Программа «Развитие эмоциональной сферы»



Дата22.02.2016
Размер1,46 Mb.
#11104
ТипПрограмма
Дополнительная образовательная психопрофилактическая программа «Развитие эмоциональной сферы»




Цель программы: развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными эмоциями;

  • Способствовать осознанию своих эмоций;

  • Формировать умение понимать эмоции других людей;

  • Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

  • Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;

  • Обучать приемам регуляции и саморегуляции.


Режим работы. Продолжительность занятия – 20-30 минут (в зависимости от возраста). Количество занятий – 16.
Целевая группа. Программа предназначена для детей 5-7 лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Дополнительная образовательная психопрофилактическая программа

психолого-педагогической и медико-социальной направленности

«Развитие эмоциональной сферы»

для дошкольного возраста


Разработчик: педагог-психолог

Вежновец Ирина

Ростов-на-Дону

2011г.

Пояснительная записка


Актуальность проблемы. Данная программа основывается на том, что эмоциональные процессы, являясь мощным регулятором психики и жизнедеятельности человека, выполняют многообразные функции. В процессе онтогенеза эти функции последовательно расширяются и усложняются, однако специфика регулирующей эмоции и ее конкретные функции на разных этапах развития ребенка в значительной мере определяется особенностями содержания и динамики взаимодействия взрослого с ребенком и, в первую очередь, особенностями социальных действий ребенка, формирующихся внутри этого взаимодействия.

Концептуальное обоснование. В русле предметных действий ребенка возникают и развиваются игровые действия, которые для ребенка важны не результатом, а тем, что позволяют осваивать недоступные ему сферы деятельности и отношений между взрослыми людьми. В самых истоках игры, в глубине ее генезиса имеются эмоциональные основания (доступность, невозможность успеха), позволяющие рассматривать игру, как способ «эмоционально действенного освоения мира» (Д.Б. Эльконин и др.).

Рассмотрение вопроса о том, как происходит рождение воображаемой игровой ситуации, убеждает нас в том, что предметы, сохраняя свои объективные свойства (значение), приобретают в игровых действиях совершенно особый смысл - смысл субъективный, личностный. Появление личностного смысла у ребенка «непосредственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными переживаниями» (А.Н. Леонтьев). Тот факт, что в игре ребенка можно «навести» на актуализацию у него разнообразных смыслов, вплоть до самых интимных и глубоких, и тем самым - на переживание определенных эмоций, по-видимому, и лежит в основе использования игры как средства коррекции разных отклонений в поведении ребенка, т.е. в основе практики терапии игрой.

Фактически, способность ребенка к сопереживанию и сочувствию, к сорадости и состраданию является предпосылкой формирования у него наиболее сложных человеческих чувств - уважения и любви к другим людям. Эти эмоциональные проявления свидетельствуют о развитии у ребенка потребности в эмоциональном контакте с другими людьми (К.Обуховский), и потребности в другом человеке (Л.И. Божович).

Основным принципом психопрофилактической программы является следующее:

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип нормативности развития;

- принцип коррекции « сверху вниз»;

- принцип коррекции «снизу вверх»;

- принцип системности развития психической деятельности;

- деятельностный принцип коррекции.


Цель данной программы: развитие эмоциональной сферы у дошкольни­ков в возрасте 5-7 лет.

Данной цели соответствуют следующие задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями;

  • способствовать осознанию своих эмоций;

  • формировать умение понимать эмоции других людей;

  • развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

  • формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;

  • обучать приемам регуляции и саморегуляции.

Организация занятий

В группе может быть 5-6 человек. Частота занятий - 1 раз в две недели. Продолжительность - 20-30 минут (в зависимости от возраста).

Количество занятий — 16.

Структура занятий

Приветствие. Игра «Поздоровайся радостно, грустно...»

Рефлексия прошлого занятия:

испытывал ли ты и твои близкие радость (грусть и т.п.) за время, прошедшее с прошлого занятия?

— чем это было вызвано?

Критерий отбора детей

Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение:

- особенностей использования детьми мимики, пан­томимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции;

- понимания детьми эмоциональных состояний дру­гих людей по изображению;

- понимания детьми своего эмоционального состояния.
Критерием отбора являются показатели ниже сред­него уровня по двум и более параметрам.

Основная часть
Методические приемы:


  • прослушивание и обсуждение рассказов, музыкаль­ных произведений;

  • рисование различных эмоций, чувств, настроений;

  • разыгрывание этюдов;

  • использование танцевальных техник;

  • игры-драматизации.

Релаксационные упражнения

Упражнения, направленные на расслабление, успо­коение, например «Волшебный сон». Также для релаксации используется комната психологической разгрузки: пуфики- кресла с гранулами, светильник пламя, сухой душ.


Рефлексия занятия:

- что нового мы узнали сегодня на занятии?

- что особенно понравилось?

Ритуал прощания

Игры «Рукопожатие в кругу», «Улыбнись другу» и другие.

Поскольку рефлексия и ритуал прощания аналогичны в каждом занятии, мы их в описании опускаем, за ис­ключением некоторых случаев.

Критерии эффективности программы

Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам.


Для оценки эффективности программы можно использовать следующие психологические методы и техники:


  1. Обсуждение с персональными высказываниями (что понравилось или не понравилось)

  2. Тест Люшера. Результаты теста позволяют определить динамику эмоционального состояния участников, их актуальные проблемы.

  3. Рисунок «Человек». Для выявления актуального эмоционального состояния, самооценки, саморегуляции.

  4. Методика Забрамной С.Д для выявления понимания детьми эмоциональных состояний по мимике (пособие для психолого-медико-педагогических комиссий. Изд-во М., 2003г Таблицы: 83-84, 85-86).


Для детей, которые выполняют диагностические задания ниже среднего уровня, предусмотрена индивидуальная программа БОС (биологическая обратная связь), с целью развития эмоциональной сферы.
Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница