Программа «Психологическое сопровождение беременности»



страница1/23
Дата16.02.2016
Размер1.9 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Государственное учреждение Ярославской области

«Ярославский областной молодежный информационный центр»


150040, г. Ярославль

проспект Октября, д. 56,офис 506



Телефон/факс: (4852) 73-71-34,

(4852) 73-28-22





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГУ ЯО «ЯОМИЦ»

_______________Н.Е. Соколова

«____» _____________ 2011 г.




ПРОГРАММА
«Психологическое сопровождение беременности»

Программа предназначена для молодых семей, ожидающих рождения ребенка

Продолжительность программы – 57 академических часов.



Авторы - составители:

Смирнова О.Г.,

педагог-психолог,

Васильчикова О.В.,

методист.


Ярославль



2011

Содержание


1.

Пояснительная записка




1.1.

Актуальность…………………………………………………………..

3

1.2.

Структура программы ………………………………………………...

7

1.3.

Цели и задачи программы…………………………………………….

8

1.4.

Целевая аудитория…………………………………………………….

9

1.5.

Форма и режим занятий……………………………………………….

9

1.6.

Структура типового занятия…………………………………………

10

1.7.

Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………….

10

2.

Тематический план ………………………………………………….

13

3.

Содержание программы




3.1.

Содержание I блока занятий…………………………………………..

14

3.2.

Содержание II блока занятий………………………………………..

41

3.3.

Содержание III блока занятий……………………………………….

80

4.

Методические рекомендации по реализации программы




4.1.

Особенности целевой аудитории……………………………………..

109

4.2.

Учет особенностей целевой аудитории при работе с группой……..

109

4.3.

Требования к ведущему……………………………………………….

111

5.

Список литературы…………………………………………………..

112

6.

Приложения




1. Пояснительная записка
Программа «Психологическое сопровождение беременности» разработана в рамках предоставления государственной услуги «Научно-методическое обеспечение органов по делам молодежи муниципальных образований области, социальных учреждений молодежи, молодежных центров, молодежных и детских общественных объединений» по разделу «Подготовка молодых супругов к рождению ребенка» в направлении работы «Развитие системы поддержки социальной адаптации молодых семей».


    1. Актуальность

Актуальность данной программы связана с задачей государственной важности – необходимостью повышения уровня рождаемости в стране.

Государственная политика в этой области направлена на социально-правовую и материальную поддержку материнства и детства. Однако решение демографической проблемы невозможно без конкретной индивидуальной работы с каждой молодой семьей, ожидающей рождения ребенка. Будучи психологически неподготовленными и столкнувшись с трудностями, сопровождавшими первую беременность, роды и послеродовый период, многие семьи в нашей стране отказываются от рождения последующих детей, поскольку беременность женщины является критическим этапом как в ее личностном становлении, так и в отношениях супружеской пары и в функционировании семейной системы в целом.

Все исследования, по словам Г.Г. Филипповой, свидетельствуют, что беременность можно назвать острым переходным периодом в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее потребностно-мотивационная сфера и взаимоотношения с миром1. В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты. В переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. Особенно стрессовой для женщины становится первая беременность, которая является важнейшим этапом становления полоролевой идентичности и одновременно испытанием способности устанавливать адекватный контакт с партнером — отцом ребенка.

Изменения в эмоциональной жизни будущей матери приводят и к переменам в семейных взаимоотношениях. Так что каждая беременность сопровождается нормативным семейным кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи, что само по себе является фактором, усложняющим структуру семьи. Снижение значимости семейных ценностей и обесценивание института семьи в современном российском обществе приводит к тому, что все больше детей вырастает в неполной и дисфункциональной семье. Поэтому многие молодые супруги часто не имеют перед глазами достойного примера построения конструктивных отношений между членами семьи, сохранения и укрепления супружеской любви.

Трудности взаимоотношений между супругами, связанные с отсутствием договоренностей по важнейшим вопросам функционирования супружеской подсистемы, часто дополняются их неготовностью к принятию новых - родительских - ролей. Беременность совпадает с периодом согласования представлений супругов о родительских обязанностях, ответственности, функциях и т.п.. Учитывая то, что супруги подходят к этому этапу с различным багажом собственных установок относительно родительства, период до, а часто и после рождения ребенка может сопровождаться конфликтами в паре.

Данная программа концептуально согласуется с системным семейно-ориентированным подходом к психологическому сопровождению беременности и предполагает решение таких задач, как поддержка женщины в ее адаптации к беременности, подготовка к родам и дальнейшему материнско-детскому взаимодействию, подготовка супружеской пары к изменениям, связанным с появлением нового члена семьи, а также формирование сознательной родительской позиции и компетентности у обоих супругов.

Рассматривая беременность как критический этап в личностном развитии женщины, ученые полагают, что в этот период ей необходимо знание о самой себе и об ожидающих ее вплоть до рождения ребенка психических и соматических состояниях. Это положительно влияет как на самопринятие женщины, так и на ее готовность к последующим серьезным переменам.

I блок данной программы – «Адаптация к беременности» – включает в себя информирование об изменениях, ожидающих женщину на всем протяжении беременности, и значении этих изменений для благополучного ее протекания. Понимание адаптивного значения соматических и психических состояний, сопровождающих беременность, мотивирует участниц на формирование осознанного отношения к образу жизни, овладение навыками, способствующими гармонизации эмоционального состояния и успешному вынашиванию беременности. Новые состояния начинают восприниматься женщиной как переходный этап к новому статусу, новому образу жизни. В I блок программы включены упражнения, позволяющие женщине сосредоточиться на телесных ощущениях и актуальных эмоциональных состояниях, что способствует принятию себя и восприятию этих состояний как нормальных, естественных для беременности и имеющих адаптивное значение.

Принятие женщиной своей беременности тесно взаимосвязано и со здоровьем будущего ребенка. В исследовании Е.Д. Красильниковой1 показано, что матери, имеющие деструктивные мотивы зачатия и сохранения ребенка, достоверно чаще рожают детей-инвалидов, у них выше процент преждевременных родов и невынашивания беременности. В то же время открытие матерью нового, конструктивного смысла своего материнства повышает ее адаптивные возможности, способствует повышению у женщины уверенности в себе и способностях своего ребенка. I блок программы содержит занятия, направленные на формирование адекватной модели материнства, тем самым поддерживая беременную женщину в ее естественной психологической адаптации к материнской роли и оказывая положительное влияние на качество дальнейшего взаимодействия в диаде мать-дитя.

II блок программы – «Психологическая подготовка к родам» – посвящен подготовке к родам и послеродовому взаимодействию с ребенком.

По данным многих исследователей, адекватность представлений матери о родах и послеродовом периоде, своих возможностях и особенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку1. В занятия данного блока включены упражнения и беседы, позволяющие сформировать адекватное представление о процессе родов и призванные мотивировать женщину на работу по овладению навыками, которые помогают ей принять активную позицию в родах, и эмоционально подготовить ее к родам не только как к физиологическому процессу, но как к процессу взаимодействия с ребенком, что в совокупности положительно влияет на формирование психологической готовности к родам. Включенные в программу упражнения, обращающие беременную женщину к телесным ощущениям, позволяют, во-первых, развить чувствительность к ребенку, что является непременным условием становления материнской привязанности, а во-вторых, более уверенно подойти к моменту родов, поскольку умение сознательно расслабляться в процессе родов помогает роженице не препятствовать родовому процессу и регулировать свое состояние между схватками.

Беременность – это важнейший этап в становлении материнской привязанности, когда сформированное ранее (стартовое) содержание материнской сферы поведения конкретизируется в реальном взаимодействии с ребенком, что делает возможным осуществление психологической работы с матерью и ребенком на данном этапе.

В.И. Брутман центральным в формировании материнской привязанности считает ощущение матерью внутриутробных движений плода. С момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телесность, фиксация на своих ощущениях. Как полагает В.И. Брутман, данный психологический механизм (фиксация на ощущениях) позволяет осуществить подготовку беременной к принятию реального ребенка. В конечном итоге этим и определяется отношение матери к ребенку как к собственному, про которого она говорит: «Мой ребенок». Постепенно у матери формируется образ ребенка, который включается в самосознание беременной. По мере приближения родов образ ребенка становится все более реалистичным, наделяется психическими особенностями, что готовит женщину к образованию личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка, к его развитию и изменению, а также мотивирует ее на активное включение в послеродовое материнско-детское взаимодействие.

В занятия II блока программы – «Психологическая подготовка к родам» – включены упражнения и беседы, мотивирующие женщину на общение со своим ребенком до родов, поощряющие развитие внутреннего диалога матери с ним, что, с одной стороны, формирует субъектное отношение к будущему ребенку, а с другой, способствует развитию эмоциональной привязанности матери и, как следствие, образованию прочной эмоциональной взаимосвязи мать-дитя после рождения и активному выполнению женщиной своих материнских функций сразу после родов. С целью повышения материнской компетентности в занятия включено информирование женщин об особенностях психического развития ребенка в пренатальном и постанатальном периодах, а также обучение женщин операциям по уходу за ребенком, особенностям взаимодействия с ним (с использованием куклы) и организации окружающего пространства с учетом его базовых психологических потребностей.

Во II блок программы также включено занятие с супружеской парой, которое направлено на формирование адекватных представлений об изменениях, ожидающих семью после рождения ребенка, а также на согласование ожиданий и представлений супругов о родительстве: родительских обязанностях и воспитательной позиции.

III блок программы – «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» – посвящен работе с супружескими парами, ожидающими рождения ребенка.

Беременность и рождение ребенка – это новый этап в развитии семьи, осложняющийся тем, что молодые супруги часто не готовы к принятию своей родительской роли и изменений, связанных с усложнением семейной системы. Если правила и вопросы взаимодействия в супружеской паре на момент рождения ребенка остаются размытыми или неразрешенными, то возникает риск наслоения вновь возникающих проблем во взаимоотношениях на прежние, не разрешенные ранее. Следовательно, период ожидания ребенка может стать не только подготовительным к исполнению материнской и отцовской роли, но и еще одной возможностью научиться конструктивному общению в противоречивых ситуациях взаимодействия супругов.

Беременность также является периодом становления сознательного родительства обоих супругов, когда происходит согласование представлений женщины и мужчины о родительских ролях, функциях, распределении ответственности и в целом о родительской позиции. В связи с этим перед супругами, ожидающими ребенка, стоят несколько задач, среди которых согласовать представления о родительстве каждого из супругов, ожидания от себя и от супруга как от родителей, выработать договоренности, касающиеся родительских обязанностей, подготовиться к усложнению семейной системы, которое произойдет с появлением в ней нового члена семьи, и к выполнению новой для всей семьи функции – воспитательной, – требующей согласования воспитательных позиций между родителями, для чего необходимо осознание собственных воспитательных установок, которые супруги привнесли из родительских семей и культур.

Выполнение каждой из этих задач требует как личностной работы супругов, так и взаимодействия в супружеской паре с целью достижения договоренностей. Если у партнеров возникают трудности в ходе разрешения вышеназванных задач, упражнения, беседы, дискуссии, организованные в рамках групповых занятий III блока программы, позволяют их последовательно разрешать. Методическое обеспечение данного блока программы и относительная автономность занятий позволяют использовать их в рамках работы по II блоку программы «Психологическая подготовка к родам», организуя деятельность в интересах каждой конкретной группы и принимая во внимание ее особенности.



Таким образом, психологическая поддержка молодой семьи, ожидающей рождения ребенка, становится одним из факторов, положительно влияющих на желание супругов иметь последующих детей, сохранение и успешное функционирование семейной системы после рождения ребенка. Программа «Психологическое сопровождение беременности» является методическим инструментом, позволяющим решать подобные актуальные задачи.
1.2.Структура программы
Реализация программы предполагает психологическое сопровождение молодой семьи, ожидающей рождения ребенка, в рамках трех блоков занятий:

    • I – «Адаптация к беременности» – групповые занятия для беременных женщин до 20 недели беременности.

    • II – «Психологическая подготовка к родам» – групповые занятия для беременных женщин с 30 недели беременности, в том числе с супругами.

    • III – «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» – групповые занятия для супружеских пар, ожидающих рождения ребенка. Срок беременности супруги – с 30 недели беременности.

В каждом блоке занятий решаются задачи, соответствующие определенному периоду беременности и поставленным целям, которые в совокупности являются средствами достижения общей цели программы. Информация о закономерностях протекания беременности на разных этапах представлена в приложении 2.


    1. Цели и задачи программы


Цель: психологическая подготовка молодой семьи к рождению ребенка.

Задачи:

    • психологическая адаптация женщины к беременности;

    • психологическая подготовка беременных женщин к родам;

    • психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка.


Цель I блока занятий: психологическая адаптация женщины к беременности.

Задачи:

    • формирование у участниц адекватных представлений об изменениях, происходящих с женщиной во время беременности.

    • принятие женщинами себя и изменений, предстоящих на всем протяжении беременности.

    • формирование у участниц осознанного отношения к образу жизни во время беременности.

    • формирование навыков эмоциональной саморегуляции.

    • формирование навыков конструктивного диалога с окружающими.

    • формирование адекватной модели материнства.


Цель II блока занятий: психологическая подготовка беременных женщин к родам.

Задачи:

    • формирование субъектного отношения к будущему ребенку.

    • формирование психологической готовности к родам.

    • развитие операционального блока потребностно-мотивационной сферы материнства.

    • развитие навыков саморегуляции.

    • согласование супругами представлений в отношении родительства.

    • формирование материнской компетентности в отношении раннего послеродового периода: навыков общения с новорожденным и ухода за ним.

Цель III блока занятий: психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка.

Задачи:

    • формирование адекватных представлений об основных закономерностях функционирования семейной системы и изменениях, предстоящих семье в связи с рождением ребенка.

    • формирование навыков конструктивного диалога в супружеской паре.

    • согласование супругами представлений в отношении родительства.

    • формирование родительской компетентности в отношении раннего послеродового периода: навыков общения с новорожденным, ухода за ним и организации окружающего пространства.

    • формирование у участников адекватной модели родительства.

Программа имеет психолого-педагогическую направленность и предназначена для оказания психологической помощи молодой семье, ожидающей рождения ребенка.




    1. Целевая аудитория

Программа рассчитана на групповую работу с беременными женщинами до 35 лет, а также молодыми супружескими парами, ожидающими рождения ребенка.




    1. Форма и режим занятий

I блок программы «Адаптация к беременности» состоит из 6 занятий.

Продолжительность одного занятия – 3 академических часа.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Форма занятий – групповая.

Наполняемость групп – 5-10 человек.

II блок программы «Психологическая подготовка к родам» состоит из 7 занятий.

Продолжительность одного занятия – 3 академических часа.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Форма занятий – групповая.

Наполняемость групп – 5-10 человек.

III блок программы «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» состоит из 6 занятий.

Продолжительность одного занятия – 3 академических часа.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Форма занятий – групповая.

Наполняемость групп – 3-5 супружеских пар.




    1. Структура типового занятия




  1. Вводная часть (приветствие, упражнение-разминка, психогимнастика).

  2. Основная часть (тематическая беседа, дискуссия, лекция, упражнение с использованием элементов арт-терапии (рисунок, коллаж), перерыв, упражнение на эмоциональное закрепление результатов беседы, приемы релаксации).

  3. Заключительная часть (подведение итогов (рефлексия), домашнее задание, прощание).




    1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

По итогам реализации I блока занятий программы – «Адаптация к беременности» у участниц ожидается:



      • формирование у участниц адекватных представлений об изменениях, происходящих с женщиной во время беременности;

      • принятие женщинами себя и изменений, происходящих с ними во время беременности;

      • формирование у участниц осознанного отношения к образу жизни во время беременности;

      • формирование навыков эмоциональной саморегуляции;

      • формирование адекватной модели материнства.

Достижение данных результатов в совокупности способствует психологической адаптации участниц к беременности.
По итогам реализации II блока занятий программы – «Психологическая подготовка к родам» у участниц ожидается:

      • формирование субъектного отношения к будущему ребенку;

      • формирование психологической готовности к родам;

      • развитие операционального блока материнской потребностно-мотивационной сферы поведения;

      • формирование навыков саморегуляции;

      • согласование представлений супругов о родительстве;

      • формирование материнской компетентности.

По итогам реализации III блока занятий программы – «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» у участников ожидается:



      • формирование адекватных представлений об изменениях, предстоящих семье в связи с рождением ребенка;

      • формирование навыков конструктивного диалога в супружеской паре;

      • согласование представлений супругов о родительстве;

      • формирование родительской компетентности: навыков общения с новорожденным, ухода за ним и организации окружающего пространства;

      • формирование адекватной модели родительства.

В качестве способа определения эффективности данной программы разработана процедура оценки, которая заключается в следующих шагах:



  • оценка первоначального уровня информированности;

  • оценка первоначального уровня мотивации;

  • оценка итогового уровня информированности;

  • оценка итогового уровня мотивации;

  • оценка степени удовлетворенности различными аспектами содержания и формы проведения занятий;

  • вычисление показателей динамики информированности, мотивации и степени удовлетворенности.

Динамика информированности и мотивации по итогам работы должна быть положительной, удовлетворенность – не ниже 5 баллов.

Опросники по сбору первоначальных данных заполняются участниками в начале каждого блока программы. Опросники по сбору итоговых данных заполняются участниками на последнем занятии каждого блока программы. Оценка степени удовлетворенности производится на последнем занятии каждого из блоков.

Для первоначального определения возможности работы с участницей и учета ее индивидуальных особенностей в дальнейшем рекомендуется «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков) на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПГКД)1 у беременных женщин. Диагностика проводится на первом и последнем занятиях I блока программы: «Адаптация к беременности».
В качестве дополнительных средств определения достижения ожидаемых результатов в рамках I блока «Адаптация к беременности» рекомендуется использование следующих диагностических методик: «Рисуночный тест «Моя беременность» (Г.Г. Филиппова) и САН (методика самооценки психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение).

В качестве дополнительных средств определения достижения ожидаемых результатов в рамках II блока «Психологическая подготовка к родам» рекомендуется использование следующих диагностических методик: «Рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова) и «Шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины» (В.В. Абрамченко, ТА. Немчин).

В качестве дополнительных средств определения достижения ожидаемых результатов в рамках III блока «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» рекомендуется использование следующих диагностических методик: «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) и ЦТО (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).

Диагностические материалы представлены в приложении 4.





  1. Тематический план программы
    Занятие №3 новый образ
    Упражнение для релаксации «радуга» - 10 минут
    Мини-лекция «особенности сенсорного развития плода. общение с малышом до родов» – 20 минут
    Перерыв – 10 минут
    Упражнение для релаксации «волшебство общения с малышом» – 10 минут
    Притча «50 лет вежливости» – 10 минут
    Материалы: туристические коврики (по числу пар), флип-чарт, маркер, лист цветной бумаги а4. план занятия:
    Приложение 2 синдром беременности1
    Обработка результатов
    Приложение 8 справочный материал для ведущего
    Приложение 9 влияние эмоционального состояния матери на развитие плода1
    Приложение 14
    Осязание и телесные ощущения плода
    Первая директива – «не живи»
    Приложение 19
    Приложение 22
    Как узнать язык любви?



    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница