество учащихся

2000-01

2001-02

2002-03

2003-04

2004-05

1.

Всего учащихся

9 класс


11 класс

1466
70

93


1505
164

101


1499
149

63


1517
184

101


1427
93

87


2.

Отличников/лучших

78/599

78/606

86/589

84/577

111/557

3.

Закончили школу

- со справкой

- с золотой медалью

- с серебряной медалью

- с Похвальной грамотой

-

1


1
16

-

1


4
30

-

4


3
16

-

4


2
19

-

-


3
10

4.

Успеваемость %

99,8

99,8

99,7

99,4

99,7

5.

Качество знаний

46

48

48

46,3

49

За данный период произошла активизация использования педагогами школы современных образовательных технологий:

1. развивающее обучение – 32%

2. проблемное обучение – 45%

3. элементы разноуровневого обучения – 21%

4. коллективные способы обучения – 15%

4. исследовательские методы в обучении – 20%

5. проектные методы обучения – 15%

6. технологии модульного и блочно-модульного обучения – 10%

7. лекционно-семинарско-зачетная система – 30%

8. технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. – 90%

9. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) – 35%

10. информационно-коммуникативные технологии – 20%
Сохранение и развитие образовательного учреждения как школы с углубленным изучением немецкого языка.

В таблице представлена численность учащихся, изучающих немецкий язык углубленно:



Год

Количество учащихся, изучающих немецкий язык углубленно

Количество учащихся, изучающих спецкурсы

2001-2002

338

220

2002 – 2003

392

220

2003-2004

345

220

2004-2005

468

220

В период с 2001 по 2005 учебный годы были введены следующие спецкурсы, направленные на предпрофильную подготовку и профильное обучение школьников:

- «Радостные минутки» (1-4 классы)

- Фольклор немецкого и русского народов (1-4 классы)

- правила этикета в России и Германии (5 класс)

- Сравнительная география ФРГ, РФ и РК (на немецком языке) – 7 кл

- Искусство России и Германии (на немецком языке) – 8 кл.

- История Германии (на немецком языке) – 9-е кл.

- Немецкая литература в переводе (на немецком языке) – 10кл.

- Технический перевод и реферирование (на немецком языке) – 11 кл.

Положено начало формированию гуманистических тенденций в учебно-воспитательном процессе школы:


  • Создан благоприятный нравственно-психологический климат, основанный на гуманистическом отношении воспитателей и воспитанников друг к другу;

  • Определен приоритет деятельностного развития учащихся перед их предметно-информационным насыщением;

  • Усилено соцально-гуманистическое направление образования посредством введения в учебные планы социально-гуманитарных предметов (русская словесность, география РК, экономика, обществознание).

Апробированы и реализуются модифицированные, авторские программы с учетом регионального компонента:

- одним из важнейших направлений развития образовательного процесса являлось сохранение прав ребенка на изучение коми языка: в общеобразовательном учреждении проводится определенная работа по обеспечению образовательной потребности детей и их родителей в изучении коми языка, что обеспечивает положительную динамику количества учащихся, изучающих коми язык. В образовательном проведена определенная работа по обеспечению потребности детей и их родителей в изучении коми языка, что обеспечивает положительную динамику количества учащихся, изучающих коми язык:


Учебный год

Количество изучающих коми язык

2001-2002

430

2003-2004

468

2004-2005

580

Произошло развитие научно-методической деятельности учителей и исследовательского творчества учащихся:

Согласно плану научно-методической работы методического объединения творческой группы учителей немецкого языка в сотрудничестве с кафедрой иностранных языков КГПИ разработаны программы учебных спецкурсов по немецкому языку, которые прошли экспериментальную апробацию и результатом работы явилось издание учебного пособия по немецкому языку для работы в 1 классе с углубленным изучением немецкого языка. Значительно продвинулась работа по программе углубленного изучения немецкого языка в 5 классе (учитель Шибаева О.Ю.). Доработаны авторские программы спецкурсов на немецком языке в разделах «Итоговый контроль владения материалом курса», «Контроль и учет знаний».

Согласно договору о сотрудничестве с КГПИ создана экспериментальная площадка для реализации авторских программ по углубленному изучению немецкого языка и культуры, научным руководителем которого является профессор Годунов Б.П. Повышению научно-методического уровня учителей школы способствует их работа в качестве научных руководителей дипломных работ студентов факультета иностранных языков по проектной методике на уроках иностранного языка и в качестве руководителей исследовательской деятельностью учащихся.

Ежегодно проводятся научно-практические конференции. В 2004-05 учебному году состоялась общешкольная научно-практическая конференция «Память нашего сердца», которая была посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В конференции приняли участие учащиеся 5-11 классов. Для обеспечения эффективности проведения конференции были разработаны Положение о научно-практической конференции «Память нашего сердца» и «Методические рекомендации по написанию исследовательских работ».

В рамках конференции прошли секционные заседания по направлениям «Русский язык и литература», «История», «Математика», «Естественные науки», «ИЗО, музыка и технологии», «Иностранные языки».

На пленарном заседании было представлено 24 доклада участников секционных заседаний, занявших призовые места.

Все участники научно-практической конференции «Память нашего сердца» награждены Почетными грамотами. Лучшие работы делегированы для участия в городской конференции «Старт в науку».

Следует отметить творческий подход научных руководителей к выбору тем проектов, умение учащихся работать с научной литературой и выступать публично.

За период реализации Программы укрепилось взаимодействие школы с ЦДО «Вдохновение»:

1) расширилась сеть творческих объединений, отвечающих интересам и запросам обучающийся, их родителей, социальным потребностям, статусу школы;

2) накоплен опыт в совместном проведении традиционных общешкольных мероприятий и фольклорных праздников, выставок творческих работ учащихся ЦДО и Школы, концертов для родителей, жителей микрорайона, ветеранов Великой Отечественной войны, военного госпиталя, общешкольных родительских собраний;

3) совместно проводятся социально – значимые акции: «Ветеран живет рядом», «Помоги ребенку», «Красный тюльпан», «Чистый двор» и др.;
Занятость учащихся школы в кружках и секциях по направлениям:


  • художественно-эстетическое

  • физкультурно-спортивное

  • эколого-биологическое

  • туристско-краеведческое




699 – 51% от общего количества учащихся

285 – 21%

45 – 3%

87 – 5%



Система работы школы, направленная на укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни, создание здоровых и безопасных условий труда и учебы в соответствии с новыми санитарными правилами представлена:

  • Реализацией комплексно-целевой программы "Уроки здоровья" в начальных классах.

  • Организацией уроков физической культуры с учетом уровня физического здоровья и индивидуальных способностей учащихся (основная, подготовительная и специальная медицинская группы).

  • Организацией работы спортивных кружков и секций (25% учащихся).

  • Организацией спортивных соревнований и праздников с участием всей школы.

  • Наличием динамических часов в начальном звене (прогулки в группах продленного дня), динамических пауз на уроках.

  • Уроками ОБЖ в 10-х и 11-х классах.

  • Проведением дней здоровья.

  • Проведением школьного конкурса "Самый здоровый класс".

  • Функционированием в Школе Штаба безопасности, который следит за безопасным поведением учащихся в период нахождения их в школе.

  • Организацией учебного процесса в 5-11 классах в первую смену.

  • Улучшением ассортимента и качества питания в школьной столовой.

  • Организацией индивидуального обучения больных детей и детей-инвалидов.

  • Осуществление контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований согласно СанПиН.

  • Осуществлением мониторинга заболеваемости, результатов медицинского осмотра учащихся и учителей.

  • Санитарно-гигиеническим просвещением учителей, учащихся и их родителей.

Это позволило нам добиться следующих результатов:

- стабильная положительная динамика индекса здоровья по школе;

- уменьшение количества детей с низким уровнем развития и увеличение количества детей с уровнем развития выше среднего и высоким;

- увеличение количества детей, занимающихся в основной группе, и уменьшение количества детей, занимающихся в подготовительной и спецмедгруппах.

Совершенствование структуры управления Школой заключается в создании в 2004 году Попечительского совета школы, функцией которого является:

* защита прав и интересов обучающихся и работников школы,

*содействие совершенствованию материально-технической базы школы,

* привлечение внебюджетных средств,

* содействие улучшению условий труда работников и обучающихся школы.

В 2004 году создан Совет общешкольного родительского комитета в целях организации выполнения решений Родительского комитета. Совет работает между его созывами.

Укрепление материально-технической базы:

Создание лингафонного кабинета, переоснащение компьютерного класса, создание видеотеки, пополнение библиотечного фонда, оснащение кабинетов теле- и видеотехникой (14), переоснащение актового зала, приобретение спортивного инвентаря.

Решена проблема своевременного качественного косметического ремонта классных помещений, спортивного и актового залов, столовой, рекреаций.

По итогам работы на протяжении 3-х лет (с 2001 по 2003 г.г.) школа является лауреатом премии Главы Администрации МО «Город Сыктывкар» и награждена дипломами.

Таким образом, в школе накоплен значительный опыт по организации образовательного процесса с изучением русского, немецкого, английского, коми языков, освоения школьниками культур этих народов. Это обеспечивает возможность перехода образовательного учреждения на следующую ступень развития Школы этнокультурного полилога.

Становление Школы этнокультурного полилога позволит решить ряд проблем, выделенных в образовательной системе школы. Это:


  1. Построение образовательного процесса на основе системного, целевого использования современных технологий, обеспечивающих развитие образовательной компетенции учащихся.

  2. Недостаточно полное использование возможностей школы в аспекте формирования толерантного сознания школьников, гражданско– патриотического воспитания.

  3. Снижение качества знаний учащихся 7-9 классов по немецкому языку;

  4. Необходимость перехода на систему мониторинга образовательных результатов учащихся и уровня их развития.

  5. Недостаточная дифференциация форм и методов работы с учащимися.


Концепция образовательной системы Школы
Очередным этапом развития образовательной системы Школы является становление образовательного учреждения как Школы этнокультурного полилога.
Педагогический коллектив Школы основывается при этом на рассмотрении этнокультурного полилога как важного фактора воспитания толерантной личности, человека межнациональной культуры, знающего национальные культуры, умеющего ценить их достижения и вносить посильный вклад в их сохранение и развитие.

Накопленный педагогическим коллективом опыт позволяет выделить в качестве дидактической основы Школы этнокультурного полилога изучение языка, литературы, истории, искусства русского народа.

Второй компонент этнокультурного полилога – изучение коми языка, литературы и краеведения, что вызвано возросшей ответственностью перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры, истории, литературы коми, социальным заказом современного общества.

Третий компонент этнокультурного полилога - углубленное изучение немецкого языка. Изначально классы с углубленным изучением немецкого языка были созданы с целью национальной самоиндификации русскоязычных немцев, сохранения их традиционной культуры, наложения этнокультурного образования на поликультурную образовательную основу (русскую, коми). Но со временем классы с углубленным изучением немецкого языка стали востребованными и учащимися других национальностей. На сегодняшний день спрос на такую образовательную услугу есть, конкурс в классы с углубленным изучением немецкого языка высок. Это перспективный вектор в развитии Школы, поскольку выполняет социальный заказ региона в связи с расширением сотрудничества Республики Коми с немецкоговорящими странами в различных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, Школой выбран путь создания и совершенствования этнопедагогической системы обучения и воспитания, включающей в себя культурные, духовно-нравственные проверенные и отфильтрованные временем ценности русского, немецкого и коми народов. Сущность системы видится в умелом, педагогически вытроенном использовании народных культур, традиций, обычаев.

Этнокультурный полилог позволит создать условия для формирования языковой личности, испытывающей сознательную потребность в межнациональном общении, обладающей этнокультурной компетенцией.

Под этнокультурной компетенцией следует понимать свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопонимаю и взаимодействию.
Таким образом, миссия школы заключается в создании необходимых условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности учащегося и учителя в атмосфере этнокультурного полилога.
Поскольку Школа работает по двум учебным планам (для общеобразовательных классов и классов с углубленным изучением немецкого языка), созданы две модели выпускников.



Модель выпускника, модель выпускника,



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница