Программа работы специалистов общеобразовательной школы с учащимися с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью



Скачать 353.5 Kb.
страница1/5
Дата13.02.2016
Размер353.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
КОНЦЕПЦИЯ
Программа работы специалистов общеобразовательной школы с учащимися с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Канд. педагогических наук,

учитель-дефектолог Вильшанская А.Д.
педагог психолог Прилуцкая М.И.


ГОУ СОШ № 960 СОВОУО г. Москва
Природа и причины
Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в детском возрасте и одна из главных причин школьной дезадаптации, особенно в период обучения детей в начальной школе.

Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики (Петрухин А.С., 2004, Заваденко Н.Н.,2000, Микадзе Ю.В.,2008).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно рассматривать как сложное психическое состояние ребенка, характеризующееся особым профилем познавательных функций, эмоционально-личностной сферы и поведения ребенка. В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное или школьное учреждение поставленный психоневрологом диагноз – СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний (но не квалифицированных врачем). Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ученика в классе и нарушают процесс его обучения.

Гиперактивность — это чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений. Высокая двигательная активность детей непродуктивна, бесцельна и часто диструктивна.

Импульсивность проявляется в так называемом полевом поведении, отсутствии периода обдумывания, самоконтроля и невозможности соблюдения правил.

Дефицит внимания—неспособность удерживать сосредоточенное внимание на усваиваемом на уроке материале в течение нужного для этого времени. Невнимательность проявляется в том, что ребенок сохраняет внимание в течение нескольких минут, не дослушивает инструкции педагога и объяснения, не доводит учебное действие до конца, чрезмерно отвлекается на посторонние раздражители. Эти дети имеют трудности в концентрации, им характерно снижение избирательности и произвольности.

В настоящее время медицинский диагноз, определяющий СДВГ—это гиперактивное расстройство с дефицитом внимания.


Распространенность СДВГ в детской популяции варьирутся, по данным разных авторов и составляет от 4% до 9,5%, а по некоторым данным даже 21-24%% (Халецкая О.В., Трошин В.М.,1998 Заваденко Н.Н.,2000). Т.е. данное состояние можно рассматривать как важный объект психолого-педагогической работы, как актуальная педагогическая, а не только медицинская проблема.
1. Причины СДВГ и сходных состояний

Пренатальные и перинатальные патологические факторы: асфиксия новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение, возраст матери моложе 20 лет, переношенная беременность, длительные роды, заболевание ребенка на первом году жизни, недоношенность, морфофункциональная незрелость и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

Разные формы органических повреждений мозга у детей (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, пре- и перинатальная патология), наследственная предрасположенность.

Негативные внутрисемейные факторы: воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей), повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей и проживающих с семьей бабушки и/или дедушки, низкий уровень образования у матери и/или отца, продолжительная разлука с родителями в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание (чаще всего онкологическое) и/или смерть одного из родителей, алкоголизм или наркомания у родственников, проживающих вместе с ребенком, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия.
СДВГ можно рассматривать как следствие органического повреждения мозга и как самостоятельный психопатологический синдром, наиболее ярко проявляющийся в недостаточности функций внимания. Исследователи СДВГ с точки зрения мозговых механизмов связывают недоразвитие внимание с 1) нарушениями функционирования правого полушария, 2) с незрелостью или дефицитарностью лобной коры мозга и 3) с дисфункциями подкорковых структур (например, стволовых).

Вариативность СДВГ и сходных с ним состояний у детей рассматривается следующим образом.



1 группа—СДВГ, вызванный недостаточностью работы подкорковых структур мозга, вследствие их поражения на разных возрастных этапах (вплоть до пренатального). Это наиболее распространенный вариант синдрома. Вторично неразвитыми становятся лобные доли. На первом плане—симптомы истощаемости и, отвлекаемости.

2 группа—СДВГ, вызванный недостаточностью работы подкорковых структур мозга и глубинных отделов лобной области. На первом плане недостаточность внимания сопровождается эмоциональной лабильностью и незрелостью, нарушением коммуникации.

3 группа—СДВГ, вызванный первичной недостаточностью лобных долей головного мозга. На первый план выступает дефицит произвольного внимания.
Для сбора анамнестических данных и выявления причин СДВГ необходимо проводить:

  1. анализ медицинской карты и медицинских заключений на обучающегося;

  2. сбор истории развития ребенка с помощью анамнестической анкеты, заполняемой со слов родителей (см. Приложение 1)


2. Как определить
СДВГ манифестируется с 3-4 лет, т.е. дети характеризуются особенностями поведения и психических процессов уже в дошкольном возрасте, они характеризуются определенными проблемами в детском саду, во взаимодействии с группой сверстников, с воспитателями и др. Основной период проявления СДВГ—от 3 до 7 лет, к подростковому возрасту проблемы могут исчезнуть, при этом основная нагрузка в преодолении СДВГ ложится на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на специалистов ПМПк.

В период школьного обучения дети с СДВГ и сходными состояниями проявляют школьную дезадаптацию в виде:



  1. Неуспешности в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка

  2. Постоянных нарушений эмоционально-личностного отношения к уроку, педагогу и себе как ученику.

  3. Систематических повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.

Для определения групп детей, имеющих СДВГ и сходные состояния целесообразно опираться на разработанные в медицине критерии оценки разных форм гиперактивности. При этом следует выявить оценку состояния ребенка глазами родителей и объективную оценку специалистов и педагога посредством специального наблюдения-опроса, структурированного в анкету (см. Приложение 2,3).
Проект
По данным научных и практических исследований СДВГ первоначально проявляется с 3-4 лет и основной период демонстрации ребенком этого состояния от 3 до 7 лет. Максимальные сложности появляются у детей в школьные годы, поэтому перед современной школой стоит задача создания эффективной здоровьесберегающей среды, в которой было бы обеспечено гармоничное развитие детей данной группы. В школе № 960 СВОУО такой средой выступила активная образовательная среда, направленная на увеличение адаптационных возможностей детей, на формирование соответствующих навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) и построенная с позиции развития у обучающихся нравственного компонента здоровья.

Сензитивным периодом проявления данного состояния является дошкольный и младший школьный возраст, к подростковому возрасту эти явления обычно уменьшаются или исчезают, особенно в условиях целенаправленной психолого-педагогической работы. Таким образом именно начальная школа оказывается таким периодом обучения, при котором выявление и сопровождение детей данной группы (СДВГ и сходные состояния) является важной целью реализации образовательного процесса в школе. А педагоги начального образования и специалисты ПМПк оказываются теми участниками образовательного процесса, которые наделяются школой функцией сопровождения детей с СДВГ.

В данном образовательном учреждении именно обучающиеся 1-4 массовых классов и классов КРО оказываются объектом реализации экспериментальной работы по теме «Создание здоровьеориентированного пространства микрорайона Бибирево».
ЦЕЛЬ—создание в образовательном пространстве школы условий обучения, воспитания, здоровьесбережения для коррекции и развития детей с СДВГ и сходными состояниями.

ЗАДАЧИ


  1. Определение оптимальных психолого-педагогических условий для организации обучения и развития детей с СДВГ

  2. Разработка интегративной программы развития и коррекции

  3. Разработка содержания психологического сопровождения образоват процесса детей с СДВГ (описание критериев определения состояния СДВГ)

  4. Разработка программы адаптации ребенка с СДВГ

  5. Проведение саногенетического мониторига у детей рассматриваемой категории

  6. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и развития детей с СДВГ и сходными состояниями

  7. Развитие нравственного компонента здоровья у детей с СДВГ


ОБЪЕКТ – процесс обучения и воспитания детей с СДВГ включенных в единую целостную здоровьесберегающую среду школы.

ПРЕДМЕТ – система коррекционной и развивающей работы специалистов, направленная на компенсацию нарушения СДВГ и сходных состояний
Системная психолого-медико-педагогическая работа с обучающимися школы с учащимися, имеющими СДВГ и со сходные состояния, построена в рамках модели образовательного процесса формирования нравственного компонента средствами образования.

Образовательная стратегия школы характеризуется направленностью на поиск эффективных психолого-педагогических средств развития, укрепления и поддержания здоровья данной группы учащихся. Актуальность ориентации педагогической деятельности на формирование здорового образа жизни обусловлена особенностями состояния здоровья детей.

Учащиеся с СДВГ с раннего возраста имеют серьезные предпосылки или хронические формы соматических заболеваний, неврологическую и соматическую отягощенность развития. В тоже время необходимо выделять и учитывать фактор несформированности саногенного (оздоравливающего) мышления у детей с СДВГ, неразвитость их активной жизненной позиции по отношению к своей личности, поведению и здоровью.

Здоровье человека в значительной степени определяется его образом жизни, который, в свою очередь, связан с «культурой здоровья», т. е. теоретическими знаниями о факторах, благоприятствующих здоровью, и способностью грамотно применять в повседневной жизни принципы активной стабилизации здоровья, т. е. оздоровления (Разумов А.Н.). Существует ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование данного феномена человека: социально-культурные, педагогические, медико-физиологические. В процессе развития ребенка ведущим является педагогический фактор. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мыслей, правильной оценке жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. При этом важны наличие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения и осуществление комплексного подхода к формированию и сохранению здоровья при организации учебно-воспитательного процесса.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с СДВГ и сходными состояниями построено на принципах сохранения, укрепления и развития здоровья, направлено на развитие здорового образа жизни.

В образовательном учреждении создавалась активная образовательная среда, направленная на увеличение адаптационных возможностей детей, на формирование соответствующих навыков ЗОЖ.

Рассматривая здоровье как комплексное понятие, следует выделить в его структуре нравственный компонент (или фактор нравственности), который связан с психолого-социальным развитием детей и влияет на и их отношение к здоровью, здоровому образу жизни и т. д.

Работа с детьми с СДВГ осуществляется в рамках модели организации образовательного процесса, направленной на формирование у школьников нравственного компонента здоровья (НКЗ). Под нравственным компонентом понимается одна из составляющих понятия здоровья, образованная триединством следующих блоков: мотивационного, познавательного, регуляторно-поведенческого.



Мотивационный блок содержит следующие составляющие: энергетическую (активная позиция личности по отношению к своему здоровью) и содержательную (ценностные ориентации и установки личности).

Познавательный блок содержит уровень знаний и представлений ребенка о здоровье, а также уровень познавательных интересов.

В регуляторно-поведенческий блок входят: эмоционально-сенсорная составляющая (эмоциональная оценка состояния организма, телесных ощущений), поведенческая составляющая (действия ребенка по сохранению, укреплению и развитию своего здоровья), регуляторная составляющая (использование оценки своего состояния для регуляции дальнейшего поведения).

Для изучения и оценки сформированности НКЗ у школьников разработана анкета для учащихся и анкета для родителей (см. Приложение 8,9).

Формирование нравственного компонента здоровья средствами образования основывается на комплексном воздействии на мотивационную, эмоциональную, поведенческую и регуляторную сферы учащегося. Разработанная модель организации образовательного процесса, направленного на формирование у школьников НКЗ, представлена 4 модулями.

Первый модуль — общешкольный, он является базовым и обеспечивает полноценное функционирование остальных модулей: педагогического, психологического, воспитательного. Содержание этих модулей направлено на решение задач названных ранее блоков нравственного компонента здоровья (мотивационного, познавательного, регуляторно-поведенческого).
Общешкольный модуль направлен на организацию здоровьесберегающего пространства школы, на создание в школе атмосферы сбережения здоровья, использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, обеспечение комфортных психоэмоциональных условий обучения, охранительного режима учебной деятельности школьников, соответствующих санитарным правилам и нормам условий труда и отдыха детей и взрослых, контроль соблюдения этих условий.

Здоровьесберегающая атмосфера в школе способствует созданию у учащихся ориентации на укрепление и развитие собственного здоровья, формированию у детей общей идеи заботы о нем.

Работа с детьми с СДВГ в рамках данного модуля ориентирована на диагностические, адаптационные и коррекционные цели. Реализация модуля обеспечивается деятельностью специалистов ПМПк, классных руководителей, педагогов и родителей.

Содержание работы в рамках данного модуля:



  • Создание адаптационной среды для детей с СДВГ ( 1) специальные условия обучения: проведение урока педагогами в режиме охранения и сбережения здоровья учащихся, выполнение нормативных санитарно-гигиенических условий; соблюдение доброжелательного микроклимата на уроке; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; использование в процессе урока здоровьесберегающих технологий; дозирование домашнего задания с учетом гигиенических требований и возможности их выполнения учащимися, индивидуализирование объема с учетом психофизиологических и психологических особенностей ребенка и т.д. 2) психологическое сопровождение процесса обучения).

  • Проведение дополнительных здоровьесберегающих мероприятий (систематическое использование педагогами на уроках оздоровительных и психокорроекционных пауз для профилактики «школьных болезней» (нарушение осанки, нарушение зрения, хроническое утомление), предупреждения психоэмоциональных и физических перегрузок)

  • Организация здоровьесберегающего режима обучения: плановый анализ расписания занятий, мониторинговое изучение режима учебных нагрузок учащихся, контроль соблюдения в учебном процессе санитарно-гигиенических требований; оценка здоровьесберегающего потенциала урока.

  • Регулярный сбор данных о состоянии здоровья учащихся с СДВГ и сходными состояниями: заполнение Паспорта Здоровья, ведение дневников наблюдения, обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей рассматриваемой категории.

  • Организацию изучения здоровья детей путем проведения саногенетического мониторинга в специализированном учреждении.

  • Проведение динамического изучения учебно-познавательной и эмоционально-личностной сфер учащихся с СДВГ и сходными состояниями специалистами ПМПк (психологическое, комплексное нейропсихологическое, стандартное дефектологическое и логопедическое обследование, определение уровня сформированность ЗУНов).

  • Проведение консилиумов с целью сведения результатов диагностики специалистов и составления программ коррекции и развития для данной группы детей (см. Приложение 4: представления специалистов на учащегося, Приложение 5: Консилиум)

  • Проведение комплексной коррекционной работы специалистами ПМПк по интегративной программе развития и коррекции (см. ниже)



Интегративная программа коррекционных занятий с обучающимися начальной школы

Психологическая коррекция.

В рамках этого блока психологические занятия строятся исходя из специфики психического развития ребенка с СДВГ, с точки зрения сильных и слабых сторон и с учетом задач учебного процесса.

Психологические занятия – это неотъемлемая часть индивидуальных маршрутов сопровождения, принятых в данном образовательном учреждении. Они построены на базе коррекционно-развивающих программ и в рамках нейропсихологического подхода с учетом традициий следующих авторов: Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева (учебные пособия – школа внимания, школа умножения, скоро в школу), Э.Г. Симерницкая (Лурия-90), А.А. Цыганок (развитие пространственных представлений у детей), А.В. Семенович (методика «замещающего онтогенеза»), Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (программа формирования пространственных представлений), Т.Г. Горячева, А.С. Султанова (методика «сенсомоторной коррекции), И.А. Рахновская, О.В. Казанцева (психокоррекционные программы эмоционально-личностного развития) и др.

В программе содержатся авторские разработки школьных психологов, которые направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков - письма, чтения, счета. Важную роль в программе занятий занимают приемы развития и коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций), за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях познавательных и речевых функции (ФН, ФФН, НВОНР, заикание, несформированность учебных навыков и снижение темпа развития познавательной деятельности и др.) детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показаны дефектологические и логопедические занятия.


Программа психологических занятий структурирована по блокам и реализуется в виде индивидуальных и групповых занятий. Содержательное наполнение блоков зависит от возраста, нуждающихся в занятиях детей. Наиболее эффективно использовать программу для коррекции состояния СДВГ у детей следующих возрастных групп:6-7лет (1класс), 7-8 лет (2 класс), 8-9 лет (3 класс), 9-10лет (4 класс)

1 блок программы направлен на формирование умения сконцентрировать внимание на самом себе, на собственных ощущениях. На этом этапе проводятся тактильные и сенсорные занятия (работа с песком и водой, размазывание глины и красок руками по разным поверхностям); произвольные игры в комнате для игры.

Он также включает в себя упражнения на релаксацию и дыхание, направленные на формирование умения расслабить свое тело, способствуют развитию навыка самоконтроля за своим состоянием («Драка», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Подарок под елкой» и т.д. Упражнения на расслабление разных групп мышц (спины, рук, плечевого пояса).

После успешного усвоения этих упражнений проводятся следующие релаксационные игры: «Водопад», «Танцующие руки», «Слепой танец».

2 блок программы представляет из себя модифицированный вариант методики «замещающего онтогенеза», направленный на развитие базовых предпосылок познавательных процессов. Проводятся упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, сенсомоторной сферы, зрительно-моторных координаций, двигательных функций, регуляции движений и тела («язык на слух», «лягушка», «носочки-ладошки» и др.)

3 блок включает игры на тренировку одной функции. Внимание: «Найди отличия», «Запрещенное движение». Контроль двигательной активности: «Разговор руками». Контроль импульсивности: «Говори», «Съедобное-несъедобное»

Он также включает игры на тренировку двух и трех функций. Внимание и контроль импульсивности: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гвалт». Внимание и контроль двигательной активности: «Колпак мой треугольный», «Расставь посты», «Замри».

4 блок направлен на развитие произвольности, процессов саморегуляции и пространственных представлений. На этом этапе реализуется поуровневое формирование разных видов пространственных представлений (уровень пространства собственного тела), уровень расположения объектов по отношению к собственному телу, взаимоотношение внешних объектов между собой, лингвистическое пространство и временные представления).

5 блок ориентирован на поддержание самооценки, профилактики тревожности и развитие стрессоустойчивости. Развитие зрелых способов саморегуляции, обеспечение пространства укрепления позитивного и зрелого Я-образа.
Дефектологическая коррекция.

I блок . Коррекция произвольности экстериоризованных действий:

- умение произвольно направить свое внимание на мышцы, участвующие в движении (упражнения на праксис позы, пробы Хэда);

- умение различать и сравнивать мышечные ощущения (упражнения на кинестетический праксис, подражательное повторение действий ведущего: напряженных-расслабленных, резких-плавных, частых-медленных и д.р.);

- умение определять соответствующий характер ощущений, характер движений, сопровождаемых этими ощущениями: напряжение-расслабление / сила слабость;

- умение менять характер движений, опираясь на контроль мышечных ощущений (по условным обозначениям, по словесной инструкции);

- умение волевой регуляции экстериоризованных действий: реакция выбора движения, конфликтная произвольная деятельность (кулак-палец);

II блок. Формирование произвольности интериоризованных действий



  1. Формирование активного произвольного внимания, волевого усилия.

Формирование свойств внимания:

- объем внимания («Найди два одинаковых предмета», «Точки»);

- переключение внимания («Найди отличия», модификация таблицы Шульте, счет «плюс два минус три»);

- распределение внимания («чтение» цветных кругов, таблицы Шульте, корректурные пробы, кодирование, рисование одновременно правой и левой рукой);

- устойчивость и концентрация внимания (графические диктанты – «вышивка», срисовывание по клеточкам, «лабиринты», отыскивание слов в ряду букв);

2. Формирование «внимательного письма» на основе планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина). Данная методика (Лидерс А.Г., 1992) направлена на формирование контрольных действий проверки ошибок в текстах по русскому языку как одного из компонентов внимательного письма.

III блок. Формирование целенаправленной деятельности.

- умение принимать и удерживать многозвеньевую инструкцию воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно;

- умение ориентироваться в задании;

- умение планирования предстоящих действий (в форме – работы по алгоритму; предварительному проговариванию предстоящих действий);

- умение внешнеречевого контроля за выполняемой деятельностью (в форме словесных ответов поэтапных и итоговых);

- умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль);

- умение осуществлять самоконтроль по результатам действий.

Используемые упражнения: игры на конструктивный праксис, выполнение заданий по заданному образцу, аналитические задачи.


Логопедическая коррекция (Сопровождение ребенка учителем-логопедом)

Особенности речевого развития детей с СДВГ: словарный запас в пределах обиходно-бытовой тематики, звукопроизношение, фонематический слух и грамматический строй речи не нарушены. Отмечается недоразвитие связной речи.

На письме стойких ошибок, характерных для дисграфии нет. Вместе с тем наблюдаются единичные несистематические пропуски букв, которые скорее обусловлены дефицитом внимания. Многочисленные орфографические ошибки и многократно сделанные исправления придают письменным работам крайне небрежный вид.



В систематических логопедических занятиях ребенок с СДВГ обычно не нуждается, в тоже время учитель-логопед формулирует рекомендации педагогу для работы на уроке:

  1. сократить объем письменных работ с целью увеличения времени на отработку навыка аккуратного внимательного письма;

  2. способствовать развитию функции самоконтроля, используя для этого опорные схемы, памятки, алгоритмы решения орфографических задач;

  3. использовать дополнительные упражнения, основанные на грамматическом и лексическом материале для тренировки функции внимания.

Исключения составляют дети, у которых при состоянии СДВГ отмечаются сочетанные речевые нарушения. В этом случае работа учителя-логопеда проводится в соответствии с основным речевым диагнозом с учетом особенностей состояний СДВГ.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница