Пояснительная записка
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает, как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.
Нормативно-правовая база:
1. Международная Конвенция о правах ребенка
2. Семейный кодекс;
3. Гражданский кодекс;
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
5. Федеральный Закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; №3266-11 от 10.07.1992г.
6. ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г.;
7. статьи 40,41,43,44,45,46,51,54,55,56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8.01.1998 г.; (с последними изменениями от 09.05.2005 года);
8. статьи 13,14,15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124 -ФЗ от 24 июля 1998 года;
9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
10. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приложение к пр. Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619).
11. Приказ Минобразования РФ от 21.09.2005 г. №ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»;
12. Комплексная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений Рузаевского муниципального района;
-
Устав школы.
Концептуальные подходы
Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:
-
социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
-
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
-
отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
-
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей, и планов;
-
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие определения профилактики:
-
использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
-
в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
-
научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов
В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
-
Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
-
Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
-
Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:
-
создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
-
осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
-
обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.
На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска. .
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома. Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка.
Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.
Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.
На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.
В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
-
центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
-
социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
-
интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
-
поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
-
создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;
-
содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах);трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.
Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер.
При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Основная часть
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Задачи программы:
1. Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка;
2. Привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе;
3. Повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы;
4. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время;
5. Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
-
Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений);
-
Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
-
Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям;
-
Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
-
Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;
-
Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего «Я»;
12.Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;
-
Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
-
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь педагогический коллектив школы.
Содержание программы.
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних включает в себя 3 блока: диагностический, организационный, собственно профилактический.
Диагностический блок предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. На диагностическом этапе осуществляется сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними. На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д. Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями. По итогам реализации диагностического блока происходит анализ полученной информации, решения принимаются на педагогическом совете.
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки выполнения
|
Ответственный за выполнение
|
1.
|
Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей
|
сентябрь
|
зам. директора по УВР,
кл. руководители, общественный инспектор
|
2.
|
Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правоанрушений
|
в течение года
|
Общественный инспектор,
кл. руководители
|
3.
|
Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете в районном ОМВД
|
в течение года
|
Общественный инспектор,
кл.руководители
|
4.
|
Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете в районном ОМВД
|
в течение года
|
Общественный инспектор,
кл. руководители
|
5.
|
Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период
|
март-май
|
Общественный инспектор,
кл. руководители
|
Организационный блок направлен на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска». Организационный блок включает в себя:
-
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОМВД Рузаевского муниципального района, КДНиЗП, ГИБДД.
-
Организация работы Совета профилактики.
-
Организацию тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних с привлечением различных субъектов профилактики.
-
Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
-
Составление социального паспорта класса, школы.
-
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
№
|
Наименование мероприятий
|
Сроки выполнен
|
Ответственный
за выполнение
|
1
|
Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШУ, учетах КДНиЗП, ОМВД Рузаевского муниципального района с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы.
|
сентябрь
|
Зам директора по УВР,
кл. руководители, сотрудники ОМВД
|
2
|
Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям со-
циальной, психологической, юридической помощи
|
сентябрь
|
Зам директора по УВР,
кл. руководители
органы опеки и попечительства.
|
3
|
Проверка уч-ся семей, находящихся в социально -опасном положении по месту жительства с целью обследования жи-
лищно-бытовых условий, выявления фак -
тов неблагополучия в семьях.
|
в течение года
|
Общественный инспектор, классные руководители, сотрудники ОМВД, представители социальной защиты.
|
4
|
Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории городского округа, направленных на пре-
дупреждение детской безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, а
также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства уч-ся в сво-
бодное от учебы время.
|
в течение года
|
Общественный инспектор, классные руководители, службы и ведомства системы профилактики
|
5
|
Изучение личностей уч-ся и сос-
тавление социально-психологичес
ких карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОМВД.
|
в течение года
|
Зам директора по УВР,общественный инспектор,
кл.руководители
|
Профилактический блок включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Также этот блок включает в себя профилактическую работу с родителями.
Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:
1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел проводятся, начиная с первого класса;
2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями;
3) Правовой всеобуч обучающихся;
4) Профориентационная работа;
5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
6) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»;
-
Реализация плана мероприятий по пожарной безопасности и безопасности на дороге;
-
Организация досуговой деятельности учащихся: вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции; вовлечение учащихся в работу школьного самоуправления, охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года; привлечение подростков к волонтерской деятельности и к шефской помощи над младшим школьниками;
-
Индивидуальные беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;
-
Беседы сотрудников ОМВД;
-
Направление ходатайств в КДНиЗП.
Тематика бесед с обучающимися, совместно с КДНи ЗП:
1 класс:
1. Если ты один дома.
2. Общение на улице с незнакомыми людьми.
2 класс:
1. Как не стать жертвой преступления.
2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.
3 класс:
1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.
2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.
4 класс:
1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
2. Правила поведения с незнакомыми людьми.
5 класс:
1. Мелкое хулиганство, ответственность.
2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.
6 класс:
1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.
2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
3. Цивилизованно решаем конфликты.
7 класс:
1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.
2. Ответственность за порчу имущества.
3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.
8 класс:
1. Административная ответственность несовершеннолетнего.
2. Материальная ответственность подростка.
3. Ответственность за приём ПАВ.
9 класс:
1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
2. Посещение дискотек и правопорядок.
3. «Неформалы – кто они?».
10 класс:
1. Уголовная ответственность подростка.
2. Участие несовершеннолетнего в трудовой деятельности.
3. Юридическая ответственность за приём ПАВ.
11 класс:
1. Ответственность за уголовно наказуемые деяния.
2. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.
3. Нормативно-правовая база России.
Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:
1 класс:
1. Мой маршрут от дома до школы.
2. Правила поведения в каникулы.
3. Как перейти улицу.
4. Где можно играть.
2 класс:
1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения.
2. Сигналы светофора.
3. Пешеходный переход.
4. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.
3 класс:
1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами?
2. Правила поведения на проезжей части.
3. Перекрёсток. Виды перекрёстков.
4. Работа регулировщика.
4 класс:
1. Виды транспорта.
2. Запрещающие, разрешающие, предписывающие знаки.
3. Железная дорога – зона повышенной опасности.
4. Безопасное поведение пешехода.
5 класс:
1. Знаки для пешеходов и водителей.
2. Ох уж этот гололёд!
3. Безопасность в общественном транспорте.
4. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.
6 класс:
1. Правила перехода улиц и дорог.
2. Дорожная разметка.
3. Дорожные знаки.
4. Безопасность на воде.
7 класс:
1. Поведение около ж/д путей.
2. Где разрешается кататься на санках и лыжах.
3. Городской транспорт и его опасность.
4. Правила движения на велосипеде.
8 класс:
1. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.
2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.
3. Ответственность за нарушение ПДД.
4. Водитель и его возраст.
9 класс:
1. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.
2. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.
3. Понятие «дорога». Элементы дороги.
4. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.
10 класс:
1. Что должен знать водитель мопеда?
2. Что должен знать водитель мотоцикла?
3. Что должен знать водитель машины?
4. Трамвай, троллейбус. Подземный переход.
11 класс:
1. Билеты по правилам дорожного движения.
2. Автомагистраль. Дороги в большом городе.
3. Требования к пешеходу, водителю.
4. Где в нашем городе можно обучиться вождению.
Тематика бесед, совместно с пожарной инспекцией:
1 класс:
1. Иногда достаточно одной спички.
2. К чему приводит детская шалость с огнём.
2 класс:
1. Причины возникновения пожаров.
2. Куда звонить во время пожара.
3 класс:
1. Признаки пожара.
2. Как безопасно украсить новогоднюю ёлку?
4 класс:
1. Как вести себя во время пожара.
2. Электроприборы. Правила эксплуатации.
5 класс:
1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
2. План эвакуации в МБОУ «Левженская СОШ».
6 класс:
1. Детская шалость с огнём и последствия.
2. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.
7 класс:
1. Газ. Эксплуатация газовых плит.
2. Как правильно потушить костёр.
8 класс:
1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций.
2. Правила поведения во время эвакуации.
9 класс:
1. Первая медицинская помощь при ожогах.
2. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.
10 класс:
1. Не затушенная сигарета – одна из причин возникновения пожара.
2. Статистика показывает…
11 класс:
1. Организация работы по противопожарной безопасности в России.
2. Организация работы по противопожарной безопасности в странах мира.
Тематика бесед по правовому всеобучу:
5 класс:
Права и обязанности школьника.
6 класс:
Правила учащихся МБОУ «Левженская СОШ».
7 класс:
Устав МБОУ «Левженская СОШ».
8 класс:
Я – гражданин России.
9 класс:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
10 класс:
1. Конституция РФ – основной закон страны.
2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.
11 класс:
1. Кодекс об административных правонарушениях.
2. Уголовный и другие кодексы РФ.
Тематика классных часов по профориентации
7 класс:
1. Что такое профессия? Как появились профессии?
2. Сколько существует профессий?
3. Как связаны между собой профессии и увлечения.
8 класс:
1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?
2. Память, внимание и профессиональная успешность.
3. Многообразие мира профессий.
9 класс:
1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.
2. Как ориентироваться в мире профессий.
3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?
4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?
10 класс:
1. Рынок труда и современные требования к профессионалу.
2. Здоровье и выбор профессии.
3. Профпригодность и моя профессиональная карьера.
4. Пути получения профессии.
11 класс:
1. Учебные заведения нашей и соседних областей.
2. Анализ поступления в учебные заведения выпускников нашей школы.
Тематика бесед по профилактике употребления
психоактивных веществ:
5 класс:
1. Определение здорового образа жизни.
2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.
6 класс:
1. Влияние алкоголя на организм человека.
2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.
7 класс:
1. Последствия употребления ПАВ.
2. Сумею ли я отказаться …
8 класс:
1. Иногда достаточно одной рюмки.
2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.
3. Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?
9 класс:
1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?
2. Как контролировать своё эмоционально состояние?
3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.
10 класс:
1. Семейные конфликты.
2. Системный подход к достижению успеха.
3. Социальные предпосылки и последствия употребления ПАВ.
11 класс:
1. Место подростка в обществе.
2. Основы развития личности.
3. Организации по борьбе со злоупотреблением ПАВ и оказанию помощи.
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);
2) Беседы педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
4) Беседы сотрудников ОМВД;
5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
6) Направление ходатайств в КДНиЗП;
7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Этап
|
Содержание
|
Изучение подростка и окружающей его среды
|
Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
|
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
|
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
|
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
|
Самовоспитание
|
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
|
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
- Выбор родительского комитета в классах.
- Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.
- «День открытых дверей» для родителей.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учёт.
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соцзащиту.
- Проведение родительского всеобуча:
Тема
|
Содержание
|
Профориентация школьников
|
1) Профориентация, её цели и задачи.
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда.
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
|
По профилактике употребления ПАВ
|
1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты – причина употребления подростком ПАВ.
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
|
По профилактике правонару-шений и преступлений
|
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
|
В течение всего года осуществляется:
- работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;
- организация консультативной помощи учащимся группы риска по различным предметам;
- отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;
- оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, районный отдел образования, органы социальной защиты;
- заседания школьной службы сопровождения по вопросам:
- профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;
- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;
- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;
- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;
- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, психолога и других специалистов по организации нравственного и правового воспитания.
Условия реализации программы
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-организатор, учитель ОБЖ, центры организации детского досуга.
- комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних
- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися,
- удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,
Этапы реализации программы:
1.) 2015 – 2016 гг. – разработка и описание программы, подбор занятий для реализации её целей и задач; отработка механизма её выполнения, работа над содержанием.
2.) 2016 – 2017 гг. – дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.
3.) 2017 – 2018 гг. – организация деятельности всех пунктов программы; май 2018 г. – анализ работы по программе, выявление результатов.
Планируемые результаты:
1
|
* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
* получение информации о состоянии здоровья учащихся
|
2
|
* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
|
3
|
* сформировать у обучающихся образ жизни, достойной человека,
* сформировать жизненную позицию ребёнка
|
4
|
*создание приоритетного родительского воспитания,
* организация педагогического просвещения родителей,
* построение демократической системы отношений детей и взрослых
|
Точки риска:
- отсутствие или не достаточное развитие взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися, межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики,
- не возможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей и педагогов во внеурочное время,
- не достаточная информация по причинам и условиям, способствующим совершению правонарушений среди несовершеннолетних
Список используемой литературы
-
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
-
Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
-
Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
-
Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
-
Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
-
Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.
-
Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
-
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
-
Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.
-
Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
-
Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
-
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
-
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.
-
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
-
Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
-
Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |