Программа развития государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1121



Скачать 204.59 Kb.
Дата22.02.2016
Размер204.59 Kb.
ТипПрограмма
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 1121


Москва
2015 – 2016 у/г
Цели и задачи функционирования школьной воспитательной системы

в ГБОУ Школа № 1121
Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированной на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством. Воспитательная система школы строиться на принципах: - ориентация на общечеловеческие ценности ( отечество, семья, культура, знания, труд и т.д.) , как основу жизни - ориентация на социально – ценностные отношения - субъективности ( содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения ); В качестве основных направлений содержания воспитательной работы определены: - обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического этического, культурного развития и саморазвития личности ребенка; - организация работы по патриотическому , гражданственному воспитанию; - развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослых; - развитие ученического самоуправления; - развитие коллективной творческой деятельности: - организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся; - организация работы с одаренными детьми; - приобщение учащихся к здоровому образу жизни; - организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами учащихся. Программа воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год, направлена на развитие процесса становления школьной воспитательной системы как основного условия для саморазвития личности каждого ребенка, создания демократических, личностно – ориентированных отношений между детьми и педагогами, воспитания конкурентоспособного в области образования, социализированного выпускника. Необходимо поиск новых подходов в обучении, новых форм воспитания познавательных интересов, поддержки высокого уровня учебной мотивации учащихся.
Начальная школа ( 1-4 классы)

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:
- обеспечение высокого уровня интеллектуального развития личности учащегося, необходимых условий для обучения и воспитания в начальной школе ,поддержка высокой учебной мотивации, подготовка ребенка ( умственная, физическая, психологическая) к выпуску из начальной школы и к обучению в среднем звене школы.
- формирование и развитие коллектива в параллели. Через формы работы с параллелью в целом (коллективные творческие дела – праздник «Золотая осень», «Новый год», 23 февраля, 9 мая) - изучение творческих и интеллектуальных способностей детей; совершенствование условия для их дальнейшего развития. - оказание помощи в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности, формирование самостоятельности учащихся. - расширение возможностей для поддержание стабильного здоровья учащихся. - постоянное привлечение к процессу обучения и воспитания учащихся и их родителей.
5 - 6 классы
Цель: совершенствование максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности ребенка в процессе стабилизации учащихся в среднем звене школы и подготовки к переходу на обучение в классах с углубленном изучением отдельных предметов.

Задачи:

- создание в течение года ( 5 класс) условия для адаптации учащихся в среднем звене школы, развивать психологически комфортные взаимоотношения между учащимися, учащимися и педагогами. - завершить к концу пятого класса формирование коллектива в параллели и продолжить его развитие через общие формы работы ( «День учителя» , «Золотая осень», «Новый год», « 9 Мая» и т.д. ) - совершенствовать условия для дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей детей, использовать возможности кружков дополнительного образования в школе. - воспитывать самостоятельность, ответственность и инициативу учащихся. - воспитывать потребности в здоровом образе жизни, расширять возможности для поддержания стабильного здоровья учащихся.- поддерживать высокий уровень учебной мотивации, определить и развивать интерес к определенным областям наук для дальнейшего выбора классов с углубленным изучением предметов. - искать и применять современные эффективные формы привлечения к воспитательной работе с детьми родительского актива.


7 -9 классы
Цель: воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой , творчески мыслящей личности , обладающей прочными базовыми знаниями за курс неполной средней школы и глубоким знаниям по профильным дисциплинам , личности, ориентированной на высокие нравственные ценности , способной в будущем участвовать в духовном и культурном развитии общества.

Задачи:

- обеспечение высокого уровня интеллектуального развития личности учащегося, создание необходимых условий для обучения в предпрофильных классах, для завершения обучения в неполной средней школе, выбора дальнейших форм получения образования. - оказание психолого – педагогической помощи учащимся параллели, формирование и развитие самостоятельности, самоорганизации, самоопределения учащихся. - дальнейшие физическое развитие личности, профилактика вредных привычек, формирование потребности в здоровом образе жизни. - дальнейшие развитие национального самосознания, формирование и развитие нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности, формирование и умения отстаивать свою жизненную позицию. - совершенствование здоровых межличностных отношений.



10 – 11 классы

 

Цель: воспитание духовно богатой , свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в будущем участвовать в духовном и культурном развитии общества.



Задачи:

-обеспечение высокого уровня интеллектуального развития личности учащихся, создание условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:

- профессиональной дальнейшей учебы;

- выполнение гражданских обязанностей;

- успешной жизни и деятельности в условиях современного общества. - психолого – педагогическая помощь в условиях адаптации детей в старшем звене, оказание психолого - педагогической помощи старшеклассникам в развитии самостоятельности, самоорганизации, самоопределения.

- дальнейшие физическое развитие личности, завершение формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни.

- дальнейшие развитие национального самосознания, нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности, формирования и умения отстаивать свою жизненную позицию.
Воспитательная система нашей школы предложила иной взгляд на воспитательную работу: воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения конкретных задач созидания Человека. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Растущего человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить памятьпавших, быть благодарным людям за их труд. Воспитательная система школы складывается из совместной дея­тельности учителей, учащихся, родителей, педагогов допол­нительного образования.

Принципы воспитательной системы
С целью создания в школе условий для гармоничного развития личности ученика и учителя были разработаны принципы воспитательной системы образовательного учреждения, которые постепенно утвердились в работе школы:

1. Личностно - ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее, т.е. принятие ребенка как данности, признания его права на данное по­ведение и производимый им выбор.

2. Деятельностный, предполагающий, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

3. Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, учатся социальной активности, самодисциплине и терпимости, т.е. тем качествам, которых требует от них демократическое общество.

4. Принцип содействия педагога развитию способностей ребенка быть субъек­том собственного поведения, а в итоге и всей жизнедеятельности.

5. Принцип гуманизации воспитания - то есть уход от обезличенности воспитательного процесса, поворот школы к ребенку, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка.

6. Природосообразность воспитания предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся. Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

7. Культуросообразность воспитания предполагает опору в воспитании на национальные традиции и национальное своеобразие.

Наиболее обобщенным принципом воспитательной системы следует считать ориентацию на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни. Общечеловеческие ценности являются основой единого воспита­тельного процесса (по В.Л.Караковскому).



Цели воспитательной системы
Важнейшим компонентом воспитательной системы является ее цель.

Основная цель воспитательной системы школы - ориентация разви­вающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

 Таким образом, целями воспитательной системы являются:

- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.



Задачи воспитательной системы

Для реализации поставленной цели определены основные задачи воспитательной работы:



  1. Формирование патриотического и гражданского самосознания.

  2. Формирование условий для введения школьного самоуправления.

  3. Развитие художественных способностей и эстетической культуры учащихся.

  4. Воспитание осознанного уважения к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия.

  5. Совершенствование навыков культуры поведения и взаимоотношений учащихся в социуме.

  6. Формирование сознательного отношения учащихся к укреплению своего здоровья.

Направления работы для реализации воспитательной системы

В соответствии с рекомендациями программы «Столичное образование» воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:

1. Учебно-познавательное

2. Дополнительное образование.

3. Семья – опора воспитательной системы.

4. Учет детей, которые могут попасть в беду.

5. Формирование основ для введения школьного самоуправления.

6. Гражданско-патриотическое воспитание.

7. Правовое просвещение.

8. Эстетическое просвещение

9. Экологическое просвещение

10. Спортивно-оздоровительное воспитание.

11. Нравственно-этическое воспитание.

12. Интернациональное воспитание.

13. Трудовое воспитание

14. Профориентационная деятельность.



Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.







Программа развития воспитательной системы ГБОУ Школа № 1121
Программа воспитательной системы школы реализуется на основе принципов государственной политики России в сфере образования (Конституция Российской Федерации – ст. 7, 13, 26, 30, 43 и др., Закон Российской Федерации «Об образовании» - разд.2, «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 годы» Министерства Образования РФ).

В современном российском обществе существенно изменились социо-культурная жизнь подрастающего поколения, функционирование средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, тенденции воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Изменения, происходящие в обществе в последнее время, стремительны и кардинальны. Они не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны образовательного процесса, в том числе и на воспитание.



Воспитание – целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для самореализации личности и на развитие духовности обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении.

Программа направлена на повышение статуса воспитания в русле образовательного процесса школы, обновление воспитательного процесса на основе школьных традиций и современного опыта, обеспечение целостности и разнообразия воспитательного пространства.

В меняющемся мире, меняются требования к выпускнику школы. Современное общество выдвигает следующие требования, выпускник -должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Задача воспитательной работы – школы подготовить человека с определенным социально-принятым способом поведения и осознанной нравственной позицией, являющегося носителем общечеловеческих ценностей.



Программа ориентирована на обновление содержания, структуры воспитания, обеспечение интегрированности воспитательного процесса с учетом различных воспитательных коллективов школы, механизмов воспитания и его приоритетов с учетом специфики школы.

В основу программы положены следующие принципы:



  • целенаправленное формирование гуманистических общечеловеческих ценностей;

  • гармоничное сочетание умственного воспитания с воспитанием чувств;

  • глубокое знание и понимание физических и духовных потребностей детей;

  • безусловная вера в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка;

  • отсутствие давления на волю ребенка, запрет на традиционные формы дисциплинирования и авторитаризма.

Воспитательный процесс только в том случае эффективен, если строится на ситуациях успеха школьника, если он чувствует, что его любят, поддерживают и защищают в семье, школе и обществе. Отсюда и следует формировать идеологию воспитания, целеполагание.

Цель воспитывающей деятельности:

  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;

  • развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;

  • привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей;

  • социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности.

Задачи воспитывающей деятельности :

    • воспитание гражданственности, чувства долга, чести и любви к Отечеству;

    • воспитание творческой активности учащихся;

    • расширение культурного кругозора;

    • развитие ученического самоуправления в школе;

    • воспитание потребности учащихся в здоровом образе жизни.

Функции воспитательной системы школы :

    • развивающая;

    • преемственная;

    • дифференцирующая;

    • интегрирующая;

    • регулирующая;

    • защищающая;

    • корректировочная;

    • компенсаторная.

Содержанием процесса воспитания является целенаправленное организованное взаимодействие школьника с миром: природой, наукой, искусством и, главное – людьми.

Содержание деятельности школьников и соотношение видов деятельности изменяется в зависимости от возраста и уровня воспитания школьников. Поэтому для достижения воспитательных целей необходимо разнообразить воспитывающую деятельность детей.

Виды внеурочной деятельности:

        • познавательная деятельность;

        • общественная деятельность;

        • ценностно-ориентационная деятельность;

        • эстетическая деятельность;

        • досуговая деятельность.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми в ходе общения с ними.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы:



  • словесно-логические;

  • образно-художественные;

  • трудовые;

  • игровые (досуговые);

  • психологические.

Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Разнообразны также и формы внеурочных дел, их содержание (классный час, беседы, праздники, вечера, дежурство, конкурсы, экскурсии, поездки, соревнования, викторины, выпуск классных и школьных газет и др.). При организации разносторонней деятельности раздвигаются границы школы и устанавливается тесная творческая связь с различными организациями и учреждениями микрорайона, округа, города.

Таким образом, вся воспитательная деятельность школы направлена на развитие личности каждого ребенка.
Воспитательные цели и задачи на 2015-2016 учебный год

Основной целью воспитательной работы в 2015-2016 учебном году является формирование и гармоническое развитие личности каждого ученика (с учетом его природных задатков, условий жизни), привитие принципов активной жизненной позиции и оказание помощи в творческом интегрировании в современный социум.

Цели воспитательной работы будут достигаться путем решения следующих воспитательных задач:


  • гражданско-патриотической – формирование у учащихся гражданской ответственности, воспитание чувства собствен­ного достоинства, уважения и любви к своей Родине, гордости за исторические и культурные ценности своего народа;

  • нравственно-правовой – формирование у учащихся общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, мило­сердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения, способности к объективной самооценке и само­регуляции в поведении, социальной адаптации, воспитание юридически грамотного и уважающего законы своей страны гражданина;

  • коллективно-творческой – приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, формирование потребно­сти к дальнейшему осознанному стремлению в духовном обогащении, выявлении природных задатков, развитие твор­ческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности;

  • трудовой – формирование положительного восприятия созидательного труда, развитие потребности в творческой деятель­ности, воспитание честности и ответственности в деловых отношениях;

  • спортивно-оздоровительной – создание условий для сохранения здоровья, физического развития, формирование потреб­ности в здоровом образе жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

  • экологической – формирование осознанного отношения к природе, воспитание понимания необходимости бережного от­ношения к окружающей среде, как важнейшего условия сохранения жизни на Земле.

Кроме того, важным элементом воспитательного процесса и связующим звеном в цепи «семья – школа» будет являться работа с родителями.


На сегодняшний день работа школы с подростками «группы риска» является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей данной категории. Данная категория детей является очень сложной, поэтому классному руководителю необходимо знать, какие дети относятся к подросткам «группы риска», характеристику этих подростков, их особенности, каким образом осуществляется воспитательно-коррекционная, профилактическая работа с ними и взаимодействие с их родителями.

Подростки «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативными внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Основной задачей воспитательной работы на 2015-2016 учебный год следует считать, как минимум, поддержание её на достигнутом уровне, а также изыскание новых эффективных форм воспитательного процесса, повышения его продуктивности и более активного и осознанного участия в нём учащихся и педагогов.


Основной целью воспитательной работы в 2015-2016 учебном году, как и в предыдущем учебном году, особый упор будет сделан на гражданско-патриотическое воспитание – один из основных элементов в подготовке будущего гражданина своей страны. Также повышенное внимание будет уделено поддержанию преемственности между начальной школой и старшими классами, как одного из непременных условий поддержания соответствующего микроклимата в школьном коллективе.
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

При этом:


  • выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

  • анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);

  • выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

  • определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.




ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

работы ГБОУ Школа № 1121 на 2015 – 2016 учебный год

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ.

  • Реализация приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ», национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации в современных условиях.


Воспитательные ЗАДАЧИ ШКОЛЫ


  1. Совершенствование и развитие системы воспитательной работы образовательного учреждения.(На основании Программы развития воспитания в городе Москве и окружной программы в Северном округе).


2. Создание в школе условий для усвоения функционирования в

обществе норм, принципов и идеалов о добре, справедливости,

толерантности, патриотизме, общественном долге, чести,

достоинстве.

Нейтрализация факторов, условий, воздействий, отрицательно

влияющих на процесс формирования личности ребенка в школе.

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ.
1. Создание условий для обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка. (Продолжение работы с портфолио). Усиление личностной направленности и обеспечение возможности индивидуализации образования.

2. Успешность и преемственность обучения и воспитания.

3.Участие в реализации перспективных проектов:


  • «Новой школе» - эффективную практику воспитания».

  • «Совершенствование духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей, учащейся молодежи».

  • «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития воспитания».

  • «Развитие профессиональной компетентости педагога-воспитателя»

  • «Развития государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства».

4. Отработка модели и программы воспитания в школе. Создание стройной системы всех направлений развивающего обучения и воспитания.

5. Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.

Правовое воспитание. Профилактическая работа по предупреждению конфликтов и правонарушений.

6. Реализация целевых программ на основе проектной и исследовательской деятельности.

7. Дальнейшее развитие информатизации.

8. Организация профориентационной работы в школе.

9. Новые подходы в работе с семьей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛЫ:
« Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации Федерального образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения»

Работа школы в инновационном режиме; реализация системы компетентностного подхода на основе информационно-коммуникационных технологий для достижения качественного образования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 2015–2016 у/г.

1.Удовлетворение социального запроса населения в обучении, образовании и воспитании детей.

2.Сохранение и укрепление здоровья и физического развития школьников использования здоровье сберегающих технологий. Формирование потребности у уч-ся проявлять заботу о своем здоровье и стремления к здоровому образу жизни.

3.Повышение качества образования, успешности школьников, уровня воспитанности (в т.ч. культуры поведения).

4.Подготовка к переходу на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего общего образования (ФГОС)

5.Личностный рост каждого уч-ся, снижение количественного состава уч-ся «группы риска».



6.Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения, усиление ответственности за последствия своих поступков.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница