ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОШЕХОНСКИЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКУМ
Утверждаю:
Директор ____________Викторович О.Н.
От «____» __________2014.
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Методическая разработка
Пошехонье
Паспорт программы
Наименование программы
|
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
Разработчик программы
|
Социальный педагог Белякова Н.А.
|
Цели программы
| -
обеспечить единый комплексный подход к снижению роста правонарушений и повышению эффективности профилактики, связанной с проблемами противоправного поведения несовершеннолетних
-
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
-
достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.
|
Сроки реализации программы
|
2014-2016 гг.
|
Исполнители программы
| -
Педагогический коллектив ПСХТ
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
| -
снижение роста числа правонарушений несовершеннолетних.
-
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-
стабилизация числа безнадзорных детей и подростков;
-
положительная динамика состояния правонарушений,
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Студенчество в средних профессиональных образовательных учреждениях, это период жизни молодого человека, который приходится на старший подростковый возраст и период юношества. В отличии от Высших Учебных Заведений, в средние профессиональные образовательные учреждения принимаются молодые люди на базе 9-летнего и 11- летнего образования. Закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути имеют свои особенности. Эти особенности формируют личностные потребности и мотивы поведения молодого человека, субъективные качества студентов каждой возрастной группы, влияют на освоение смысла профессии в личностном и общественном значении.
В зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе, ( подростковый возраст – студенты после 9-и классов, 14-15 лет;
юношеский возраст – студенты после 11-и классов – 17-18 лет) , проявляется специфика формирования социально- профессионального статуса, обусловленная особенностями возрастной динамики развития психических процессов, характерных для данной возрастной группы.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нами сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый
рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит, прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних
требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемым поведением, оказать позитивное воздействие на систему семейных ценностей. Кроме того, вовлечение в профилактическую работу несовершеннолетних, уже находящихся в «группе риска» может способствовать дальнейшему предотвращению социально-опасной деятельности.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГОУ СПО Пошехонском сельхозтехникуме.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Конституция РФ
-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Семейный кодекс РФ
-
Закон РФ «Об образовании»
-
ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних »
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
-
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
-
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
-
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
-
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
-
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
-
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
-
Девиа́нтное поведе́ние — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Цели программы
-
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
-
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
-
достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.
Задачи программы
-
повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
-
выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
-
формирование позитивных жизненных целей учащихся;
-
осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
-
определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
-
вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
-
организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;Формирование социально-активной гражданской позиции молодежи.
-
самореализация и социализация личности.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
-
Организационная работа.
-
Диагностическая работа.
-
Профилактическая работа с учащимися.
-
Профилактическая работа с родителями.
-
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
-
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни несовершеннолетних состоящих на учетах, о положении подростков в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек, взаимоотношений подростков с педагогами техникума. Выявления и повышения уровня правовой грамотности.
-
Профилактическая работа с учащимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и состоящими на учетах. Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общетехникумовских мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, тренингов, правового лектория.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору подростка своего жизненного пути; получению навыков социальной компетентности.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап
|
Содержание
|
Изучение подростка и окружающей среды
|
Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
|
Беседы с подростком,
вхождение в доверие к нему,
пробуждение его интереса к той или иной
деятельности
|
формирование социально-поддерживающей и развивающей среды
|
осознание личных целей и путей их достижения;
|
Самовоспитание, самоконтроль
|
Поддержка подростка в процессе
самовоспитания и самоконтроля
|
Изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
|
осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;
| -
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия техникума и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, консультаций , проведение родительского всеобуча, общетехникумовских мероприятий с учащимися и родителями. Ведение социального патронажа, в следствии чего неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, социальная, организационная, помощь в решении конкретных проблем.
Программу реализуют: администрация техникума (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, мастера производственного обучения, социальный педагог
Планы мероприятий по блокам работы:
-
Организационная работа:
-
Организация работы Совета профилактики.
-
Проведение тематических педагогических советов.
-
Педагогический лекторий для родителей.
-
Проведение просветительской работы с педагогическим персоналом.
-
Социально-педагогическая работа с подростками состоящими на учетах.
-
Составление социального паспорта техникума.
-
Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутритехникумовском учете учёте.
-
Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
-
Диагностическая работа:
-
Анкетирование учащихся техникума.
-
Проведение диагностических методик изучения личности учащихся.
-
Профилактическая работа с учащимися:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
-
реализация классных воспитательных программ;
-
проведение общетехникумовских собраний учащихся с привлечением сотрудников РОВД, ПДН, ГИБДД;
-
проведение бесед и лекций по профилактике употребления ПАВ;
-
проведение различных конкурсов студенческих работ, посвященных пропаганде здорового образа жизни.
-
распространение листовок;
-
проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя);
-
работа кинолектория для учащихся по правовой тематике.(Кинотеатр «Юбилейный»)
Организация досуговой деятельности учащихся состоящих на учетах:
-
вовлечение учащихся состоящих на учетах в кружки и спортивные секции;
-
вовлечение учащихся в КТД в техникуме;
-
планирование содержательного досуга подростков состоящих на учетах в течение всего учебного года;
-
привлечение подростков к участию в программе «ЗДОРОВЬЕ+ Я», 2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
-
выявление причин отклонений в поведении;
-
беседы классных руководителей, социального педагога, мастеров производственного обучения, педагога-психолога с подростками;
-
совместная работа социального педагога с КДН и ЗП, ПДН отдела полиции «Пошехонский», наркокабинета Пошехонской ЦРБ и областной детской наркологической больницы им. Кудрявцева ;
-
вовлечение в творческую жизнь группы, техникума, спортивные секции;
-
проведение тренинговых занятий направленных на повышение правовой культуры, коммуникативных навыков; профилактики асоциального поведения.
-
Профилактическая работа с родителями:
-
Проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
-
Выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутритехникумовский учет;
-
Социальное сопровождение семей данной категории с составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
-
Организация консультаций специалистов: педагога-психолога центра «Надежда», социального педагога, медицинских работников для родителей;
-
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, консультации, семинары, тренинги и др.;
-
распространение листовок, методической литературы;
-
Проведение просветительской работы с родителями.
Тема
|
Содержание
|
Ответственные
|
По профилактике употребления
ПАВ
| -
Никотин и его влияние на организм подростка.
-
Подросток и ПАВ
-
У подростка плохая компания
-
Как научить подростка не обижаться
-
Причины ранней алкоголизации подростков
-
Как контролировать эмоциональное состояние подростка
-
Вредные привычки и правонарушения
|
классный руководитель;
социальный педагог, психолог
|
По профилактике правонарушений
и
преступлений
| -
Права и обязанности семьи.
-
Права, обязанности и ответственность родителей.
-
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
-
Права и обязанности ребёнка в семье, в социуме.
-
Причина детских суицидов.
-
Свободное время и развлечения учащихся.
|
|
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Темы
|
Ответственные
|
Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда
|
классный руководитель социальный педагог
|
Воспитание ненасилием в семье.
|
классный руководитель социальный педагог
|
Как научить сына или дочь говорить «нет»?
|
классный руководитель социальный педагог
|
Подростковая агрессивность.
|
классный руководитель социальный педагог
|
Закон КК №1539
|
классный руководитель социальный педагог
|
ФЗ- 120
|
классный руководитель социальный педагог
|
Как уберечь подростка от насилия
|
классный руководитель социальный педагог
|
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
|
классный руководитель социальный педагог
|
Как привить подростку ответственность?
|
классный руководитель социальный педагог
|
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
|
классный руководитель социальный педагог
|
Функции семьи
|
классный руководитель социальный педагог
|
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п
|
Содержание
|
Сроки
|
Ответственные
|
|
Организационные мероприятия
|
|
|
1
|
Выявление подростков с девиантным поведением, из неблагополучных и малообеспеченных семей
|
сентябрь - октябрь
|
Социальный педагог
|
2
|
Организация заполнения в группах социальных паспортов
|
сентябрь
|
классный руководитель
|
3
|
Составление социального паспорта техникума
|
октябрь
|
социальный педагог
|
4
|
Организация работы Совета профилактики (по отдельному плану)
|
сентябрь
|
Социальный педагог
|
5
|
Вовлечение учащихся состоящих на учетах в работу кружков и спортивных секций.
|
сентябрь
|
педагогический
коллектив группы; руководитель ФВ
|
6
|
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
-
индивидуальные беседы
-
вызов на Совет профилактики
|
по мере
необходимости
|
педагогический
коллектив группы
педагог-психолог
социальный педагог
|
|
Работа с учащимися
|
|
|
1
|
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов
|
по мере
необходимости
|
социальный педагог
|
2
|
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом коллективе
|
по мере
необходимости
|
педагогический
коллектив группы
социальный педагог воспитатель общежития
|
3
|
Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации
|
по мере
необходимости
|
социальный педагог
|
4
|
Организация досуга учащихся (согласно программы воспитательной работы групп)
|
постоянно
|
педагогический
коллектив групп
педагог доп.образования
|
5
|
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:
-
тренинговые занятия
-
разыгрывание конкретных жизненных ситуаций
-
ролевые игры
|
по отдельному плану работы
|
Социальный педагог
|
6
|
Планирование содержательного досуга подростков состоящих на учете в течение всего учебного года
|
постоянно
|
педагогический
коллектив группы,
социальный педагог
|
7
|
Контроль за посещаемостью уроков, поведением учащихся состоящих на учете.
|
ежедневно
|
классный руководитель
социальный педагог
|
8
|
Санитарно-просветительская работа по темам:
-
«Влияние пива на организм подростков»
-
«Предназначение женщины на земле»
-
«Влияние табакокурения на подростковый организм»
-
«Последствия приема алкоголя для подростков»
-
«Табак орудие убийства»
-
Профилактика вирусных заболеваний
-
«Табачная наркомания»
-
«Зависимое поведение»
-
«Разрушитель молодого организма»
-
«Женский алкоголизм»
-
«Скажи наркотикам нет»
|
ежемесячно
|
медицинские работники
|
|
Работа с семьей
|
|
|
1
|
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
|
сентябрь
|
классный руководитель
социальный педагог
|
2
|
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися
|
в течение года
по плану воспитательной работы класса
|
педагогический
коллектив группы
|
3
|
Индивидуальное консультирование родителей:
-
педагогами
-
специалистами
-
социальным педагогом
|
по запросам
|
педагоги
специалисты
социальный педагог
|
4
|
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми:
а) на «круглых столах»
б) на семинарах
в) на родительских собраниях
|
раз в семестр
|
педагогический
коллектив класса
специалисты
|
5
| -
Просвещение родителей (буклеты, памятки):
-
«Как предупредить наркозависимость?»
-
«О вредных привычках и правонарушениях»
-
«Общие признаки начала приема ПАВ подростком»
-
«Как научить подростка не обижаться»
-
Памятка «Закон КК №1539»
-
«Как уберечь ребенка от насилия»
|
по мере необходимости
|
Психолог центра «Надежда», социальный педагог
|
6
| -
Правовой лекторий учащихся
|
|
|
7
| -
Разъяснение положений Закон КК №1539; ФЗ -120
|
сентябрь
|
социальный педагог
|
8
| -
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.
|
октябрь
|
социальный педагог
|
8
| -
Проведение лекции о ответственности за совершение правонарушений
|
ноябрь
|
социальный педагог инспектор ПДН
|
| -
Проведение бесед по технике безопасности ППД. «Обязанности пешеходов и велосипедистов, их ответственность за нарушение ПДД».
|
декабрь
|
социальный педагог инспектор ПДН
|
| -
Права и обязанности несовершеннолетних
|
январь
|
классный руководитель
|
| -
Уголовная ответственность несовершеннолетних
|
февраль
|
социальный педагог инспектор ПДН
|
| -
«Кодекс об административных правонарушениях»
|
март
|
социальный педагог инспектор ПДН
|
| |
апрель
|
социальный педагог
|
| -
Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
|
май
|
социальный пеадгог
|
| -
«Гражданские права и обязанности. Трудоустройство несовершеннолетних»
|
июнь
|
социальный педагог
|
| |
|
социальный педагог
|
1.
| -
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних
|
ежемесячно
|
социальный педагог
|
| -
буклет «методические рекомендации по работе с подростками состоящими на учетах»
-
«Конфликт. Пути выхода из конфликта»
-
Буклет «Подростковый суицид»
-
Рекомендации классному
Руководителю по работе с подростками
-
Буклет рекомендации классному руководителю
по работе с семьей
|
|
социальный педагог
|
|
Анкетирование учащихся:
|
|
социальный педагог
|
|
Анкета «Твои права и обязанности»
|
сентябрь
|
|
|
Анкета «Вредные привычки»
|
октябрь
|
|
|
Диагностика по выявлению девианных детей
|
ноябрь
|
|
|
Диагностика «Адаптация»
|
февраль
|
|
|
«Я и смысл моей жизни»
|
март
|
|
|
Тест « Мотивация к обучению»
|
апрель
|
|
|
|
|
|
|
Анкета «Я и ценности моей жизни»
|
май
|
|
|
Анкета «Недописанный тезис»
|
июнь
|
|
| -
Диагностика учащихся:
-
Методика изучения мотивов участия подростков в деятельности
-
«Семья и родители глазами ребенка»
-
Методика предрасположенности к конфликтам
-
Анкета «Взаимоотношения в семье»
|
ежегодно
|
социальный педагог
|
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Знания, умения, навыки
| -
Знать:
-
мотивы, которые могут привести человека к преступлению
-
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу
-
способы поведения в критической ситуации
-
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма
-
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
-
основные положения Декларации прав человека
-
понятие «воинская обязанность»
-
положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя
-
особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений
-
Уметь:
-
защищать себя при нарушении трудовых прав
-
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
-
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы
-
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
-
уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения
|
Планируемые результаты
1 блок
| -
разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений
-
создать банк данных по учащимся и семьям состоящим на учетах
|
2 блок
| -
получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия техникума и семьи
-
получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
|
3 блок
| -
сформировать у учащихся образ жизни
-
сформировать жизненную позицию подростка
|
4 блок
| -
создание приоритетного родительского воспитания
-
организация педагогического просвещения родителей
-
построение демократической системы отношений детей и взрослых
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
| -
появление у подростков устойчивых интересов
-
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОПДН ОВД
-
уменьшение количества детей с девиантным поведением
-
уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».
|
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
|
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия
|
Используемая литература
-
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
-
Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
-
Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
-
Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
-
Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
-
Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.
-
Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
-
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
-
Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
-
Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
-
Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
-
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
-
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.
-
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
-
Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
-
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
-
Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.
-
Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
Поделитесь с Вашими друзьями: |