Программа работы педагога-психолога с педагогическим коллективом



Скачать 397.77 Kb.
Дата15.02.2016
Размер397.77 Kb.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Змеиногорский детский сад общеразвивающего вида «Березка»

Змеиногорского района Алтайского края

«Защититься от стресса в настоящем -сохранить здоровье в будущем»

(Программа работы педагога-психолога с педагогическим коллективом)

Возраст участников: 20-50 лет Автор программы:

Срок реализации: 2013-2014гг. педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Березка» Белоусова Эльвира Валентиновна

г. Змеиногорск, 2013г


.Деловые люди, не умеющие бороться

с беспокойством, умирают молодыми.

Доктор Алексис Каррель

Неутешительные реалии современной жизни таковы, что человек постоянно попадает в стрессовые ситуации. Избыток тревожной информации, проблемы в семье и на работе, общение с большим количеством самых разных людей ложатся тяжелым грузом на каждого из нас.

Повседневный стресс, изматывающий нервы, спешка и усталость в конце дня -основные беды современного человека. Конфликтные ситуации на работе, бытовые и экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне - вот лишь малая доля факторов, обуславливающих стресс и следующие за ним депрессивные состояния.

Стресс - это естественный физиологический процесс, помогающий организму адаптироваться к изменяющемуся миру и протекающий однотипно независимо от того, каким раздражителем он был вызван (холод, усталость, быстрый бег, страх, унижение, боль). Вред представляет дистресс - деструктивные последствия стресса, нанесенные организму в ответ на жизненный опыт. В любой стрессовой ситуации в организме выделяются гормоны надпочечником - адреналин и норадреналин, действие которых, сглаживается физической активностью.

Однако человек зачастую игнорирует эту естественную потребность, нанося, таким образом, ущерб собственному организму. На фоне стресса могут развиваться психологические зависимости и фобии, возникнуть вредные привычки, а так же хронические заболевания (гипертония, бронхиальная астма, онкозаболеваня). По частоте и серьезности заболеваний профессию педагог относят к группе профессий повышенного риска и указывают на необходимость организации в образовательных учреждениях специализированной системы сохранения и укрепления здоровья педагогов.

Понятие «стресс» (от анг. - давление, напряжение) служит обозначением для широкого круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия со стороны. Их называют стрессорами. Состояние стресса представляет собой защитную реакцию человека на неблагоприятные воздействия.

В одних случаях стресс обеспечивает мобилизацию возможностей человека, задействует его резервы для того, чтобы справиться с предельными физическими, эмоциональными и интеллектуальными нагрузками. Если это срабатывает и активизировавшихся ресурсов достаточно, то подобные встряски держат человека в тонусе, не дают расслабиться. Это положительный ответ на стрессор, стимулирующий активность, придающий сил.

В других случаях, наоборот, реакция может быть совершенно противоположной. Встреча с препятствиями и трудностями вызывает апатию, снижение жизненной активности, неудовлетворение от происходящих событий, беспричинное волнение, излишнее беспокойство.

Многое зависит от того, какой первоначальный опыт закрепился в поведении человека, столкнувшегося со стрессовым воздействием. Если мобилизованных ресурсов оказалось недостаточно для преодоления экстремальной ситуации, то человек может в полной мере ощутить разрушающее воздействие стресса. Это состояние беспомощности, страха от непредсказуемости развития событий, потеря ощущения собственной дееспособности.

Когда в следующий раз человек столкнется с ситуациями, подобными пережитым, то у него в первую очередь будет проявляться то, поведение, которое закрепилось с прошлого раза. Негативный опыт влечет за собой желание избегать повторение подобных ситуаций, поэтому даже угроза появления неблагоприятной ситуации, а не она сама может вызвать сильные отрицательные эмоции.

Чем раньше люди научаться рационально подходить к проблеме необходимости научиться управлять своими эмоциями, спонтанным, хаотичным поведением, тем легче им придется в жизни.

Для оказания поддержки педагогическим работникам, оказавшимся в интеллектуально, социально и психологически сложной для него ситуации, была разработана программа, направленная на развитие способности защищаться и бороться со стрессовыми состояниями и ситуациями.



Главная цель программы - создание условий, необходимых для успешного преодоления профессионального стресса и развития стрессоустойчивости у педагогических работников; организация системы работы направленной на развитие образа уверенного и счастливого человека.

Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:

  1. знакомство с основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость;

  2. повышение эффективности познавательной активности педагогического коллектива;

  3. просвещение педагогов о психологических механизмах стресса (изучение предпосылок и
    причин появления стрессовых ситуаций);

  4. знакомство со способами регуляции негативных эмоциональных состояний, разработка
    стратегии работы по преодолению стрессов;

  5. развитие способности защищаться и управлять стрессовыми проявлениями;

  6. развитие умения получать радость и удовлетворение от жизни;

  7. формирование опыта ведения профессиональной деятельности в аспекте решения
    оздоровительных задач.

Реализация данной идеи, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов:

  1. принцип информированности, который заключается в личностной значимости для
    каждого педагога, нового материала;

  2. принцип диалектического единства теории и практики;

  3. принцип диалектического единства оптимального взаимодействия созидательных и
    интуитивных процедур;

  4. принцип саморазвития;

  5. принцип свободного участия и взаимного уважения;

  6. принцип открытости общения;

  7. принцип осознанности, можно выразить словами Э.Канта: «Не мыслям надобно учить, а
    учить мыслить»;

  8. принцип сотрудничества и ответственности;

  9. принцип результативности.

Формы работы:

  1. беседы;

  2. лекции;

  3. дискуссии;

  4. семинары-практикумы;

  5. круглые столы;

  6. тренинговые процедуры;

  7. активизирующие игры.

Предмет исследования:

- профессиональный стресс: устойчивость, защитные механизмы.



Объект исследования:

- педагогический коллектив.



Гипотеза и основная идея исследования:

Сегодня профессиональной обязанностью педагога становится обучение детей правилам укрепления здоровья, проведения с ними воспитательной профилактической работы, оказание помощи при возникновении неблагоприятных социально-психологических ситуаций, стрессов, ухудшения самочувствия. А самое главное - решать свои непосредственные профессиональные задачи педагог должен, не оказывая отрицательного влияния на здоровье учащихся. Всему этому, как и искусству самооздоровления, педагогам необходимо учиться, ведь для своих воспитанников он должен быть образцом здорового стиля жизни и адекватного отношения к собственному здоровью.

Следует заметить, что собственное здоровье педагоги зачастую оставляют без должного внимания, состояние у большинства из них оставляет желать лучшего. Низкий уровень культуры здоровья педагога, ограничивает не только его профессиональную деятельность, но и отрицательно влияет на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Определение хорошего здоровья, данного Всемирной организацией здравоохранения, гласит, что «здоровье» означает не просто отсутствие болезней, а «положительное эмоциональное и физическое состояние».

Стресс кажется неотъемлемой частью современной жизни, и он может иметь разрушительное воздействие на нас. И хотя избежать его почти невозможно, можно научиться его контролировать.

Гипотезой исследования послужило, предположило предположение о том, что если будет проведены мероприятия по просвещению, информированию педагогов по данной проблеме, то это поможет выработать стрессоустойчивость, предупредит появление хронического эмоционального перенапряжения. Участники: педагогический коллектив. Сроки реализации программы:



2010-2011 год, занятия проводятся ежемесячно, продолжительностью 2 часа. Этапы реализации:

  1. Вводно-диагностический

  2. Информационно-просветительский

  3. Практический

4. Итогово-обобщающий, Критерии оценки результатов:

  1. анкетирование

  2. проектирование

  3. незаконченные предложения

  4. рефлексировки (текст, с помощью которого педагог пытается описать состояние своего
    внутреннего мира)

  5. отзывы участников

  6. анализ результативности

  7. корректирование работы.
    Предполагаемый результат:

  8. педагоги овладеют основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость;

  9. научатся защищаться и управлять стрессовыми проявлениями;

  10. познакомятся со способами регуляции негативных эмоциональных состояний;

  11. выработают индивидуальную стратегию и тактику управления стрессом;

  12. овладеют навыками конструктивного общения;

  13. обретут внутреннее равновесие и ощущение радости жизни.

Тематический план работы клуба «Новый педагог»

п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Знакомство с основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость.

2

1

1

2.

Психологическое здоровье человека.

2

1

1

3.

Эмоциональный стресс. Информационный стресс.

2

1

1

4.

Психологические механизмы стрессы.

2

1

1

5.

Стресс в жизни женщины.

2

1

1

6.

Полезный стресс.

2

1

1

7.

Эмоциональный контроль - психологическая устойчивость.

2

1

1

8.

Формирование стрессоустойчивости.

2

1

1

9.

Действенные способы борьбы со стрессом.

2

1

1

10.

Работа с травматическим стрессом в экзистенциальном подходе.

2

1

1

11.

Стратегия работы со стрессом. Саморегуляция.

2

1

1

12.

Итоговое занятие. Найти время, чтобы быть счастливым и здоровым человеком.

2

1

1




Всего часов: 24










Краткое содержание программы

Тема № 1. Знакомство с основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость.

Понятие стресс, составляющие фазы, особенности физического проявления. Причины появления, стадии развития и способы реагирования на стресс.

Стресс - естественный физиологический процесс, помогающий организму адаптироваться к изменяющемуся миру и протекающий однотипно независимо от того, каким раздражителем он был вызван. Состояние общего возбуждения, нервного и психического напряжения.

Дистресс - деструктивные последствия стресса, нанесенные организму в ответ на жизненный опыт.

Первоначальное понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (« общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Тема № 2. Психологическое здоровье человека. Влияние стресса на организм человека.

Знакомство с понятием «психологическое здоровье». Определение здоровья данное Всемирной организацией здравоохранения. Жизненные позиции, обозначение собственных жизненных ориентиров. Разработка индивидуальных стратегий сохранения психологического здоровья.

Краткое руководство к распознаванию симптомов стресса и их влияние на организм человека.

Тема № 3. Эмоциональный стресс. Информационный стресс.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиты. Различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Тема № 4. Психологические механизмы стресса.

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись, имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.

Одни и те же ситуации могут по-разному воздействовать на человека и в силу его психологических особенностей.

Тема № 5. Стресс в жизни женщины.

Основные причины появления стресса и следующие за ним депрессивные состояния у женщин конфликтные ситуации на работе, инфантильность мужчин, бытовые и экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне. Особенность женского организма - постоянно изменяющийся гормональный фон. Влияние стресса на женский организм. Лишний вес - реакция организма на хронический стресс.



Тема № 6. Полезный стресс.

Утверждение ученых занимающихся изучением стрессов: небольшие стрессы не только полезны, но даже необходимы нашему организму, они мобилизуют его силы на борьбу с возникающими угрозами и укрепляют иммунитет.

Положительные и отрицательные последствия полезного стресса. Умеренные и чрезмерные стрессы, их симптомы.

Тема №7. Эмоциональный контроль — психологическая устойчивость.

Отрицательные эмоции, их позитивная трансформация. Проявление негативных эмоций в контролируемом режиме, необходимо, это приводит в баланс физиологические и психологические процессы. Знакомство с деструктивными реакциями на стрессовые ситуации. Знакомство с конструктивными реакциями на стрессовые, конфликтные и проблемные ситуации. Контроль эмоций.



Тема №8. Формирование стрессоустойчивости.

Знакомство с понятием стрессоустойчивость, со способами адекватного переживания стрессов. Выработка качеств позволяющих справляться с трудными ситуациями, не дожидаясь возникновения стресса. Один из главных показателей - то, как быстро человек способен погасить след от неприятного события, так как именно этот «хвост» вызывает психологические и физиологические нарушения. Чтобы этого не произошло, стресс должен заканчиваться с заходом солнца того дня, который принес напряжение.



Тема №9. Действенные способы борьбы со стрессом.

Знакомство с действенными способами борьбы со стрессовыми ситуациями: рефлексологический метод, правильный режим дня (питание, сон, отдых), функциональная музыка, библиотерапия, аутотренинг, смехотерапия, физические упражнения, хобби. Знакомство с правилом: «Первый враг угнетенному состоянию - все то, что доставляет нам удовольствие».



Тема №10. Работа с травматическим стрессом в экзистенциальном подходе.

Осмысление произошедшего, придание «смысла» травме - необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления при травматическом стрессе. Необходимость проведения данной работы - снятие фиксации с травматической ситуации и переход к личной истории в целом. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью. Знакомство с основным принципом работы со стрессом в экзистенциальном периоде: - принятие факта произошедшего;



  1. контакт с ценностями;

  2. принятие ответственности и осознание ее границ;

  3. принятие вызова ситуации.

Тема №11. Стратегия работы со стрессом. Основы саморегуляции.

Знакомство с методами снижения негативных последствий и физического напряжения. Комплекс физических упражнений, направленный на активное расслабление. Подбор различных способов релаксации для преодоления стресса, с учетом индивидуальных предпочтений человека.

Эффективное средство профилактики напряженности - использование естественных способов регуляции организма, способов и упражнений саморегуляции и восстановления себя. Четыре основных средства осуществления саморегуляции:


  1. управление мышечным тонусом;

  2. управление дыханием;

  3. воздействие словом;

- мысленные образы.

Основные эффекты саморегуляции: успокоение, восстановление и активизация.



Тема №12. Итоговое занятие. Найти время, чтобы быть счастливым и здоровым человеком.

Здоровье человека всего лишь на 7% зависит от медицины и на 50% от психоэмоционального состояния. Особенности реагирования организма на стресс, процесс выработки гормонов: адреналина, норадреналина и кортизола. Простые советы для улучшения физического и душевного состояния: «Как сберечь ощущение радости жизни».

Душевное спокойствие и радость бытия зависят только от нас самих. Как сказал Авраам Линкольн, «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости стать счастливыми». Счастье не является результатом, оно находиться внутри нас. И первым шагом к нему должна стать попытка избавиться от беспокойства.

«Груз прошлого вместе с грузом будущего, который вы взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже очень сильных» Дейл Карнеги.



Список использованной литературы:

  1. Головин СЮ. Под ред. Тарас А.Е. Словарь психолога практика. 2-е изд. Минск 2003.

  2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПБ.2002

  3. Забродин К.И., М Попова «Психология в школе», учебно-методическое пособие для
    учителей, М. 1994г.

  4. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса», Москва, издательство «Наука», 1983. 368 с.

  5. Коломинский Я.Л. «Человек: Психология», Москва «Просвещение», 1986г.

  6. Лук А.Н. «Эмоции и личность», Знание. М. 1998г.




  1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. -- 592 с: ил. — (Серия
    «Учебник нового века»).

  2. Нейдхарт Д. «Властелин эмоций», Питер, С-П. 1997г.

9. Шрайнер «Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты», М.
Изд. Гр. «Прогресс», «Университет», 1993г.

  1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПБ: Питер, 2006. - 256
    с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

  2. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. ~ М.: Изд-во
    Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).

  3. Психофизиология: Учебник для ВУЗов под ред. Ю.И. Александрова СПБ, 2006, 326.
    С

  4. Селье Г., Когда стресс не приносит горя. М. 1992г.

  5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М. 1960г.

15. Селье Г. «Стресс без дистресса», Рига, «Виеда», 1992г.

  1. Стресс без дистресса. Москва, 1993. - 151с.

  2. Сборник статей известного социального психолога, педагога Дейла Карнеги, 1989г,

  3. Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс. Москва. 1996г.

Приложение № 1.

Психологический тренинг с педагогами

Тема: « Полезный стресс».

Цель: познакомить педагогов с понятием «полезный» стресс, его характеристикой; научить выносить из любой стрессовой ситуации пользу.

Ход работы:

1. Вводная часть. Ритуал приветствия.


Упражнение: «Я приветствую Вас», эту фразу необходимо сказать, как:

  1. политик

  2. певец (певица)

  3. поэт

  4. человек, заблудившийся в лесу

  5. королева

  6. скоморох

  7. иностранец и т.д.

Упражнение: «Завоевать внимание»

Всем участникам предлагается выполнить одну и туже простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Участвуют все. Затем надо определить, кому это удалось и за счет каких средств.



Упражнение: «Мысль одна, а слов много».

Упражнение направленно на формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли. Ведущий предлагает участникам несложную фразу: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами.



Упражнение: «Кто больше»

Участникам предлагается назвать производственные от слова «Дом»: домашний, домовой, домострой, домохозяйка и т.д.



2. Основная часть.

Состояние общего возбуждения, нервного и психического напряжения, вызванного трудной, нестандартной, экстремальной ситуацией и необходимостью с ней бороться или к ней приспосабливаться - и есть стресс. Чтобы не погибнуть под их лавиной, надо научиться в них разбираться и фильтровать: избегать лишних и ненужных, справляться с особо трудными, а некоторые и вовсе обращать в пользу. Ученые выяснили, что периодические эмоциональные встряски, правда не очень сильные и происходящие не слишком часто, - великолепная тренировочная база для нашего организма и психики. Переживание стрессовых ситуаций - вполне естественное состояние. Ведь условия жизни постоянно меняются, а неожиданности случаются каждый день: снова подорожал проезд в общественном транспорте, на работе - перестановка кадров. Организм едва успел

отреагировать на одни перемены и приспособиться к ним, как на подходе новые. Может случиться как мелкая неприятность (машина обрызгала пальто грязью), так и крупная (вас уволили). Впрочем, радость по поводу повышения в должности тоже приносит нешуточное волнение. Словом, вся наша жизнь - бесконечная череда переживаний, хотим мы того или нет.

Но не все стрессы имеют отрицательное воздействие, среди них бывают и полезные. Например, взаимная любовь с первого взгляда — это позитивные переживания, эустресс. А заявление любимого вами партнера о том, что он намерен с вами расстаться, - это, напротив, дистресс, влияющий на нас крайне отрицательно. Таким образом, стресс может оказывать и прямо противоположное воздействие - как оптимизирующее, бодрящее, так и угнетающее, вплоть до полной дезорганизации.

Как доказали американские психологи из университета штата Вирджиния, уверенная доза стрессов необходима нам как воздух, хотя бы ради включения защитных механизмов, противодействующих гриппу. Ведь стресс запускает в организме способность адаптации к изменяющимся условиям жизни. Лабораторные исследования показали, что полное ограждение от негативных известий, эмоциональных перепадов и необходимых усилий по преодолению трудностей буквально укорачивает нашу жизнь. Небольшие стрессы нужны нам как закаливающие процедуры и физкультура.

Сильные и хронические переживания вызывают перенапряжение нервной системы, истощают в организме механизмы приспособления к новым условиям и в конечном итоге ведут к соматическим заболеваниям и преждевременному старению.

Наиболее полезны стрессы умеренные. Что бы определить, насколько наши стрессы чрезмерны, необходимо понаблюдать за собой. Вот тревожные симптомы:


  1. беспричинная раздражительность и вспышки гнева по мелочам;

  2. постоянное беспокойство;

  3. сонливость или бессонница:

  4. дрожь в руках или коленях;

  5. повышенная потливость, слабость, головокружение, изжога;

  6. тяжесть в груди или под ложечкой, сухость во рту, запор или диарея;

  7. ощущение тупой боли или давления в затылке.

Если вы обнаружили в себе что-то из перечисленного, это повод отнестись к своему душевному состоянию со всем вниманием. Краткосрочные отрицательные и положительные стрессы — свадьба или путешествие - к таким последствиям не ведут. Все это результат затяжного отрицательного стресса, источник которого надо немедленно найти и обезвредить. Будь то нелюбимая работа или длительный конфликт с родственниками. Если ничего не предпринять, накопленные негативные эмоции приведут к депрессии или, к физическим недугам.

Полезные советы: «Как отсеять ненужные стрессы и извлечь из них пользу»

  1. Для восстановления утраченного внутреннего психологического равновесия нужна
    яркая вспышка эмоций и одновременно небольшой стресс на физиологическом
    уровне.

  2. Решайте проблемы по мере их поступления, прогнозирование неприятностей и
    напряженное их ожидание - излишняя нагрузка на нервную систему.

  1. Нейтрализовать негативные последствия стрессов поможет магний, он регулирует
    практически все процессы образования ферментов и гормонов, предотвращает
    сосудистые и мышечные спазмы.

  2. Выносите позитивный урок из каждой стрессовой ситуации. Американский
    психолог и автор книг Луиза Хей рекомендует, попав в неопределенную, сложную,
    волнующую, тупиковую ситуацию, рассуждать так: «Этот опыт пойдет мне на
    пользу». Она считает: «Стресс - это страх, когда вам кажется, что не справитесь».
    На самом деле у вас есть силы, чтобы выстоять, сделать выводы на будущее и
    впредь не наступать на одни и те же грабли. Любой стресс - во благо, если он
    сделал вас мудрее.

  3. Не бойтесь трудностей, благодаря ним мобилизируются все наши внутренние
    ресурсы — интеллектуальные, психические и физиологические.

Тест: «В какой мере вы подвержены стрессам и умеете ли извлекать из них

пользу?»

(Каждая мелкая неприятность приводит вас в состояние паники? Или любая трудность для вас - пустяк, дело житейское? Проверьте себя с помощью теста).

1. Как вы обычно реагируете на стрессовые ситуации?

A) Теряюсь, впадаю в холодное оцепенение - 2балла.

Б) Пытаюсь оценить серьезность ситуации и ее последствия -1 балл

B) Немедленно начинаю предпринимать активные действия - 0 баллов

2. Какое средство от стресса вы предпочитаете?

A) Обращаюсь за помощью к специалисту-психологу — 2 балла

Б) Принимаю народные средства от валерианы до алкоголя - 0 баллов

B) Чтобы отключиться от проблем, стараюсь помогать ближним — 1 балл.

3. Бывает ли так, что депрессия накатывается на вас без видимых причин?

A) Нет, такого не бывает никогда - 0 баллов

Б) Крайне редко, если только я сильно устала и нуждаюсь в отдыхе - 1 балл

B) При моем образе жизни депрессия настигает в любой момент - 2 балла

4. Что является для вас наиболее сильным раздражителем?

A) Ответственность за других - 0 баллов

Б) Физическая опасность, угрожающая лично мне - 2 балла

B) Тревога за близких, когда я не могу им помочь - 1 балл

5. Часто ли вы вспоминаете о пережитых вами неприятностях?


  1. Только тогда, когда полученный при этом опыт может пригодиться -1 балл
    Б) Избегаю этого, чтобы лишний раз не бередить душу - 2 балла

  2. Часто, чтобы взбодрить тем, что неприятности уже позади — 0 баллов

Подсчитайте баллы:

От 10 до 8 баллов. К сожалению, вы весьма уязвимы для стресса и не умеете обращать его в свою пользу. Вероятно, всему виной ваш врожденный пессимизм. Вам следует менее фатально смотреть на происходящее и учиться во всяком событии, находить для себя хотя бы небольшой положительный момент.

От 7 до 4 баллов. Стресс может сильно подкосить вас, но вряд ли способен ввергнуть в панику. К счастью, вас отличают самоконтроль, осмысленное отношение к жизни и чувство долга по отношению к близким. Именно эти качества помогают стойко встречать стрессовые ситуации и даже извлекать из них пользу.



3 балла и меньше. Трудно представить себе ситуацию, которая по настоящему выбила бы вас из колеи. Для такого человека, как вы, даже самый сильный стресс - пустяк или очередная бодрящая порция адреналина. Впрочем, иногда такой стойкий иммунитет к неприятностям может указывать на равнодушие и толстокожесть.

Игры и упражнения, способствующие расслаблению и снятию эмоционального

напряжения:

Использование смехотерапии оказывает положительное влияние на иммунную и нервную системы, успокаивает боль, снимает стресс - ведь под воздействием «смешинок» вырабатываются гормоны радости - эндорфины.

Хороший, добрый смех полезен не только потому, что поднимает настроение. Люди, которые любят смеяться, меньше болеют, реже раздражаются и не знают, что такое депрессия. Исследования британских психологов показали, что после просмотра смешного фильма, уровень раздражения, у человека снижается в несколько раз.



Игра - пантомимика: «Пойми меня»

Играющим дается задание языком мимики и жестов объяснить что-либо остальным:



  1. я хочу есть

  2. здесь очень душно

  3. дарю вам много- много цветов

  4. дайте стул, а то я упаду

  5. досадил дед репку, выросла она большая

  6. я самый сильный из людей

  7. душа хочет праздника.

Игра: «Теремок»

Задача участников - в течении одной минуты придумать, что сказать «мышке», чтобы она пустила в дом. «Мышка» очень привередлива и пустит лишь того, чьи предложения и речь окажутся наиболее убедительными.



Игра: «Мальчики- девочки»

Участники делятся на две большие команды. Каждой команде предлагается перечислить отрицательные черты противоположного пола. Затем необходимо опровергнуть, вернее доказать, что эти черты скорее даже положительные. (Например, болтливость - это разговорчивость, с таким человеком не скучно).



Упражнение: «Ассоциации»

Каждый участник высказывается: с кем или с чем у него ассоциируется слово «счастье».



Упражнение: «Способы борьбы со стрессом»

Обсуждение участниками способов преодоления стрессовых ситуаций, с опорой на личный опыт.



Игра: «Я дарю...»

Участники делают друг другу подарки, без слов, используя жесты и мимику.



3. Заключительная часть.

Американский психолог, Джозеф Бейли, уверяет: «Стрессовое состояние сигнализирует нам, что мы мыслим недостаточно конструктивно». Что же делать, попав в трудную, неожиданную ситуацию? Фильтровать, отсеивать ненужные переживания: иногда не обращать внимание и не нервничать по пустякам, а иногда - стойко принять удар, чтобы стать сильнее. Ведь именно благодаря трудностям мобилизируются все наши ресурсы -интеллектуальные, психические и физиологические. Затем можно гордиться собой, потому что выстояли, превозмогли обстоятельства и победили.

Найдите время для счастья. Если каждый день уделять время людям и делам, от которых радуется сердце, то стресс никогда не подберется к вам близко. Будьте здоровы!

Подведение итогов проведенной работы. Рефлексия.



Приложение №2 10 способов повышения стрессоустойчивости

При любом продолжительном стрессе мы становимся нервозными, усталыми, напряженными, начинаем набирать вес или стремительно худеть, страдать от бессонницы или постоянного желания спать. Часто стресс провоцирует еще и психосоматические реакции: всевозможные высыпания на коже, мигрени, боли в суставах и мышцах, гастрит, язва, нарушение пищеварения и общее ослабление иммунитета. Попробуйте некоторые из предложенных здесь советов и научите свой организм обходиться без успокоительных, стимуляторов, кофеина и сигарет.



  1. Прислушивайтесь к своему телу. Попробуйте начинать свое утро,
    концентрируясь на самочувствии и фиксируя ощущения в теле. Спросите себя: «что
    нужно моему телу сегодня?», «где находятся участки напряжения?», «много ли у
    меня сил и энергии?», «что мне нужно сделать, чтобы почувствовать бодрость?».
    Попробуйте вести такой диалог как можно чаще и по возможности делать то, что
    требует ваше тело. Например, ложиться раньше спать или пить меньше кофе или
    есть больше фруктов.

  2. Заряжайтесь дозой витамина Д, потому что, это самый лучший антиоксидант,
    защищающий нас от рака, остеопороза, рассеянного склероза и диабета. Самый
    простой способ обогатить себя витамином Д - это солнечные ванны. А в холодный и
    пасмурный день, прекрасной витаминной добавкой служит употребление жирной
    рыбы, типа палтуса, лосося, сардин, макрели, скумбрии и форели.

  3. Научитесь прощать. Несмотря на простоту этого утверждения, многие ученые
    сходятся во мнении о пользе прощения. Обижаясь на людей, мы возвращаемся к
    примитивной части мозга (той, которая есть и у рептилий) и которая провоцирует
    нас на реакции типа убегать или атаковать. Таким образом, мы держим свое тело и
    ум в постоянном стрессе, что впоследствии сказывается на нашем самочувствии.

  4. Больше ходите пешком, бегайте, плавайте, прыгайте на трамплине (для этого
    можно купить маленький трамплин) и прочее. Даже самые простые физические
    упражнения увеличивают уровень норепинорфина в мозгу, вещества помогающего
    нам лучше выдерживать стресс.

  5. Практикуйте йогу, медитацию, и дыхательные упражнения. Эти древние
    практики способствуют обретению баланса между телом и умом, замедляя ритм
    сердца, дыхания и глубокого расслабления мышц. Начните с малого: медитируйте
    пять минут в день, перед сном и после пробуждения. Позитивный результат даст
    вам энергию на более продолжительную практику.

  6. Уменьшите количество печенья, тортов и прочих углеводов, приготовленных с
    использованием рафинированного сахара и белой муки. Такая пища увеличивает
    уровень кортизола или гормона стресса в нашем организме. Продукты, которые
    способствуют гормональному балансу, содержат омегу-3 (лосось, сельдь, скумбрия,
    палтус, сардины, семена льна) и витамин Б5 (капуста брокколи, изделия из цельного
    зерна, яйца).

  7. Научитесь говорить нет. Если вы хотите отдохнуть от напряженной недели, а
    ваши друзья тянут вас на вечеринку, или соседке скучно и хочется поболтать, то

научитесь отказываться от ненужных вам мероприятий и делать то, что хочется вам. Большое количество дел, слишком много общения незаметно увеличивают стресс и не дают вам возможности побыть с собой наедине.

  1. Чаще выключайте компьютер и телевизор и просто идите гулять или учитесь
    готовить новые блюда или просто проводите это время со своей семьей.

  2. Слушайте расслабляющую или классическую музыку, шум волн, пение птиц,
    журчание ручья или стук дождя.

  3. Найдите для себя хобби или вид ручного труда, будь-то вышивание, рисование,
    фотография или составление композиций из цветов. Подобные занятия раскрывают
    наш творческий потенциал и помогают избавиться от стресс.

Приложение №3 Управление стрессом - повышение стрессоустойчивости

В наше время идет огромная нагрузка на психику. Постоянные стрессы и травматические ситуации истощают наши внутренние ресурсы. Средства массовой информации постоянно делятся с нами печальными известиями. Везде, куда бы мы ни отправились, мы можем столкнуться с неприятными ситуациями, которые способны вызвать стресс. И даже дома порой не все так гладко. Все это негативно сказывается на нашем эмоциональном и физическом здоровье. Возникают головные боли, язвы и прочие психосоматические заболевания. И все идет по замкнутому кругу. И наши нервы все больше и больше истощаются. Как же быть? Понятно, что спрятаться от стрессов, не получиться. Так как они являются неотъемленной частью нашего мира. Научиться ими управлять, - это по силам практически каждому.

Существует много способов управления стрессами. И каждый человек может выбрать для себя то, что ему ближе. Главное, чтобы методы управления стрессом, которые вы выберите, не вызывали у вас дискомфорта и действительно вам помогали. Вы можете попробовать все способы и потом сделать свой выбор. А можете чередовать их и использовать в зависимости от сложившейся ситуации. Главное не позволять стрессу усугубляться и все больше обретать над вами власть, а наоборот стать хозяином стресса и подчинить его себе.

Способы управления стрессом: Освобождаемся от подавленных переживаний

Психологи со всего мира пришли к выводу, что отрицательные эмоции, которые не находят выхода, оказывают разрушающее воздействие на организм человека. Они накапливаются в вашем эмоциональном теле и вызывают различные психические и физические заболевания. Например, такая эмоция как гнев разрушает вашу печень, а обиды способны спровоцировать онкологические заболевания. Негативные переживания истощают вашу энергию и внутренние силы, вызывают депрессии и другие болезни. Поэтому следует от них освобождаться. Сделать это можно следующим образом: включить громко музыку и покричать от всей души. Можно заняться интенсивными физическими упражнениями. Можно выразить все свое недовольство на листе бумаги. Можно использовать творческий подход, например, написать стих или нарисовать рисунок, выплеснув весь свой гнев и раздражение. В Японии уже давно используется подобный способ для управления стрессом. В этой стране даже на работе имеются специальные комнаты эмоциональной разрядки с чучелами начальников, которых можно бить и тем самым очищать свою сферу эмоций от негатива. Попробуйте и вы этот замечательный способ, и вам станет легче.



Используем переключатель внимания

Когда вас одолевают негативные мысли, не поддавайтесь им. Усилием воли переключитесь на другую тему размышлений. Или займитесь приятным делом. Чтоб не давать своим стрессам разрастаться до огромных размеров, сделайте себе некий

переключатель, например ментальную картинку с видом любимого моря или цветущей поляны. И всякий раз, когда у вас появляются мысли - стрессы, включайте свой переключатель. Со временем, это станет вашей привычкой, и вы сможете управлять своим стрессом благодаря этому способу.

Приступаем к расслаблению

Релаксация - это верный помощник в управлении стрессом. Если вы научитесь этому искусству, то вы окажите своему организму огромную пользу. Для того, чтобы использовать метод релаксации вам следует выбрать такое время, чтоб вас никто не тревожил. Для большего эффекта включите приятную музыку и примите удобное положение. Если не получается, то купите диск аутогенной тренировки, или усильте эффект расслабления благодаря принятию ванны с ароматическими маслами или морской солью. Помимо расслабляющего эффекта вы еще и отдохнете и восстановите свои силы.



Приложение №4

Психологический тренинг на тему: «Прогноз моего здоровья».



Цель: формирование представлений о здоровье как о важнейшей составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья; воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; развитие здоровьесберегающих умений и навыков; знакомство со смехотерапией, как одного из направлений в медицине и способа борьбы со стрессом.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте! Сейчас я не только поприветствовала вас, а еще и пожелала доброго


здравия. Здоровье - это, без чего невозможны ни радость, ни счастье, ни успех. Великий
немецкий философ Артур Шопенгауэр справедливо угверждал: «Здоровье до того
перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее
больного короля». И с ним трудно не согласиться.

Здоровье является залогом полноценной и счастливой жизни, способствует выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может быть успешным и уверенным в своем будущем в нашем динамичном и информационно насыщенном современном мире.

Мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками».

Всемирная организация здравоохранения утверждает - здоровье человека зависит лишь на 7% от медицины и на 50% от его настроения, психоэмоционального состояния. Вопрос: Какие способы повышения настроения вам известны? (ответы участников).

- Можно просто посмеяться - и вы поразитесь тому, как измениться ваша жизнь и ваше
здоровье. Хороший добрый смех полезен не только потому, что поднимает настроение.
Люди, которые любят смеяться, меньше болеют. Реже раздражаются и не знают, что такое
депрессия.

Смех успокаивает - смех высвобождается эндорфины - гормоны счастья, которые помогают избавиться от раздражения и грусти. Исследования британских психологов показали, что после просмотра смешного фильма уровень раздражения у человека снижается в несколько раз. Более того, настроение испытуемых поднималось от одной мысли о том, что скоро они будут смеяться - за два дня до намеченного просмотра комедии они сердились в два раза реже, чем обычно.

Смех укрепляет отношения — способность смеяться вместе чрезвычайно важна для установления хороших и дружеских отношений. Связь людей и их общее представление о том, что может быть смешным, позволяет им быть более открытыми друг с другом. Смех повышает иммунитет - смех помогает бороться с инфекциями. После минуты искреннего смеха организм выбрасывает в дыхательные пути большое количество антител, которые защищают от бактерий и вирусов. Смех так же увеличивает выработку лейкоцитов, борющихся с различными заболеваниями, в том числе и раком. Смех оздоравлнвает сердце - благодаря смеху расширяются кровеносные сосуды, и кровь лучше циркулирует. Десять минут смеха могут существенно снизить кровяное давление и уменьшить риск возникновения холестериновых бляшек. Смех помогает даже

тем, кто пережил сердечный приступ, - врачи считают, что хорошее настроение снижает вероятность второго приступа.



Смех снимает боль - гормоны счастья эндорфины, которые вырабатываются, когда человек смеется, - естественные болеутоляющие вещества нашего организма. Смех побеждает стресс - Британские ученые исследовали влияние смеха на здоровье людей. Были созданы две группы добровольцев. Одной группе в течение часа показывали записи юмористических концертов, в то время как вторую группу просили просто тихо посидеть. После этого участники эксперимента сдали анализ крови. И обнаружилось, что у тех, кто смотрел юмористический концерт, уровень «стрессовых» гормонов кортизола, допамина и адреналина оказался ниже, чем у второй группы. Дело в том, что, когда мы смеемся, усиливается физическая нагрузка на все отделы организма. Когда мы перестаем смеяться, усиливается физическая нагрузка на все отделы организма. Когда мы перестаем смеяться, наше тело расслабляется и успокаивается. А значит, смех помогает нам избавиться от физического и эмоционального напряжения.

Смех развивает легкие - во время смеха деятельность активизируется и таким образом увеличивается поступление кислорода в кровь, что позволяет прочистить застой мокроты.



  1. Доктора нам часто твердят: не занимайтесь самолечением! Но есть метод, не требующий
    участия докторов, - это гелотология, или смехотерапия. Ты улыбнулся? Уже хорошо -
    значит, процесс лечения начался! Эту науку вполне серьезно изучают с 70-х годов
    прошлого века. Множество исследований в этой области (в том числе и самых
    необычных) подтверждают, что смех помогает здоровому образу жизни. Например,
    известно, что комики живут гораздо дольше трагиков! Умение смотреть на все с юмором
    и способность смеяться - совершенно разные вещи. Первое передается генетически, ну а
    второму вполне можно научиться. Главное - захотеть! И вот сегодня мы этим и займемся.
    Упражнение: «Смешное приветствие» - участникам необходимо поприветствовать друг
    друга следующим образом:

  2. как спортсмен

  3. как политический деятель

  4. как оперная певица

  5. как ребенок из ясли-сада

  6. возбужденный и злой человек и т.д.

Упражнение: «Вот это да!», яблоко пускаем по кругу и каждый называет способ его

применения.



Упражнение: «Расскажите про покупки...» - задача участников вести разговор и при

этом не засмеяться.



Упражнение: «Актерское мастерство» - участникам необходимо выполнить следующее

задание:


  1. изобразить походку манекенщицы, идущей по подиуму;

  2. изобразить походку человека, оказавшегося ночь в лесу;

  3. изобразить движениями и мимикой телефон;

  4. представьте ситуацию: вы на необитаемом острове и увидели корабль; вы у зубного
    врача;

  5. покажите человека жующего: семечки, жаренную курицу, арбуз, длинные макароны,
    банан, печенную картошку из костра, кипяченное молоко с пенками;

  6. изобразите крик, если вам: наступили на ногу острым каблуком, крик пастуха,
    сгоняющего стадо, крик человека потерявшегося в лесу и т.д.

Упражнение: «Ха-ха-ха» - участники сидят в кругу, по указанию ведущего кладут голову

на живот друг другу, первый играющий говорит «ха», второй «ха-ха» и т.д. (правило не

засмеяться).

Упражнение: «Бытовая техника» - участники стоят в кругу и делятся на группы по три

человека, по сигналу ведущего им необходимо изобразить: стиральную машину, тостер,

миксер, слона, пальму (правило не перепутать движения).

Упражнение: «Это я!» - упражнение выполняется в кругу, за столами; участникам

раздаются листы, которые подписываются и на которых рисуются символически голова

человека, затем листы передаются по кругу и каждый участник должен дорисовать одну

часть тела и передать рисунок дальше; в заключении хозяин получает свой портрет,

глазами окружающих.

Упражнение: «Передай эмоцию» - участники стоят в кругу с закрытыми глазами, по

сигналу получают и передают загаданную эмоцию; в заключении проводиться сравнение,

какая эмоция была в начале и в конце.

Упражнение: «Палата №6» - двух желающих выводят за пределы слышимости. Всем

остальным ведущий говорит, что они пациенты- психи из палаты №6. Вышедшие —

доктора, которые должны поставить диагноз болезни. Они, проходя по кругу, будут

задавать по одному вопросу, но отвечать на вопрос, заданный игроку, должен тот, кто

сидит от него через одного человека, т.е. третий в круге отвечает на вопрос, заданный

первому и т.д. Первые двое отвечают что-то типа «Сам дурак». Приглашают водящих и

объясняют им, что они доктора, а вокруг больные из палаты №6, что они должны задавать

по одному вопросу всем по очереди, чтобы понять что за болезнь поразила всех сразу.

Диагноз таков: «Сдвиг по фазе в левую (правую) сторону на два такта».

«Убежище зайца» - все стоят друг за другом, образуя «домик» из сцепленных вверх рук.

Это убежище. Если «заяц», спасаясь от «охотника» (водящего), забежал в домик, то тот, к

кому он встал спиной, становиться «зайцем» и, в свою очередь, должен убегать от

«охотника». Если «охотник» успел до него дотронуться (осалить), то заяц становиться

«охотником».

Заключительная часть:

Не сдерживайте улыбку и уж тем более смех. Смех - наш замечательный друг и

душевный целитель, попутчик, который помогает в общении с друзьями и близкими.

Относитесь к смеху серьезно, поставьте себе очень серьезную цель - смеяться каждый

день. Считайте, что смех - это витамин, который надо принимать регулярно. Вам не до

шуток, потому что времени так и не хватает? Вот что мы можем предложить:



  1. вечер на диване за просмотром любимых комедий;

  2. приятный ужин с друзьями;

  3. поход в кино или парк аттракционов;

  4. разговор по телефону «ни о чем» с веселой подругой.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница