Программа психологической коррекции



Скачать 155.03 Kb.
Дата20.04.2016
Размер155.03 Kb.
Индивидуальная

программа психологической коррекции.

Автор-составитель:

педагог–психолог Центрального филиала ГАУ РЦСППСДМ К.А.Пресникова
Цель: восстановление психического равновесия и комплекса психических реакций, адекватных требованиям окружающей среды.

Предполагаемый результат: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Нейтрализация чувства беспокойства, тревоги. Отреагирование возникших негативных эмоций, сформированность чувства уверенности в своих силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, принятие ответственности за свое поведение.Повышение жизненного тонуса,улучшение психологического состояния клиента.

Участие в боевых действиях - это стрессовое событие исключительного характера, которое может вызвать общийдистресс практически у любого человека. В отличие от многих других стрессовых ситуаций, участие в войне может явиться психической травмой с отдаленными последствиями.

Связанные со стрессом во время военных действий психические расстройства являются одним из главных внутренних барьеров на пути адаптации к обычной жизни.

К поведенческим особенностям проблем участников боевых действий относятся конфликтность в семье, с родственниками, коллегами по работе, вспышки гнева, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Для участников боевых действий характерны также эмоциональная напряженность и эмоциональная обособленность, повышенная раздражительность и агрессивность, беспричинные вспышки гнева, приступы страха и тревоги. Отмечаются повторяющиеся яркие «боевые» сны и ночные кошмары, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, сопровождающиеся тяжелыми переживаниями, внезапные всплески эмоций с «возвращением» к психотравмирующей ситуации.

К другим психическим явлениям, присутствующим у ветеранов войн, относятся состояние пессимизма, ощущение заброшенности; недоверия, неспособность говорить о войне, потеря смысла жизни, неуверенность в своих силах, ощущение нереальности того, что происходило на войне.

ЗАНЯТИЕ 1.

Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. В момент, когда человек переживает стресс, происходит повышение активности работы определенных систем его организма в ответ на любую реальную или воображаемую опасность. Именно стрессовые состояния позволяют выживать в изменяющимся мире благодаря повышенной готовности организма к действию. Но именно стресс и разрушает наш организм. Наш организм может находиться в состоянии напряжения ограниченное время. Длительный стресс, длительное психическое напряжение нарушают деятельность внутренних органов до полной невозможности ее осуществления, также разрушают само тело.

Симптомы стресса в области тела – это прежде всего, боли дискомфорт в мышцах, отсутствие аппетита, нарушение пищеварения, изжога, бессонница, повышенная потливость, нервный тик, мышечное дрожание, сухость во рту, головные боли, затруднение дыхания, слезливость, постоянное покусывание ногтей, подергивание бровей или волос на голове, непокидающее чувство усталости, чувство холода, особенно в конечностях.

Симптомы стресса в психической сфере – страхи, беспокойство, тревожность, гневливость, трудности сосредоточения внимания, потеря интереса к жизни, утрата чувства юмора, отрицательное отношение к себе, постоянное ожидание неудачи, отсутствие доверие к кому-либо.

И, тем не менее против стресса мы не беспомощны. Мы можем с ним бороться – и довольно успешно! Для этого следует включить защитные противострессовые механизмы, используя информацию, основанную на данных врачей, психологов, социологов.

Имеющиеся методы саморегуляции в стрессе можно разделить на две группы: естественные (основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой») и искусственные (способы саморегуляции в стрессе, которые разработаны в практической психологии).

Итак, естественные методы саморегуляции. Вспомните, что вы делаете дома и на работе, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться.

Программа защиты от стресса

Шаг первый: понаблюдайте над собой. Что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится Ваша первая стадия? Что с Вами происходит, когда Вы теряете самообладание (в точке «В»)?

Успешность построения личной программы защиты от стресса зависит прежде всего от того, насколько точно и своевременно Вы можете заметить, что Вы вступили в «зону» стресса и теряете самоконтроль.



Шаг второй: найдите способы остановки самого себя. На первой стадии стресса необходимо «взять перерыв» и усилием воли прервать свое деструктивное действие. Для этого:

сделайте паузу в общении (помолчите несколько минут, вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

выйдите из комнаты или переместитесь в другую, отдаленную часть помещения.

Шаг третий: переведите свою энергию в иную форму деятельности. Займитесь чем-нибудь другим, что даст вам возможность снять напряжение. Если Вы находитесь на работе:


  • переберите свои деловые бумаги, полейте цветы на подоконнике, заварите чай и др.

  • подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей. Попробуйте вообразить, о чем думают проходящие мимо люди.

  • зайдите в туалетную комнату и на 2-3 минуты опустите ладони своих рук под холодную воду.

Такой «перерыв» практикуйте как можно чаще в те моменты, когда Вы чувствуете, что теряете самоконтроль в стрессовой ситуации. Важно, чтобы действие «остановки себя» вошло в привычку.

Шаг четвертый: серьезно подумайте о том, какие моменты в работе помогают Вам снять напряжение? Что Вас больше всего радует? Чем Вы занимаетесь с увлечением? Постарайтесь каждый день иметь немного времени на занятия, которые Вам приносят удовлетворение и радость.

Составление индивидуальной программы «Защиты от стресса»


ЗАНЯТИЕ 2.

У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проведения). Так, одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не затрагивая здоровье окружающих). Другие – несколько раз в году, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы в «стрессовом угаре». Владеть собой и перестроить свой стрессовый сценарий можно научиться. Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:



Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются «укорами совести» и не «сбрасывают» свою стрессовую энергию на окружающих.

Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии: развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и «стрессовая стихия» не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя.

Действие третье: они изучают самих себя. Хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Пусть они по-разному говорят о своих ощущениях, главное – они осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «У меня все застывает внутри».

Действие четвертое и самое главное. Находят оптимальную стратегию в стрессе и стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности.

Освоение «искусственных» способов саморегуляции.



Упражнение «Внутренний луч»

Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части Вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает Ваше лицо, шею, плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует Вашу новую внешность – внешность спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчиваете упражнение словами: «Я стал(а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!»


ЗАНЯТИЕ 3.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные ( несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобной ситуации.

2. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, - неотъемлемая часть жизни.

7. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

Работа в технике декастрофизации (что будет, если). Перечислить все возможные события и последствия, которые наступят, если произойдет (или не произойдет) событие, вызывающее страх и чувство тревоги. «Что будет, если ты не сделаешь это?», «Что будет, если ты откажешься это делать?» и т.д.

Перечисление возможных последствий позволило справиться со страхом и чувством тревоги по поводу наступления или не наступления события.



ЗАНЯТИЕ 4.

Когда человек встречается с новым и непонятным, с непривычным для себя явлением, у него, может появиться чувство страха. Но лучше было бы, если бы, когда происходит неприятное событие, мы постарались принять его как данность, без нытья и жалоб: мир не приспосабливается к нашим планам. Индийская поговорка гласит: "Если не хочешь, чтобы ноги болели от колючек — покрой всю землю ковром. Но легче и дешевле купить пару башмаков”. Вспомните свое поведение, мысли и чувства, когда вы попадаете в новые обстоятельства своей жизни: не строите ли вы планы покрыть всю землю ковром? Итак, принятие — самый практичный способ быть свободным в трудной ситуации. Переход от бунта к принятию связан с очень важным следствием: мы начинаем воспринимать жизнь как школу, где ряд ситуаций дает нам уроки.

Можно значительно уменьшить разными способами страх и раздражение, но нельзя полностью исключить их из нашей жизни. Ведя борьбу со страхом и раздражением, мы только придаем им дополнительную силу и попадаем в порочный круг. Принимая, мы ослабляем их силу. Не раздражаясь по поводу своего раздражения, мы можем принять наши чувства.

Известный психотерапевт Пьеро Ферруччи предлагает формулу принятия из пяти пунктов, пяти шагов.



Шаг первый. Подумайте о чем-либо из вашей жизни, к чему вы испытывали или испытываете благодарность. Это может быть присутствие любимого человека, превосходное самочувствие, увлекательное путешествие и т.д. Представьте данное событие ярко, оценивайте его, думайте о том, что оно вам дало и дает и чему вы от него можете научиться.

Шаг второй. Теперь подумайте о чем-нибудь или о ком-нибудь, чего или кого вы хотели бы избежать в своей жизни. Опять же представляйте его, внимательно анализируя ваши реакции на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать им или остановить их. Проследите вашу обычную стратегию неприятия. Осознайте, как это проявляется на уровне вашего тела, чувств и мышления.

Шаг третий. Теперь предположите, что жизнь направляет вас, общаясь с вами закодированным языком ситуаций и событий. Какое послание заключено в той или иной ситуации, в конкретном событии? Запишите все идеи, пришедшие вам в голову, пока вы думали над этим вопросом.

Шаг четвертый. Теперь вернитесь к тому предмету или событию, что вызывает вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно полнее осознайте ваше принятие.

Шаг пятый. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации с тем видом принятия, которое у вас возникло. Представьте временный характер неизбежности этой неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который преподносит приятное, также способен и на неприятности, и допустите к себе, если чувствуете готовность и желание, установку сознательного, намеренного принятия.

Аутотренинг по преодолению чувства страха.

Справиться с чувством страха помогает несложный аутотренинг, который может применить любой человек. Выполните следующие шаги:

1. Спросите себя, а что будет в худшем случае, если произойдет то, чего вы больше всего опасаетесь?

2. Приготовьтесь. Настройте себя психологически к худшему.

3. Подумайте, может быть, это не так страшно, и можно преодолеть.

В критической ситуации рекомендуется задать самому себе следующие вопросы:



  • Что происходит со мной в данный момент?

  • Что я сейчас делаю?

  • О чем я думаю?

  • Что я чувствую?

  • Как я дышу?

  • А что же я, собственно, должен делать?

Отвечать на эти вопросы надо так, как будто человек наблюдает за собой со стороны как за другим человеком и может объективно оценить все, что с ним происходит. Кроме того, нельзя забывать следить за дыханием.
ЗАНЯТИЕ 5.

Обучение технике засыпания. «Ритуал перед сном» (Кучер А.)

В ходе беседы выясняем, какие традиционные способы отхода ко сну были у клиента раньше: принятие душа, просмотр вечерних новостей. Именно эти процедуры рекомендуются в качестве «ритуала перед сном».

Обучение поверхностному дыханию: сделайте глубокий вдох, наполнив легкие, а затем медленный (как через соломинку) выдох. Отслеживание физического состояния.

Обучение расслаблению мышц тела:

На 5-10 с напрягаем мышцы тела, затем сбрасываем напряжение. Мысленно с имитацией действий рта произносим звук «Ы» (мышцы лица в этом положении расслабляются).

Обучение приему снятия нервного напряжения: представьте себя маленьким человечком, который находится в центре вашего тела, внутри вас.

Наблюдая в своем воображении за самим собой, внутри себя, побывайте в каждой части вашего тела. Детально не торопясь, с ленцой и пассивностью прочувствуйте свои ощущения внутри тела, ощущения расслабленности, спокойствия тепла, вялости и т.п.

Все обучающие этапы осваиваются клиентом. Затем производиться контроль результативности освоенных упражнений: оцените состояние своей активности по 10 балльной шкале, выполнение упражнений, и повторный запрос оценки активности.



Рекомендации: выполнять «Ритуал перед сном» в представленной последовательности.
ЗАНЯТИЕ 6.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга.

Уделять внимание чувствам — занятие непривычное в повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание (с самого детства родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на открытое выражение чувств и эмоций ребенком). Вот почему впоследствии нам легче говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе не принято открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах, от которых вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В случае, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, именно они управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.

Долгое время миф о человеке, который никогда не сердится, «не выходит из себя», препятствует осознанию своих негативных чувств, что приводит к определенным последствиям: деформации личности.

Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступать с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов — научиться понимать и выражать их.

- Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься; – страх сигнализирует об опасности;

- грусть побуждает нас задуматься;

- апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Человек никогда не сможет иметь истинных и длительных отношений с другими, если он не способен сразиться с негативными эмоциями, если он не может выразить всех четырех чувств. Только тогда, когда мы способны показать, что гневаемся, боимся, обижаемся или верим, только тогда мы сможем полюбить. Только тогда, когда мы можем открыто показать друг другу свои чувства и сказать открыто о них, только тогда мы сможем почувствовать душевную близость — что, кстати, ничуть не менее приятно, чем близость физическая.

Упражнение «Осознание чувств» (Р. Ассаджиоли)

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:

а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически и т.д.);

б) как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);

в) как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);

г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);

е) каково общее настроение (мрачное, напряженное и т.д.).

Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

ЗАНЯТИЕ 7.

Жизнь дает множество стимулов. Это новые люди, события, чувства, опыт и переживания. Все стимулы — нейтральны! И только сам человек окрашивает их и дает оценку: это — хорошо, а это — плохо. Умение видеть хорошее, раскрашивать мир цветными, а не черно-белыми красками — редкое качество, но ему можно научиться.

Человеку достаточно трудно выражать свои чувства: негативные, потому что принято считать, что злиться, раздражаться - это плохо, но неумение испытывать и правильно выражать негативные эмоции не дает нам возможность открыто выражать позитивные. Ведь если ты скован, зажат и не эмоционален откуда взяться всплеску жизненной энергии. Поэтому очень важно научиться принимать свои чувства и анализировать свое отношение к ним.

Схема «Позитивное отношение к собственным чувствам».


  • Я имею право на любые чувства — как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.

  • Никто лучше меня не знает моих чувств.

  • Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с непосредственным участием этих других.

  • Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.

  • Выражение позитивных чувств и их принятие от других ни к чему не обязывает.

  • Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.

Работа в технике «Позитивное переформирование».

Инструкция:

- Возьмите лист бумаги и перечислите те события жизни, которые вы относите к разряду «плохих». Подумайте и напишите ответы на следующие вопросы:



Чему научили меня эти события? Что нового добавили в мой опыт, мои чувства? Стал ли я более мудрым человеком? Стал ли тоньше понимать и чувствовать другого, после того как пережил это сам? Стал ли я уважать себя больше? Зачем был нужен такой опыт в моей жизни? Что он изменил в моей жизни? Добавил ли больше осознания, любви, смысла, гордости, уважения, признания? Что приобрел я по сравнению с тем, что потерял?

Обсуждение рекомендаций, каким образом можно их осуществить в жизни, планирование жизни по новым правилам. Визуализация.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница