Программа разработана на основе: фгос по направлению/специальности



страница1/6
Дата14.02.2016
Размер0.93 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»




УТВЕРЖДЕНО

решением совета факультета психологии

от « 19 » июня 2014 г.,

протокол № 11


Декан факультета

___________ Б.В. Кайгородов





           
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология учения
(наименование)
Направление подготовки 37.06.01 Психологические науки

Направленность (профиль) «Педагогическая психология»

Квалификация (степень) выпускника «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

Форма обучения очная



Астрахань – 2014

Программа разработана на основе: ФГОС по направлению/специальности

Направление подготовки 37.06.01 Психологические науки

Направленность (профиль) «Педагогическая психология»

Квалификация (степень) выпускника «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

Форма обучения очная


Разработчики:
Брюхова Наталья Геннадиевна, кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры общей психологии и психологии развития


РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры общей психологии и психологии развития

Протокол № 11 от «5» июня 2014 г.

Заведующий кафедрой _______/ доктор. психол. наук, профессор, Кайгородов Б.В. /




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Психология учения» обеспечение формирования у аспирантов целостной системы представлений о психологии учения, и качественном своеобразии психологии учения человека.

Задачи освоения дисциплины:



- раскрыть содержание основных психологических законов и детерминант учения;

- ознакомить студентов с основными психологическими теориями и подходами к учению;

- формирование умений применять знания для решения задач профессиональной преподавательской деятельности в исследовательской и практической области.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Психология учения» относится к циклу дисциплин базовой вариативной части (Б.1. В.01.02).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемый предшествующей дисциплиной: История и философия науки.

Знать: как воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты;

Уметь: решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;

Иметь навык: многократного применения «умений», доведения «умений» до автоматизма;

Владеть: навыками решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности; в состоянии продемонстрировать навыки решения усложненных задач на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе получения опыта деятельности.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Дисциплина «Психология учения» находится в тесной ценностной и содержательной связи с дисциплинами «Психология воспитания», «Педагогика и психология», «Педагогика и психология высшей школы», «Теории возрастного развития», «Методологические основы научных исследований», «Теоретические и прикладные основы теории личности», являясь для этих дисциплин базовой, определяющей ценностные основания понимания направленности и условий развития человеческого потенциала и задающей целевые ориентиры направленности этого развития в контексте постановки и решения задач личностного и профессионального становления аспирантов.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности)



Код и наименование компетенции

Результаты освоения дисциплины

Знать

Уметь

Владеть

УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений,

генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе, в междисциплинарных областях



Сущностные особенности учения, типы учения, способы критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе, в междисциплинарных областях

Использовать знание различных теорий обучения и учения, подвергая их критическому анализу и оценке современных научных достижений в психологии учения, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе, в междисциплинарных областях

Знанием и способами различных теорий учения, подвергая их критическому анализу и оценке современных научных достижений в психологии учения, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе, в междисциплинарных областях

ОПК-2 - готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Сущностные особенности учения, типы учения необходимые для преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Использовать знание различных теорий обучения и учения, необходимые для преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Знанием и способами различных теорий учения необходимые для преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (ЗЕ-4*; ДЕ-4)

(* – одна зачетная единица на подготовку к зачету), 144 часов.


п/п


Наименование радела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)



Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Л

ПЗ

ЛР

ГК

ИК

АИ

I.

Раздел I. Учение и личностно-деятельностный подход в образовании

4

























Контрольная работа №1

(письменные ответы на вопросы)



1

Тема 1. Сущность и типы учения

4

1

1

1













12

устный опрос (индивидуальное собеседование)

2

Тема 2. Система образования и личностно-деятельностный подход в образовательном процессе

4

1

1
















10

подготовка

сообщений (индивидуальное собеседование)



II.

Раздел II. Обучаемость, обучение, научение и учебная деятельность

4

























Контрольная работа №2 (тестирование)

3

Тема 3. Обучаемость, обучение

и научение



4

1

1
















10

устный опрос (индивидуальное собеседование)

кейс-задача



4

Тема 4. Концепция, особенности и субъекты учебной деятельности

4

1

1
















10

подготовка

сообщений (практические контрольные задания)



III.

Раздел III. Учебная мотивация и учебные мотивы в учебной деятельности от дошкольника до студента

4

























Контрольная работа №3

(письменные ответы на вопросы, тестирование)



5

Тема 5. Виды и проблемы учебной мотивации и классификация учебных мотивов

4

1

1

1













12

устный опрос

ролевая игра

обратная связь (задания на оценку последствий принятых решений)


6

Тема 6. Учебная деятельность: от дошкольника до студента

4

1

1
















10

подготовка

сообщений

дискуссия


IV.

Раздел IV. Учебные задачи и действия, знания, умения и навыки

4

























Контрольная работа №4

(указать возможное влияние факторов на последствия реализации умений)



7

Тема 7. Учебные задачи и учебные действия

4

1

1
















10

устный опрос

ролевая игра (задания на оценку последствий принятых решений)



8

Тема 8. Знания, умения и навыки

4

1

1
















10

подготовка

сообщений

кейс-задача


V.

Раздел V. Теория поэтапного формирования умственных действий и традиционное, инновационное и развивающее обучение

4

























Контрольная работа №5

(тестирование; задания на принятие решений в нестандартной ситуации выбора)



9

Тема 9. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

4




1

1













20

устный опрос

дискуссия

(задания на принятие решений в проблемной ситуаци)


10

Тема 10. Психология учения и традиционное, инновационное и развивающее обучение

4




1

1













20

ролевая игра

обратная связь



(задания на принятие решений в ситуации многоальтарнативности выбора)




Итого







10

10













124

зачет


Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины

и формируемых в них компетенций

Темы,
разделы
дисциплины


Кол-во
часов


Компетенции (указываются компетенции перечисленные в п.3)

Σ

общее количество компетенций

УК-1


ОПК-2


Раздел I. Учение и личностно-деятельностный подход в образовании

2

+

+

2

Тема 1. Сущность и типы учения

1

+

+

2

Тема 2. Система образования и личностно-деятельностный подход в образовательном процессе

1

+

+

2

Раздел II. Обучаемость, обучение, научение и учебная деятельность

2

+

+

2

Тема 3. Обучаемость, обучение и научение

1

+

+

2

Тема 4. Концепция, особенности и субъекты учебной деятельности

1

+

+

2

Раздел III. Учебная мотивация и учебные мотивы в учебной деятельности от дошкольника до студента

2

+

+

2

Тема 5. Виды и проблемы учебной мотивации и классификация учебных мотивов

1

+

+

2

Тема 6. Учебная деятельность: от дошкольника до студента

1

+

+

2

Раздел IV. Учебные задачи и действия, знания, умения и навыки

2

+

+

2

Тема 7. Учебные задачи и учебные действия

1

+

+

2

Тема 8. Знания, умения и навыки

1

+

+

2

Раздел V. Теория поэтапного формирования умственных действий и традиционное, инновационное и развивающее обучение

2

+

+

2

Тема 9. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

1

+

+

2

Тема 10. Психология учения и традиционное, инновационное и развивающее обучение

1

+

+

2

В настоящем разделе приводится краткое содержание каждой темы дисциплины.
Раздел I. УЧЕНИЕ И ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Тема 1. Сущность и типы учения

Сущность учения. Учение как одна из основных форм деятельности организма. Биологические и физиологические основы учения. Учение как общее явление в жизни организмов. Активный характер учения. Теории учения и бихевиористическая психология и методологический подход когнитивной психологии и теории систем. Специфичность учения в психологии как активность субъекта. Структурный и функциональный метод и идея развития. Процесса учения и качественные превращения. Процесс учения и выработка структуры способностей и характерологических особенностей, являющихся вместе с сознанием высшими регулятивными инстанциями поведения человека. Учение как основной фактор психического развития. Развитие как сложный многоплановый процесс. Процесс учения и влияние группы на учение, этнические влияния, социальная обусловленность психических изменений. Учение и социализация ребенка, осуществляемая при контактах с другими людьми и продуктами культуры на основе усвоения культурно-исторического опыта, вложенного в предметы, язык, познавательные системы (А.Н. Леонтьев). Социальный контроль путем использования специфических отношений и социальной обратной связи. Функции учения: передача общественного опыта последующим поколениям (которые развивают и обогащают его); способствование выработке у человека речи (которая используется для хранения, переработки и передачи информации). Информация, учение и управление обществом и его развитием. Передача необходимой для общества информации спонтанно (непроизвольное учение и научение), или целенаправленно (учебно-воспитательная система). Новые системы и новые социальные связи. Учение как процесс предпринимаемых учеником учебных действий, направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков. Обучение как сознательный процесс, предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Обучение и акцент на деятельности учителя. Учение как аспект учебной деятельности больше связано с деятельностью ученика, его учебными действиями, направленными на развитие способностей и приобретение необходимых знаний, умений и навыков. В числе мотивы учения: предвидение результатов учения (получу зачет, сдам экзамен, овладею иностранным языком, получу диплом), предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной деятельности.

Типы учения. Первый тип учения – «путем проб и ошибок». Ориентировочная основа действия (ООД). Особенность усвоения знаний и умений при использовании ООД. Второй тип учения – построение действия на полной ориентировочной основ. Ограничения теоретического познавательного интереса. Третий тип учения. Когда учащийся не только учитывает условия, необходимые для достижения желаемого результата, но и хорошо понимает их содержание, их отношение к будущему продукту. Особенность усвоения знаний и умений при использовании третьего типа учения. Причины повышения устойчивости действия. Перенос на новые задания и процесс усвоения. Метод построения содержания нового знания и метод его преподнесения. Нацеленность ориентировочной основы на познание, на исследование основной структуры изучаемых объектов – основных единиц данной области и способов их сочетания в конкретные образования. Третий тип и коренная переработка учебных предметов. Преобразование учебной задачи из эмпирической в теоретический исследовательский процесс. Возникновение собственно познавательного интереса. Отличие третьего типа от первого и второго типов учения по мотивации, по развивающему эффекту. «Первое и главное в третьем типе учения – возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие собственно познавательного интереса. Исключение других видов мотивации. Неудачи ребенка и побуждение его к поискам новых решений». Развивающий эффект обучения.



Тема 2. система образования и личностно-деятельностный
Тема 5. виды и проблемы учебной мотивации и классификация учебных мотивов
Тема 8. знания, умения и навыки
Тема 10. психология учения и

Каталог: file.php
file.php -> Э. И. Скоблева рабочая программа дисциплины
file.php -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"
file.php -> Краткий обзор блоков электронного курса 9 Пользователи и их права 10 Режим редактирования 10 Назначение каждой кнопки 11
file.php -> Сппо: взаимодействие психолого-педагогических кафедр гоу впо нгпу по технологии бенчмаркинга
file.php -> Среднее профессиональное образование на пути качественных преобразований. Некоторые итоги сетевого взаимодействия
file.php -> «Модели повышения квалификации персонала на предприятии»
file.php -> Формирование основ гражданственности у старших дошкольников
file.php -> Адаптация первоклассников к обучению средствами артпедагогики
file.php -> Теория и методика обучения русскому языку как иностранному


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница