Программа развития государственного профессионального образовательного автономного учреждения ярославской области ярославского педагогического колледжа



Скачать 224,51 Kb.
страница1/9
Дата11.02.2016
Размер224,51 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Департамент образования Ярославской области

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

(2015 – 2021 годы)

Ярославль

2015



Программа развития государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа (2015 – 2021 годы)



Рецензент: Жарова В.А., заместитель декана дефектологического факультета по воспитательной работе, доцент, кандидат педагогических наук

Программа развития государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа (2015-2021 годы). Авторы-разработчики: Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Рожков М.И., педагогический коллектив колледжа / под ред. Т.Н. Гущиной.– Ярославль, 2015. – 138 с.

Программа развития государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа предусматривает процессы модернизации управления колледжем и организацией образовательного процесса. Данная программа определяет новую стратегию и результаты развития колледжа до 2021 г., модернизированные механизмы взаимодействия всех структурных подразделений и обновлённую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность колледжа. Программа призвана обеспечить государственно-общественный характер управления образовательной организацией; проведение мероприятий по популяризации деятельности учреждения, повышению его имиджа; создание условий для участия сотрудников и обучающихся в разработческой, инновационной деятельности. В программе определены условия стимулирования творческой и новаторской инициатив студентов и специалистов колледжа.

©ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, 2015



СОДЕРЖАНИЕ


I.

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...……………………………..……

4

II.

Информационная справка об организации………………………………………………………………………….…………………….………..

6

III.

Анализ образовательной деятельности педагогического колледжа……...................................................................................................

15

IV.

Концептуальные основы развития государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа ………………………………………………………………………………………………..………...

36

4.1.

Процессы, определяющие перспективу развития колледжа……………………………………………………………………………….

36

4.2.

Миссия колледжа……………………………..……………………………………………………………………………………………….

40

4.3.

Принципы развития колледжа…………………………..…………………………………………………………………….……………..

41

4.4.

Целевые ориентиры развития колледжа на 2015-2021 гг. ………………………………………………………………………….……..

45

V.

Содержательно-организационные основы деятельности по развитию государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа…………………………………………………………………….

48

5.1.

Обновление образовательного процесса и его организации ………………………………………………………………………………

48

5.2.

Обновление системы научно-методической и инновационной деятельности……………………………………………………………

85

5.3.

Реализация потенциальных возможностей интеграции и сетевого взаимодействия среднего профессионального и дополнительного образования детей……………………………………………………………………………………………………….

94

5.4.

Модернизация материально-технической базы педагогического колледжа……………………………………………………………………..


106

VI.

Создание условий для совершенствования мониторинга качества образовательного процесса …………………………………………..…

113

VII.

Приложение………………………………………………………………………………………………………………………………………...

119


I. Пояснительная записка
В условиях модернизации профессионального образования, компетентность и сформированность социальной ответственности выпускников становятся качественным показателями деятельности колледжа.

Современная социокультурная ситуация требует от организаций профессионального педагогического образования повышения качества подготовки, отражающего новые требования к образовательной деятельности. Педагогическое образование выдвигается в число важнейших факторов социального развития, меняются его ориентиры и содержание, отражающие новые реалии современного общества.

Для государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа (далее – Ярославский педагогический колледж; колледж) в связи с этим актуализируется задача трансформации в более открытую самоорганизующуюся образовательную систему, существенно меняющую целевые функции образовательной организации. Это связано прежде всего с изменениями, происходящими в процессе интеграции образовательных организаций профессионального и дополнительного образования детей и учреждения информационного обеспечения образовательного пространства региона.

Новые требования к педагогическому образованию, переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработка учебно-методического сопровождения его реализации определяют новое содержание деятельности как педагогов, так и управленческого персонала колледжа. При этом существенное значение имеют:



  • приведение содержания и технологий образования в соответствие с требованиями современного общества (переход к формированию компетенций);

  • преодоление рассогласования содержания образования с потребностями рынка труда в отраслевом и территориальном аспектах;

  • учёт современного уровня развития образования и науки.

Программа и Концепция развития Ярославского педагогического колледжа разработаны в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 142 «Правила разработки и утверждения ФГОС»; Приказом Минобрнауки РФ от 10.04. 2009 г. N 123 «Положение о Совете Министерства образования и науки РФ по ФГОС».

Цель Программы развития Ярославского педагогического колледжа – содействовать развитию организации за счёт определения основных ценностей, приоритетов, направлений модернизации содержания основных видов деятельности, а также организационно-управленческих и обеспечивающих механизмов развития организации с учётом новых требований к педагогическому образованию и модернизации образовательного пространства региона.



II. Информационная справка об организации


  1. Общие сведения


1.1. Тип: автономное учреждение

1. 2. Вид: колледж

1. 3. Организационно-правовая форма: государственное учреждение

1.4. Юридический адрес

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж. Адрес: Российская Федерация 150029, г. Ярославль, ул. Маланова, д. 14.

Факс: (4852) 32-64-14; телефоны: (4852) 32-64-14, 31-32-73, 32-60-34

1.5. Дата создания учебного заведения.

Ярославское педагогическое училище было создано по приказу Министерства просвещения РСФСР об открытии педагогического училища от 06.06.1986 года № 147. Претерпело ряд реорганизаций и переименований в 1992 г. – в Ярославское высшее педагогическое училище (колледж)., в 1994 г. – в Ярославский педагогический колледж Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского; в 2001 г. – в государственное образовательное учреждение Ярославской области среднего профессионального образования Ярославский педагогический колледж; в 2007 г. – в государственное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский индустриально-педагогический колледж; 2010 г. – в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский индустриально-педагогический колледж; 2013 г. – в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский педагогический колледж. Постановление Правительства Ярославской области от 06.05.2013 № 476-п. На основании Постановления Правительства Ярославской области от 07.11.2014 года № 1131-п создано государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж путем изменения типа государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ярославской области Ярославского педагогического колледжа. Соответственно от 12 января 2015 года наше учреждение имеет новое наименование: полное наименование - государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж; сокращённое – ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж;



1.6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности

Серия: 76Л02 Номер: 0000265. Регистрационный номер: 26/15. Дата выдачи: 27.02.2015. Срок действия: бессрочная.



1.7. Свидетельство о государственной аккредитации

Серия: 76А01. Номер: 0000027. Регистрационный номер: 29/15. Дата выдачи: 19.02.2015.


2. Условия осуществления образовательного процесса

2.1. Формы образовательной деятельности

Очная форма обучения. Заочная форма обучения.

Количество учебных дней в неделюшесть.

2.2. Перечень структурных подразделений учреждения


  • Учебная часть

  • Заочное отделение

  • Библиотека

  • Лаборатория новых информационных технологий

  • Центр дополнительного образования обучающихся профессиональных образовательных организаций Ярославской области «Мой выбор»:

  • отдел по инновационной деятельности

  • Центр организационно-массовой работы «Профессионал»:

  • отдел по организации и проведению областных массовых мероприятий

  • «WorldskillsRussia» – Региональный координационный центр

  • Региональный информационно-методический центр

  • Редакционно-издательский центр

  • Бухгалтерия

  • Канцелярия. Административно-хозяйственная часть:

  • отдел материально-технического снабжения

  • буфет-раздатка (внебюджет).

2.3. Специальности

В настоящее время в колледже обучается пятьсот тридцать два студента по девяти специальностям. В соответствии с лицензией колледж осуществляет образовательную деятельность по основным образовательным программам углублённой подготовки и повышенного уровня среднего профессионального образования на базе основного общего и среднего общего образования:



Код

Наименование образовательной программы

Квалификация

Форма обучения

09.02.03

Программирование в компьютерных системах

Программист

Очная, заочная

44.02.06

Профессиональное обучение (по отраслям)

Мастер производственного обучения; техник


Очная


050101

Профессиональное обучение (по отраслям),

специальность профиля подготовки 2203 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем



Мастер профессионального обучения, техник


Заочная

44.02.01

Дошкольное образование

Воспитатель детей дошкольного возраста

Очная, заочная

44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Очная

44.02.04

Специальное дошкольное образование

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

Очная, заочная

44.02.02

Преподавание в начальных классах

Учитель начальных классов

Очная

44.02.03

Педагогика дополнительного образования

Педагог дополнительного образования в области хореография

Очная

49.02.01

Физическая культура

Педагог по физической культуре и спорту/учитель физической культуры

Очная, заочная


2.4. Наличие производственной базы для прохождения практики

Учебная и производственная практика студентов реализуется на основании заключённых договоров о сотрудничестве в образовательных учреждениях г. Ярославля и Ярославского района. Ежегодно осуществляется сотрудничество с более чем 15 учреждениями.

Преддипломная практика студентов ежегодно реализуется в учреждениях, предоставивших в колледж заявку о возможности принятии студентов на практику.

2.5. Колледж входит на правах учредителя в состав Межрегиональной образовательной Ассоциации образовательных учреждений «Непрерывное профессиональное образование».

2.6. Договоры о сотрудничестве на подготовку специалистов под контрольные цифры приёма заключены с двадцатью тремя образовательными организациями и с четырьмя муниципальными управлениями образования Ярославкой области.

2.7. Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное образование колледжа представлено центром дополнительного образования «Мой выбор», от которого работают спортивные секции: мини-футбол – 15 студентов (6%); факультативы, кружки: хореография – 30 чел. (11%), отряд волонтёров – 30 чел. (6%), изобразительное искусство – 15 чел. (6%), школа вожатского мастерства – 43 чел. (12%). Охват студентов дополнительным образованием – 118 чел. студентов очной формы обучения (34%).

Центр осуществляет образовательную деятельность в рамках сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями Ярославской области, в результате чего в 11 муниципальных районах Ярославской области функционирует широкая сеть объединений на базе 22-ух образовательных организаций профессионального образования, в которых согласно государственному заданию на 31.12.2014 года занимается 1847 обучающихся в 128 объединениях. Перспектива развития – разработка и реализация образовательных интегрированных программ с учётом специфики образовательных компетенций обучающихся в соответствии с конкретной осваиваемой профессиональной программой.

Дополнительное образование реализуется с целью профессионального роста и повышения конкурентоспособности выпускника на рынке образовательных услуг.

На платной основе организована работа специализаций по двум направлениям:


  • социально-педагогическое направление: основы социальной педагогики; педагогика летнего отдыха и анимационная деятельность; основы психодиагностики детей дошкольного возраста; организация работы с детьми особыми образовательными потребностями; теория и методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»; методика развития информационно-коммуникационных технологий у дошкольников; технический английский язык; основы иностранного языка для учителей начальной школы (английский, немецкий); основы логоритмики; клиника нарушений слуха, зрения и интеллекта;

  • художественно-эстетическое направление: компьютерная анимация; ритмика и хореография; веб-дизайн; основы дизайна.

Обучением в формате данных специализаций охвачено 100% студентов первого-третьего курсов.

2.8. Условия для занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Среди функций обучения, воспитания, развития, особое место занимает

функция сохранения здоровья. Занятия студентов, входящих в специальную медицинскую группу «Б» проходят по отдельной программе лечебной физической культуры на базе клинической больницы № 1; специальной медицинской группы «А» – по основной общеобразовательной программе (отдельные виды), без сдачи нормативных требований и с нагрузкой, соответствующей специфике заболевания.

Планируется работа по оснащению колледжа оборудованием для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (установка пандусов, переоборудование мест общего пользования, приобретение специализированного оборудования для слабовидящих и слабослышащих студентов и т.д.)



2.9. Инновационная образовательная деятельность

На базе колледжа работает федеральная экспериментальная площадка по теме «Индивидуализация подготовки специалиста по направлению «Дошкольное образование» на основе сетевого взаимодействия».

Исследовательская работа студентов под руководством преподавателей колледжа ведётся в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ и участия обучающихся в студенческой конференции с результатами исследования, а также в формате участия в конкурсах по внеаудиторной работе по отдельным учебным дисциплинам.

2.10. Обеспечение досуга и профессиональное развитие студентов организаций среднего профессионального образования Ярославской области

Обеспечение досуга, поддержку в творческом, интеллектуальном и профессиональном развитии студентов старше 15-ти лет, которые составляют основной контингент колледжа, студентов профессиональных образовательных организаций Ярославской области и более 80% обучающихся объединений центра дополнительного образования «Мой выбор» ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, осуществляет центр организационно-массовой работы «Профессионал».



Уникальность образовательной деятельности центра состоит в том, что она занимает определённую нишу в региональном образовательном пространстве. Деятельность Центра осуществляется по нескольким направлениям:

  • организация и проведение областных массовых мероприятий;

  • обеспечение деятельности Регионального координационного центра WorldSkills Russia в Ярославской области;

  • организация участия студентов и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Ярославской области в международных, всероссийских и региональных мероприятиях различной направленности;

  • координация деятельности музеев профессиональных образовательных организаций Ярославской области.


3. Структура организации

3.1 Характеристика зданий учебных корпусов

Учебный корпус: ул. Маланова, д.14. Учебный корпус: ул. Маланова , д.12а. Общая площадь зданий – 7690,2 кв.м.

Учебная площадь учреждения – 2410,4 кв.м.

3.2. Учебно-материальная база

Учебная площадь на одного студента – 2,7 кв.м. 30 аудиторий –1492,7 кв.м.

Наличие спецкабинетов: 6 лабораторий – 94,3 кв.м., библиотек (фонд) – 1 – 36651 экз., 1 читальный зал (мест) – 25мест. Спортивный зал: 148 кв.м.

Наличие общежития – нет. Наличие медицинского кабинета – кабинет первой доврачебной помощи. Интернет.

Средняя наполняемость групп – 20,3 человека. Число студентов, приходящихся на одного педагогического работника – 17,1 человек.

4. Кадровый потенциал
4.1 Общее количество работающих в образовательной организации (по состоянию на 01.01.2015): по штатному расписанию – 104 человека; совместителей – 79 человек; всего – 183 человека.

4.2 Квалификация преподавателей (всего 26 человек): с высшим образованием – 23 человека; по категориям: высшая – 16 человек; первая – 5 человека; вторая – 3 человека; без категории – 10 человек. Имеющих учёную степень, звание: кандидат педагогических наук – 3 человека; кандидат исторических наук – 2 человека; кандидат филологических наук – 1человек; почётное звание «Заслуженный учитель РФ» – 2 человека; нагрудный знак «Почётный работник среднего профессионального образования РФ» – 8 человек; нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ» – 1 человек; значок «Отличник народного просвещения» – 3 человека.
III. Анализ образовательной деятельности педагогического колледжа

Характеристика достижений
Отличительной особенностью государственного профессионального образовательного автономного учреждения Ярославской области Ярославского педагогического колледжа от других образовательных организаций является объединение ранее действующих самостоятельно нескольких крупных учреждений: педагогического колледжа, информационно-методического центра, государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Центр развития творчества детей и юношества».  Каждое из этих учреждений имеет свои особенности и потенциал.

Образовавшаяся в результате слияния самостоятельных учреждений разных типов единая организация функционирует как единый организм и работает на общий результат, что в совокупности даёт больший образовательный эффект, повышает педагогические возможности вновь созданной организации и расширяет образовательное пространство колледжа.



  Основными приоритетами образовательной деятельности Ярославского педагогического колледжа, указанными в его Программе развития на 2011 – 2013 годы, являлись:

  • обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования;

  • создание целевых экономических, организационных, методических условий для развития колледжа в интересах личности, общества и государства, повышение его социальной результативности;

  • развитие государственно-общественного управления;

  • совершенствование условий образовательного процесса колледжа. Данные задачи были успешно выполнены и показателями этого может служить следующее:

  • переход на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

  • введение новых специальностей: 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»;

  • 100% обеспеченность образовательными программами;

  • 100% трудоустройство выпускников;

  • востребованность выпускников на рынке труда: все выпускники 2010- 2014 годов трудоустроены, до 93% выпускников продолжают обучения по заочной и очной (17,4%) формам в вузах, в основном в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». Рекламаций на подготовку специалистов не поступало. Отзывы о работе выпускников положительные, в ряде отзывов выражается благодарность за качественную подготовку выпускников;

  • качество подготовки специалистов: выпускники колледжа имеют стабильно высокие результаты по освоению основных профессиональных образовательных программ. Во время проведения итоговой государственной аттестации 100% выпускников показало соответствие качества подготовки требованиям на Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (повышенный уровень);

  • 100% выполнение контрольных цифр приёма в 2014 году;

  • конкурс при поступлении – в 2014 году на специальности заочной форм обучения конкурс составлял 2,8 – 2,9 человек на место, на специальности очной формы обучения конкурс составил 2,1 – 3,1 человек на место, кроме того велся приём на внебюджетной основе;

  • практикоориентированность обучения – для проведения практических занятий и профессиональной практики отведено не менее 60% учебного времени. В течение 2014 – 2015 учебного года учебная и производственная практика проводились на базе 30 образовательных учреждений г. Ярославля и Ярославского района. Для организации преддипломной практики дополнительно осуществлялось сотрудничество с двадцатью шестью образовательными организациями г. Ярославля и области, которые по итогам практики высказали положительные отзывы о деятельности выпускников. В период преддипломной практики в 2015 году работодатели оценили качество подготовки следующим образом: у 92 % студентов на «отлично» и «хорошо»; у 8 % студентов на «удовлетворительно». В 2013 году по семи видам профессиональной деятельности (профессиональным модулям) состоялись профессиональные экзамены. Председателями квалификационных экзаменов являлись  представители работодателей, которые положительно оценили  сформированность общих и профессиональных компетенций студентов;

  • пополнение библиотечного фонда – в 2011 – 2012 учебном году в рамках областной целевой программы библиотека колледжа получила учебную литературу в количестве 1807 экземпляров на сумму 647.273 рубля. В 2012 – 2013 году библиотека пополнилась  на 482 экземпляра книг и 1750 экземпляров учебной литературы, необходимой для проведения педагогической практики; в 2014-2015 году в библиотеку поступило 528 экземпляров учебной литературы;

  • распространение опыта на различных уровнях – колледж входит в Совет директоров учреждений среднего профессионального образования, что позволяет вырабатывать единую образовательную политику с другими учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена. На базе колледжа были организованы семинары по блочно-модульному обучению, педагогическим технологиям, введению новых образовательных стандартов, преподаватели и администрация колледжа приняли участие в разработке Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Проводятся круглые столы и семинары с работниками образовательных учреждений в рамках производственной практики;

  • систематическое участие преподавателей колледжа в конференциях, конкурсах различного уровня (международного, российского, регионального);

  • активное участие студентов как во внутренних конкурсах и олимпиадах (2012 / 2013 учебный год – двадцать шесть мероприятий, 2013 / 2014 учебный год – двадцать восемь мероприятий), так и во внешних – международного, всероссийского, областного, городского уровней  – двадцати четырех мероприятиях (охват студентов – 100%). Результативность: в семи мероприятиях в 2013 / 2014 учебном году заняты призовые места, в 2012 / 2013 учебном году – пять призовых мест.

Существенный вклад в подготовку кадров региона вносит центр дополнительного образования «Мой выбор» (далее – Центр). 

Центр организует деятельность по следующим направлениям:



1. Оказывает услуги по предоставлению дополнительного образования обучающимся в системе среднего профессионального образования Ярославской области.

Спектр видов образовательной деятельности и географический охват субъектов образовательного процесса широкий (объединения Центра работают на базе двадцати двух профессиональных образовательных организаций по всей Ярославской области, численность обучающихся объединений ежегодно составляет не менее 1800 человек). Центр оперативно реагирует на социальный заказ, современные запросы детей и молодёжи, максимально удовлетворяя интересы обучающихся, которые могут выбрать обучение по ста двенадцати дополнительным общеобразовательным программам пяти направленностей. Многие выпускники объединений Центра продолжили обучение по выбранной специальности в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, в том числе в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова и других.



2. Организует участие обучающихся и педагогов в мероприятиях различного уровня.

В процессе участия в массовых мероприятиях, которых ежегодно проводится не менее восьмидесяти, обучающиеся и педагоги имеют возможность позиционировать свои результаты и приобрести опыт выступления на различных сценических и спортивных площадках, получить объективную оценку профессионального жюри, получить награды и признание. Многие стали неоднократными победителями в таких мероприятиях, как Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров», Российский конкурс юных талантов «Жар-птица», всероссийские конкурсы педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», «Мастерами славится Россия» и других.



3. Содействует качественному программно-методическому сопровождению образовательного процесса колледжа.

Методистами Центра сформирован, ежегодно модернизируется и пополняется банк дополнительных общеобразовательных программ, проводятся консультации, семинары и педагогические советы по запросу педагогического и ученического состава колледжа, разрабатываются методические продукты разных видов, которые успешно используются в работе специалистов региональной системы образования Ярославской области.



4. Осуществляет деятельность по предупреждению негативных социальных явлений в молодёжной среде образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Деятельность по профилактике аддиктивного поведения обучающихся ведётся с 2002 года и охватывает не только студентов колледжа, но и обучающихся более шестидесяти профессиональных образовательных организаций Ярославской области. Специалисты Центра оказывают методическое сопровождение программ и проектов, направленных на профилактику негативных социальных явлений в молодёжной среде, организуют участие волонтёрских отрядов в ежегодном областном фестивале «Дорогою добра», в областном волонтёрском лагере и федеральной творческой смене «Здоровое поколение»,  обеспечивают профессиональные образовательные организации информационно-методической продукцией по здоровьесберегающим технологиям, профилактике психоактивных веществ, проводят анкетирование, скрининг и тестирование на употребление наркотиков в образовательных организациях среднего профессионального образования региона (совместно с Ярославской областной клинической наркологической больницей).



5. Участвует в инновационной деятельности региона.

Инновационная и экспериментальная деятельность, ежегодно организуемая в различных формах, направлена на перспективное развитие колледжа и включает в себя деятельность в рамках федеральной экспериментальной площадки, регионального ресурсного центра, региональной инновационной площадки, что даёт возможность сотрудникам и обучающимся приобщиться к новым перспективным направлениям деятельности, познакомиться с опытом лучших образовательных организаций региона и страны, развивать инновационный и творческий потенциал организации. Результативность данной деятельности подтверждается получением премии Губернатора Ярославской области в сфере образования за 2012 год;награждением серебряной медалью Всероссийского заочного конкурса «Учитель! Перед именем твоим…» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры в номинации «Инновации» за «Модель организации воспитательной деятельности в региональной системе начального и среднего профессионального образования Ярославской области» (Москва, 2012); получением золотой медали Всероссийского заочного конкурса «Управленческий ресурс» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры в номинации «Внедрение перспективных форм, методов и средств оздоровительной работы» за социально значимый проект в сфере организации отдыха и оздоровления детей «Проект моего жизненного самоопределения» (Москва, 2014) и др.

Начата работа в рамках Федеральной экспериментальной площадки «Индивидуализация подготовки специалиста по направлению «Дошкольное образование» на основе сетевого взаимодействия» до 2017 года, в деятельности которой примут участие представители административного и педагогического состава, обучающиеся колледжа, работодатели, представители высшей школы Москвы и Ярославля, представители дошкольных образовательных организаций города.

Повышению качества образовательной деятельности колледжа содействует региональный информационно-методический центр, в котором сформирован уникальный банк передового педагогического и управленческого опыта в сфере образования Ярославской области. Это авторские программы и методические разработки педагогов, инновационные образовательные проекты, описание эффективных управленческих практик в сфере образования на уровне образовательных учреждений и образовательных систем.

Материалы регионального информационно-методического центра широко представлены почти в трехстах выпусках сборника «Ярославская область: образовательные ресурсы», изданного общим тиражом более 50 000 экземпляров. Региональный информационно-методический центр предоставляет педагогическому колледжу  дополнительный ресурс для подготовки студентов, позволяет обучающимся и преподавателям ощутить себя частью системы образования Ярославской области, приобщиться к использованию богатых инновационных ресурсов региона.

Особое место в повышении качества образовательных услуг колледжа и региона в целом занимает центр организационно-массовой работы «Профессионал», продолживший деятельность организационного массового отдела государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Центр развития творчества детей и юношества». Деятельность Центра осуществляется по нескольким направлениям:



1. Организация и проведение областных массовых мероприятий

Центром «Профессионал» ежегодно организуется и проводится более двадцати областных мероприятий для студентов профессиональных образовательных организаций Ярославской области, в которых принимают участие более восьмиста человек. Обеспечение условий для личностного, профессионального самоопределения и творческой деятельности молодёжи осуществляется проведением таких традиционных мероприятий как областной фестиваль художественного творчества «Мой выбор», областной конкурс «Театр о моде и мода о театре», региональный этап Всероссийской программы «Арт-Профи Форум», областные олимпиады профессионального мастерства по различным профессиям.



2. Обеспечение деятельности Регионального координационного центра WorldSkills Russia в Ярославской области

В связи с подписанием Ярославской областью (май, 2014 г.) Дорожной карты по реализации движения WorldSkills Russia на территории Ярославской области на период 2014-2015 года и Постановлением Правительства Ярославской области от 31.07.2014 № 742-п, новым направлением деятельности Центра стала работа Регионального координационного центра WorldSkills Russia в Ярославской области (далее – РКЦ WSR ЯO). Ярославская область одна из первых среди регионов России присоединилась к движению WorldSkills, которое представляет собой уникальную площадку для взаимодействия образовательных организаций и бизнеса.

РКЦ WSR ЯO ˗ это высокопрофессиональная команда с наличием квалифицированных кадров, нацеленная на оперативное и качественное решение поставленных задач по профессиональной ориентации молодёжи, внедрения в систему отечественного профессионального образования лучших международных практик, обмена ценным практическим опытом. РКЦ WSR ЯO за 2014-2015 годы организованы и проведены: I Региональный чемпионат WorldSkills Russia Ярославской области, Полуфинал Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Центрального Федерального округа, в каждом из которых приняли участие более ста студентов из организаций среднего и высшего профессионального образования. Итогами проведения мероприятий, помимо повышения престижа рабочих профессий в Ярославской области, стало: повышение позиции региона в рейтинге участия субъектов РФ в движении WorldSkills Russia, увеличение количества призёров Ярославской области в чемпионатах, победа в Конкурсе за право проведения Финала Центрального федерального округа чемпионата рабочих профессий по стандартам WorldSkills в 2016 году.

3. Организация участия студентов и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Ярославской области в международных, всероссийских и региональных мероприятиях различной направленности

В целях включения студентов и педагогических работников колледжа и профессиональных образовательных организаций Ярославской области в активную творческую и проектную деятельность Центром «Профессионал» осуществляется взаимодействие с учреждениями образования и культуры, как регионального так и федерального уровня, с фондами поддержки творческой молодёжи. Сотрудничество с учредителями мероприятий различного уровня и осуществление информационно-методической и организационной поддержки обеспечило участие представителей профессиональных образовательных организаций Ярославской области в различных фестивалях и конкурсах. Ежегодно студенты и педагогические работники принимают участие более, чем в 50-ти областных, всероссийских и международных мероприятиях.



  1. Координация деятельности музеев профессиональных образовательных организаций Ярославской области

В рамках координации деятельности музеев профессиональных образовательных организаций Ярославской области Центром «Профессионал» осуществляется сотрудничество с Федеральным музеем профессионального образования, оказывается методическая поддержка руководителей музеев по открытию музейных экспозиций в профессиональных образовательных организациях и паспортизации музеев. В настоящее время на базах профессиональных образовательных организаций действуют 29 музеев, 18 из которых паспортизированы. Сотрудниками Центра организуется участие музеев в региональных смотрах-конкурсах и фестивалях музеев, во Всероссийском Интернет-проекте «Музеи УПО России».

Таким образом, каждая структура колледжа имеет убедительные ресурсы для дальнейшего развития образовательной деятельности организации, повышения качества образовательных услуг и усиления влияния на развитие региональной системы образования.

В то же время, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, новые требования к качеству подготовки педагогических работников, профессиональный стандарт педагога предполагают необходимость изменений в деятельности, содержании и технологиях работы Ярославского педагогического колледжа, всех его структур. Сложившаяся в стране ситуация в педагогическом образовании во многом определена отсутствием регулируемого рынка труда, что, в свою очередь, требует мобильности, гибкости, оперативного реагирования на постоянные изменения условий в образовании региона и страны.

Оценка состояния образовательного процесса его субъектами

Результаты коллективного анализа деятельности колледжа и различных его структур, анкетирование участников образовательного процесса позволили зафиксировать сложившуюся ситуацию в организации.



Об удовлетворенности качеством образования студентов

По данным опроса обучающихся очного отделения удовлетворены качеством профессионального образования 70,6% респондентов, качеством дополнительного образования – 45,9%, процессами развития колледжа – 44%.

Почти 90% опрошенных родителей обучающихся удовлетворены качеством профессионального образования в колледже, 60% – удовлетворены качеством дополнительного образования.

Эти обобщенные и достаточно объективные показатели оценки деятельности организации подтверждаются серией других фактов. Так, студенты отмечают в целом высокое качество подготовки, эффективность модульного обучения, умеренную нагрузку. Неоднозначно оцениваются специализации: с одной стороны, отмечается их важность, а с другой – некоторая перегрузка, неизбежная в этом случае. Имеется неудовлетворенность по некоторым организационным и режимным моментам (занятия в субботу, короткие перемены, позднее завершение учебных занятий, изучение теории после практики и другие).



О взаимодействии участников образовательного процесса

Актив студентов позитивно оценивают атмосферу в колледже, называя её спокойной, свободной, дружной. Также в целом положительно обучающиеся характеризуют деятельность педагогов колледжа, называя их добрыми, весёлыми, отмечая их опыт, высокую квалификацию, желание помочь студентам в сложных ситуациях, внимательное, дружелюбное отношение педагогов и директора колледжа к студентам. Студентам импонирует «доступность», активность, отзывчивость директора, его внимание к нуждам обучающихся.

Около 41% студентов и 30% преподавателей не удовлетворяет взаимодействие педагогов и обучающихся в колледже.

Актив студентов также не удовлетворён взаимодействием между студенческими группами, что подтверждают ответы 52,3% студентов и 20% педагогов. Студентов не устраивает общение обучающихся между собой, отношение студентов к собственности колледжа, к учебной и общественной деятельности.



О внеурочной деятельности, дополнительном образовании и студенческом самоуправлении

Актив студентов отмечает, что их инициатива всегда поощряется, хорошие идеи поддерживаются педагогами, администрацией, имеются большие просторы для творчества. В колледже имеются значительные ресурсы для совершенствования воспитательного процесса. Студенты отмечают проведение ярких праздников, творческих мероприятий, деятельность отдельных творческих объединений, кружков, организацию волонтёрства.

Не удовлетворяет студентов незначительное количество конкурсов и научно-практических конференций, отсутствие объединений дополнительного образования по ряду направлений, в том числе спортивному. Необходимо, по мнению обучающихся, обновление идей при проведении традиционных мероприятий.

По данным опроса студентов, ресурсы дополнительного образования используются в колледже не в полной мере, лишь 35,8% студентов занимается в объединениях дополнительного образования; больше половины опрошенных не получают дополнительного образования. Лишь треть студентов посещают объединения по интересам в самом колледже. По мнению 57,8% опрошенных родителей обучающихся, дополнительное образование их дети получают в колледже, а 37,8% респондентов считают, что их дети вообще не задействованы в системе дополнительного образования.

У значительной части студентов запрос на услуги дополнительного образования не сформирован: понимают значимость своего участия во внеурочной деятельности и дополнительном образовании около 50% студентов, в студенческом самоуправлении – 27,1%, в спортивных мероприятиях – 25,2%. Отмечается большой интерес почти у половины студентов к участию в конкурсах.

Студенты высказывают неудовлетворённость состоянием студенческого самоуправления, низким уровнем активности студенческого совета, отсутствием взаимодействия с другими организациями. Результаты опроса студентов и преподавателей также подтверждают недостаточное использование ресурсов студенческого самоуправления для развития образовательного процесса в колледже. По данным опроса, 20,2% респондентов назвали форму своего участия в деятельности органов самоуправления (в студенческом совете, научном обществе, редколлегии, старостате). Около 43% студентов не могут определить своё участие в самоуправленческой деятельности, что значительно сужает их возможности подготовки к профессиональной деятельности. Только 58,3% студентов удовлетворены деятельностью студенческого совета колледжа, 52,3% – организацией самоуправления, 47,7% – взаимодействием в студенческих группах. Незначительная часть студентов (36% из числа опрошенных) приняли участие в планировании и организации мероприятий в колледже.

Деятельностью органов студенческого самоуправления удовлетворены в полной мере только 5% педагогов колледжа, совсем не удовлетворены – 35% педагогов.
Об инновационной деятельности

В учреждении реализуются инновационные программы, которые находят поддержку у администрации. Около 80% педагогических работников дополнительного образования и 75% педагогов колледжа интересуют результаты инновационной деятельности, 70% педагогов дополнительного образования и 20% преподавателей колледжа включены в программы и проекты, направленные на развитие организации. Однако об этих программах не все знают. Только 20% педагогов дополнительного образования и 25% педагогов колледжа ответили утвердительно, что они владеют информацией о процессах развития в педагогическом колледже. Пятая часть респондентов не смогла назвать инновационные проекты, которые реализуются в организации. Больше половины педагогов дополнительного образования (60%) и 15% преподавателей колледжа не назвали инновационные технологии и интерактивные средства, которые они применяют в своей работе.

Просматривается ошибочное понимание инновационной деятельности у ряда педагогов и членов администрации. Так, например, к инновационной деятельности некоторые респонденты относят Дни самоуправления, научно-практические конференции и другое.

Отмечается низкий уровень участия студентов в инновационной деятельности (2,8%). Практически никто из студентов не назвал проекты и программы, направленные на развитие колледжа.

Респонденты отмечают следующие основные причины, тормозящие развитие инноваций в колледже: отстутствие информации об опыте внедрения нововведений (11% – студенты, 30% педагоги колледжа, 20% – педагоги), слабая связь науки и практики (студенты – 9%, 30% – преподаватели колледжа, педагоги дополнительного образования – 40%), незаинтересованность (студенты – 21,1%), проблемы развития колледжа со студентами не обсуждаются (13,8%), боязнь неудач при использовании нового (студенты – 25,7%, преподаватели колледжа – 10%, педагоги дополнительного образования – 30%).

Изложенные выше данные свидетельствуют о необходимости разработки системы инновационной деятельности в колледже.



О деятельности администрации

По результатам опроса выявлено, что в администрации колледжа сложилась в целом благоприятная атмосфера. У большинства членов администрации явно позитивный настрой на совместную работу и преобразования в колледже. Они удовлетворены своей деятельностью. Большая часть респондентов (пять из восьми) весьма позитивно охарактеризовали административный состав колледжа («команда», «дружный», «классный»), никто не дал отрицательных оценок. Три респондента затруднились охарактеризовать одним словом своё учреждение, хотя все остальные дали положительные характеристики.

В своих намерениях члены администрации предпочитают демократический стиль управления, однако недооценивают возможности коллектива преподавателей и студенчества в решении проблем учреждения, перспектив его развития, организации жизнедеятельности организации. Никто из респондентов не назвал такой источник получения информации о процессах развития в системе среднего профессионального образования, как студенты и работодатели. По оценкам работников колледжа, не в полной мере используется ресурс совета учреждения, методических объединений.

О взаимодействии с социальными партнерами и работодателями

По результатам опроса, можно зафиксировать, что слабо используются ресурсы других организаций в образовательном процессе. Только 35% преподавателей отметили, что осуществляется взаимодействие с организациями дополнительного образования детей, спортивными учреждениями. Несколько выше показатели, полученные от педагогов дополнительного образования.

Активными социальными партнёрами колледжа могли бы стать родители обучающихся. Это убедительно подтверждает опрос родителей, почти половина которых информированы о деятельности колледжа через средства массовой информации (24,4%), самого обучающегося (22,2%). Большая часть опрошенных родителей заинтересована в дополнительном образовании своих детей (77,7%), в организации их внеурочной деятельности, в студенческом самоуправлении, в спортивных мероприятиях (55,5%). К сожалению, ни один из опрошенных не смог назвать форму своего участия в делах колледжа.

Работодатели редко участвуют в обсуждении и решении проблем учреждения: лишь один из членов администрации отметил, что в обсуждении проблем развития колледжа должны участвовать работодатели. Опрос некоторых работодателей свидетельствует о том, что они мало информированы о деятельности колледжа и не могут дать конкретных ответов на вопросы предложенной анкеты о деятельности учреждения. Выявлен существенный разрыв между компетенциями, востребованными работодателями, и компетенциями, сформированными у выпускников колледжа.



О повышении квалификации педагогов колледжа

По ряду педагогических и управленческих проблем фиксируется недостаточность профессиональной грамотности (самоуправление, стиль управления, контроль, инновационная деятельность, отслеживание результатов деятельности учреждения и др.)

Респондентами отмечаются различные формы повышения квалификации педагогов, среди которых чаще всего называются традиционные. Не отмечены активные средства повышения квалификации преподавателей, взаимообучение.

Недостаточно проработан и коллективно не обсуждался вопрос о стимулировании профессиональной деятельности преподавателей.



Проблемы, решение которых обеспечит развитие образовательной деятельности колледжа

Проблемы входа в профессию:

  • низкий средний балл Единого государственного экзамена абитуриентов колледжа и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных на педагогическую деятельность, на специальности и направления подготовки педагогов;

  • отсутствие системы профориентационной работы.

Проблемы подготовки специалиста:

  • неразработанность модели подготовки в колледже будущих педагогов, включающей новые формы практики, механизмы сетевого взаимодействия организаций профессионального – среднего и высшего – и дополнительного образования детей, организаций-работодателей;

  • недостаточное качество подготовки выпускников колледжа (отсутствие экзистенциального подхода к подготовке студентов);

  • ограниченный спектр образовательных услуг;

  • слабое вовлечение студентов в инновационную, в том числе – исследовательскую деятельность;

  • необходимость развития сети взаимодействия колледжа с базовыми учреждениями практики в пользу организаций, имеющих опыт инновационной деятельности;

  • низкая удовлетворённость студентов организацией досуга в колледже;

  • низкий уровень организационной мобильности учреждения;

  • необходимость приобретения новых профессиональных компетенций преподавателями колледжа.

Проблемы становления в профессии:

  • низкая эффективность механизмов привлечения на должности педагогических работников самых способных выпускников,

  • отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов, а также неопределённость карьерных перспектив специалиста.

Проблемы ресурсного обеспечения жизнедеятельности и развития колледжа:

  • низкий уровень организации инновационной и исследовательской деятельности преподавателей;

  • отсутствие системы взаимодействия с социальными партнёрами, другими организациями, работодателями;

  • недостаточное ресурсное оснащение учебного процесса в программах: требуется приобретение персональных компьютеров (моноблоки), ноутбуков, проекторов, интерактивных досок, документ-камер, лицензионного программного обеспечения;

  • недостаточные условия для развития спортивно-оздоровительной деятельности;

  • необходимость ремонтных работ в зданиях колледжа, модернизации имеющегося оборудования.

Первоочередные задачи развития организации

  1. Индивидуализация подготовки специалиста.

  2. Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования, организация сетевого взаимодействия с социальными партнёрами колледжа.

  3. Создание системы сопровождения выпускников колледжа.

  4. Совершенствование воспитания студентов.

  5. Обновление содержания педагогической подготовки студентов и образовательных технологий.

  6. Создание общественно-профессиональной системы оценки качества подготовки специалистов.

  7. Создание системы развития карьеры преподавателя колледжа.

  8. Развитие общественно-государственного управления, системы студенческого самоуправления в колледже.

  9. Обновление системы научно-методической и инновационной деятельности.

  10. Модернизация материально-технической базы педагогического колледжа.



IV. Концептуальные основы развития колледжа



4.1. Процессы, определяющие перспективу развития колледжа

Вызовы внешней среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница