Программа: «Психологическое консультирование в образовании»



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0.89 Mb.
  1   2   3   4


Аннотации и к программам основной образовательной программы

высшего профессионального образования 050400.68 «Психолого-педагогическое образование».

Магистерская программа: «Психологическое консультирование в образовании».
Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Философия образования и науки»

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП.

Дисциплина относится к общенаучному циклу, базовая часть М.1Б.1. Достижение целей дисциплины обеспечивается связью с программами профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также дисциплинами общенаучного цикла. Перед изучением этой дисциплины студент должен изучить дисциплины «Философия», «История», «Культурология», «Педагогика», «История педагогики и образования».

  1. Цель изучения дисциплины.

Обеспечение философско-методологической подготовки магистрантов для теоретического и философского осмысления современных проблем образования и науки и достижения ими уровня профессиональной подготовки, позволяющего решать задачи по содержательно-технологическому реформированию общего образования, осуществлять системный подход к образовательной деятельности, обеспечивать достижения учащихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, личностных потребностей и возможностей учащихся, а также социокультурных потребностей общества.

3. Структура дисциплины.

Модуль 1. Философия образования: структура и содержание

Место и роль философской проблематики в теории и практике образования. Необходимость развития философии образования в отечественной науке. Предмет философии образования. Основные задачи философии образования. Значение философии образования для практической деятельности педагога и менеджера в образовании. Характеристика проблематики и прикладных проблем философии образования. Основные тенденции развития современного образования.

Становление и историческое развитие философии образования. Этапы становления и развития зарубежной философии образования. Педагогические идеи античных философов. Философско-педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения. Философско-педагогическая мысль начала Нового времени (XVII в.). Вклад французских и русских просветителей в развитие философско-педагогической мысли. Педагогические идеи в немецкой классической философии. Влияние экзистенционализма на философию образования. Главные идеи герменевтической концепции образования. Отечественная философия образования. Философско-педагогические идеи русских мыслителей в период феодализма. Начало формирования отечественной философии образования.

Образование как феномен культуры и социальный институт. Основные черты и функции образования как явления культуры. Характеристика образования как социального института. Влияние образования на систему социальных отношений и воспроизводство культуры в обществе. Сущность понятий «социокультурный тип образования», «образовательная парадигма», «образовательная модель», «социокультурный контекст образования», «социокультурная размерность образования». Изменение целей и ценностей образования в их исторической динамике.

Модуль 2. Современная философия образования и науки

Круг проблем современной философии образования. Проблема доступности образования в обществе, пути ее решения в условиях реформирующейся России. Процесс реформирования образовательных систем второй половины XX века и смена социокультурных типов образования. Становление неклассической парадигмы образования во второй половине XX века. Факторы, обусловливающие динамику образования в XX веке. Новое видение функций образования в обществе конца XX века. Характеристика подхода к образованию как самостоятельной ценности. Образование в экономически развитых странах как важнейший фактор жизнеспособности человека и общества. Утверждение идеи непрерывного образования в экономически развитых странах. Непрерывное образование работников образования. Основные пути обеспечения качества образования на уровне образовательного учреждения. Основные требования к качеству современного образования. Основные понятия, задачи, цели непрерывного образования.

Образование в контексте философии науки. Роль образовательного процесса в формировании перехода от дисциплинарной формы организации знания к системному, холистическому мировидению. Современная классификация наук и ее отражение в образовании. Междисциплинарный контекст образования. Особенности представления научного знания в образовании. Цели, задачи как важнейшие целевые показатели интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности. Основные направления интеграции науки и образования. Формы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании.



4. Основные образовательные технологии.

Обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические, печатные и др.). Самостоятельное изучение материала с использованием Internet-ресурсов, работой с программными продуктами MSOffice, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы. Обсуждение в группе, презентация, мини-конференция и другие формы, способствующие раскрытию профессионального и творческого потенциала студентов.



5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

  • способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  • способностью выделять существенные связи и отношения проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

  • способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • историю культуры, науки и философские принципы познания;

  • общественно-исторические факторы развития образования;

Уметь:

  • изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;

  • строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;

  • выделять существенные связи и отношения проводить сравнительный анализ данных;

  • выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;

Владеть:

  • методологией культурно исторического и деятельностного подходов.

6. Общая трудоемкость дисциплины.

Зачетных единиц 2 (72 академических часа)



7. Формы контроля.

Промежуточная аттестация: зачет



8. Составитель.

Кулаченко Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Методология и методы организации научного исследования»


  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебный курс «Методология и методы научного исследования» является составным компонентом общенаучного цикла (базовая часть) по направлению подготовки «Начальное образование». Дисциплина «Методология и методы научного исследования» своим предшественником имеет «Педагогику» специалитета, «Теоретическую педагогику» бакалавриата. Она опирается также на дисциплину «Современные проблемы науки и образования» магистратуры, имеет с нею взаимообратные связи.

Дисциплина «Методология научного исследования» открывает стратегию и тактики разработки магистерской диссертации, помогает подготовить обоснование темы магистерской диссертации.

Изучение дисциплины является необходимой основой для последующей научно-исследовательской работы, научно-педагогической и научно-исследовательской практик студентов.

2. Цели дисциплины:


  • формирование теоретико-методологической компетентности и готовности к проведению педагогического исследования, способности понимать взаимосвязь науки и практики.

  • вооружение студентов системой методологических знаний и опытом методологического анализа результатов научного поиска

  • ориентация студентов на активное включение в процессы методологической рефлексии; на творчество и научно обоснованное экспериментирование по психолого-педагогическим проблемам, на самостоятельный поиск и решение новых проблем в сфере образования на научно- методологической основе;

  • совершенствование профессионально-методологической культуры;

  • овладение специальными умениями в области организации научного поиска, проведения педагогического исследования.

3. Структура дисциплины.

Методологические основы научного исследования; организация структура педагогического исследования; методы исследования; оформление результатов научного исследования; Процедура защиты проектов исследования.



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются различные технологии: деловые игры, круглые столы, защита проектов научного исследования.



5.Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины «Методология и методы научного исследования» направлено на формирование у студентов следующих компетенций:



  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  • готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно- экспериментальной работы (ПК-12);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • инструментарии педагогического исследования в соответствии с четкими методологическими ориентирами;

  • классификации и характеристике методов педагогического исследования;

  • исследовательских возможностях различных методов;

уметь:

  • пользоваться педагогической наукой для осмысления и совершенствования практической деятельности;

  • самостоятельно стремиться к творческой самореализации посредством научной деятельности;

  • вести педагогическое исследование с выделением критериев оценки его качества;

владеть:

  • инструментарием педагогического исследования;

  • навыками исследовательской работы;

  • методами педагогического исследования.

6. Общая трудоемкость дисциплины:

72 часа (2 зачетные единицы)



7 Формы контроля

Зачет


8. Составитель

Котькова Галина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы.


Аннотация к рабочей программе по дисциплине

«Проектирование и экспертиза образовательных систем»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Учебная дисциплина является дисциплиной базовой части общенаучного цикла М.1 Б.3.



2. Цель изучения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов систематизированные знания о закономерностях и содержании образовательного процесса; формах его проектирования и организации в образовательных учреждениях; изучение методологии экспертных оценок.

Задачи:

  • сформировать основы знаний у студентов в области проектирования деятельности, аттестации и аккредитации образовательного учреждения;

  • сформировать у студентов основы научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетентности.

  • вооружение студентов системой методологических знаний и опытом методологического анализа результатов научного поиска

  • совершенствование профессионально-методологической культуры;

  • овладение специальными умениями в области организации научного поиска, проведения педагогического исследования.

3. Структура дисциплины

Методологические принципы социального прогнозирования

Проектирование как функция управления. Роль и место социального проектирования в системе образования

Методология социального проектирования

Методы и технологии социального проектирования, оценка последствий

Программно-целевое планирование

Роль, место деловых игр в социальной работе. Новые стратегии, модели и технологии образования

Модель управленческого решения в образовании

Анализ и оценка деятельности социального учреждения

Критерии эффективности деятельности социального учреждения

Отчетность как показатель качества работы

4. Основные образовательные технологии

При изучении данной дисциплины используется широкий спектр активизирующих методов обучения: проблемные лекции, групповые дискуссии, продуктивная деловая игра, ролевые имитационные игры, кейс-метод. Используются также методы организации самостоятельной работы обучающихся: подготовка докладов и выступлений, проведение интервью с педагогами, изучение и описание опыта инновационной деятельности образовательных учреждений, составление образовательных отчетов, опрос (письменный). Предусматривается проведение творческих встреч и мастер-классов педагогов инновационных образовательных учреждений, представителей науки и органов управления образованием.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

  • теоретические основы и методологические основания проведения экспертизы образовательных систем;

  • структуру и содержание основных педагогических технологий;

  • основные педагогические категории, методы и этапы проведения экспертизы образовательных систем;

  • специфические основания, по которым проводится экспертиза образовательных систем;

  • методологические основы проектирования различных образовательных систем в соответствии с поставленными социальными, педагогическими и психологическими задачами;

  • закономерности психического развития детей и особенности их проявления в учебно-воспитательном процессе в разные возрастные периоды;

  • порядок проведения самостоятельной экспертно-педагогической работы;

уметь:

  • выделять адекватные параметры экспертизы конкретной образовательной среды;

  • рационально выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников;

  • применять конкретные методики проведения экспертизы в реальных условиях образовательного учреждения;

  • проводить проектировочные мероприятия для формирования образовательный системы;

  • применять основы научно-педагогической экспертизы как условия их профессиональной компетентности;

  • предлагать пути и методы устранения недостатков в работе педагогического коллектива образовательного учреждения;

владеть:

  • способами проведения экспертизы образовательной среды учебного заведения;

  • инструментами анализа составляющих элементов образовательной системы;

  • основами методов проведения аттестации и аккредитации, процедуры лицензирования и сертификации образовательного учреждения;

навыками работы с учебно-методической, справочной и научной литературой.

Изучение дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» направлено на формирование у студентов следующих компетенций: ОК-3; ОК-8,ПКНМ-10; ОПК-1, ПКОУ-7, ПКПП-4, ПКПП-5, ПКПП-10, ПКОД-2, ПКОД-3, ПКОД-7, ПКОД-9, ПКОД-11, ПКОУ-1, ПКОУ-2.



6. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 часа)

7. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет



8. Составитель

Котькова Галина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

Педагогика и психология профильной и высшей школы

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Профессиональный цикл М 1. ООП.

Вариативная часть В.1.

2. Цель изучения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Педагогика и психология профильной и высшей школы»:


  • передача студентам научных знаний, соответствующих современному уровню развития профильного и высшего образования;

  • формирование у студентов профессиональных умений психологически грамотно анализировать и проектировать учебно-воспитательный процесс в профильном и высшем учебном заведении.

3. Структура дисциплины

Тема 1. Психологическая характеристика юношеского возраста.

Тема 2. Биологические и психологические основы развития и обучения.

Тема 3. Основные достижения, проблемы и тенденции развития зарубежной и отечественной педагогики и психологии профильной и высшей школы.

Тема 4. Развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания.

Тема 5. Организация содержания учебно-воспитательного процесса.

Тема 6.Организация совместной продуктивной деятельности как фактора развития личности.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

- современные парадигмы в предметной области науки;

- современные ориентиры развития образования;

- содержание основных теорий обучения, воспитания и психического развития;

- методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);

уметь:

- исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде;

- проектировать и организовать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную);

- организовать коллективную деятельность участников образовательного процесса;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;


  • психологически грамотно проводить анализ организации учебно – воспитательного процесса в профильном и высшем учебном заведении;

  • проектировать формы сотрудничества обучаемых на занятиях в процессе выполнения ими учебных заданий;

  • проектировать свои формы сотрудничества с обучаемыми в процессе объяснения, закрепления и контроля изучаемого материала.

владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала

- современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;


  • принципами и навыками проектирования и организации технологиями организации профессиональной деятельности (в том числе, информационными и сетевыми технологиями)

Студент по направлению подготовки 050400.68 Психолого – педагогическое образование должен обладать следующими компетенциями:ОК-4, ОК-11. ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4,ОПК-8, ОПК-9, ПКОД-2, ПКПП – 5, ПКПП-7, ПКПП -9

6. Общая трудоемкость

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)



7. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет.



8. Составитель

Мануйлова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого – педагогических технологий.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании»



1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании» входит в «Профессиональный цикл, Базовая часть» (М1) учебного плана для направления подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (квалификация (степень) «магистр»). Данная дисциплина, наряду с другими дисциплинами профессионального цикла, способствует формированию теоретических и прикладных основ педагогического образования, и обеспечивает выпускников конкретными знаниями и умениями, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом РФ.



2. Цели дисциплины.

Целью изучения дисциплины является освоение современных компьютерных технологий, применяемых при решении теоретических и прикладных задач современного образования.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

-формирование понимания значимости понятия «информационные технологии» в образовании магистра;

-формирование знаний в области информационных технологий;

--воспитание навыков самостоятельного использования современных компьютерных технологий для решения научно-исследовательских и практических задач профессиональной деятельности;



3. Структура дисциплины.

Представление текстовой информации учебной и научной направленности. Средства и технологии обработки графической информации. Компьютерное тестирование в учебной и научной работе. Разработка электронных обучающих средств с использованием MS Power Point. Реализация возможностей программы MS Excel в деятельности педагога исследователя. Дидактические возможности глобальной сети Internet. Применение мультимедиа в образовании.



4. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

⎯ способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

⎯ способен применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

⎯ способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

⎯ способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

⎯ способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

⎯ способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

⎯ способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

⎯ способен использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

⎯ способен к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

⎯ способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

способен проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

⎯ способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

⎯ способен разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

⎯ способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

⎯ способен к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

⎯ способен формировать художественно-культурную среду (ПК-21).



5. Общая трудоемкость дисциплины.

Трудоемкость дисциплины - 2 зачетных единицы (72 часа)



6. Формы контроля: Промежуточная аттестация: зачет

7. Составитель

Балахнев Максим Юрьевич, кандидат физико-математических наук, начальник отдела сводных статистических работ, региональных счетов и балансов (включая специалистов в районах) Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.



Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Математические и статистические методы

обработки экспериментальных данных»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП.

М 1. В.ДВ.1. Вариативная часть общенаучного цикла



Математические и статистические методы обработки экспериментальных данных

Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами в результате изучения следующих дисциплин (учебный план подготовки специалиста, бакалавра): Математика и информатика, Математика, Элементы теории вероятности и математической статистики.



2.Цель изучения дисциплины.

Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с теоретическими и практическими вопросами проведения математической обработки результатов психолого-педагогических исследований, рассмотрение наиболее простых способов проверки статистических гипотез психолого-педагогических исследований.



3.Структура дисциплины.

Основные понятия математической статистики. Общие и специальные методы, используемые в научных исследованиях. Измерения и шкалы. Количественные методы оценки научных исследований. Понятие вариационного ряда. Графическое изображение статистических данных. Оценка параметров распределения. Статистические методы проверки гипотез.



4.Основные образовательные технологии

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях и практических занятиях;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet – ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

- закрепление теоретического материала при выполнении проблемно-ориентированных, поисковых и творческих заданий.

5.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

- способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

- владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-основные понятия математической статистики;

- статистические методы проверки гипотез.

Уметь:

-использовать общие и специальные методы проверки статистических гипотез психолого-педагогических исследований;

-самостоятельно выбирать наиболее простые способы проверки статистических гипотез психолого-педагогических исследований.

Владеть:

инструментарием статистической обработки психолого-педагогических исследований



6. Общая трудоемкость

Зачетных единиц 2 (72 академических часа)



7.Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет



8. Составитель

Шумилина Надежда Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Математические методы в психолого-педагогических исследованиях»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП.

М 1. В.ДВ.1.2 Вариативная часть общенаучного цикла



Математические методы в психолого-педагогических исследованиях

Дисциплина предназначена для ознакомления магистров с методами сбора, систематизации и математической обработки результатов наблюдений.



2.Цель изучения дисциплины.

Основной целью освоения дисциплины является повышение уровня математико-статистической подготовки магистров с усилением ее прикладной психолого-педагогической направленности.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

-ознакомить студентов с современной описательной статистикой, теорией статистического вывода и математическими моделями в психологии и педагогике;

-сформировать умения и навыки организации анализа, обработки данных, полученных в результате психолого-педагогических экспериментальных исследований, интерпретации и представления результатов, построение прогнозов;

-ознакомление с математическими методами проверки статистических гипотез психолого-педагогических исследований.



3.Структура дисциплины.

Описательная статистика. Теория статистического выбора.



4.Основные образовательные технологии

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях и практических занятиях;

- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet – ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

- закрепление теоретического материала при выполнении проблемно-ориентированных, домашних заданий.

5.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

- способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

- владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

- готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

-основные принципы и понятия математической статистики;

- статистические методы проверки гипотез.

Уметь:

-осуществлять корректный подбор методов анализа, проводить обработку данных исследования и правильную интерпретацию результатов; прогнозировать развитие исследуемых психолого-педагогических процессов; использовать общие и специальные методы проверки статистических гипотез психолого-педагогических исследований;



Владеть:

инструментарием сбора информации и статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований



6. Общая трудоемкость

Зачетных единиц 2 (72 академических часа)



7.Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет



8. Составитель

Шумилина Надежда Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования.



Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Научные исследования в профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления»

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП.

Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, базовая часть (М.2).

Достижение целей дисциплины обеспечивается связью с программами профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также дисциплинами общенаучного цикла. Перед этой дисциплиной должны быть изучены следующие дисциплины: «Методология и методы организации научного исследования». Освоение дисциплины «Научное исследование в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» является необходимой основой к написанию магистерской диссертации.



  1. Цель изучения дисциплины.

Сформировать теоретические знания и практические умения для проведения психолого-педагогических исследований в школах, вузах и других образовательных учреждениях.

  1. Структура дисциплины.

Общие положения и требования к выполнению магистерской диссертации. Общая характеристика психолого-педагогического исследования. Наука и научное познание. Понятие «магистерская диссертация». Навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистра. Этапы выполнения магистерской диссертации. Выбор темы и назначение научного руководителя. Руководство магистерской диссертацией. Общие требования к магистерской диссертации.

Методика написания и структура магистерской диссертации. Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Источники и условия исследовательского поиска. Методологические принципы. Функции исследователя. Логическая структура и специфика исследования. Методологический аппарат. Понятие об исследовательских методах и методиках. Эмпирическое и теоретическое знание. Методы теоретического исследования. Методы эмпирического исследования. Технология работы с литературой. Организация экспериментальной работы. Психолого-педагогическое обследование. Изучение и использование передового опыта. Эксперимент и его виды. Обобщение и анализ результатов. Интерпретация. Достоверные и артефактные выводы. Апробация работы.

Оформление магистерской диссертации и порядок защиты. Оформление результатов. Подготовка к защите магистерской диссертации. Процедура защиты.


  1. Основные образовательные технологии.

Обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические, печатные и др.). Самостоятельное изучение учебного материала с использованием Internet-ресурсов, работой с программными продуктами MS Office, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы. Обсуждение в группе, презентация, мини-конференция и другие формы, способствующие раскрытию профессионального и творческого потенциала студентов.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОК-5);

  • способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • специфику психологических и педагогических исследований, их основные принципы и правила;

  • методы и логику психологических и педагогических исследований;

  • методику качественной и количественной обработки результатов исследования.

Уметь:

  • апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.).

Владеть:

  • навыками организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области.

  1. Общая трудоемкость дисциплины.

Зачетных единиц 3 (108 академических часа)

  1. Формы контроля.

Промежуточная аттестация: экзамен

  1. Составитель.

Кулаченко Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Культурно - исторический и деятельностный подход в психологии и образовании»

1. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Культурно - исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» включен в цикл профессиональных дисциплин (М2.Б2).

Изучению дисциплины предшествуют курсы базовой части блока М1 «Философия образования и науки» (М1.Б1) и «Методология и методы организации научного исследования» (М1.Б2).

Данная дисциплина содержательно связана с дисциплиной базовой частью общепрофессионального цикла «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (М2.Б1).



2. Цель изучения дисциплины:

Формирование у студентов методологической культуры профессиональной позиции.



3. Структура дисциплины.

Введение в курс. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Деятельностный подход. Школа С.Л.Рубинштейна. Школа А.Н.Леонтьева. Деятельностный подход в образовании.



4. Основные образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии объяснительно-иллюстративного, проектного и проблемного обучения.



5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

- способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

профессиональных (ПК):

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

в научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):

- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

- способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

- современные научные парадигмы психологии развития и образования;

- основные идеи культурно - исторического и деятельностного подходов в психологии развития и в образовании;

- сущность деятельностного подхода в психологии развития и образовании;

- ориентироваться в конкретных психолого-педагогических исследованиях, реализующих культурно - исторический и деятельностный подходы в психологии и образовании;

уметь:

- оперировать основными теоретическими знаниями закономерностей механизмов психического развития и становления личности, объяснительными принципами которых были деятельностный и культурно-исторический подходы;

- осуществлять психолого-педагогические исследования;

- анализировать и сопоставлять культурно - исторический и деятельностный подходы в динамике развития и образования;



владеть: навыками анализа и сопоставления научных подходов, концепций теорий, имеющих сложившихся в настоящее время в отечественной психологии.

6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа).



7. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет.



8. Составитель.

Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий Захарова Тамара Глебовна.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Социальная психология образования»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Профессиональный цикл М.2. ООП

Базовая часть Б.3

2. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – становление знаний, умений и навыков в области социальной психологии образования.



3. Структура дисциплины

Тема 1. Социальная психология и психология образования: предметные области и пути взаимодействия.

Тема 2. Социальные особенности возрастно-психологического развития.

Тема 3. Социально-психологические общности в образовании.

Тема 4. Взаимодействие и общение участников образовательного процесса.

Тема 5. Социальная перцепция и социальные стереотипы в образовании.



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



знать:

- закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

- социально-психологические закономерности и возрастно - психологические особенности субъектов образовательного процесса;

- основные закономерности развития групповых процессов в контексте образовательной деятельности.



уметь:

- использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

- учитывать социально-психологические особенности участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

- вести профессиональную деятельность в образовательной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.

владеть:

- методами исследования в области педагогики и социальной психологии;

- навыками разработки, проведения и анализа социально-психологических диагностических процедур;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях образовательной среды.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ОК-5, ОПК – 1, ОПК – 3, ОПК – 4

6. Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа, 2 зачетные единицы

7. Формы контроля

Итоговая аттестация слушателей производится в виде зачета, на котором проверяется систематизация и закрепленность знаний, умений и навыков, сформированный творческий самостоятельный подход к решению профессиональных задач.



8. Составитель

Программа составлена кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого – педагогических технологий ОГУ Мануйловой Еленой Ивановной на основе авторской программы Обухова Алексея Сергеевича, к. психол. н., профессора кафедры психологии образования МПГУ им. В.И.Ленина и Ткаченко Натальи Владимировны, к. психол. н., доцента кафедры психологии образования МПГУ им. В.И.Ленина.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

1. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина входит в базовую часть подготовки магистров (М2. Б.4).

2. Цель изучения дисциплины: формирование основ профессиональной компетентности при создании педагогического сопровождения лиц с нарушениями в развитии при переходе из одного возрастного периода в другой, обеспечивая тем самым безопасную образовательную среду.

3. Структура дисциплины базируется на культурно - исторической теории развития психики Л.С.Выготского, ведущих положениях В.И.Лубовского о единстве нарушенного и нормального развития, результатах исследования Р.С.Немова по вопросам психологического консультирования, трудах В.В.Ткачевой и И.Ю.Левченко о воспитании детей с минимальными нарушениями развития, К.Д.Ушинского о тесной взаимосвязи учителя, детей (воспитанников) и родителей; Н.Н.Малофеева о возможной инклюзии при обучении и воспитании детей, имеющих негрубые, а, следовательно, неявно выраженные нарушения в развитии; изучении опыта работы отечественных и зарубежных психологов (З.Фрейд, К.Левин, Э.Я.Пекелис, Пейпиц и др.).

4. Основные образовательные технологии. Использование первоисточников, практических и наглядных методик, способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды, применение некоторых интерактивных приемов и методов: иллюстрированных методик и др.

5. Требования к обязательному минимуму и результатам освоения содержания дисциплины.

Магистр, изучивший основы указанного курса, должен



Знать:

- специальную терминологию, характеризующую основные теоретические положения курса;

- теоретические основы взаимодействия педагогов в условиях работы в учреждении специального(коррекционного) вида, школы-интерната, специальной группе для детей «группы риска» (Г.Е.Сухарева, Ж.И.Шиф, Т.А.Басилова, Т.А.Власова);

- особенности развития детей с минимальными органическими поражениями ЦНС;

- причины, вызывающие негрубо выраженные нарушения в развитии: социальные или биологические, а также причины, приводящие к нарушениям вторичного характера, то есть нарушениям в формировании и развитии психических функций.

Уметь:

- правильно выстраивать процесс и качественно охарактеризовывать результаты пилотажного диагностического обследования для формирования предпосылок психологически безопасной среды названных специальных коррекционных учреждений. Организовывать образовательный психологически грамотный воспитательный и образовательный процесс, работая в условиях интеграции, а также инклюзии.



Владеть навыками:

- организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в деятельности коррекционного класса, либо школы общего назначения со специальными (коррекционными) классами VII вида;

- некоторыми психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники для закрепления полученных детьми в условиях интеграции знаний и навыков.

Данная дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки (ОПК).

- владеть способностью анализировать и, в некоторых случаях, прогнозировать риск образовательной среды (ОПК-7);

- владеть технологиями научного исследования в своей профессиональной работе на основе полученных знаний (ОПК-6);

- использованием научно-обоснованых методов и технологий в педагогической и психологической подготовки, владеть современными методами сбора данных и их интерпретации (ОПК-2);

- уметь организовывать личностные контакты, процесс коммуникации (в том числе, в поликультурной среде), а также совместную деятельность взрослых, например, педагога-психолога и учащихся различного возраста, разных ступеней обучения (ОПК-3);

-способностью осуществлять диагностическую и проектировочную деятельность (ОПК-4);

В психолого-педагогическом сопровождении процесса получения общего и дополнительно профессионального образования (ПКПП):

- способностью проектировать коррекционно-развивающие и профилактические программы (ПКПП-2);

- способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самосознания (самоопределения) подростков в избранной области образования (ПКПП-10).



В области научно-методической деятельности

- способностью определить направления и методы оснащения образовательного процесса нужными методическими средствами (ПКНМ-2);

- готовностью к осуществлению эффективного профессионального регулирования при решении широкого спектра задач (ПКНМ-4).

В научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):

- способностью критически оценивать некоторую адекватность использованных методов и приемов исследуемой проблемы (ПКНИ-3);

- способностью и практическим умением выделять проблему и формировать необходимые значимые ее результаты (ПКНИ-9);

- готовностью использовать научные методы для многих возникающих педагогических ситуаций (ПКНИ-4);

- способностью к началу использования мультимедийных презентаций с целью демонстрации основных результатов полученных в ходе диагностики (ПКНИ-8);

- способностью организовывать взаимодействие специалистов для достижения целей и задач, а также подтверждения гипотезы исследования (ПКНИ-6).

В области педагогической деятельности

- готовностью к использованию современных методов психологической, а также педагогической диагностики для изучения возможностей и интересов, способностей детей, их особенностей освоения общеобразовательных программ (ПКОД-3).



6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетных единицы (72 часа).



7. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет.



8. Составитель.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий Шамарина Елена Владимировна.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Организация профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП.

Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, базовая часть (М.2), тесно связана с последующими разделами ООП, в частности – М.3. «Практика и научно-исследовательская работа», а также с дисциплинами «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». Перед этой дисциплиной должны быть изучены следующие дисциплины: «Философия образования и науки», «Социальная психология образования».



2. Цель изучения дисциплины.

Сформировать теоретические знания в области организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.



3. Структура дисциплины.

Модуль I Нормативные правовые основы организации психолого-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях

Психологическая служба в системе образования. Задачи психологической службы. Структура психологической службы. Психолог как представитель психологической службы. Функции психологической службы. Виды психолого-педагогического обеспечения: информационно-воспитательная работа; социально-педагогическая работа; научно-методическая работа; социально-правовое обеспечение; культурно-досуговая работа; управленческая деятельность и др. Роль социально-педагогических центров, методических объединений в координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования.

Нормативные правовые основы организации деятельности педагога-психолога. Комплект документации педагога-психолога общеобразовательного учреждения. Ведение рабочей документации педагога-психолога. Основные документы организационно-планирующей документации. Специальная документация.


Модуль II Методика реализации психолого-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях

Современные техники психологических и педагогических обследований. Современные методы профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методы активного обучения. Мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседу, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др. Создание тренинговых программ, направленных на формирование системы позитивных межличностных отношений, психологического климата в образовательном учреждении.

Современные подходы к организации психологического просвещения

Традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Интернет-сайт учреждения образования. Активные и интерактивные формы работы.

Формирование здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения. Формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью, в том числе, психологическому. Условия сохранения психологического здоровья. Направления работы социально-педагогической и психологической служб. Психопрофилактика табакокурения, алкоголизма и наркоупотребления, профилактика компьютерной и Интернет-зависимостей.

Работа педагога-психолога по предупреждению суицидального поведения учащихся. Выявление учащихся с суицидальным риском, психолого-педагогическое сопровождение групп детей суицидального риска и их окружения, взаимодействие со специалистами здравоохранения по данным вопросам, участие в воспитательной работе по пропаганде ценностей жизни со всеми учащимися учреждения образования. Первичная и вторичная профилактика. Углубленная профилактика.

Основные направления профориентационной работы. Цель психологической работы по профессиональной ориентации учащихся. Основные направления работы педагога-психолога в системе профориентационной работы учреждения образования. Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся, готовности к выбору профессии. Профинформирование. Профконсультирование.

Психологическая подготовка учащихся 9-х и 11-х классов к сдаче экзаменов и участию в централизованном тестировании. Цель и задачи психологического сопровождения старшеклассников. Тематика психологических занятий, психопрофилактических мероприятий. Психологическая поддержка выпускников.



4. Основные образовательные технологии.

Обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические, печатные и др.). Самостоятельное изучение учебного материала с использованием Internet-ресурсов, работой с программными продуктами MS Office, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы. Обсуждение в группе, презентация, мини-конференция и другие формы, способствующие раскрытию профессионального и творческого потенциала студентов.



5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;

способы определения индивидуальных траекторий развития личности;

способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребёнка;

методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребёнка с окружающей социальной и образовательной средой;

способы коррекции проблем развития личности на разных возрастных этапах.



Уметь:

осуществлять коррекцию проблем развития личности на разных возрастных этапах;

оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося (мониторинг) и разрабатывать научно-обоснованные методы повышения их эффективности с учётом возрастных критериев и норм;

апробировать и применять научно обоснованные техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседу, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);

организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей;

применять полученные знания на практике (при разработке уроков, во время педагогической практики).



Владеть:

научной терминологией в сфере психологии, способностью рефлексировать проблемы развития личности и проектировать способы преодоления трудностей становления личности на основе профессионально организованной исследовательской деятельности;

владеть способами психолого-педагогического сопровождения ребёнка, его поддержки, компенсации;

создания тренинговых программ, направленных на формирование системы позитивных межличностных отношений, психологического климата в образовательном учреждении;

владение методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;

методами активного обучения;

современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

6. Общая трудоемкость дисциплины.

Зачетных единиц 3 (108 академических часа)



7. Формы контроля.

Промежуточная аттестация: экзамен



8. Составитель.

Кулаченко Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий.



Аннотация к программе учебной дисциплины

«Современные подходы и концепции воспитания»

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП.

М2.В.ОД.1Дисциплина «Современные подходы и концепции воспитания» включена в вариативную часть (М2.В) и относится к обязательным дисциплинам указанного цикла.

  1. Цель изучения дисциплины.

Цель дисциплины состоит в формировании системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с учащимися.

  1. Структура дисциплины

Содержание дисциплины включает в себя два раздела. Раздел 1. Методологические подходы к построению воспитательной деятельности. Раздел 2. Современные концепции воспитания учащихся.

  1. Основные образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, проблемного, объяснительно-иллюстративного обучения.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций:

- Способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами ОК-10;

- Способность определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами ПКНМ-2;

- Способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики ПКПП-3;

- Готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы ПКОД-2;

- Способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды ПКНМ-5

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: Основные понятия, исходные положения, приемы и методы системного, деятельностного, личностно-ориентированного, синергетического, философско-антропологического и др. подходов воспитания; знать сущность основных воспитательных концепций.

Уметь:

1)оценить роль и значение того или иного подхода при определении целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса воспитания;

2) видеть возможности и условия применения основных подходов воспитания в преобразовании существующей практики воспитания.

Владеть: методами и приемами перечисленных выше подходов и концепций при организации воспитательной работы в образовательном учреждении.


  1. Общая трудоемкость дисциплины.

Общая трудоемкость составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

  1. Форма контроля. Промежуточная аттестация: экзамен.

  2. Составитель. Щекотихина Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Основы конфликтологии. Конфликт в педагогическом процессе»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Профессиональный цикл М.2. ООП.

Вариативная часть В.ОД.2

2. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – повышение эффективности профессиональной деятельности магистра по направлению «Психолого – педагогическое образование» на основе понимания и использования им основных закономерностей, определяемых конфликтологией.



3. Структура дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы конфликтологии

Тема 1. Предмет и задачи учебной дисциплины "Конфликтология". Методологические проблемы исследования конфликтов



Раздел 2 Социально-психологическая характеристика конфликтов

Тема 2. Межличностные конфликты в Тема 2. Межличностные конфликты в педагогической деятельности.

Тема 3. Характеристика внутриличностного конфликта

Тема 4. Конфликты в профессиональном коллективе

Тема 5. Специфика конфликтов в системе «Учитель - ученик»

Раздел 3 Управление конфликтами в профессиональном коллективе Тема 6. Диагностика и управление конфликтом. Переговоры как метод разрешения конфликтов

Тема 7. Условия эффективной профессиональной деятельности педагога в конфликтной ситуации



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения.



Материально-техническое обеспечение изучения дисциплины

Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Конфликтология» необходимы:



  • Мультимедийный проектор (ауд. 106); слайды; видеокамера; телевизор

5. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



иметь представление:

• об общеметодологических основах конфликтологии;

• о ведущих направлениях в исследовании конфликта зарубежными и отечественными учеными;

• о сущности основных подходов к анализу различных видов конфликтов в зарубежной и отечественной психологии;

• об основных технологиях управления конфликтными ситуациями.

знать:

• природу конфликтов, их структуру, типологию и функции;

• типичные причины конфликтов;

• динамику развития конфликта, механизм перехода от конфликтных ситуаций к конфликтному взаимодействию;

• принцип управляемости конфликтов, регуляторы конфликтного взаимодействия, основные методы управления конфликтами;

уметь:

• распознавать и анализировать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе;

• грамотно применять принципы и методы конфликтного взаимодействия для оптимального разрешения конфликтов;

• использовать конфликтное взаимодействие для предотвращения девиантного поведения школьников;

• выявлять потенциальных носителей конфликта, осуществлять профилактику конфликта в педагогическом коллективе;

• вырабатывать верные психологические, нацеленные на предотвращение и разрешение конфликтов;

• использовать знания о конфликтах для обеспечения собственной психологической устойчивости;

владеть формами:

• коммуникативного взаимодействия, обеспечивающего выявление конфликтных ситуаций, профилактику и управление конфликтами;

• ведения переговоров в условиях конфликта;

• психологической саморегуляции

• методами исследования конфликтов в области педагогики и социальной психологии;

• навыками разработки, проведения и анализа социально-психологических диагностических процедур;

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций ФГОС ВПО: ОК-6,ОПК-3, ПКОД-10

6. Общая трудоемкость дисциплины

180 часов, 5 зачетных единиц



7. Формы контроля

Итоговая аттестация – экзамен



8. Составитель

Программа составлена Мануйловой Еленой Ивановной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого – педагогических технологий ОГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины

Организация конструктивно – проектировочной деятельности

в инновационном образовательном пространстве

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Профессиональный цикл М 2. ООП.

Вариативная часть В.ОД.3.

2. Цель изучения дисциплины

Цель - становление у магистров готовности к психолого-педагогическому обеспечению процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий в образовательную среду

3. Структура дисциплины

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница