Программа развития «Детский сад и семья»



Скачать 205.5 Kb.
Дата21.04.2016
Размер205.5 Kb.
ТипПрограмма
Принято_____________ Утверждаю

Протокол №_________ Заведующий МКДОУ

От_________________ «Песьяновский детский сад»

___________________

Приказ______________от____

МКДОУ «Песьяновский детский сад»

Программа развития

«Детский сад и семья».

Заведующий МКДОУ:_________________________________

Воспитатель:__________________________________________

С.Песьяное, Куртамышский р-н, Курганская обл.

Ул.Боровая,4

2013г.

Информация о МКДОУ.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Песьяновский детский сад, расположенный по адресу: Россия ,Курганская обл., Куртамышский район, с.Песьяное, ул.Боровая 4.Тип:Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад основан в 1961 г. при совхозе "Первомайский".Детский сад перенесен в новое здание, которое подходит по всем нормам. Детский сад расположен в приспособленном здании, недалеко от центра. Ближайшее окружение - школа, администрация с\с, медпункт, дом культуры.

МКДОУ осуществляет свою образовательную и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с законом РФ "Об образовании","Типовым положением о ДОУ в РФ, нормативно-правовыми актами в области образования".Полномочия учредителя осуществляет муниципальный орган управления образованием"Отдел образования администрации Куртамышского района".

ДОУ осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией__________________________________________,а так же на основании следующих локальных актах:



  • Положение о Совете образовательного учреждения.

  • Положение о педагогическом Совете.

  • Договор с родителями.

  • Должностные инструкции сотрудников.

  • Правила внутреннего трудового распорядка .

  • Положение об аттестации педагогических кадров и аттестационной комиссии .

  • Инструкции по технике безопасности для всех категорий сотрудников.

  • Положение о родительском комитете.

  • Коллективный договор.

МКДОУ "Песьяновский детский сад" создан в целях реализации прав граждан на образование, деятельность его направлена на реализацию основных задач дошкольного образования.

Таким образом, детский сад посещают дети от 3 до 6 лет.



Анализ взаимодействия с семьей.

Детский сад должен работать над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.

Приоритетными направлениями деятельности служат:


  • Повышение педагогической культуры родителей;

  • Приобщение их к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

В начале учебного года должен быть составлен план работы детского сада с родителями, намечаем в нем различные мероприятия, сроки их исполнения.

Надо помнить, что детский сад – прежде всего общение между воспитателем и детьми ,воспитателем и родителями. Это общение должно быть добрым, основанным на взаимоуважении.

Важный момент в работе с родителями ежедневное информирование их о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить её из других источников, например, от других родителей, детей группы. Однако такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтных ситуаций. Поэтому, нужно стараться повышать авторитет воспитателя. Например, на родительских собраниях обязательно отмечаем его творческую работу, благодарим за хорошие творческие показатели в работе с детьми .

Нужно серьезно относиться к проведению родительских собраний, так как необходимо понимать, что это важное событие в жизни детского сада, основная форма работы с родителями. Обязательно сообщать родителям о собрании с помощью красочных объявлений или приглашений в виде аппликаций ,которые практически никого не оставляют равнодушными.

Необходимо проводить и другие традиционные формы взаимодействия с родителями: праздники, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки творческих работ, дни открытых дверей и др.

Нужно активно внедрять в деятельность наглядные формы работы. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических фотовыставок, папок-передвижек ,но и непосредственно показать родителям воспитательно-образовательный процесс, методы обучения, убедительно дать родителям доступную педагогическую информацию.

Эффективными формами работы с родителями являются так же консультации ,анкетирование, индивидуальные беседы.

Педагогический коллектив – 1 воспитатель(стаж до 5 лет-32%,стаж от 5 до 10 лет-8%) имеющий недостаточно опыта в работе с родителями, затрудняющийся в установлении контактов с ними, поэтому недостаточно используются нетрадиционные формы работы, нужно проводить, например, родительские собрания в форме диалога, с элементами деловых игр, в виде «вопрос – ответ» ,клубы для родителей и др. Считаю, что данные формы работы были бы интересны и полезны для молодых родителей. Используя нетрадиционные взаимодействия с семьей можно добиться более высокой посещаемости .

Необходимо также активнее вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс: совместные педсоветы, праздники (праздники проводить не для родителей, а с их привлечением) . Воспитанием детей, в основном, занимаются мамы. В детский сад тоже чаще ходят они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию с ребенком. Поэтому необходимо проводить специальную работу с папами, рассматривая вопросы не только воспитания детей, но и организуя интересные мероприятия для них.

Воспитатель детского сада должен находиться в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями.



Пояснительная записка.

Программа развития «Детский сад и семья», разработанная на 2013-2016 годы в МКДОУ «Песьяновский детский сад» - основа взаимодействия детского сада и семьи.

Программа строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).

Программа состоит из пояснительной записки, обоснования ее актуальности, основных направлений работы и выработки стратегии по взаимодействию с семьей в целях повышения педагогической культуры родителей, формирования партнерских отношений с семьей, стоящихся на принципах гуманизма, дифференцированного , адресного и личностно - деятельностного подоходов



1.Обоснование актуальности программы.

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь –это счастье.

Психофизиологии, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

В условиях экономического и политического формирования, происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российских семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. Родители должны стать активными участниками всех дел детского сада, помощниками воспитателя. Предполагается продолжить совершенствование сложившейся в образовательном учреждении системы управления взаимодействием с родительской общественностью. В этой связи с коллективом ДОУ будет разработана программа «Детский сад и семья», направленная на содействие с родителями, повышение уровня готовности к осуществлению воспитания и обучения своих детей, активизации родителей при осуществлении образовательного процесса, вовлечение их в образовательно-культурные и культурно - досуговые акции.



2.законодательно – нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Типовое положение о ДОУ

  • Устав образовательного учреждения

  • Родительский договор.

3. цели и задачи программы.

Цели: расширение педагогических знаний и умений родителей ,воспитание здорового развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.

Задачи:

  • Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение о всем членам семьи;

  • Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа,индивидуальный – к каждой семье;

  • Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно- значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;

  • Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха;

  • Использовать различные формы сотрудничества с родителями. Вовлекать их в совместную с детьми творческую ,социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

  • Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания;

  • Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Многие мамы и папы не понимают всей важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Но семья по-прежнему остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных ценностей.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Я понимаю, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решить задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Из этих задач вытекают следующие цели – это повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ним. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.



4. основные направления работы.

Существует две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: семья и дошкольное образовательное учреждение. Поступательное развитие личности ребенка может быть обеспечено лишь согласованными, позитивными действиями этих сил. Отсутствие взаимопонимания, уважения между ними – становится проблемой личностного роста и мироощущения маленького человека.

Переход от сосуществования к сотрудничеству в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями проводится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление

Второе направление

Работа с воспитателем детского сада

Педагогическое образование родителей

Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей

Знакомство с новыми программами, технологиями

Анализ взаимоотношений детей и родителей

Знакомство с новыми программами, технологиями

Изучение интересов и потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа

Создание клуба «Родительская школа»

Разработка авторских программ, учебных планов воспитателем по дополнительным образовательным услугам




Методика контактного взаимодействия педагога с родителями




5.Педагогические принципы.

Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитателя и развития ребенка.

Вариативность содержания форм, методов образования родителей.

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства ).

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.



6.Модель взаимодействия ДОУ с семьей.

МКДОУ

«Песьяновский детский сад»

Музыкальный руководитель

Районный отдел образования

Совет педагогов

Заведующий детским садом

Воспитатель

Центр досуга

Школа

Обучение кадров

Формы работы

Реализация

  • Методическое объединение

  • Семинары

  • Повышение квалификации

  • Самообразование

  • консультации

  • Обмен педагогическим опытом

  • Аттестация



Сотрудничество с семьей.

Родители, посещающие ДОУ

Родители, не посещающие ДОУ

  • Диагностика семьи

  • Изучение образовательных потребностей родителей

  • Проведение открытых мероприятий с родителями на базе ДОУ

  • Проведение родительских собраний

  • Знакомство с законодательными и локальными документами

  • Участие в районных мероприятиях

  • Изучение социального заказа родителей

  • Информирование населения о ДОУ

  • Проведение дней открытых дверей

  • Знакомство с законодательными и нормативными локальными актами

  • Работа с неорганизованными детьми: приглашение на прогулки, развлечения, экскурсии по детскому саду, посещение на дому, консультации, беседы, папки- передвижки

Этапы работы по взаимодействию с семьей.

Этапы,

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемые

Результаты

Подготовительный-

Изучение ситуации



  1. Опрос родителей

  2. Утверждение программы на педсовете

  3. Оформление стендов, памяток,папок.




Заведующий, воспитатель

Педагог



Составление аналитической справки. Выработка алгоритмов работы. Составление социального паспорта семьи. Подбор иллюстраций, статей.

Практический –

Апробация программы



  1. Разработка планов работы с родителями:

А)организованных детей;

Б)неорганизованных детей.

2.создание «Родительской школы»




Воспитатель


Воспитатель
Заведующий

Создание программно – методического обеспечения. Создание банка данных. Подготовка методических рекомендаций. Разработка планов, конспектов мероприятий с родителями.

Аналитический –

Разработка выводов и рекомендаций



1.Отчет о работе «Родительской школы».

2.Педсовет на тему «Обоснование целесообразности исполнения программы»






Заведующий

Воспитатель



Публикации. Обобщение и распространение опыта работы.

Выводы и предложения.



Итоговый – подведение тогов

Определение направлений дальнейшей работы




Коллектив ДОУ

Отчет по результатам работы

Этапы работы воспитателя с коллективом родителей.

Комплексная программа взаимодействия детского сада и семьи

Направления работы

Этапы работы

Пути реализации программы

  • Подготовка воспитателя к работе с родителями

  • Педагогическое образование родителей

  • Моделирование взаимодействия, поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.

  • Установление между воспитателем и родителями благоприятных межличностных отношений.

  • Установление общих требований к воспитанию ребенка.

  • Упорядочивание сотрудничества в достижении общей цели.

  • Реализация достигнутых договоренностей.

  • Совершенствование педагогического сотрудничества педагогов с родителями.

  • Фронтальная работа с родителями детского сада.

  • Индивидуальная работа с детьми и родителями в условиях семьи.

  • Работа с общественными организациями и учреждениями, деятельность которых направлена на защиту прав детей.

  • Работа со школой по преемственности детского сада и школы.




Методика контактного взаимодействия педагога с родителями.

  1. Этап. Поиск контактов, первые встречи двух сторон, выработка желания общаться. На этом этапе воспитателю особенно необходимо проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолкнуть их некорректными вопросами.

  2. Этап. Совместное размышление о том, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

  3. Этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказывать свои взгляды на воспитание и назвать используемые методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнение родителей ,даже наверное, необходимо выслушать и не опровергать. Постепенно нужно предложить свои способы воздействия, призвав к объединению усилий для выработки единых требований.

  4. Этап. Согласованное сотрудничество в достижении общей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи, находя способы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали дальнейшему сотрудничеству.

  5. Этап. Реализация достигнутых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатываются согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.

  6. Этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности, так как этот этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических воздействий.

Диагностическая карта социально – педагогического обследования семьи ребенка дошкольника.



Блока

Задачи

Содержание

1

Провести обследование дошкольника и его семьи. На основе данных обследования дать анализ психофизических проблем ребенка и социально- педагогической ситуации в семье.

  1. Знакомство с семьей ребенка.

  2. Анкетирование родителей с целью:

- выявление социального статуса семьи;

- предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребенка (см.Приложение);

- что больше всего привлекает их в детском саду?(см.приложение )

3. Психологическое исследование взаимоотношений в семье – рисунок ребенка на тему «Моя семья»

4. тестирование родителей на выявление педагогического потенциала семьи.


2

Выявить особенности взаимоотношений ребенка в семье.

1.Творческое задание на тему «Семейный праздник» или «МОЙ день рождения».

2.Анкетирование родителей по вопросу взаимоотношений между членами семьи.



3

Изучить документацию ребенка и его семьи: составить аналитическую справку.

  1. Сделать анализ всей работы.

  2. Наметить перспективы дальнейшего планирования работы.

Традиционные форма сотрудничества с семьей.

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

  1. Родительские собрания.

  2. Вечера вопросов и ответов.

  3. Круглый стол.

  4. Традиции, развлечения.

  5. Выставки .

  6. Школа для родителей.

  7. Родительские конференции.

  8. День открытых дверей.

  9. Открытые занятия для родителей.

  1. Беседы .

  2. Консультации .

  3. Посещения на дому.

  4. Приобщение родителей к жизни детского сада.

  1. Уголок для родителей.

  2. Выставка детских работ.

  3. Выставка психолого-педагогической литературы.

  4. Папки-раскладушки.

  5. Папки-передвижки.

Новые формы сотрудничества.

  1. Вовлечение в совместную творческую деятельность.

  2. Семейные клубы по интересам.

  3. Семейные встречи с интересными людьми.

План мероприятий по реализации программы.

Направление мероприятия

Сроки выполнения,

Годы


Ответственные

Разработка и реализация программы по взаимодействию с семьей




Заведующий,воспитатель

Проведение диагностических исследований по выявлению уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ.




Воспитатель .


Создание информационного бланка данных по новым технологиям, методикам взаимодействия ДОУ с семьей.




Воспитатель .

Пропаганда опыта семейного воспитания




Заведующий .

Составление социального паспорта дошкольника дошкольного учреждения.




Заведующий, воспитатель.

7.механизмы оценки результатов.

1. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.

Методы отслеживания:

- учет участия родителей в различных мероприятиях;

-наблюдения;

-беседы.


2.Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Методы отслеживания:

-метод анкетного опроса;

-беседы с родителями.

3.Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.

4.Оценка состояния среды развития.

Методы отслеживания:

-заполнение таблицы.



8.Взаимодействие с родителями по воспитанию детей



Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Заведующий, воспитатель

2.

Неделя матери.




Воспитатель.

3.

Неделя семьи.




Воспитатель .

4.

Конкурс рисунков ко Дню пожилых людей.




Воспитатель .

5.

Организация совместных занятий детей и родителей.




Воспитатель .

6.

«Мама, папа, я- спортивная семья»




Воспитатель, музыкальный руководитель.

7.

Составление договоров между родителями и ДОУ.




Воспитатель.

8.

Изготовление сувениров детьми к праздникам.




Воспитатель.

9.

День открытых дверей.




Заведующий, воспитатель.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение педагогической культуры родителей.

  2. Создание системы комплексной работы с родителями.

  3. Создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголки экспериментирования, физкультурные уголки с нетрадиционным оборудованием.

  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей (родительская школа).

  5. Участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (выставки, праздники).

Контроль над реализацией программы.

Контроль над исполнением программы «Детский сад и семья» осуществляет администрация МКДОУ «Песьяновский детский сад».



Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное её выполнение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница