Программа разработана на основе Закона «Об образовании»



Скачать 259.45 Kb.
Дата11.02.2016
Размер259.45 Kb.

Пояснительная записка

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает, как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.



Нормативно-правовая база:

1. Международная Конвенция о правах ребенка

2. Семейный кодекс;

3. Гражданский кодекс;

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях;

5. Федеральный Закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; №3266-11 от 10.07.1992г.

6. ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г.;

7. статьи 40,41,43,44,45,46,51,54,55,56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8.01.1998 г.; (с последними изменениями от 09.05.2005 года);

8. статьи 13,14,15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124 -ФЗ от 24 июля 1998 года;

9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

10. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приложение к пр. Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619).

11. Приказ Минобразования РФ от 21.09.2005 г. №ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»;

12. Комплексная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений Рузаевского муниципального района;


  1. Устав школы.


Концептуальные подходы

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:



  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей, и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие определения профилактики:

  • использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

  • в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

  • научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов

В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

  2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

  • осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

  • обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.

На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска. .



Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка.

Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.

На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.

Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.

В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:



  • центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;

  • социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.

  • интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;

  • поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;

  • создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;

  • содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.

Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.


Основная часть

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия. 

Задачи программы:

1. Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка;

2. Привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе;

3. Повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы;

4. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время;

5. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;



  1. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений);

  2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;




  1. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям;




  1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;




  1. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;




  1. Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего «Я»;

12.Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;




  1. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;




  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь педагогический коллектив школы.


Содержание программы.
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних включает в себя 3 блока: диагностический, организационный, собственно профилактический.
Диагностический блок предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. На диагностическом этапе осуществляется сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними. На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д. Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями. По итогам реализации диагностического блока происходит анализ полученной информации, решения принимаются на педагогическом совете.


п/п


Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1.

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

зам. директора по УВР,

кл. руководители, общественный инспектор



2.

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правоанрушений

в течение года

Общественный инспектор,

кл. руководители



3.

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете в районном ОМВД

в течение года

Общественный инспектор,

кл.руководители



4.

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете в районном ОМВД

в течение года

Общественный инспектор,

кл. руководители



5.

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

март-май

Общественный инспектор,

кл. руководители





Организационный блок направлен на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска». Организационный блок включает в себя:

  1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОМВД Рузаевского муниципального района, КДНиЗП, ГИБДД.

  2. Организация работы Совета профилактики.

  3. Организацию тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних с привлечением различных субъектов профилактики.

  4. Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  5. Составление социального паспорта класса, школы.

  6. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.






Наименование мероприятий

Сроки выполнен

Ответственный

за выполнение




1

Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШУ, учетах КДНиЗП, ОМВД Рузаевского муниципального района с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы.


сентябрь

Зам директора по УВР,

кл. руководители, сотрудники ОМВД



2

Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям со-

циальной, психологической, юридической помощи



сентябрь

Зам директора по УВР,

кл. руководители

органы опеки и попечительства.


3

Проверка уч-ся семей, находящихся в социально -опасном положении по месту жительства с целью обследования жи-

лищно-бытовых условий, выявления фак -

тов неблагополучия в семьях.


в течение года

Общественный инспектор, классные руководители, сотрудники ОМВД, представители социальной защиты.

4

Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории городского округа, направленных на пре-

дупреждение детской безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства уч-ся в сво-

бодное от учебы время.


в течение года

Общественный инспектор, классные руководители, службы и ведомства системы профилактики

5

Изучение личностей уч-ся и сос-

тавление социально-психологичес

ких карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОМВД.


в течение года

Зам директора по УВР,общественный инспектор,

кл.руководители




Профилактический блок включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Также этот блок включает в себя профилактическую работу с родителями.

Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:

1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел проводятся, начиная с первого класса;

2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями;

3) Правовой всеобуч обучающихся;

4) Профориентационная работа;

5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

6) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»;


  1. Реализация плана мероприятий по пожарной безопасности и безопасности на дороге;

  2. Организация досуговой деятельности учащихся: вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции; вовлечение учащихся в работу школьного самоуправления, охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года; привлечение подростков к волонтерской деятельности и к шефской помощи над младшим школьниками;

  3. Индивидуальные беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;

  4. Беседы сотрудников ОМВД;

  5. Направление ходатайств в КДНиЗП.


Тематика бесед с обучающимися, совместно с КДНи ЗП:

 1 класс:

1. Если ты один дома.

2. Общение на улице с незнакомыми людьми.

 2 класс:

1. Как не стать жертвой преступления.

2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.

 3 класс:

1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.

2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.

 4 класс:

1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.

2. Правила поведения с незнакомыми людьми.

 5 класс:

1. Мелкое хулиганство, ответственность.

2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.

3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.

 6 класс:

1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.

2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.

3. Цивилизованно решаем конфликты.

 7 класс:

1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.

2. Ответственность за порчу имущества.

3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.

 8 класс:

1. Административная ответственность несовершеннолетнего.

2. Материальная ответственность подростка.

3. Ответственность за приём ПАВ.

 9 класс:

1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.

2. Посещение дискотек и правопорядок.

3. «Неформалы – кто они?».

 10 класс:

1. Уголовная ответственность подростка.

2. Участие несовершеннолетнего в трудовой деятельности.

3. Юридическая ответственность за приём ПАВ.

 11 класс:

1. Ответственность за уголовно наказуемые деяния.

2. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.

3. Нормативно-правовая база России.

 

Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:



1 класс:

1. Мой маршрут от дома до школы.

2. Правила поведения в каникулы.

3. Как перейти улицу.

4. Где можно играть.

2 класс:

1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения.

2. Сигналы светофора.

3. Пешеходный переход.

4. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.

 3 класс:

1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами?

2. Правила поведения на проезжей части.

3. Перекрёсток. Виды перекрёстков.

4. Работа регулировщика.



4 класс:

1. Виды транспорта.

2. Запрещающие, разрешающие, предписывающие знаки.

3. Железная дорога – зона повышенной опасности.

4. Безопасное поведение пешехода.

 5 класс:

1. Знаки для пешеходов и водителей.

2. Ох уж этот гололёд!

3. Безопасность в общественном транспорте.

4. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.

 6 класс:

1. Правила перехода улиц и дорог.

2. Дорожная разметка.

3. Дорожные знаки.

4. Безопасность на воде.

7 класс:

1. Поведение около ж/д путей.

2. Где разрешается кататься на санках и лыжах.

3. Городской транспорт и его опасность.

4. Правила движения на велосипеде.

 8 класс:

1. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.

2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.

3. Ответственность за нарушение ПДД.

4. Водитель и его возраст.

 9 класс:

1. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.

2. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.

3. Понятие «дорога». Элементы дороги.

4. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.

 10 класс:

1. Что должен знать водитель мопеда?

2. Что должен знать водитель мотоцикла?

3. Что должен знать водитель машины?

4. Трамвай, троллейбус. Подземный переход.

 11 класс:

1. Билеты по правилам дорожного движения.

2. Автомагистраль. Дороги в большом городе.

3. Требования к пешеходу, водителю.

4. Где в нашем городе можно обучиться вождению.

 

Тематика бесед, совместно с пожарной инспекцией:



1 класс:

1. Иногда достаточно одной спички.

2. К чему приводит детская шалость с огнём.

 2 класс:

1. Причины возникновения пожаров.

2. Куда звонить во время пожара.



3 класс:

1. Признаки пожара.

2. Как безопасно украсить новогоднюю ёлку?

 4 класс:

1. Как вести себя во время пожара.

2. Электроприборы. Правила эксплуатации.

 5 класс:

1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.

2. План эвакуации в МБОУ «Левженская СОШ».

 6 класс:

1. Детская шалость с огнём и последствия.

2. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.

 7 класс:

1. Газ. Эксплуатация газовых плит.

2. Как правильно потушить костёр.

 8 класс:

1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций.

2. Правила поведения во время эвакуации.

 9 класс:

1. Первая медицинская помощь при ожогах.

2. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.

 10 класс:

1. Не затушенная сигарета – одна из причин возникновения пожара.

2. Статистика показывает…

 11 класс:

1. Организация работы по противопожарной безопасности в России.

2. Организация работы по противопожарной безопасности в странах мира.

 

Тематика бесед по правовому всеобучу:



5 класс:

Права и обязанности школьника.



6 класс:

Правила учащихся МБОУ «Левженская СОШ».



7 класс:

Устав МБОУ «Левженская СОШ».



8 класс:

Я – гражданин России.



9 класс:

Конвенция ООН о правах ребёнка.



10 класс:

1. Конституция РФ – основной закон страны.

2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.

11 класс:

1. Кодекс об административных правонарушениях.

2. Уголовный и другие кодексы РФ.

 

Тематика классных часов по профориентации

 

7 класс:

1. Что такое профессия? Как появились профессии?

2. Сколько существует профессий?

3. Как связаны между собой профессии и увлечения. 



8 класс:

1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?

2. Память, внимание и профессиональная успешность.

3. Многообразие мира профессий.



9 класс:

1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.

2. Как ориентироваться в мире профессий.

3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?

4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?

10 класс:

1. Рынок труда и современные требования к профессионалу.

2. Здоровье и выбор профессии.

3. Профпригодность и моя профессиональная карьера.

4. Пути получения профессии.

11 класс:

1. Учебные заведения нашей и соседних областей.

2. Анализ поступления в учебные заведения выпускников нашей школы.

 

Тематика бесед по профилактике употребления



психоактивных веществ:

 

5 класс:

1. Определение здорового образа жизни.

2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.



6 класс:

1. Влияние алкоголя на организм человека.

2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.

7 класс:

1. Последствия употребления ПАВ.

2. Сумею ли я отказаться …

8 класс:

1. Иногда достаточно одной рюмки.

2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.

3. Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?



9 класс:

1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?

2. Как контролировать своё эмоционально состояние?

3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.



10 класс:

1. Семейные конфликты.

2. Системный подход к достижению успеха.

3. Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ.

 11 класс:

1. Место подростка в обществе.

2. Основы развития личности.

3. Организации по борьбе со злоупотреблением ПАВ и оказанию помощи.



Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

 

Работа в этом направлении предполагает:



1)    Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);

2)    Беседы педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

3)    Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;

4)    Беседы сотрудников ОМВД;

5)    Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

6)    Направление ходатайств в КДНиЗП;

7)    Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.



Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

 
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

- Выбор родительского комитета в классах.

- Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.

- «День открытых дверей» для родителей.

- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учёт.

- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соцзащиту.

- Проведение родительского всеобуча:



Тема

Содержание

Профориентация школьников

1) Профориентация, её цели и задачи.

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда.

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.


По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты – причина употребления подростком ПАВ.

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.



По профилактике правонару-шений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.


  В течение всего года осуществляется:

- работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;

- организация консультативной помощи учащимся группы риска по различным предметам;

- отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;

- оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, районный отдел образования, органы социальной защиты;

- заседания школьной службы сопровождения по вопросам:

- профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;

- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;

- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;

- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, психолога и других специалистов по организации нравственного и правового воспитания.

      

Условия реализации программы

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-организатор, учитель ОБЖ, центры организации детского досуга.

- комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних

- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися,

- удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,

Этапы реализации программы:

1.)      2015 – 2016 гг. – разработка и описание программы, подбор занятий для реализации её целей и задач; отработка механизма её выполнения, работа над содержанием.

2.)      2016 – 2017 гг. – дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.

3.)      2017 – 2018 гг. – организация деятельности всех пунктов программы; май 2018 г. – анализ работы по программе, выявление результатов.



Планируемые результаты: 

1

* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

* получение информации о состоянии здоровья учащихся


2

* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»



3

* сформировать у обучающихся образ жизни, достойной человека,

* сформировать жизненную позицию ребёнка



4

*создание приоритетного родительского воспитания,

* организация педагогического просвещения родителей,

* построение демократической системы отношений детей и взрослых


 Точки риска:

- отсутствие или не достаточное развитие взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися, межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,

- не возможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,

- не достаточная информация по причинам и условиям, способствующим совершению правонарушений среди несовершеннолетних



Список используемой литературы





  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.

  2. Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.

  3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.

  4. Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.

  5. Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.

  6. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.

  7. Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.

  8. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

  9. Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.

  10. Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.

  11. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.

  12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

  13. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.

  14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  15. Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.

  16. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  17. Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница