1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития у учащихся коммуникативных качеств личности.
Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой .
Программа является адаптированной.
Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей учащихся.
-
Направленность программы.
Программа направлена на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование когнитивной, в решении (этических) проблем, культуроведческой, коммуникативной, социально-мировоззренческой; общекультурной компетенций учащихся.
-
Актуальность программы.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Быстрые темпы наращивания информации, кризис ценностей, неоднозначность морального выбора, растущая напряжённость межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных отношений, искажение процессов моральной самоидентификации в современном обществе обусловливают необходимость введения специальных курсов этической направленности.
В условиях современного общества, в целях его выживания и поступательного развития, ведущими ценностями становятся толерантность, коммуникация, диалог. Именно эти идеи являются ключевыми в предлагаемом курсе.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
-
Цель и задачи
Цель: формирование у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.
Задачи курса:
-Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
-Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
-Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
-Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.
-Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
-Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
-Помочь школьнику встать на путь духовных исканий без поучительной назидательности, а с опорой на знания.
1.4. Основные формы и методы обучения.
Наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме, изложение идей, доказательство, ролевая игра, персонификация и т.д. необходимо применять различные методы и приемы работы, направленные на активизацию обучающихся, воспитанников в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизация, решение различных «этических задач». Обучение этическим нормам через практическую деятельность: экскурсии, игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, собеседования, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
При преподавании курса используются также следующие технологии:
- уровневая дифференциация;
- информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-коллективный способ обучения.
1.5.Возраст детей, их психологические особенности.
Программа охватывает подростков 10-15 лет. Этот возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
1.6. Режим занятий, количество часов.
Программа рассчитана на четыре года обучения. 70 часов в год. Два часа в неделю.
1.7. Планируемые результаты обучения.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач).
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников
По окончанию курса «Этика» учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
социальные свойства человека, основу его взаимодействия с другими людьми;
-
содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
-
источники нравственных знаний;
-
нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
Уметь:
-
описывать человека как морально-нравственное существо;
-
сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
-
оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
-
осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
-
самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
• реализации этических познаний в повседневной жизни,
• претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;
-
нравственной оценки конкретных поступков людей;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
1.7.1.Личностные результаты
-
формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.7.2.Метапредметные результаты
-
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
-
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
1.7.3.Предметные результаты
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
• реализации этических познаний в повседневной жизни,
• претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении; нравственной оценки конкретных поступков людей;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
1.8. Формы контроля уровня достижений
. Изучение результативности освоения курса этики (ввиду его специфичности) должно быть комбинированным .
-
1.Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зримый результат, поддающийся измерению.
-
2.Оценка достижений учащихся как процесса развития.
-
Оценка результата развития как процесса учения и как способности решать этические проблемы (личностные качества, сформированные модели поведения...), а именно:
-
Оценка "процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая материал", в т.ч. развитие способности понимания Другого (в т.ч. способности к диалогу).
-
Оценка "интегральной способности решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетенция изначально
возникла".
-
Таким образом, указанные процедуры позволяют оценить 1) личностное развитие, 2) знания, 3) умения-навыки, 4) компетенции, что в полной мере соответствует как требованиям современного образования, так и специфике предмета «Этика».
1.9. Формы подведения итогов
Продвижение по курсу оценивается в бинарной системе (зачет/незачет).
-
Зачет ставится учащемуся в случае качественного выполнения трех из четырех видов деятельности: опросы (включая контрольные и тестовые работы), представление портфеля достижений, создание творческих работ (эссе и т.д.), прохождение психологической диагностики. Качественное выполнение подразумевает: исчерпывающие ответы, аргументированность, личную заинтересованность, глубину суждений, оригинальность идей.
-
Незачет ставится учащемуся в случае выполнения двух и менее видов деятельности из четырех.
2.Календарный учебный график общеразвивающей программы «Этика»
Год
реализации
программы
|
1
четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Летний период
|
Продолжительность учебного года
|
июнь
|
июль
|
август
|
1 год
|
9
недель
|
7
недель
|
10
недель
|
9
недель
|
Итоговая аттестация
|
Военно-полевые
сборы
|
|
|
35
недель
|
Условные обозначения:
Ведение занятий по расписанию
Занятия в летнем пришкольном лагере дневного пребывания
Самостоятельная подготовка
Итоговая аттестация
3.Рабочая программа.
3.1.Содержание изучаемого курса
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа курса предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами
3.2.Учебно - тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем занятий
|
Всего часов
|
В том числе
|
Теоретические
занятия
|
Практические
занятия
|
Экскурсии
|
1.
|
Кодекс правил поведения в обществе.
|
12
|
8
|
3
|
1
|
2.
|
Культура общения: традиции общения у разных народов мира.Основы толерантности, патриотизма. Этикетные формулы речевого общения
|
18
|
12
|
4
|
2
|
3.
|
Смысл жизни и проблема счастья: доблесть человеческая и ее многообразные проявления; подвиг и его смысл;
|
20
|
14
|
3
|
3
|
|
Проблема счастья в мировой культуре; смысл жизни и проблема его поиска, мужество и стойкость человека
|
20
|
14
|
4
|
2
|
Всего:
|
70
|
48
|
14
|
8
|
3.3.Содержание программы
Первый год обучения
1.Правильное поведение - залог успеха. Этикет как особая техника общения и особый стиль поведения, формирующий требовательное отношение к себе и другим. Неречевой этикет, как визуальное средство общения. Жест. Мимика Их роль и значение в общении людей. Составление памятки «Этикет беседы».
2.Почему мы так себя ведем? Обычаи и традиции. Обычаи и традиции как основа этикета. Истоки этикетных норм и история этикета(почему мужчины снимают шляпу при встрече? в чем истоки рукопожатия? и т.д.). Устойчивость этикетных норм и их историческая изменчивость. Диалогичность и сословность этикетных норм. Обращение к текстам («Домострой» Сильверста, «Притчи
человечества»,сост. В.В. Лавским).
3.Правила хорошего тона. Моральные требования, относящиеся к культуре
взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность и точность. Оттенки
вежливости: корректность, учтивость, любезность,
деликатность. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?
Предназначение правил хорошего тона.
4.Каким я хочу быть. Понятие самовоспитания. Проблема самовоспитания.
Примеры самовоспитания. Условия самовоспитания.
Тест: «Мои личные качества». Составление памятки по самовоспитанию.
5. Правила поведения в различных ситуациях. Понятие этикетных
ситуаций. Типы этикетных ситуаций: повседневный этикет, праздничный
этикет, церемониал
6.Гостевой этикет. Этикет подарков. Правила поведения в гостях и искусство
приема гостей. Понятие гостеприимства. История приема гостей на Руси
(например, во времена Ивана Грозного, Петра !...) Этикет подарков.
7.Великодушный и благородный человек. Благородство как соотношение этического, этикетного и эстетического. Основные поведенческие критерии: как себя вести правильно в соответствии с принятым в обществе порядком поведения, как себя вести в соответствии с нравственными нормами, как себя вести красиво. Идеал великодушного и благородного человека в различных культурах и на разных этапах развития человечества на основании рассказа: О.Генри «Дары волхвов».
8.А.В.Суворов - пример самовоспитания. Знакомство с биографией А.В. Суворова. Самосотворение себя Суворовым: задатки, способствующие и мешающие достижению цели, работа над собой. Крылатые выражения Суворова (Письма к дочери. «Каким быть солдату»). Замечательные и забавные случаи, рассказанные современниками Суворова.
9-12. Практические занятия, творческие работы, экскурсии.
13.Нужны ли воля и долг? Понятие качеств личности: долг и воля. Их взаимосочетания. Что выше долг или воля? Сила долга и волевые регуляторы личности. «Могу» и «Должен» или «Не хочу» и «Не буду». Идеал волевых качеств. Образец долга.
Поделитесь с Вашими друзьями: |