Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения



страница1/3
Дата22.02.2016
Размер99.8 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа психолого-педагогического сопровождения

предпрофильной подготовки и профильного обучения

МБОУ «Федоровская СОШ №1»


Составители:

Муфлиева Ралиса Мутигулловна

педагог-психолог

МБОУ «Федоровская СОШ №1»


Удрис Ольга Николаевна

педагог-психолог

МБОУ «Федоровская СОШ №1»

г.п. Федоровский

2014 г.

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в системе образования на современном этапе, требуют переосмысления и изменения подходов, связанных с созданием целостной системы профессионального самоопределения личности. Задача формирования конкурентно-способного выпускника определяет необходимость использования в модели психолого-педагогического сопровождения соответствующих направлений работы.

В комплексной программе психолого-педагогического сопровождения описываются особенности организации сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса МБОУ «Федоровская СОШ №1» г.п. Федоровский Сургутского района на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Программа разработана на основании:

- постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 г. № 160-п «Об утверждении целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»;

- постановления Минтруда РФ от 27 сентября 1996 N 1«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Направления программы определялись в соответствии с нормативными правовыми документами:

- приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»

- стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп;

- стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 февраля 2010 г. № 91-рп;



Раздел I. Научно-методологические и методические основания программы

Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся является создание условий, способствующих личностному росту обучающихся, формированию способности к сознательному, ответственному выбору профессии.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • Выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса и динамики психического развития;

  • Помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута.

  • Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Успешное профессиональное самоопределение школьников во многом зависит от того, насколько решена серьезная задача по организации психологического сопровождения процесса осознанного выбора профессии и профиля обучения, поэтому необходимо, чтобы работа всех специалистов школы была комплексной.

В педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии. Д. Сьюпер отмечал, что выбор профессии - результат процесса развития. В возрасте 14-24 лет юноши и девушки пытаются определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях (сензитивный период). На основе самоанализа они рассматривают возможные варианты профессиональной карьеры. В этот возрастной период они наиболее нуждаются в профориентационной помощи и психологической поддержке. Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л.И. Божовича, Леонтьева, Л. С. Выготского, К.К.Платонова.

Классические исследования в области профессиональной ориентации Е.А. Климова, А.Е. Голомштока усиливают внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения, направленных на решение задач формирования у личности адекватной самооценки, самостоятельности, умения правильного выбора профессии, активности.

Вопросы формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школ активно рассматриваются в работах Г.В. Рязапкина, Н.С. Пряжникова, Чистяковой С. Н. Предлагаемые ими методы активной профориентационной работы с учащимися используются в процессе психологического сопровождения профориентационной работы ( игры, упражнения, опросники).

Кроме того, в подготовке подростков к профессиональному самоопределению используются проектные технологии (О.В. Калягина, Е.И. Пархоменко, Д.В. Поль, Т.И. Толстых). Они рассматриваются как способ самореализации и одновременно как фактор формирования личностных качеств и способов деятельности, обеспечивающих успех в решении актуальных жизненных задач, (в том числе – профессионального самоопределения).

Из научных работ (С.И. Чистякова, В.А. Поляков, С.А. Волошин, А.В. Губин, В.И. Журавлев) известно, что самоопределение необходимо рассматривать не только как процесс развития (идентичности, личности или самосознания), имеющий свои внутренние механизмы, но и как особый вид деятельности личности. Самоопределение — это не просто акт принятия решения, выбор или осознание себя. Профессиональное самоопределение, по Е.А. Климову, — «…деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда…», где «содержание – это, прежде всего, образы желаемого будущего... особенности осознания себя... и своего места в системе деловых межлюдских отношений». Известно, что именно деятельностная составляющая прямо связана с проектной деятельностью.

При апробации и реализации программы используются оптимальное сочетание организационных форм: фронтальная, групповая, индивидуальная и методов: эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, количественный и качественный анализ полученных данных, сравнение, моделирование.

1.3. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.

От того, насколько верно человек определится в том, какой он, кем он хочет и может быть, зависит его жизненный успех. Социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора, особенностей современного восприятия профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и способностям.

Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией старшеклассников с другой. По результатам социолого-педагогического исследования, проведенного Институтом развития образования в октябре-ноябре 2010 года в школах Югры, из опрошенных старшеклассников 8 - 11 классов 63% намерены поступать в ВУЗ, 12% - в учреждения среднего профессионального образования, 4% - в профессиональные училища.

Жизненные планы школьной молодёжи, как правило, не связаны с получением рабочей профессии. Такой выбор является одной из причин молодежной безработицы: по данным Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 01.04.2011 года 36,7 % от общего числа безработных - молодежь в возрасте 16-29 лет. В то же время в структуре вакансий, предлагаемых органами службы занятости населения, до 72% составляют рабочие профессии.

Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» предусмотрено увеличение доли учащихся, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования после 9-го класса, до 35 %.

20 мая 2011 года состоялась Коллегия Департамента образования и молодёжной политики автономного округа, на котором была принята Окружная программа «Модернизации системы профориентационной работы на территории Ханты – Мансийского автономного округа».

Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации психолого–педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях предпрофильной подготовки, профильного обучения и профориентационной работы.

В нашей школе накоплен достаточный опыт в данном направлении в рамках реализации Концепции профильного обучения. Начиная с 2006 года наша школа работает по традиционной системе с использованием развивающего метода обучения и программ разного уровня (общеобразовательных, профильного обучения), что даѐт обучающимся возможность выбора программы обучения, обеспечивает реализацию личностного подхода в учебной деятельности, организацию развивающей учебно - познавательной деятельности обучающихся. В школе созданы возможности профилизации и индивидуализации процесса обучения на старшей ступени обучения (сотрудничество учащихся оборонно-спортивного класса с МКУ «КМЦ «Резерв», Федоровским поселковым отделением полиции, МУЗ «Федоровской городской больницей, ВОХР, ПЧ-114).

В режиме устойчивого функционирования реализуется модель сетевой организации предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов на основе посещения элективных курсов. Отрабатывается содержание и формы организации учебного процесса на старшей ступени в условиях профильного обучения. В школе была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения срок реализации, которой с 2007г. по 2012г.

Новый Закон «Об образовании РФ», новые ФГОС определили новые требования к образовательным результатам, достигаемым в рамках урочной и внеурочной деятельности, к уровню развития личности школьника. Основной целью мероприятий, реализуемых в рамках этой деятельности, является подготовка выпускника к осознанному выбору будущей профессии, развитие его творческих способностей и личных качеств. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения учеником собственной индивидуальной образовательной траектории.

Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, а в частности, оборонно-спортивного профиля обусловлена не только проявлением интереса к военной службе, но и необходимостью поднятия на новый уровень форм и методов патриотического воспитания, акцентированных на формировании у старшеклассников ценностных ориентаций гражданина- патриота. Это привело к необходимости построения новой системы психолого-педагогического сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса основной школы, и сделала актуальной программу психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Актуальность психолого-педагогического сопровождения возрастает в связи с тем, что профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом, когда учащийся признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи.


Раздел II. Содержание программы.
В программу психолого-педагогического сопровождения включены следующие направления:

  1. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 - 9 классы) предполагает выявление интересов и склонностей, способностей школьников, ориентирование на выбор профиля, развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности, формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Из школьного компонента выделяются часы в учебном плане на предмет в 8-9 классах. Психологами составлена программа уроков практической психологии, состоящая из курса «Познай себя» для учащихся 8-х классов и курса «Стратегия выбора» для учащихся 9-х классов. Занятия проводятся по одному уроку в неделю и включают в себя 34 урока в 8 классе, объединенных 4 темами:

1.Индивидуальные особенности личности.

2Психические познавательные процессы.

3 «Я среди других».

4. «Дороги, которые мы выбираем».

В ходе реализации содержания программы учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, позволяющим овладеть понятиями индивид, индивидуальность, личность, темперамент, характер, психические познавательные процессы, мотивы и потребности. Курс включает в себя и практические задания (тесты, анкеты, игры, упражнения, тренинги), которые помогают объективно оценивать и развивать свои способности и возможности. На уроке активно применяются информационные технологии (визуальная информация, тесты, презентации, видеоматериалы), притчи и метафоры как метод психологической и эмоциональной поддержки личности.



Цель курса – привлечь внимание учащихся к собственной личности, развитие мотивации самопознания и самосовершенствования.

Задачи курса:

  1. Помочь учащимся лучше узнать свои способности и возможности.

  2. Активизировать мотивацию самопознания и самосовершенствования.

  3. Научить учащихся управлять своим эмоциональным состоянием и успешно взаимодействовать с окружающими.

  4. Формировать психологическую готовность к осознанному выбору профессии.

Тематический план курса « Познай себя», 8 класс.


Кол-во

часов


Темы

раздела


содержание

1

Вводная беседа

Наука психология. Психодиагностика, ее главные принципы.

7

Индивидуальные

особенности личности



Художественный и мыслительный тип деятельности. Самодиагностика. (1 ч)

Тип личности. Интроверт, экстраверт, амбаверт. Самодиагностика. 1 ч)

Темперамент. Типы темперамента. Самодиагностика. Тест Айзенка. (2 ч)

Характер. Акцентуации характера. Тест Шмишека.

( 2 ч)


Индивид, индивидуальность, личность. (1 ч)

8

Психические познавательные процессы

Ощущения и восприятие. Виды ощущений. (1 ч)


Ведущий тип восприятия.

Визуал, аудиал, кинестет. Самодиагностика. (1 ч)



Память, типы памяти, законы памяти, правила тренировки. Тренинг памяти. (3 ч)

Внимание, его виды и функции. Тренинг внимания. (2 ч)

Мышление. Тест Айзенка. Тренинг мышления. ( 2 ч)


7

Я среди других

«Я - такой, как все, но я – уникален». Тренинг. (1ч )

«Проблемы нашего коллектива». Тренинг. (1 ч)

Урок самопознания и откровенности. (1 ч)

«Чрезвычайная ситуация». Тренинг (1 ч)

Правила эффективного общения (1 ч)

Конфликт. Поведение в конфликте. (2 ч)

10

Дороги, которые мы выбираем

Стратегии выбора профессии. Мотивы и потребности. (2 ч)

Жизненные ценности.(1 ч)

Мир профессий. Типы профессий по предмету труда. Тест Климова (2 ч)

Способности и выбор профессии. Требования профессии к человеку. (2 ч)

Тренинг личностного роста « Пойми себя» ( 2 ч)

1

Итоговый урок

Круглый стол, рефлексия

В 9 классе предполагается, что учащиеся уже ознакомились с некоторыми особенностями своей личности, познали свои индивидуальные способности и возможности. Курс «Стратегия выбора » рассчитан на учащихся 9 класса, так как именно перед ними впервые серьезно встает проблема профессионального самоопределения. Курс рассчитан на 34 урока, объединенных 4 темами:


1.Личность и выбор профессии

2.Профессиональное самоопределение

3.Искусство самопрезентации

4.Моя образовательная траектория


Цель курса: помочь учащимся сознательно ориентироваться в мире профессий и сделать выбор профиля обучения или профессии с учетом своих способностей, склонностей, а так же потребностью общества в современных условиях.

Задачи курса:

1. Расширение знаний учащихся о профессиях.

2.Развитие навыков профессионального самоопределения

3.Формирование умения учитывать свои интересы, склонности и способности при выборе траектории дальнейшего обучения.

4. Побуждение учащихся к осознанному выбору личной образовательной траектории

5.Популяризация рабочих профессий.



Тематический план курса « Стратегия выбора», 9 класс.

Кол-во часов

темы

содержание

13

Личность и выбор профессии

Мои интересы, склонности и выбор профессии Анкетирование.

Тест Йовайши. Тест Голланда ( 3 ч)



Особенности нервной деятельности.

Теппинг-тест Ильина. (1 ч)



Темперамент и выбор профессии. Самодиагностика. (2 ч)

Мои способности и выбор профессии. Тест Амтхауэра. ( 4 ч)

Коммуникативные и организаторские способности. Самодиагностика. (1ч).

Самооценка и выбор профессии. Самодиагностика. (1 ч)

Уровень притязаний и выбор профессии. Самодиагностика. (1 ч)

8

Профессиональное самоопределение

Принципы выбора профессии: « Хочу», « Могу», « Надо». ( 2 ч )

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении. (1ч)

Профессия и специальность. (1 ч)

Пути и уровни получения образования. (1 ч)

Типичные ошибки при выборе профессии. (2 ч)

Характеристика профессий, профессиограмма. (2ч)

5

Искусство самопрезентации

Быть или казаться. ( 2 ч)

Составляющие имиджа. ( 2ч)

Собеседование при приеме на работу. ( 1ч)

Составление резюме. (1 ч)

7

Моя образовательная траектория

Современный рынок труда. (2 ч)

Профессия, которая мне нравится. Проекты учащихся. ( 2 ч)

Учебные заведения среднего и начального профессионального образования г. Сургута. ( 2 ч)

Профиль обучения. (1 ч)

1

Итоговое занятие

Круглый стол, рефлексия.


2. Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 классы)
2.1. Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Основное направление работы психолога в 10 классе – сопровождение социально-психологической адаптации учащихся 10 классов в новой ситуации обучения: совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года, отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации, психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. Основной целью психолога при работе с 11 классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Курс «От учебы к профессиональной карьере» предлагается для учащихся 10-11 классов. Рабочая программа курса составляется на основе учебно-методического комплекта «От учебы к профессиональной карьере»: программа с методическими рекомендациями. С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев издательского центр «Академия» (Серия «Профессиональная ориентация»).

Цель преподавания курса — не заставить старшеклассников выбрать конкретную профессию «здесь и сейчас», а научить их понимать сложный мир профессий, сформировать у них желание разобраться в нем, понять себя с позиций профессионального выбора.


Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница