Программа развития библиотечно-информационного центра мбоу юкаменская сош на 2014-2017 г г



Скачать 43,12 Kb.
Дата22.04.2016
Размер43,12 Kb.
#27750
ТипПрограмма


Утверждаю:

Директор МБОУ Юкаменская СОШ-

_________________________

Бекмансурова Н.Г.

«____»______________2014г


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

МБОУ Юкаменская СОШ

на 2014-2017 г.г.

Задачи программы:

1. Cоздать на базе школьной библиотеки и компьютерного класса информационно-библиотечный центр школы.



  • Сбор, целевая концентрация, обработка, систематизация педагогической и иной информации, формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами и доведение ее до пользователя.

  • Создание электронной медиатеки педагогической информации как элемента единой школьной информационной сети.

  • Адаптация имеющегося и приобретение нового программного обеспечения.

  • Оформление комфортной библиотечной среды с определенным зонированием.

  • Укрепление материально-технической базы.

2. Обеспечить учебно-воспитательный процесс путем информационно-библиографического обслуживания пользователей:

  • обеспечение свободного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям всем участникам образовательного процесса школы посредством использования ресурсов, а также основных и "виртуальных" фондов информационно-библиотечного центра школы;

  • организация обучения и консультирования (в. т.ч. в дистанционной форме) пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей;

  • активизация познавательной деятельности и читательской активности учащихся;

  • формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

  • повышение уровня информационной культуры личности обучающихся.

3. Повысить эффективность услуг, предоставляемых школьным информационно-библиотечным центром, за счёт освоения и внедрения в деятельность новых информационно-коммуникативных технологий.

  • Оказание помощи в работе, ознакомление и обучение использованию сервисов веб 2.0 в деятельности учащихся и учителей, родителей в образовательных проектах .

  • Обеспечение развития дистанционного обучения участников учебного процесса.

  • Внедрение новых информационных и сетевых технологий, информационных систем в работе ИБЦ.

  • Исследование информационных потребностей пользователей - участников образовательного процесса.

  • Формирование гражданственности и патриотизма, воспитание любви к природе и малой Родине, уважения к местным традициям и обрядам путем вовлечения учащихся в краеведческую проектную деятельность совместно с педагогами школы.

  • Распространение опыта в профессиональной среде,освещение деятельности в прессе, на школьном сайте с целью поднятия имиджа школы и библиотеки.

Цели программы:

1.Создание на основе существующей библиотеки МБОУ СОШ информационно-библиотечного центра, способного стать базой:

  • развития информационной культуры личности,

  • инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса;

  • консультационным центром эффективного использования новых информационных ресурсов участниками образовательного процесса

2. Повышение эффективности ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения через новые формы его организации

Участники программы:
-Администрация школы ;

-Библиотекарь;

-Учителя ;

-Ученики ;

-Родители.
Приоритетные направления деятельности администрации:
укрепление материально-технической базы библиотеки;

организация технической поддержки применения ИКТ;

утверждение нормативно-правовых документов;

контроль выполнения правил техники безопасности, требований СЭС, пожарной безопасности при использовании ИКТ.


Приоритетные направления деятельности библиотекаря:
организация хранения и использования информационных ресурсов;

организация работы по пополнению информационных ресурсов библиотеки;


выполнение информационных запросов пользователей библиотеки;

обслуживание технических устройств библиотеки;


помощь в использовании технических устройств учащимися и учителями;

информационное сопровождение проектной деятельности учащихся, уроков;

методическое сопровождение внедрения учителями ИКТ в образовательный процесс;

информационное сопровождение семинаров, педсоветов, совещаний.


Приоритетные направления деятельности учителя:
повышение своей квалификации в области ИКТ;

использование информационных технологий в качестве средства, обеспечивающего профессиональную педагогическую деятельность;

применение ИКТ в образовательном процессе;

сотрудничество с библиотекарем по формированию познавательной активности и ин-формационной компетенции учащихся.


Приоритетные направления деятельности ученика:
овладение компьютерной грамотностью;

самостоятельное применение ИКТ для получения знаний;

участие в дистанционном обучении, олимпиадах и конкурсах;

разработка исследовательских учебных проектов;

самообразование и саморазвитие посредством традиционных и современных информационных ресурсов.
Приоритетные направления деятельности родителей:
формирование или повышение уровня информационной грамотности;

активное участие в информационно-образовательной среде школы;

помощь своим детям в формировании информационной культуры.
Механизм реализации программы планируется по следующим направлениям:
1.Ресурсное обеспечение образовательного процесса школы.

2.ИКТ в работе школьной медиатеки.

3.Интеграция школьной медиатеки в образовательный процесс.
1. Ресурсное обеспечение образовательного процесса школы.
«В школьной библиотеке должен быть обеспечен доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на элек-тронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текст-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся». (ФГОС основного общего образования»).

«Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социально-му и профессиональному самоопределению обучающихся». (ФГОС основного общего образования»).

2.ИКТ в работе школьной медиатеки.
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ». (ФГОС начального общего образования)

3.Интеграция школьной медиатеки в образовательный процесс.


Большая роль в поддержке реализации образовательной программы общего образования отводится школьному информационно-библиотечному центру, как ресурсному, техниче-скому и методическому сопровождению образовательной деятельности школы. Именно школьная библиотека в обновленном качестве должна играть роль информационно-образовательной среды школы.

«Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ». (ФГОС ос-новного общего образования).

Не менее важную роль школьный информационно-библиотечный центр может сыграть в «формировании и развитии компетенции обучающихся в области использования ин-формационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая вла-дение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и переда-чей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасно-сти, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных тех-нологий (далее – ИКТ) и сети Интернет». (ФГОС основного общего образования).

Сроки реализации программы: 2014-2016г.

Актуальность программы :

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения

будет зависеть, в том числе,от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как Школьной Библиотеки 2.0.

Информационная справка о школьной библиотеке:


  1. Дата создания библиотеки: 1950 год

  2. Помещение библиотеки: 60 кв.м.

  3. Режим работы: 8.00 - 15.00, суббота: 8.00 - 11.30, выходной: воскресенье.

  4. Кадровое обеспечение: 1 ставка зав.библиотекой

  5. Техническое оснащение, его использование:2 компьютера+принтер+сканер в библиотеке; в смежном компьютерном классе: компьютеров,.Все компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть.

  6. Объем и состав фонда: всего - 18706 экз., учебники - 2909 экз.

  7. Количество читателей: 497ч.

  8. Количество посещений: 5411

  9. Количество книговыдач:7444

  10. Количество наименований подписных изданий : их направленность – детские,в 2013 г. выписывались 5 наименований газет и журналов, в 2014 г. подписки нет из-за отсутствия финансовых средств.

  11. Состав читателей:учащиеся, педагоги, родители.

  12. Используемые формы работы:, индивидуальные консультации по работе с ИТ, , интеллектуальные игры; обзоры книг, книжные выставки, рекомендательные списки и др.

  13. Взаимодействие с др.учреждениями:с центральной районной библиотекой - посещение мероприятий.

  14. Наличие сайта- нет.

  15. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах с учителями.


Можно отметить следующие положительные стороны:


-Имеется материально-техническая база.

-Библиотека активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою работу, имеет выход в Интернет.

-Библиотекарь стремится использовать ИКТ в библиотечной деятельности и активно помогает внедрению ИКТ в учебный процесс.

-Персональный компьютер стал рабочим инструментом библиотекаря.

- Пользователи библиотеки принимают участие в сетевых проектах


Имеются и негативные моменты:
-Не укомплектован учебный фонд.

-Беден фонд дополнительной литературы для удовлетворения познавательных потребностей учеников.

-Недостаточен фонд современной методической литературы для оказания научно-теоретической и методической поддержки педагогических работников.

-Нет согласованной работы библиотекаря и учителя по поддержке познавательной активности учащихся в их проектной деятельности.



-Родители учащихся не владеют достаточными знаниями в области ИКТ для сотрудничества со школой в открытом информационном пространстве образовательного учреждения.

Основные функции школьной библиотеки

  • образовательная - поддерживает и обеспечивает учебно-воспитательный процесс;

  • информационная - предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида и носителя;

  • культурно-просветительская - проводит мероприятия (проекты), воспитывающие культурное и социальное самосознание учащихся



Будущая модель школьной библиотеки

  • Информационно-библиотечный центр как симбиоз библиотеки и компьютерного класса школы с возможностями для обучения, самообразования и дистанционного обучения всех участников образовательного процесса школы, благодаря использованию библиотечных фондов, новых информационных технологий и педагогического сопровождения.

Проблемные вопросы:

  • Как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний?

  • Как повысить качество образовательной, в т.ч. проектной, деятельности учащихся и педагогов, созданных ими собственных образовательных продуктов в различных образовательных средах?

  • Почему развитие грамотности и креативности учащихся через чтение, письмо, книги, искусство и литературу стали возможны в условиях именно библиотеки современной школы?

  • Какие фонды необходимы библиотеке для дальнейшего успешного функционирования в новых условиях?

Поэтапный план реализации программы:

этапы

мероприятия

сроки реализации

организационный

Разработка программы развития БИЦ

2014г




Разработка и утверждения Положения о БИЦ

2014.




Оказание помощи в работе, ознакомление и обучение использованию сервисов веб 2.0 в деятельности учащихся и учителей, родителей в образовательных проектах .


2014




Обеспечение развития дистанционного обучения участников учебного процесса .

2014-2017




Внедрение новых информационных и сетевых технологий,

2014-2017




Формирование гражданственности и патриотизма, воспитание любви к природе и малой Родине, уважения к местным традициям и обрядам путем вовлечения учащихся в краеведческую проектную деятельность совместно с педагогами школы .

2014-2017




Подготовка уч-ся к участие в конкурсах и сетевых проектах

2014-2017




Обучение зав.библиотекой работе с новыми сервисами и технологиями, участие в профессиональных конкурсах

2014-2017

Этап реализации

Пополнить фонд библиотеки учебной, программной, дополнительной литературой, медиаресурсами на электронных носителях по предметам.

2014




Закупка новой техники.

2015




Программа занятий по ИКЛ для 1-11 кл

2014-2017













Анализ результатов, выделение проблем, перспективный план развития

2017

Возможные риски:

  • недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации программы;

  • некомпетентное использование компьютерной техники и низкий уровень информационной культуры участников учебного процесса (в т.ч. родителей школьников);

  • низкая скорость интернета;

  • фильтры и блокировка многих хороших веб-ресурсов на школьных компьютерах системами контентной фильтрации;

  • отсутствие финансирования и средств на комплектование библиотечных фондов;

  • недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом;

  • непроработанный нормативно-правовой аспект организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

  • отсутствие механизма мотивации и стимулирования участников образовательного процесса (особенно школьных библиотекарей/педагогов-библиотекарей) к внедрению в деятельность новых информационных и Интернет-технологий со стороны администрации как деактиватор формирования открытого интегрированного учебного пространства.

  • недостаточная мотивация к систематическому повышению квалификации и профессиональному самообучению со стороны педагогического сообщества;

  • недостаточное предложение профессиональных программ повышения квалификации, соответствующих современным тенденциям (в т.ч. мировым) развития школьных информационно-библиотечных центров (в т.ч. со стороны учреждений дополнительного профессионального образования);

  • стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять свою миссию в новых социально-экономических условиях.

Реклама деятельности:

в местной печати;

на педсоветах;

на сайте;

в библиотеке.

Формы рекламной деятельности:

статьи в прессе;

доклады и сообщения;

буклеты, списки, листовки;

информация в интернете.

Использованная литература:

1.ФГОС основного общего образования.

2.Закон РФ «Об образовании»

3. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8.

- С.27-29.

4. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.



5.



Каталог: ukm -> SJk ukm

Скачать 43,12 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница