Программа рассчитана



Скачать 157.31 Kb.
Дата27.04.2016
Размер157.31 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр эстетического воспитания детей

«Детский театральный центр»


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ДОД ЦЭВД «ДТЦ»

______________ Е.П.Солнцева

« » _______________ 2009 г.
РАССМОТРЕНА

на Методическом совете «ДТЦ»

« »_________________2009 г.

Учебная рабочая программа

танцевальной студии

«Импрессия»
Программа рассчитана

на детей 8-10 лет


Срок реализации 1 год

Автор программы:



Седых Юлия Яковлевна

педагог дополнительного образования


Петрозаводск

2010


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………………………….3


Учебно-тематическое планирование …………………………………………………………….11
Содержание изучаемого курса …………………………………………………………………...12
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ………………….14
Информационное обеспечение …………………………………………………………………..16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая целесообразность и актуальность программы

Танец – уникальное явление. Он позволяет человеку выразить эмоции в пластике, слиться с музыкой, расслабиться, получить удовольствие.

Танец позволяет человеческой личности раскрыться в следующих трех направлениях:

1) Формирование представлений о собственном теле

Язык тела не менее важен, чем привычный язык общения. Тело разговаривает с самим человеком и с окружающими его другими людьми (и, соответственно, с их телами). Язык тела не всегда заметен, не всегда понятен, но он постоянно используется нами в повседневной жизни. Жесты, наклоны головы, улыбки, прочая мимика – все это «слова», которые говорит наше тело. Танцтерапия учит нас понимать эти слова и осознанно использовать язык тела для общения.

Взяв за точку отсчета наше тело, мы познаем различные категории:

- пространство (каково мое личное пространство; кого я могу допустить в него; могу ли я его расширить);

- ритм (в каком ритме я живу; какой ритм движения наиболее комфортен для меня; способен ли я переключаться с одного ритма на другой);

- вес (легко или тяжело мое тело; насколько велико мое «сцепление» с землей, мое давление на нее; каков вес моего тела в сравнении с другими телами; существует ли связь между весом моего тела и его подвижностью);

- движение (какова направленность моих движений; не двигаюсь ли я хаотично; равномерно ли мое движение).

Все это способствует установлению прочной связи между физическими и психическими проявлениями человека.



2) Самопознание, выделение и раскрытие качеств личности

Танцуя, человек начинает лучше понимать, каков он есть. В танце становятся явными некоторые черты личности, ее внутренние скрытые и подавленные желания, ее конфликты, барьеры и ограничения. Танцы рекомендованы тем, кто неуверен в себе, подвержен депрессиям и страхам.

В танце проявляется индивидуальность человека. Какова бы ни была техника танца, каждый танцор будет выполнять одни и те же движения по-разному. При различных психологических состояниях человека танец его будет приобретать, соответственно, разные эмоциональные черты.

Танец – это непрерывное творчество, импровизация, игра. Он позволяет человеку достичь самовыражения и избавиться от напряжения и неудовлетворенности.



3) Установление гармоничных позитивных межличностных отношений

Танец позволяет человеку стать более открытым и явно выражать свои чувства, эмоции и мысли. Благодаря танцу, люди начинают лучше понимать друг друга, между ними завязываются совершенно новые отношения. Танец позволяет избавиться от страхов общения, влиться в новую компанию, объединенную общими целями.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле.

В 80-90-х годах ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация ТДТ в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.

Танцевально-двигательная психотерапия использует движение и творческое выражение в контексте психотерапевтических отношений, в которых происходит смещение с чисто вербального подхода к телесно-ориентированному. Процесс включает вербальную и невербальную коммуникацию, в процессе которой творчески актуализирует самовыражение, самопринятие, способность делать выбор, принимать решения и осознанно развиваться, делая свою жизнь все более наполненной, творческой и осмысленной.
Еще до появления языка, движение, жесты были средством коммуникации первобытных людей. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способом передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса:
"Из какого ты племени?"- спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"

Танец сопровождал все ритуалы перехода (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение с неизведанным и непознанным, с природой, свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что "...так же как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности; например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения". Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики, и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзестенциальной, гуманистической и трансперсональной).

НОВИЗНА

Программа танцевальной студии « Импрессия» рассчитана на детей коррекционных классов и благотворно влияет на психику детей , помогает им осваивать окружающий мир быстрее, воспринимать ярче, осознать свое место в этом мире, получать удовольствие от общения с двумя видами искусств: музыкой и танцем



Особенности воздействия танцевальной терапии:

1. Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта является аксиомой понимание , что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задачей терапии является достижение самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми , и с миром. В этой связи задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы, анализируя отношения с терапевтом, и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли - чувства - поведение рассматривается как единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.


Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств, и действия. Часто человек начинает думать одно, чувствовать другое и поступать по-третьему, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с нечто постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача, следуя процессу человека (можно сказать его психосоматическому Дао) танце - терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и, таким образом, восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств, и находить


конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (последнее деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.


Основная цель программы танцевальной терапии для коррекционных классов– достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца, помощь в адаптации к окружающей действительности.
Задачи программы танцевальной терапии

для детей коррекционных классов :


  • снять напряжение, избавиться от страха и усталости;

  • помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным детям

адаптироваться к окружающей среде.


Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
Данная программа рассчитана на детей начальной школы 3 класса ( до 10 лет)

В программе участвуют дети коррекционных классов по просьбам родителей

Программа реализуется на базе МОУ « Средняя школа № 2». Отличительной особенностью программы является также то, что она входит в проект « Радуга талантов», созданный для поддержки детей коррекционных классов.

Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год.
Формы реализации программы.
В работе с детьми будет использоваться танцевальная игра. Занятие танцевальной игры является возможностью посредством физической тренировки разогреть тело и открыть его для движения, а также снять психические напряжения, которые препятствуют выражению детских чувств.
Структура занятия


  1. Разогрев;

  2. Телесный тренинг – базовые упражнения и работа со всем телом;

  3. Танцевальные стили – полька, вальс, народные и современные танцы;

  4. Игра с движением – ритмическая игра;

  5. Понимание движенческих контрастов: большой - маленький, быстрый – медленный, длинный – короткий и т.д.;

  6. Минута расслабления;

  7. Свободные упражнения – игра с движениями и импровизация;

  8. Заключение.



Режим занятий

Обучающиеся занимаются в группах по 10-15 человек 1 раз в неделю по 40 минут.



Ожидаемые результаты реализации программы

по окончанию реализации программы обучающиеся
- Могут выполнить базовые упражнения, разминку, слышать свое тело.

- Умеют различать танцевальные стили и двигаться, воспроизводя ритм предлагаемой музыки

- Создают собственные танцевальные импровизации.

- Работают с образами и предметами.

Результатом реализации программы является умение в свободной импровизации создавать картины окружающего мира в танце: осенний лист, подхваченный ветром, деревья на ветру, метель и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы

- психологическое тестирование

- участие в совместных праздниках работы по проекту ( театр, рисунок, танец)

- составление совместного выступления или композиции для показа родителям.


Учебно-тематический план:




п/п


Наименование разделов и тем

Теория


Практика

Всего

1.


Познание своего

тела.


0

5/5

10

2.

Работа с пространством


0


5/5

10

3.

Снятие телесных зажимов

0

5/5

10

4.

Работа с образами


0

8/8

16

5.

Работа с предметами


0

5/5

10

6.

Работа с партнером и группой.


0

6/6

12







ИТОГО

0

34/34

68



Содержание изучаемого курса. Содержание программы танцевальной терапии в классах коррекционного обучения

1раздел программы: ритмико-гимнастические упражнения. Сюда входят основные движения под музыку на 2/4 и 4/4: ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача характера музыки, темпа. Выполнение обще развивающих упражнений под музыку с предметами и без них. Выполнение различных движений под музыку (ловля, катание, передача мяча).

2 раздел программы: ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами: знакомство с барабаном. Использование барабана, погремушек и тому подобное (2-х-З-х инструментов, каждого в отдельности) для передачи сильной и слабой долей в знакомых музыкальных произведениях. Повторение предложенного музыкального ритмического рисунка и передача на инструменте простых песенных ритмов.

3 раздел: импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку: свободное естественное движение под четко ритмически организованную доступную музыку.


Определение сильных и слабых долей такта и свободная передача их притопами, хлопками и другими формами движения.
Простейшие подражательные движения под музыку. Игра под музыку. Игры типа эстафет, с мячами и обручами. Игры с пением.

4 раздел: Народные пляски и современные танцевальные движения, элемент танца и простые танцевальные движения. Разучивание и отработка плясок, круговых танцев по показу.


На каждом уроке осуществляется работа по разным разделам программы, но на каждый раздел отводится разное количество времени (в зависимости от задач занятия), но при этом имеется в виду, что в начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, ускорение.
Основными в освоении программы танцевальной терапии являются принципы "от простого к сложному", "от медленного к быстрому "; "посмотри и повтори1', "вместе с партнером", "осмысли и выполни", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению".
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с его ритмическим характером и темпом.
Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у учащихся расширяется двигательный "кругозор", и освоение происходит быстрее.

1 тема: « Познание своего тела.»


Основными задачами занятий танцевальной терапией являются: приобщение детей к музыке и танцу, формирование навыков различать и понимать такие средства музыкального ''языка", как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, музыкально - эстетические чувства.
Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения с музыкальным сопровождением: ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, а также ритмических упражнений со звучащими инструментами: погремушками, дудками, барабанами. Учитывая состояние физического развития детей, на занятиях чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление.

2 тема: « Работа с пространством.»


Межпредметные связи и коррекционно - развивающая направленность танцевальных занятий непосредственно связана с уроком музыки, т.к. мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. Дети знают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, умеют различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы. И самая тесная взаимосвязь прослеживается между танцем и физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждое занятие имеет конкретную цель - натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. Именно это позволяет детям адаптироваться в окружающем пространстве

3тема: « Снятие телесных зажимов.»


Особенностью занятий танцевальной терапии, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности обучающихся. Каждое занятие обеспечено тщательным подбором музыкального репертуара, планированием с учетом достижений каждого ученика. На занятиях важно поощрять малейшие успехи каждого, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливо относиться к учащимся, учитывая индивидуальные особенности развития и их коррекцию для подготовки к общественно-полезной деятельности. К числу недостатков психического развития относится задержка в развитии эмоционально -волевой сферы, недостаточная познавательная активность и сформированность интеллектуальной деятельности, малый объем памяти, бедность речи и др. В сочетании с быстрой утомляемостью это серьезно тормозит обучение детей. Таким образом, возникает необходимость искать пути и средства обучения, позволяющие этим учащимся полностью усваивать основы наук в соответствии с программой общеобразовательной школы.

Специальные упражнения по снятию телесных зажимов учат детей адаптации к различным жизненным ситуациям и помогают преодолеть нерешительность.

4 тема: « Работа с образами» включает фантазию детей, осмысление предложенной темы и быстрое ее воспроизведение средствами движения. Каждое движение отражает внутренний мир ребенка, помогает ему раскрыться

5 тема: « Работа с предметами» помогает восстановить координацию движений,.

6 тема: « Работа с партнером и группой» учит толерантности, взаимовыручке, развивает координацию движений.
Методическое обеспечение


Дисциплина

Формы занятий

Танцевальная терапия

Танцевальная игра, ритмические упражнения




Импровизация

Техническое оснащение.

Занятия проходят в зале хореографии под музыку. Необходимы магнитофон, музыкальные инструменты( бубен), скакалки, ленты. Детям необходимо иметь

легкую свободную одежду, чешки.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Мифы и легенды народов мира, т.2 - М.: Сов. Энциклопедия. 1990


2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: "Прогресс", 1993
3. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - Ярославль, 1994
4. Козлов В. В. Истоки осознания - Мн.: "Полибиг", 1995
5. Roth G. March to Extasy: Teaching of Urban Shaman. - NY, 1987

Проект « Радуга талантов» рассчитан на детей коррекционных классов начальной ступени обучения.

Основной целью данного проекта является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум благодаря воздействию

разных видов искусства.

Объектом исследования является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии, поэтому с обучающимися в системе работает психолог и отслеживает положительные изменения.

Предметом исследования служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

Задачи проекта:


  1. Помочь детям коррекционных классов в создании ситуации успеха в постижении окружающей действительности.

  2. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

  3. Развить творческие способности обучающихся.

Практическая значимость работы состоит в определении наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей силой воздействия различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, театра, танца, литературы.

Проект состоит из 4 блоков: по изобразительному искусству (студия «Акварелька», театральному искусству ( «Театр на столе»), искусству танца, включая ритмику и хореографию (студия « Импрессия»), а также блока психологического сопровождения « Я и мой мир».



В работе проекта принимают участие талантливые педагоги, в школе созданы все условия для его реализации: дети занимаются в зале хореографии, есть материальная база для создания небольших театральных композиций на столе, удобный для индивидуальных занятий кабинет психолога, оборудованный специальными столами кабинет изобразительного искусства, где проходят занятия студии « Акварелька».


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница