Программа работы психолога в летнем пришкольном лагере



Скачать 150,45 Kb.
Дата01.06.2016
Размер150,45 Kb.
ТипПояснительная записка
Примерная ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ЛЕТНЕМ ПРИШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Пояснительная записка

Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлено привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря. Необходимость психолога в лагере также обусловлена целым рядом причин:

​ содействие в адаптации детей к новым условиям (разновозрастные группы, временный детский коллектив);

​ вероятность возникновения конфликтных ситуаций;

​ наличие детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.д);

​ напряженные условия работы, способствующие повышению риска эмоционального выгорания воспитателей.

Поэтому целью работы психологической службы пришкольного лагеря является создание условий, способствующих снятию психо-эмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива, а также развитие индивидуальности ребенка. Осуществление психологического сопровождения пребывания детей в пришкольном летнем лагере.

Основными приоритетами в деятельности психолога в оздоровительном лагере является создание психологически комфортной среды во время оздоровительной кампании, психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса в условиях лагеря. Для достижения поставленных целей, опираясь на гуманистические ценности, школьный психолог в своей работе решают следующие задачи:

​ создание условий для раскрытия личности каждого ребенка, возможности проявить себя, для личностного роста;

​ способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;

​ формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

​ осознание ребенком своих внутренних резервов и овладение механизмами самоконтроля и саморегуляции;

​ формирование здорового образа жизни и осознанного отношения ребенка и к собственному здоровью как к ценности;

​ развитие навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

​ развитие творческих способностей и креативного мышления;

​ оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря.

Основным адресатом реализации данной программы являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.

Программа рассчитана на одну смену пришкольного лагеря. Все мероприятия и занятия с педагогом-психологом проводятся ежедневно согласно плану педагога-психолога.

Для реализации обозначенных выше целей и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:

​ диагностическая деятельность;

​ коррекционно-развивающая деятельность;

​ консультативная деятельность;

​ профилактическая деятельность.

Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.

Психолог может дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.

Характеристика деятельности по каждому из направлений:

1. Диагностическая работа проводится в организационный период, основной и заключительный. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:

​ неустойчивым общественным мнением;

​ адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;

​ демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;

​ оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Основной период (первая половина 4-10 день, вторая половина 11-16 день) в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

​ степень деятельностной активности детей;

​ дифференциация деятельностных потребностей детей;

​ выявление формальных и неформальных лидеров;

​ выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;

​ выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

​ выявленностью общих интересов;

​ необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;

​ повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

На протяжении всей смены дети отмечают свое настроение. Также разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха детей.

2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.

В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:

​ игровые тренинги;

​ сказкотерапия;

​ игротерапия;

​ арттерапия;

​ ароматерапии;

​ музыкатерапии;

​ релаксационные упражнения.

3. Консультативное направление деятельности психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.

4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой пришкольного лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, а также организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья.

Ожидаемые результаты

​ Укрепление психического здоровья воспитанников.

​ Адаптированность к условиям пришкольного лагеря.

​ Стабилизация эмоционального состояния.

​ Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей и педагогов.

​ Сформированность осознанного отношения к здоровью.

Психолого-педагогическое сопровождение лагерной смены

В современной психологии происходит смещение акцентов с проблемы устранения симптомов – на вопросы развития, самоактуализации, с решения конкретных проблем – на построение счастливой, полноценной жизни. И летнее время, как время отдыха и удовольствия, дает необходимые условия для проектирования нового воспитательного процесса. Вот здесь психолог как нельзя кстати.

Становление психологической службы в системе народного образования связа​но с оптимизацией процесса психиче​ского развития детей в различных усло​виях обучения и воспитания. Необходимая психологическая помощь традиционно оказывается не только в связи с учебным процессом и в интер​вале учебного года, но и в период школь​ных каникул. Именно в то время, когда имеются максимальные возможности для со​здания ребенку психологически благо​приятных условий для отдыха, есть возмож​ности для оказания и полноценной пси​хологической помощи.

Успех деятельности педагогов обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индиви​дуальных особенностей школьников и будущих школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. В работе психологической службы в летний период должны найти отражение и социально-психологиче​ские моменты. В отличие от школьной или садовской жизни, приходя в пришкольный лагерь, ребенок погружается в новую для себя со​циальную общность, и эффективность его развития бу​дет во многом зависеть от того, насколь​ко данная общность заинтересована принимать проявления его индиви​дуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятель​ности психолога в пришкольном лагере необходимо также учитывать положе​ние о закономерности прохождения эта​пов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмо​ционально-психологического климата, экспериментально выявленные в усло​виях пришкольного лагеря.

Выдвинутые посылки позволяют раз​бить всю работу психолога в пришкольном лагере, в соответствии с ее основ​ной направленностью, на несколько условных периодов или этапов. Среди них можно выделить:

Методы:

​ Информационно-обучающие занятия.

​ Тренинги, игры.

​ Наблюдение.

​ Тестирование

​ Моделирование.

Этапы программы:

Подготовительный этап (от 20 до 30 дней до начала лагерной смены).

Цель: Обеспечение пришкольного лаге​ря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех чле​нов лагерной дружины, психологиче​ское обоснование общих мероприятий.

Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможно​стей; беседа; игры и др.

Деятельность психологической служ​бы на подготовительном этапе является одним из самых ответственных момен​тов, так как в зависимости от того, какая психологическая программа бу​дет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь пришкольного лагеря. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспи​тателей и вожатых отря​дов. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника конкретного отряда.

Дальнейшая работа проходит с со​трудниками, зачисленными в штат пришкольного лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психоло​гической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского кол​лектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых прин​ципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жиз​ни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей.

Кроме того, обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач психолога в пришкольном лагере, а также обучение воспита​телей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи дан​ных в психологическую службу.

Психолог также должен принимать участие в оценке предполагаемых меро​приятий, с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отве​чающую за интерьер помещений с уче​том их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом посредством писем, как своеобразной психологи​ческой поддержки.

Этап формирования актива отрядов (с 1 по 3 день от начала смены).

Цель: Распределение детей по отря​дам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тен​денции доминирования), беседа, наблю​дение, социометрия и т. д.

Психолог должен заботиться о том, чтобы распределение детей по отрядам не было слишком жестким и однознач​ным. По крайней мере, в первые три дня пребывания в пришкольном лагере, если атмосфера группы не удовлетворя​ет их, то ребенок должен иметь возмож​ность перейти из одного отряда в дру​гой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выяв​лении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды.

На этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинно​го лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большин​ства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозмож​но оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу пришкольного ла​геря под руководством психолога целе​сообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы.

Этап адаптации (с 4 по 6 день пребы​вания в пришкольном лагере).

Цель: Определение детей, нуждаю​щихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индиви​дуальных воздействий.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок: тест Люшера или др.); методы оценки психологиче​ского климата в отряде (цветопись; анкета; школа или др.).

На втором этапе основная задача психологической службы — помочь воспитателям отряда определить инди​видуальные особенности ребят, выра​ботать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в кол​лектив. Осуществление этого достигает​ся через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов явля​ется проективный рисунок: тесты «Не​существующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспита​тели, выступая в роли помощников пси​холога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обра​тить особое внимание.

Не представляет сложности и прове​дение воспитателем на этом этапе опро​са детей в форме различных игр в вопро​сы и ответы с фиксацией наиболее не​обычных, неординарных реакций и по​следующим разбором их с психоло​гом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи ре​комендаций воспитателям по управле​нию отрядом на основе анализа полу​ченных данных.

По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяет​ся основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего, сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадек​ватной самооценкой, имеющие трудно​сти в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстрой​ствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответствен​ные, слабовольные, склонные к чрезмер​ной фантазии и вранью, с нарушен​ной адаптацией, нарушениями сна — в общем, все те, кого за неделю пребыва​ния в пришкольном лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных».

Этап индивидуализации (с 7 по 10 день пребывания в пришкольном лаге​ре).

Цель: Контроль и коррекция психо​логического климата в отрядах. Инди​видуальная работа с выявленным кон​тингентом. Формирование психотера​певтических групп.

Рекомендуемые методики и приемы:

Методы оценки психологического кли​мата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеж​дение; внушение.

Начало третьего этапа работы психо​логической службы совпадает со стаби​лизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокой​ное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю уровня психо​логического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А. Н. Лутошкина, апробированный в пришкольном лагере «Комсорг», когда каждый ребе​нок ежедневно описывал свое эмоцио​нальное состояние с помощью цветописи. Подобную оценку можно полу​чить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возраст​ными особенностями ребят.

Проводимый контроль эмоциональ​ной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректиро​вать их с помощью подбора и пере​становки лагерных мероприятий.

Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Сле​дует отметить, что, приступая к индиви​дуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны нахо​диться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковремен​ных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной ра​боты является установление довери​тельных отношений с ребятами, выявле​ние индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с инди​видуальных встреч, бесед, выбора удоб​ного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы пси​холог разрабатывает программы само​воспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначен​ные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третье​го этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффектив​ностью ребята объединяются в психо​терапевтические группы для дальней​ших занятий. Как правило, для сниже​ния уровня психологической напряжен​ности и улучшения процедуры само​анализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения.

Этап интеграции (с 11 по 15 день пребывания в пришкольном лагере).

Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психо​терапевтических групп. Коррекция отри​цательных психических состояний.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического кли​мата в отряде; беседа; внушение; игро​вая терапия; аутотренинг и др.

Продолжается работа по раз​витию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль над тем, чтобы воспитатели не препят​ствовали проявлению ребятами инициа​тивы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвину​тых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в лагере атмосферы нетерпимости к явлениям неорганизованности, недисциплинированности со стороны от​дельных ребят. В данном случае психо​лог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающие​ся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллекти​визм (например, в форме поговорок: «Один за всех — все за одного», «Ви​дишь, товарищ отстает — помоги» и т. д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов воздействия на ребят является общест​венное мнение. Значение общественно​го мнения как регулирующего и дис​циплинирующего фактора состоит, прежде всего, в том, что постоянно функционируя, оно становится усло​вием и средством воспитания сознатель​ной дисциплины, без которой невозмож​на общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба долж​на занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, дис​путы, обсуждения кинофильмов.

Этап подготовки к расставанию (с 16 по 18 день от начала смены).

Цель: Повышение дисциплинирован​ности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспита​ния ребят.

Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др.

Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество слу​чаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. В группе специальной психологиче​ской помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе кото​рых ребята анализируют те сдвиги, ко​торые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспита​ния. Действенность данной программы обеспечивается созданием прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь.

Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследо​вания позволит руководству пришкольного лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая но​вые мероприятия и корректируя старые.

Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пришкольном лагере психо​лог, должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря. Орга​низацию в отрядах, через воспитателей и вожатых, игр и мероприятий с психо​логическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; подбор музыкальных произведений для лагер​ного радиовещания в соответствии с необходимым эмоциональным настроем и т. д.

Используемая литература.

1. Алферов А. Д., Котова И. Б., Рогов Е. И., Мареев В. И. Методические рекомендации по организации психологической службы в школе. Ростов н/Д, 1987.

2. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5.

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.



4. Психология развивающейся личности. Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. 


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница