Программа психологической подготовки участников образовательного процесса к гиа ефремова Н. Н



Скачать 85,69 Kb.
Дата01.06.2016
Размер85,69 Kb.
ТипПрограмма
МБОУ «Краснощёковская СОШ№1»


ПРОГРАММА

психологической подготовки

участников образовательного процесса к ГИА

выполнила:

Ефремова Н.Н.

педагог-психолог


с.Краснощёково, 2015г.

Пояснительная записка
Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами

В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала  подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего, через трактовку понятия «готовность» в психологии:

1) согласие сделать   что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);

2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);

3) момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень   зрелости   позволяет    ему   извлечь   пользу   из   конкретного опыта (А.А. Бодалев).

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.



Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Для этого была разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению ГИА.

 

Цель Программы: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-ых классов и их родителям в подготовке к ГИА.

Задачи программы:

1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.

2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

3. Содействие  адаптации учащихся к процессу проведения ГИА.

4. Создание  необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей,  учащихся    и     их   родителей  во время  подготовки и проведения  экзаменационных испытаний.
Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая  работа.

5.Организационно-методическая  работа.

 

Ожидаемые результаты: Психологическая готовность участников ЕГЭ:


1. Способность к саморегуляции эмоциональных состояний.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие направленности ассоциативного процесса мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения.

4. Умение управлять своими волевыми качествами.

5.Повышение сопротивляемости стрессу.

6. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче экзамена).

7. Готовность к эмоциональному принятию результатов итоговой аттестации.



Содержание деятельности


Планируемый результат

Сроки

Диагностическое направление.
Цель: информационное  обеспечение  процесса  психологического сопровождения готовности к ГИА


1

А)     Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА.

Б)     Отбор критериев и показателей по трем компонентам психологической готовности к ГИА.

В)     Проведение  диагностики.

Г)     Анализ полученных результатов.

Д) Создание  банка  методик, приёмов  

    работы  по адаптации  к  ГИА. 

 


Определение  уровня  психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА:

- самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы  – познавательный компонент;

- тревожность – личностный компонент;

- знакомство с процедурой ГИА– процессуальный компонент).

Формирование  групп  учащихся, имеющих  проблемы  в обучении и  психологической готовности к ГИА.


Октябрь- ноябрь



Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.
Цель – создание  условий  для психологической готовности к ГИА и  решения психологических проблем конкретных учащихся.


2

 А)  Формирование  групп  учащихся  с  низким  уровнем  психологической готовности к ГИА, планирование  занятий  с  ними.

Б)  Проведение занятий в форме психологи-ческих тренингов  для  учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.

В) Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психо-физической саморегуляции.

Г) Групповые  и  индивидуальные     беседы по проблемам психологической готовности к ГИА.


1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся).

2.Овладение  учащимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений  самостоятельно противостоять  стрессу.

Ноябрь – март



Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Цель – оказание  психологической  помощи  и  поддержки субъектам ГИА и ЕГЭ, обучение  их навыкам  саморегуляции.


3

Семинары  для  педагогов:

А)«Психологическое  сопровождение ГИА».

Б)«Формирование  мотивационных  установок  субъектов  ОП  к  организации  и  проведению  ГИА ».

Выступление  на  родительском  собрании

-  «Психологический комфорт в семье во время экзаменов».



Выступление  на  классных часах по теме «Пути достижения успеха  на  экзамене».
Индивидуальные  консультации  для  выпускников.
Психологические тренинги  для  учащихся – обучение  методам и приёмам  эмоционально-волевой  регуляции.
Работа по запросу  родителей и педагогов.
Организация имитации ситуации сдачи ГИА (проведение репетиционного экзамена в форме ЕГЭ).

1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА.

2. Формирование пред-ставлений о мотивационных установках к организации и проведению ГИА.

3.Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время ГИА.

4. Готовность и способность субъектов ГИА к эмоционально – волевой  регуляции.

Январь - май



Профилактическая  работа.

Цель: проведение  мероприятий, направленных  на  создание  благоприятных  условий  ГИА.

 


4

1.Разработка и проведение тематического классного часа  «Пути достижения успеха  на  экзамене».

2. Проведение психологических  игр на снятие тревожности у учащихся и их родителей.

3.Работа  в  микрогруппах  с  учащимися   с  одинаковыми  психологическими проблемами по подготовке к ГИА.

Создание  благоприятных  условий  для  проведения  экзаменационных испытаний.



Октябрь – май

Организационно-методическая  работа.

 Цель – разработка  программ  диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.



5

1.Разработка  цикла  занятий  в форме психологического тренинга  для  учащихся  9 и 11-ых  классов с проблемами психологической готовности к ГИА.

2. Разработка  рекомендаций, памяток  для  учащихся, педагогов, родителей.

3.Составление программы  занятий   по релаксации.

4. Оформление  информационного  стенда, наглядных  материалов для учащихся и родителей.



1.Формирование психологической готовности к ГИА по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному).

2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА.



 

Ноябрь - май





Литература
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

2. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

4. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

5. Стебнѐва Н., Королева Н. Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003

6. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М. 2009.



7. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница