Дополнительная образовательная психопрофилактическая программа «Развитие эмоциональной сферы»
Цель программы: развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Задачи программы:
-
Познакомить детей с основными эмоциями;
-
Способствовать осознанию своих эмоций;
-
Формировать умение понимать эмоции других людей;
-
Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;
-
Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;
-
Обучать приемам регуляции и саморегуляции.
Режим работы. Продолжительность занятия – 20-30 минут (в зависимости от возраста). Количество занятий – 16.
Целевая группа. Программа предназначена для детей 5-7 лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Дополнительная образовательная психопрофилактическая программа
психолого-педагогической и медико-социальной направленности
«Развитие эмоциональной сферы»
для дошкольного возраста
Разработчик: педагог-психолог
Вежновец Ирина
Ростов-на-Дону
2011г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы. Данная программа основывается на том, что эмоциональные процессы, являясь мощным регулятором психики и жизнедеятельности человека, выполняют многообразные функции. В процессе онтогенеза эти функции последовательно расширяются и усложняются, однако специфика регулирующей эмоции и ее конкретные функции на разных этапах развития ребенка в значительной мере определяется особенностями содержания и динамики взаимодействия взрослого с ребенком и, в первую очередь, особенностями социальных действий ребенка, формирующихся внутри этого взаимодействия.
Концептуальное обоснование. В русле предметных действий ребенка возникают и развиваются игровые действия, которые для ребенка важны не результатом, а тем, что позволяют осваивать недоступные ему сферы деятельности и отношений между взрослыми людьми. В самых истоках игры, в глубине ее генезиса имеются эмоциональные основания (доступность, невозможность успеха), позволяющие рассматривать игру, как способ «эмоционально действенного освоения мира» (Д.Б. Эльконин и др.).
Рассмотрение вопроса о том, как происходит рождение воображаемой игровой ситуации, убеждает нас в том, что предметы, сохраняя свои объективные свойства (значение), приобретают в игровых действиях совершенно особый смысл - смысл субъективный, личностный. Появление личностного смысла у ребенка «непосредственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными переживаниями» (А.Н. Леонтьев). Тот факт, что в игре ребенка можно «навести» на актуализацию у него разнообразных смыслов, вплоть до самых интимных и глубоких, и тем самым - на переживание определенных эмоций, по-видимому, и лежит в основе использования игры как средства коррекции разных отклонений в поведении ребенка, т.е. в основе практики терапии игрой.
Фактически, способность ребенка к сопереживанию и сочувствию, к сорадости и состраданию является предпосылкой формирования у него наиболее сложных человеческих чувств - уважения и любви к другим людям. Эти эмоциональные проявления свидетельствуют о развитии у ребенка потребности в эмоциональном контакте с другими людьми (К.Обуховский), и потребности в другом человеке (Л.И. Божович).
Основным принципом психопрофилактической программы является следующее:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип нормативности развития;
- принцип коррекции « сверху вниз»;
- принцип коррекции «снизу вверх»;
- принцип системности развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции.
Цель данной программы: развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Данной цели соответствуют следующие задачи:
-
познакомить детей с основными эмоциями;
-
способствовать осознанию своих эмоций;
-
формировать умение понимать эмоции других людей;
-
развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;
-
формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;
-
обучать приемам регуляции и саморегуляции.
Организация занятий
В группе может быть 5-6 человек. Частота занятий - 1 раз в две недели. Продолжительность - 20-30 минут (в зависимости от возраста).
Количество занятий — 16.
Структура занятий
Приветствие. Игра «Поздоровайся радостно, грустно...»
Рефлексия прошлого занятия:
— испытывал ли ты и твои близкие радость (грусть и т.п.) за время, прошедшее с прошлого занятия?
— чем это было вызвано?
Критерий отбора детей
Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение:
- особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции;
- понимания детьми эмоциональных состояний других людей по изображению;
- понимания детьми своего эмоционального состояния.
Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по двум и более параметрам.
Основная часть
Методические приемы:
-
прослушивание и обсуждение рассказов, музыкальных произведений;
-
рисование различных эмоций, чувств, настроений;
-
разыгрывание этюдов;
-
использование танцевальных техник;
-
игры-драматизации.
Релаксационные упражнения
Упражнения, направленные на расслабление, успокоение, например «Волшебный сон». Также для релаксации используется комната психологической разгрузки: пуфики- кресла с гранулами, светильник пламя, сухой душ.
Рефлексия занятия:
- что нового мы узнали сегодня на занятии?
- что особенно понравилось?
Ритуал прощания
Игры «Рукопожатие в кругу», «Улыбнись другу» и другие.
Поскольку рефлексия и ритуал прощания аналогичны в каждом занятии, мы их в описании опускаем, за исключением некоторых случаев.
Критерии эффективности программы
Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам.
Для оценки эффективности программы можно использовать следующие психологические методы и техники:
-
Обсуждение с персональными высказываниями (что понравилось или не понравилось)
-
Тест Люшера. Результаты теста позволяют определить динамику эмоционального состояния участников, их актуальные проблемы.
-
Рисунок «Человек». Для выявления актуального эмоционального состояния, самооценки, саморегуляции.
-
Методика Забрамной С.Д для выявления понимания детьми эмоциональных состояний по мимике (пособие для психолого-медико-педагогических комиссий. Изд-во М., 2003г Таблицы: 83-84, 85-86).
Для детей, которые выполняют диагностические задания ниже среднего уровня, предусмотрена индивидуальная программа БОС (биологическая обратная связь), с целью развития эмоциональной сферы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |