Программа производственной практики (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)



Скачать 379,44 Kb.
Дата10.02.2016
Размер379,44 Kb.
ТипПрограмма


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Кафедра педагогики
Утверждено зав. кафедрой

__________________

«_____» ______________ 20____ г.

Программа

производственной практики

(психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)

Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование


Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования
Квалификация: бакалавр
форма обучения заочная

Составитель: Ю.А. Филиппова

Г.А. Вераксо

Биробиджан, 2013

Печатается по рекомендации кафедры педагогики (Протокол № 2 от 01.10.2012г.) и решению учебно-методической комиссии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» (Протокол №  5 от 21.05.2013г.)









Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО для студентов 2 курса направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология и педагогика дошкольного образования / сост. Г.А. Вераксо и Ю.А. Филиппова – Биробиджан: Издательство ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», 2013г. – 31 с.

© Галина Адамовна Вераксо, сост.2013

© Юлия Алексеевна Филиппова, сост.2013

© ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013г.



1. Пояснительная записка

Производственная (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях) практика организуется на группах детей раннего возраста: вводит студентов в практическую сферу психолого-педагогической деятельности воспитателя; знакомит с особенностями детей этого возраста.



Цель:

Содействовать осознанию студентами роли раннего возраста детей для последующего развития ребенка и обеспечить овладение некоторыми профессиональными функциями воспитателя ДОУ с данной категорией детей.



Задачи:

1. Формировать профессиональную, психолого-педагогическую направленность, мотивационно-ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении на группах раннего возраста.

2. Углубить знания студентов о возрастных особенностях детей и специфике психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста.

3. Познакомить с содержанием и спецификой работы воспитателя с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

4. Овладеть умением применять полученные в вузе знания при изучении дошкольной педагогики, психологии, частных методик в воспитательно-образовательной работе с детьми на группах раннего возраста детского сада.

5. Помочь овладеть методами психолого-педагогического исследования: наблюдением, количественным и качественным анализом собранного материала и др.

6. Способствовать овладению проектировочно-прогностическими, организаторскими, методическими, диагностическими, исследовательскими умениями и навыками в процессе самостоятельной работы с детьми раннего возраста.

7. Формировать умения взаимодействовать с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (родителями, педагогическим коллективом).

8. Совершенствовать культуру педагогической деятельности.

9. Овладевать навыками ведения документации по практике.


Место производственной (психолого-педагогической в дошкольных учреждениях) практики в структуре ООП ВПО

Производственная (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях) практика представляет собой обязательную форму учебного процесса, ориентируемую на профессионально-практическую подготовку обучающихся и является важной составляющей учебного цикла основной образовательной программы (Б.5.) «Учебная и производственная практики».

Программа практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образования (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 22 марта 2010 г. № 200).

Производственная (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях) практика тесно связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, его базовой и вариативной частью (Б.1.).

Прохождение данного вида практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин профессионального цикла его базовой и вариативной частью (первого, второго и третьего модуля), дисциплин по выбору студентов, при подготовке к написанию контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Требования к «входным» знаниям, умениям студентов при освоении учебно-ознакомительной практики:

Студент должен знать:

– основные категории педагогики и психологии;

– принципы, формы, методы обучения и воспитания;

– особенности педагогической деятельности воспитателя в работе с детьми раннего возраста;

– профессионально-личностные качества педагога ДОУ.

Студент должен уметь:

– работать с документацией, осуществлять ее краткий информационно-аналитический обзор;

– наблюдать организацию и своеобразие педагогического процесса в ДОУ;

– оценивать индивидуальное развитие ребенка в процессе диагностического исследования;

- формулировать обоснованные выводы и психолого-педагогические рекомендации по развитию ребенка раннего возраста.

Студент должен владеть:

– навыками планирования собственной деятельности;

– навыками оформления документации;

– технологией организации наблюдения и беседы с педагогическим коллективом ДОУ и детьми для сбора информации;

- навыками отбора диагностических материалов и ведения психолого-педагогического исследования;

– навыками культурного поведения.



Место и время проведения практики.

Производственная (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях) практика проводится на базе дошкольных учреждений следующих видов: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида;

- детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка – детский сад.
2. Компетенции обучающегося формируемые в результате прохождения практики

1. Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

2. Способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи (ОК-5);

3. Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

4. Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4);

5. Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

6. Готов использовать знания нормативных документов и знания предметной деятельности ДОУ (ОПК-7);

7. Способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

8. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

9. Способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

10. Способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

11. Способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

12. Способен обеспечить соблюдения педагогического общения в условиях ДОУ (ПКД-4);

13. Способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5).



3. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость данного вида производственной практики составляет 6 недель и (9 зачётных единиц).



п\п

Разделы (этапы) практики

Содержание (виды работы) на практике

Общая трудоёмкость

(в зач. ед.)

Форма текущего контроля

1

Подготовительный этап

I. Установочная конференция.

0,5




1. Наличие необходимых для прохождения практики организационных документов. Прохождение инструктажа по практики и наличие подписи в журнале.

Оформленная медицинская книжка.



1. Участие в установочной конференции.

Наличие медицинской книжки и подписи в журнале инструктажа



2. Знакомство с программой практики

2. Консультация

3. Наличие дневника с оформленным титульным листом, целью, задачами, содержанием практики. Наличие индивидуального плана работы. (Приложение 1)

3. Наличие дневника практики

4. Самостоятельное определение порядка и сроков выполнения заданий практики (вариант разработанного индивидуального плана).

4. Наличие оформленного индивидуального плана

5. Аттестация готовности к практике (психологическая и педагогическая «копилка»)

5. Наличие диагностических методик и психолого-педагогической копилки

2

Рабочий этап

II. Информационно-аналитический обзор деятельности учреждения (Приложение 2)

5




1. На основе анализа предоставленной документации и беседы с представителями администрации учреждения выявить следующие сведения:

– цели и задачи учреждения;

– учредители, законодательная база;

– организационно-правовая форма учреждения;

– основные направления деятельности учреждения и виды помощи, оказываемые данным учреждением;

– организация и порядок работы учреждения.



1. Оформленные в дневнике записи, характеризующие особенности образовательного учреждения – базы практики в соответствии с планом, данным в графе «Виды деятельности».

2. Составить схему структурного подразделения учреждения и дать общую характеристику кадрового состава.

2. Составленная схема структуры образовательного учреждения

III. Изучение нормативно-правового пространства деятельности воспитателя как специалиста учреждения (Приложение 2).




1. Проанализировать должностные обязанности и права специалистов учреждения и выделить:

– обязанности педагога дошкольного образовательного учреждения;

– права педагога дошкольного образовательного учреждения.





1. Наличие зафиксированных в дневнике должностных обязанностей и прав.педагогов групп детей раннего возраста

2. Проанализировать профессионально-этический кодекс педагога дошкольного образовательного учреждения:

– поведение и облик;

– отношение к родителям и детям;

– отношение к коллегам;

- отношение к своей педагогической деятельности.

(При отсутствии этического кодекса студент самостоятельно его разрабатывает)



2. Наличие этического кодекса для педагогов.

IV. Знакомство с контингентом детей, посещающих группу раннего возраста и с документацией педагога

(Приложение 2).




1. Определить специфику группы детей раннего возраста.

Зафиксировать в дневнике характеристику конкретной группы детей, опираясь на анализ документации педагога:

– общее количество детей группы;

– соотношение количества мальчиков и девочек;

– возрастные характеристики группы;

– частота посещения образовательного учреждения детьми группы;

– краткая характеристика родителей детей группы (возрастной состав, уровень образованности, сколько детей в семье и др.).


1. Наличие общей характеристики группы детей раннего возраста.

2. Изучить документацию педагога.

2. На основе ознакомления с документацией педагога, составить список и зафиксировать форму каждого документа.

V. Анализ специфики содержания и методики педагогической работы воспитателя с детьми раннего возраста в дошкольном учреждении (Приложение 2.).




1. Осуществить просмотр и анализ различных форм работы воспитателя с детьми группы раннего возраста:

– режимных процессов первой и второй половины дня;

– работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей;

– работа по организации игровой деятельности;

– работы по физическому воспитанию и развитию детей;

– работа по приучению детей к элементарной трудовой деятельности;

– работа по развитию познавательной деятельности детей;

– организация прогулки;

– организация досуга.





1. Оформленный график режима дня, наличие выводов по его содержанию.

Отражение в содержании дневника особенностей работы воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков, организации игровой деятельности, работу по физическому воспитанию и развитию познавательной деятельности, выделить приемы по созданию комфортных условий детям и развитию их эмоциональной сферы и т.п.



2. Оформить перечень форм работы воспитателя с родителями данной группы, и указать нестандартные формы работы.

2. Наличие анализа работы воспитателя с родителями детей данной группы

VI. Подготовка и самостоятельное проведение различных видов детской деятельности в группе детей раннего возраста




1. Самостоятельно проводить режимные моменты, занятия, прогулку и различные виды детской деятельности на основе календарного плана работы воспитателя с детьми раннего возраста

Наличие в дневнике практики подробных ежедневных планов проводимых мероприятий.

Конспекты проводимых занятий оформлены в приложении к дневнику.



VII. Проведение психолого-педагогического исследования по изучению особенностей развития ребенка раннего возраста

(на протяжении всего времени практики студент использует метод наблюдения и применяет специально подобранные для этой цели диагностические методики) (Приложение 3).




1. По совету воспитателя определить ребенка для диагностического исследования




2. Осуществить подбор психодиагностических методов (методик), необходимых для проведения исследования развития ребенка раннего возраста, и подготовить необходимый стимульный материал.




2. В приложении к дневнику включен пакет содержания диагностических методик, использованных в процессе работы студента с ребенком раннего возраста:

– название методики;

– цель проведения методики;

– стимульный материал;

– инструкция к проведению;

– содержание методики;

– показатели (критерии) оценки.


3. На протяжении длительного времени практики осуществить диагностическое исследование.

3. В содержании дневника в день проведения каждой методики указаны: название методики, цель, фиксируемые данные из протокола, анализ результатов исследования с соответствующими выводами.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

5. Разработать рекомендации по учету особенностей развития ребенка раннего возраста в осуществлении воспитательно-образовательного процесса в группе.

6. По результатам диагностического исследования составить характеристику психологического и личностного развития ребенка раннего возраста.


4. На основе полученных результатов исследования составлена характеристика психологического и личностного развития ребенка раннего возраста. По необходимости в характеристику включить психолого-педагогические рекомендации воспитателю по дальнейшему развитию ребенка раннего возраста (характеристику представить в приложении к дневнику).

VIII. Выполнение заданий и поручений, связанных со спецификой деятельности педагога дошкольного учреждения.




1. Оказывать помощь педагогам дошкольного учреждения в изготовлении наглядных пособий и проведении праздников, развлечений и т.п.




1. В дневнике отражено краткое содержание проделанной работы и ее целесообразность

3

Итоговый этап

IX. Обобщить полученные на практике результаты

0,5




1. Оформить отчетную документацию

1. В конце дневника в свободной форме изложены свои впечатления о практике.

2. Сдать всю отчетную документацию на выпускную кафедру



X. Подготовить тематическое выступление и выступить на заключительной конференции по итогам практики.




1. Подготовить выступление к итоговой конференции.

Вопросы для обсуждения на заключительной конференции

по результатам практики

1. Сделайте анализ условий прохождения практики.

2. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка раннего возраста.

3. Игрушки и пособия и их роль в воспитательно-оздоровительной работе.

4. Режим дня в группах детей раннего возраста и методика проведения воспитательной работы в соответствии с ним.

5. Планирование оздоровительно-воспитательной работы в группах детей раннего возраста.

6. Специфика работы с родителями детей раннего возраста

7. Охарактеризуйте методы и приёмы работы воспитателя с детьми в процессе различных видов деятельности.

8. В чем заключается специфика общения воспитателя с детьми раннего возраста?

9. Воспитание сенсорной культуры у детей раннего возраста.

10. Каковы, на Ваш взгляд, актуальные проблемы работы воспитателя с детьми раннего возраста и пути их решения?

11. В чем вы видите трудности и позитивные моменты проводимых вами мероприятий с детьми раннего возраста?

12. Оправдались ли ожидания, которые Вы связывали с практикой?

13. В чем Вы видите перспективы вашего становления как специалиста на дальнейших этапах практики?



Наличие отзыва группового руководителя и оценка по практике

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике

п\п

Разделы (этапы) практики

Контрольные задания

1.

Подготовительный этап

1. Оформление дневника практики (титульный лист, указать цели и задачи практики).

2. Оформить медицинскую книжку.

3. Оформление педагогической копилки.


2.

Рабочий этап

1. Составление индивидуального (перспективного) плана практики.

2. Студент ежедневно оформляет содержание работы и ведет краткий анализ достигнутых целей в календарном плане.

3. Выполнение заданий для наблюдения и анализа воспитательно-образовательного процесса на группах детей раннего возраста.

4. Организация психолого-педагогического исследования детей раннего возраста.

5. Составление характеристики психологического и личностного развития ребенка раннего возраста.





Итоговый этап

1. Предоставляет на выпускную кафедру дневник с отчетом по результатам практики и характеристику на студента.

2. Участвует в обсуждении дискуссионных вопросах на конференции.




5.Формы аттестации (по итогам практики) и отчётность по практике – зачет.

5.1. Отчетная документация студента по практике:

1. Дневник по практике.

2. Приложение к дневнику.

3. Характеристика на студента (примерную схему характеристики на студента см. приложение 4).


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики:

Основная литература

  1. Григорьева Г.Г. Подготовка воспитателей детей раннего возраста // Управление ДОУ. 2006. № 2.

  2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / составитель Н. Д. Денисова Волгоград: Учитель, 2011 - 202 с.

  3. Доронова, Т.Н. Ранний возраст: планирование работы с детьми: перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек / Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов Москва : Воспитание дошкольника , 2007 - 110 с

  4. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

  5. Клюева Н.В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития 1997. – 240 с.

  6. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста : : монография / И. Ю. Левченко ; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова Москва : Ред.-издат. центр МГГУ им. М. А. Шолохова , 2008 - 137 с.




  1. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: лепка, аппликация, рисование: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И. А. Лыкова Москва : Карапуз-Дидактика : Сфера , 2008 - 143 с.

  2. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред.Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

  3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

  4. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.

  5. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.


Дополнительная литература

  1. Баландина Л.А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие / Л.А. Баландина, Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевина. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.

  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академия, 1997. – 240 с.

  3. Казаковцева, Т.С. Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / Т. С. Казаковцева ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Вятский гос. гуманитарный ун-т" Киров : Изд-во ВятГГУ , 2011 - 298 с.

  4. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет / Д. Н. Колдина М. : Творческий центр Сфера , 2010

  5. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / о.в. Пастюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 196 с.

  6. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.

  7. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248 с.

  8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999. – 336 с.

  9. Харько, Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" (ранний и младший возраст) / Т. Г. Харько Санкт- Петербург : Детство- Пресс , 2012 – 203 с.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://www.twirpx.com

2. http://www.KNIGAFUND.Ru

3. http://www.doshkolyata.com.ua



Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Кафедра педагогики


ДНЕВНИК
по производственной практике (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)
Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования


Студент(ка) ___________________________________________________________

______________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Курс ____________________________ учебная группы № ____________________

Адрес учреждения ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

№ ДОУ _______ возрастная группа детей ___________________________________

№ телефона учреждения __________________________________________________

Заведующая (директор) учреждения ________________________________________

_______________________________________________________________________

Воспитатель (педагог) учреждения_________________________________________

________________________________________________________________________

Преподаватель-методист___________________________________________________
Примечание: по окончании практики на титульном листе ставиться печать того учреждения, где студент проходил практику

2013


2-я страница дневника:

1. Цель практики;

2. Задачи практики.

3-4-я страница дневника:

1. Индивидуальный план работы студента



Индивидуальный план работы составляется студентом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием cpoков.

Индивидуальный план может представлять собой план-график, содержащий следующие графы:



Дата выполнения задания

Содержание заданий

(указывать в логической последовательности)



Отметка студента о выполненном своем задании

17.10.2011

1.Участие в работе установочной конференции.




2.Оформление дневника практики







3. ……





5-я и последующие страницы:

1. Календарный план


Форма календарного подневного планирования в дневнике студентов


(тетрадь в развернутом виде на две страницы)


Дата и план работы

(из индивидуального плана)



Содержание работы

(раскрывается содержание работы студента)



Самостоятельный анализ выполненного содержания работы, ее эффективность, выводы и обобщения

Рекомендации, замечания и оценка руководителей практики

1

2

3

4













Примечание:

Объемные по содержанию материала (инструктивные документы, программы и др.) оформляются студентами в виде приложения к дневнику.




Приложение 2

Задания для наблюдения и анализа

воспитательно-образовательного процесса на группах детей раннего возраста
Задание 1. Знакомство с дошкольным учреждением

Беседа с заведующей и старшим воспитателем. Обход учреждения, изучение условий, созданных в группах раннего возраста.

Из беседы с заведующей студенты узнают о виде дошкольного учреждения, его цели и задачах, законодательной базе, основных направлениях деятельности учреждения и видах помощи, оказываемые данным учреждением, организации и порядке работы учреждения, структурных подразделениях учреждения и общей характеристике кадрового состава, контингенте и возрастном составе детей.

Из беседы со старшим воспитателем студенты знакомятся с оснащением детского сада, его оборудованием и игрушками, их назначением и соответствием возрасту детей, методическим оснащением педагогического процесса.



Беседа с воспитателем группы детей раннего возраста и изучение его документации.

Студент в дневник вписывает:

– режим дня в группе;

– сетка занятий;

– список детей.
Задание 2. Изучение особенностей организации режимных процессов

Изучая особенности организации режимных процессов, обратите особое внимание на следующие вопросы:

1. Режимный процесс (прием детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимнастика и т.д.).

2. Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.п.).

3. Методика организации режимных процессов: показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей детей и т.д.).

4. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиенических требований и др.

5. Соблюдение принципа постепенности при организации режимных процессов.

6. Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником.

7. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.п.).

8. Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, учет достижений детей, фиксация недостатков, работа с родителями, закрепление навыков в самостоятельной деятельности).


Задание 3. Изучение условий воспитания культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста

1. Выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков.

2. Выявить формы организации и приемы, направленные на воспитание культурно-гигиенических навыков.

3. Выявить соответствие содержания работы воспитателя требованиям «Программы воспитания в детском саду» во время мытья рук, приема пищи, раздевания, одевания.

4. Выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

Задание 4. Изучение организации и методики проведения прогулки в первую и вторую половину дня в группах детей раннего возраста

1. Определить условия, созданные для проведения прогулки: приспособленность участка и его оборудования для данной группы детей, наличие выносного инвентаря, его хранение, соответствие климатическим условиям и возрастным особенностям детей, качество и сохранность оборудования и пособий, профилактика травматизма, соответствие одежды детей сезону, рационально-организованная материальная обстановка.

2. Изучить особенности организации детей при подготовке к прогулке: постановка цели и отбор игрушек, оборудования, руководство процессом одевания, его последовательностью, помощь взрослых и взаимопомощь детей, контроль воспитателя за одеждой детей перед их выходом, длительность сборов на прогулку.

3. Изучить структуру прогулки, основные виды деятельности и их чередование, соблюдение двигательного режима, принципы ее построения.

4. Выявить приемы руководства деятельностью и поведением детей.
Задание 5. Изучение условий для организации игр детей

1. Дать анализ игрового материала и его соответствие требованиям «Программы» данной возрастной группы.

2. Организация предметно-игровой среды. Особенность хранения и способы размещения игрушек.

3. Тематика игр, их виды.

4. Методика проведения разных видов игр.

6. Отражение различных видов игр в планах воспитателя.

7. Роль воспитателя в процессе организации игр детей.
Задание 6. Наблюдение и анализ занятий

1. Вид, время проведения, тема, цель, задачи.

2. Условия организации занятий.

3. Виды игр-занятий (с сюжетными игрушками, со строительным материалом, дидактическими игрушками, с предметами-орудиями).

4. Структура занятий.

5. Приемы целесообразности показа и объяснения воспитателя.

6. Приемы активизации внимания детей.

7. Приемы поддержания положительного эмоционального настроя детей.

8. Приемы развития речи детей.

9. Приемы стимулирования познавательной деятельности детей.

10. Приемы воздействия, направленные на формирование качеств личности ребенка.

11. Анализ взаимодействия «воспитатель-дети».

12. Анализ результатов занятия.

Приложение 3

Диагностика детей раннего возраста от 1,5 до 3-4 лет

(для составления психолого-педагогической характеристики


1. Сенсорное развитие

Задание 1. Цветовой гнозис

Стимульный материал 4-х цветов: красный, синий, желтый, зеленый: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Платья и бантики», «Цветочек и лепесточек», «Корзиночки и клубочки», «Кастрюли и крышки» и др.

Инструкция:

1. Положи каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесток».

2. Покажи где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?

3. Назови, какого цвета этот цветок?» Аналогично предъявляются другие задания.



Нормативы:

сличение — от 1,5-2 лет;

выбор названия — в 2-3 года;

самостоятельное название — в 2,5-3 года.



Задание 2. Изучение различения цвета в игровой ситуации

Подготовка исследования. Подобрать 2 набора бумаги, по 6 листов разного цвета форматом 10x15 см. В первом наборе посредине каждого листа находится белый квадрат размером 6x6 см. Во втором наборе на белом квадрате нарисован заяц. Сделать квадраты размером 6x6 см тех же цветов, что и в основных наборах. Для создания игровой ситуации используется игрушечная лиса.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-4 лет и состоит из 2 серий. Первая серия. Перед ребенком выкладывают первый набор и квадраты, предлагая закрыть белый квадрат на большом листе маленьким квадратом так, чтобы они соответствовали по цвету. При этом взрослый не называет цвет. Вторая серия. Участвуют те же дети. Перед ребенком выкладывают второй набор и квадраты, показывают лису. Затем предлагают спрятать зайца от лисы, закрыв окошко в заячьем домике квадратиком такого же цвета. При этом сам цвет не называют.

Обработка данных. Количество правильных ответов по 2 сериям фиксируют в таблице. Делают выводы о том, как влияет игровая ситуация на различение цвета.

Задание 3. Изучение сформировонности представлений о форме предметов

Стимулъный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из 4-х основных цветов.

Пример инструкций:

  1. «Дай такую же» (форма и цвет совпадает);

  2. «Покажи, где кубик?»

  3. «Назови форму».

Нормативы:

– сличения в 1,5-2 лет;

– выбор названия — 2 года;

– самостоятельное название — в 3 года.



Задание 4. Изучение сформированности представлений о различных предметах

Стимулъный материал:

10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).



Инструкция:

  1. «Покажи, где нарисован...?».

  2. «Что нарисовано?» или «Что это?»

Нормативы:

– в 1,5-2 года называет 4-5 картинок;

– в 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель;

– в 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.



Задание 5 . Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: 6 пар одинаковых предметных картинок.

Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках у воспитателя. Воспитатель соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем воспитатель закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, воспитатель кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, воспитатель убирает их на место и кладет 4 другие. Методика предъявляется детям, начиная с 1,5-2 лет.



Нормативы:

выбор из 2 картинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Задание 6. Методика «Разрезные картинки»

Стимульный материал: картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурации разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из 2-х фрагментов — 2,5-3 года;

разрезная картинка из 3-х фрагментов — 3-3,5 года.



Ход обследования: Ребенку предлагают соединить разъединенные части, чтобы получилась целая картинка. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

1) совершает нецеленаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами.



Задание 7. Пространственный гнозис

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Инструкция: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5-3 года — понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в


1 - 2 заданиях, легко исправляется;

3,5-4 года — выполняет все задания.


2. Диагностика способов деятельности

Задание 1 .Складывание пирамидки

Стимульный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.

Нормативы:

снимает кольца с пирамидки — в 1 год;

собирает пирамидку без учета величины — 1,5-2,5 года;

собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением — 3-3,5 года.



Ход исследования:

Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.



Вспомогательная инструкция:

Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень.

Адекватным считается закрывание стержня колпачком, нанизывание колец.

Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора.



Задание 2. Методика «Вкладыши»

Стимульный материал: 7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера 4 основных цветов.

Ход исследования.

Ребенку предлагают ровно собрать «вкладыши», вставить формы одна в другую с учетом величины.



Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладышей не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотичная проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибочных проб с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем соотнесения друг к другу);

7) зрительное соотнесение (правильное решение задачи на основании только зрительного анализа).



Нормативы:

До 2,5 лет возможна силовая проба.

К 3-м годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития.

Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от более низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости может быть связано как с нарушением со стороны эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.
3. Диагностическое исследование речи детей

Задание 1. Изучение словаря детей

Подготовка исследования. Подобрать предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, лопатка, рукавицы.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, смять, надавить и т.п. и спрашивают: «Какой он?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.

Обработка данных. Подсчитывают правильность называния детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформляют в таблицу

Задание 2. Изучение понимания речи

Подготовка исследования. Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашку, погремушку, собачку, коробку, небольшие шарики).

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.

1-ая ситуация — проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;

2-ая ситуация — просят указать на называемый предмет;

3-я ситуация — предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;

4-ая ситуация — просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;

5-ая ситуация — просят дать взрослому названный предмет;

6-ая ситуация — предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить шарики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей.);

7-ая ситуация — предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

(Формулировку задания можно повторять несколько раз.)

Обработка данных. Определяют количество правильно выполненных заданий в каждой ситуации.

Анализируют число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Делают вывод об особенностях понимания речи детьми раннего возраста.


4. Диагностика развития двигательной сферы

Задание 1. Изучение общей моторики

Статическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5-2 года — поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствия на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 секунд с открытыми глазами.



Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 5 рублей по 3 с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременные движениях рук.

Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить палочкой по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.

Тонкие движения пальцев рук. Оценивается степень дифференцированности движений и возможность движений с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторить штрихи; рисует круги;

2,5-3 года — рисует прямые линии, круги по показу; может нарисовать человека «головонога».

Оральный праксис: праксис губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки); языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиаций языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводит ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движении.


5. Диагностика психической сферы ребенка

Задание 1. Исследование памяти

Задание.

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.



Нормативы:

1,5 года — выполняет 3 действия;

2 года — выполняет 3-4 действия;

3 года — выполняет 5 действий.



Игра «Что изменилось, чего не стало».

Ребенку предъявляются 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Задание 2. Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»



Стимулъный материал:

Ребенку предъявляется таблица в 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Для детей 2-2,5 лет — две повторяющиеся картинки,

для детей 2,5-3 лет — три повторяющиеся картинки в таблице.



Инструкция:

«Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее, но не ошибайся».



Анализ результатов:

Скорость выполнения одной таблицы 1,5 минуты.



Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания):

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить от одного объекта к другому;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

Задание 3. Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимание, эмоциональный фон настроения, реакции на поощрение или порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.



1. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливается с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.



2. Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) внимание устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) застревание;

д) с явлениями генерализации.



3. Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфоричный;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.



4. Реакция на поощрение и порицание:

а) адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (снижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.


Показатели психического развития детей в 2-3 года

Показатели

Характеристика

Мышление

Наглядно-действенное

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы.

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные



Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство, свойства и назначение

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание, конструирование

Условия успешности

Разнообразие развивающей сферы. Партнерские отношения со взрослыми

Форма общения

Ситуативно-личностное.

Ситуативно-деловое



Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи.

Источник способов деятельности



Наличие конфликтов

Со взрослыми

(«Я – сам»)



Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная, игра «рядом».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие



.Приложение 4


Примерная схема характеристики студента
1. Ф.И.О. студента.

2. Наименование учреждение.

3. Сроки прохождения практики

4. Достижение целей и выполнение задач практики.

5. Соответствие профессиональной подготовки студента качеству выполненных заданий практики.

6. Уровень сформированности профессиональных умений, которые показал студент на практике.

7. Отметить наиболее удачные мероприятия, проводимые студентом на практике.

8. Выполнение индивидуальных поручений руководителя практики и практическая помощь, оказанная студентом в процессе работы.

9. Проявление личностных качеств студента на практике.

10. Соблюдение и выполнение студентом этических норм и правил в процессе прохождения практики.

11. Рекомендации, советы и предложения руководителя практики студенту.

12. Оценка за практику. Что положено в основу этой оценки.


Дата

Подпись


Печать учреждения
Примечание: характеристика студента, получаемая от администрации учреждения по месту прохождения практики, обычно содержит описание деятельности практиканта, вместе с тем она может позволить оценить не только содержание и объем проделанной работы, но и ее практическую значимость, а также умение студента правильно понимать требования, предъявляемые ему руководством учреждения.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению психолого-педагогическое образование и профилю подготовки: психология и педагогика дошкольного образования


9. Список разработчиков, рецензентов программы практики

Разработчики:

доцент каф. доцент Г.А. Вераксо

(занимаемая должность) (учёная степень, звание) (инициалы, фамилия)


ассистент Ю.А. Филиппова

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Рецензенты:

Областной ИПКПР методист Ж.И. Закон

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, Фамилия)



Областной ИПКПР методист И.Н. Гаврилюк

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, Фамилия)
Каталог: sites -> default -> files -> education -> 44.03.02
education -> Федеральное государственное бюджетное
education -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
education -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
education -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
education -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
education -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
education -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
education -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование
education -> Рабочая программа дисциплины Методика преподавания социологии Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница