Программа психолого-педагогической подготовки родителей по формированию психологической готовности дошкольников к обучению в школе



Скачать 142.98 Kb.
Дата25.04.2016
Размер142.98 Kb.
Самсоненко Людмила Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент

доцент кафедры педагогики и психологии

Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия

Шавшаева Людмила Юрьевна

кандидат педагогических наук

доцент кафедры педагогики и психологии

Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация: авторы акцентируют внимание на роли семьи в формировании у детей психологической готовности к школе. Представлены возможные затруднения первоклассников при несформированной готовности. Предлагается программа занятий для родителей по формированию у дошкольников психологической готовности к школе. Описываются темы и содержание занятий.

Ключевые слова: психологическая готовность к школе, родители, семья, успешность учебной деятельности.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особую актуальность приобретает проблема сотрудничества педагогов и родителей при формировании психологической готовности детей к школе.

Практически каждого ребенка родители и педагоги по разному пытаются подготовить к школе: учат читать, считать и писать. Однако такая подготовка не поднимает ребенка автоматически на новый этап развития.

Психологическая готовность к школе сложное образование, включающее несколько составляющих. Большинство исследователей в структуру готовности к школе относят высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности [2, 3]. Успешность обучения в школе, вхождение ребенка в систему отношений со сверстниками и учителем равнозначно определяются личностной и интеллектуальной готовностью.

Ведущим фактором, влияющим на успешность формирования психологической готовности к школе, является семья.

Семейные традиции, место ребенка в детско-родительских отношениях – все это выступает первым жизненным и личностным ориентиром в жизни человека.

Интеллектуальное и личностное развитие ребенка определяется тем, как удовлетворяются его духовные потребности, как организуется его деятельность, как общаются с ним родители.

В различных исследованиях особенностей современных первоклассников выделяются следующие характеристики [1, 2, 3]:

- большинство первоклассников обладают навыками письма, чтения и счета, но это не является определяющим условием их успешности;

- в классе из 25-30 человек только 10-15% соответствуют статусу школьника, оставшиеся обладают различной степени выраженности особенностями, учет которых становится минимально возможным, поскольку это противоречит техническим и психологическим возможностям педагога;

- практически 80-95% первоклассников не имеют навыка конструктивных отношений, поэтому часто происходят ссоры, драки и споры со сверстниками, грубые  пререкания с педагогами, сложности выполнения домашнего задания с родителями;

- среди внешне успешных детей многие сталкиваются с внутри личностными проблемами (низкая самооценка, завышенный уровень притязаний, высокая тревожность), которые усложняют процесс обучения;

- психика современного первоклассника загружена непонятными его сознанию образами, навязанными бесконтрольным просмотром телепрограмм;

- дети испытывают «голод» в отношении живого общения со значимыми ему взрослыми, поэтому пытаются это компенсировать его за счет внимания педагога.

Причиной выделенных затруднений часто становится непонимание родителями значимости для школьного обучения формирования таких качеств как произвольность, любознательность, способность договариваться, самостоятельность и других. Ведущей родительской установкой при подготовке ребенка к школе, является убежденность в необходимости научить ребенка читать и считать. Все это является следствием недостаточного уровня знаний родителей в области дошкольной педагогики и психологии, а также деформаций представлений о результатах образования. Благодаря процессам модернизации российского образования, провозглашен приоритет личностного развития ребенка. Однако большинство родителей и педагогов до настоящего времени ведущим результатом образования считают сформированность только предметных знаний.

Анализ современного состояния проблемы школьной готовности и собственный опыт работы позволяют согласиться с выводами сделанными Н.В. Нижегородовой [5]:

1. Начинать формирование школьной готовности необходимо как можно раньше. Некоторые учебно важные качества закладываются уже в первые месяцы жизни ребенка. Наиболее важным в этом отношении является старший дошкольный возраст, так как именно в этот период происходит активная перестройка познавательных процессов, личности и деятельности ребенка.

2. Подготовка к школе должна носить систематический, планомерный и целенаправленный характер, опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого pебенка.

В этих условиях возникает необходимость организации специального обучения родителей по проблемам формирования готовности детей к школе.

Для обеспечения теоретической и практической поддержки уровня психолого-педагогической компетентности родителей в сфере формирования у детей психологической готовности к школе в условиях модернизации дошкольного образования в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга разрабатывается программа «Психолого-педагогическое сопровождение формирования статуса школьника у детей старшего дошкольного возраста» [6]. Реализация программы предполагает решение следующих задач: формирование представлений о содержании и структуре психологической готовности к школе; знакомство родителей с закономерностями, механизмами и условиями формирования готовности к школе; знакомство родителей с психолого-педагогическими технологиями формирования готовности к школе; развитие навыков воспитания самостоятельности, произвольности, уверенности в себе, коммуникативных качеств дошкольников; приобретение опыта в решении проблемных ситуаций взаимодействия с детьми; активизация процесса самосознания собственных действий в контексте активизации / торможения психологического развития ребенка.

Программа рассчитана на 36 часов и реализуется только в очной форме.

Основной формой работы с родителями по данной программе являются групповые занятия с элементами тренинга. Такая форма позволяет получить возможность обмена родительским опытом, создает условия для взаимопонимания, создает климат доверия. В результате родители получат возможность реально увидеть себя со стороны и отрефлексировать собственную систему убеждений и представлений, что является необходимой предпосылкой готовности родителей к формированию статуса школьника собственного ребенка [4].

Содержание программы предполагает возможность вариативности. Последовательность прохождения тем может меняться в зависимости от уровня подготовки родителей, их активности и заинтересованности.

Позитивным результатом реализации программы является высокий уровень усвоения научно-теоретического и методического материала, успешное решение практических ситуаций.

В содержании программы планируется изучение следующих тем: «Компоненты возраста», «Факторы развития личности», «Закономерности развития личности», «Структура психологической готовности к школе», «Отдельные психологические новообразования дошкольного возраста», «Сущность и принципы формирования готовности к школе».

Содержание практических занятий ориентировано на анализ проблемных ситуаций по проблемам развития дошкольника; анализ стратегий взаимодействия в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста. Планируется разработка алгоритма проектирования деятельности родителей на основе индивидуальных особенностей развития ребенка дошкольного возраста. Особое внимание отводится работе по анализу наиболее распространенных ошибок родителей и последствий «сбоев» в психологическом развитии.

Апробация программы планируется на базе дошкольных организаций города Оренбурга в рамках социального партнерства и реализации стажерских площадок Институтом повышения квалификации.


Список литературы:


  1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.

  2. Грудненко Е. А. Психологическая готовность ребенка к школе / Е.А. Грудненко. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 176 с.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: НПО «Образование», 2014. – 208 с.

  4. Лютова Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.Лютова, Г. Монина. – СПб: Речь, Сфера, 2011. – 192 с.

  5. Нижегородова Н.В. Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач системы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Н.В. Нижегородцева // http://history.yar.ru

  6. Самсоненко Л.С. Психологическое сопровождение деятельности педагога в системе повышения квалификации / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Колтырева. – Оренбург: Агенство «Пресса», 2009. – 170 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница