Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»



Скачать 240,88 Kb.
Дата11.02.2016
Размер240,88 Kb.
#540
ТипПрограмма
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОШЕХОНСКИЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКУМ

Утверждаю:

Директор ____________Викторович О.Н.

От «____» __________2014.



Программа

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Методическая разработка

Пошехонье

Паспорт программы



Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчик программы

Социальный педагог Белякова Н.А.

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к снижению роста правонарушений и повышению эффективности профилактики, связанной с проблемами противоправного поведения несовершеннолетних

  • создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

  • достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.

Сроки реализации программы

2014-2016 гг.

Исполнители программы

  • Педагогический коллектив ПСХТ

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • снижение роста числа правонарушений несовершеннолетних.

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • стабилизация числа безнадзорных детей и подростков;

  • положительная динамика состояния правонарушений,


Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Студенчество в средних профессиональных образовательных учреждениях, это период жизни молодого человека, который приходится на старший подростковый возраст и период юношества. В отличии от Высших Учебных Заведений, в средние профессиональные образовательные учреждения принимаются молодые люди на базе 9-летнего и 11- летнего образования. Закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути имеют свои особенности. Эти особенности формируют личностные потребности и мотивы поведения молодого человека, субъективные качества студентов каждой возрастной группы, влияют на освоение смысла профессии в личностном и общественном значении.

В зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе, ( подростковый возраст – студенты после 9-и классов, 14-15 лет;

юношеский возраст – студенты после 11-и классов – 17-18 лет) , проявляется специфика формирования социально- профессионального статуса, обусловленная особенностями возрастной динамики развития психических процессов, характерных для данной возрастной группы.

Одной из самых актуальных и социально значимых  задач,  стоящих  перед нами сегодня, безусловно, является поиск путей  снижения  роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности  их  профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена  не  только  тем, что в  стране  продолжает  сохраняться  достаточно  сложная  криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной  преступности втягивается  все  больше  и   больше   несовершеннолетних,   криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления  и число их неуклонно растет. Преступность молодеет  и  принимает  устойчивый

рецидивный  характер.  А  такая  криминализация  молодежной  среды  лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Наиболее  существенной  причиной   правонарушений   несовершеннолетних являются  недостатки  в   их   нравственном   воспитании.   Следовательно, предупреждение правонарушений  несовершеннолетних  лежит,  прежде  всего  в педагогизации  различных  сфер  нравственного   воздействия   в   процессе воспитания подростков. Возрастные  особенности  несовершеннолетних

требуют  психологически  и  методически   грамотного   подхода   к   этому контингенту.

Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемым поведением, оказать позитивное воздействие на систему семейных ценностей. Кроме того, вовлечение в профилактическую работу несовершеннолетних, уже находящихся в «группе риска» может способствовать дальнейшему предотвращению социально-опасной деятельности.

     С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГОУ СПО Пошехонском сельхозтехникуме.



Правовая основа программы

      Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:



  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конституция РФ

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • Семейный кодекс РФ

  • Закон РФ «Об образовании»

  • ФЗ № 120 «Об основах системы  профилактики  безнадзорности и  правонарушений  несовершеннолетних »

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

    В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:



  • Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

  • Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

  • Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении  – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

  • Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  • Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

  • Девиа́нтное поведе́ние — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

  • достичь ценностной ориентации учебно-методической профилактической работы, направленной на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.

Задачи программы

  • повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками;

  • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

  • формирование позитивных жизненных целей учащихся;

  • осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических  работников, родителей;

  • определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.

  • вовлечение  подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;

  • организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;Формирование социально-активной гражданской позиции молодежи.

  • самореализация и социализация личности.

Содержание программы

Программа содержит 4 блока:



  1. Организационная работа.

  2. Диагностическая работа.

  3. Профилактическая работа с учащимися.

  4. Профилактическая работа с родителями.

  1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  1. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни несовершеннолетних состоящих на учетах, о положении подростков в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек, взаимоотношений подростков с педагогами техникума. Выявления  и повышения уровня правовой грамотности.

  1. Профилактическая работа с учащимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и состоящими на учетах. Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общетехникумовских мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, тренингов, правового лектория.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору подростка своего жизненного пути; получению навыков социальной компетентности.

      Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:



Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком,

вхождение в доверие к нему,

 пробуждение его интереса к той или иной

 деятельности



формирование социально-поддерживающей и развивающей среды

осознание личных целей и путей их достижения;

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка подростка в процессе  

самовоспитания и самоконтроля



Изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;

  1. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия техникума и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, консультаций , проведение родительского всеобуча,  общетехникумовских мероприятий с учащимися и родителями. Ведение социального патронажа, в следствии чего неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, социальная, организационная, помощь в решении конкретных проблем.

     Программу реализуют:  администрация техникума (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, мастера производственного обучения, социальный педагог     

Планы мероприятий по блокам работы:



  1. Организационная работа:

  • Организация работы Совета профилактики.

  • Проведение тематических педагогических советов.

  • Педагогический лекторий для  родителей.

  • Проведение просветительской работы с педагогическим персоналом.

  • Социально-педагогическая работа с подростками состоящими на учетах.

  • Составление социального паспорта техникума.

  • Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутритехникумовском учете учёте.  

  • Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

  1. Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся техникума.

  • Проведение диагностических методик изучения личности учащихся.

  1. Профилактическая работа с учащимися:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:



  • реализация классных воспитательных программ;

  • проведение общетехникумовских собраний учащихся с привлечением сотрудников РОВД, ПДН, ГИБДД;

  • проведение бесед и лекций  по профилактике употребления ПАВ;

  • проведение различных конкурсов студенческих работ, посвященных пропаганде здорового образа жизни.

  • распространение листовок;

  • проведение  бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя);

  • работа кинолектория для учащихся  по правовой тематике.(Кинотеатр «Юбилейный»)

Организация досуговой деятельности учащихся состоящих на учетах:

  • вовлечение учащихся  состоящих на учетах в кружки и спортивные секции;

  • вовлечение учащихся в КТД в техникуме;

  • планирование  содержательного досуга подростков  состоящих на учетах в течение всего учебного года;

  • привлечение подростков к участию в программе «ЗДОРОВЬЕ+ Я», 2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • беседы  классных  руководителей, социального педагога, мастеров производственного обучения, педагога-психолога с подростками;

  • совместная работа социального педагога с КДН и ЗП, ПДН отдела полиции «Пошехонский», наркокабинета Пошехонской ЦРБ и областной детской наркологической больницы им. Кудрявцева ;

  • вовлечение в творческую жизнь группы, техникума, спортивные секции;

  • проведение тренинговых занятий направленных на повышение правовой культуры, коммуникативных навыков; профилактики асоциального поведения.

  1. Профилактическая работа с родителями:

  1. Проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

  2. Выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутритехникумовский учет;

  3. Социальное сопровождение семей данной категории с составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;

  4. Организация консультаций специалистов: педагога-психолога центра «Надежда», социального педагога, медицинских работников для родителей;

  5. Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, консультации, семинары, тренинги и др.;

  6. распространение листовок, методической литературы;

  7. Проведение просветительской работы с родителями.

Тема

Содержание

Ответственные

По профилактике употребления

ПАВ


  • Никотин и  его влияние на организм подростка.

  • Подросток и ПАВ

  • У подростка плохая компания

  • Как научить подростка не обижаться

  • Причины ранней алкоголизации подростков

  • Как контролировать эмоциональное состояние подростка

  • Вредные привычки и правонарушения

классный руководитель;

социальный педагог, психолог



По профилактике правонарушений

и

преступлений



  • Права и обязанности семьи.

  • Права, обязанности и ответственность родителей.

  • Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

  • Права и обязанности ребёнка в семье, в социуме.

  • Причина детских суицидов.

  • Свободное время и развлечения учащихся.




Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях

Темы

Ответственные

Основной фактор становления и формирования личности — социальная среда

классный  руководитель социальный педагог

Воспитание ненасилием в семье.

классный  руководитель социальный педагог

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

классный  руководитель социальный педагог

Подростковая агрессивность.

классный  руководитель социальный педагог

Закон КК №1539

классный  руководитель социальный педагог

ФЗ- 120

классный  руководитель социальный педагог

Как уберечь подростка от насилия

классный  руководитель социальный педагог

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

классный  руководитель социальный педагог

Как привить подростку ответственность?

классный  руководитель социальный педагог

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

классный  руководитель социальный педагог

Функции семьи

классный  руководитель социальный педагог

План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные




Организационные мероприятия







1

Выявление подростков с девиантным поведением, из неблагополучных и малообеспеченных семей

сентябрь - октябрь

Социальный педагог

2

Организация заполнения в группах социальных паспортов

сентябрь

классный  руководитель

3

Составление социального паспорта техникума

октябрь

социальный педагог

4

Организация работы Совета профилактики (по отдельному плану)

сентябрь

Социальный педагог

5

Вовлечение учащихся состоящих на учетах  в работу кружков и спортивных секций.

сентябрь

педагогический

 коллектив группы; руководитель ФВ



6

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

  • индивидуальные беседы

  • вызов на Совет профилактики

по мере

необходимости



педагогический

 коллектив группы

педагог-психолог

социальный педагог






Работа с учащимися







1

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов

по мере

необходимости



социальный педагог

2

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом коллективе

по мере

необходимости



педагогический

коллектив группы

социальный педагог воспитатель общежития


3

Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации

по мере

необходимости 



социальный педагог



4

Организация досуга учащихся (согласно программы воспитательной работы  групп)

постоянно

педагогический

 коллектив групп

педагог доп.образования


5

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

  • тренинговые занятия

  • разыгрывание конкретных жизненных ситуаций

  • ролевые игры

по отдельному плану работы

Социальный педагог

6

Планирование  содержательного досуга подростков состоящих на учете в течение всего учебного года

постоянно

педагогический

коллектив группы,

социальный педагог


7

Контроль за посещаемостью уроков, поведением учащихся состоящих на учете.

ежедневно

классный руководитель

социальный педагог



8

Санитарно-просветительская работа по темам:

  • «Влияние пива на организм подростков»

  • «Предназначение женщины на земле»

  • «Влияние табакокурения на подростковый организм»

  • «Последствия приема алкоголя для подростков»

  • «Табак орудие убийства»

  • Профилактика вирусных заболеваний

  • «Табачная наркомания»

  • «Зависимое поведение»

  • «Разрушитель молодого организма»

  • «Женский алкоголизм»

  • «Скажи наркотикам нет»

ежемесячно

медицинские работники




Работа с семьей







1

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

сентябрь

классный руководитель

социальный педагог



2

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися

в течение года

по  плану воспитательной работы класса



педагогический

 коллектив группы



3

Индивидуальное консультирование родителей:

  • педагогами

  • специалистами

  • социальным педагогом

по запросам

педагоги

специалисты

социальный педагог


4

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми:

а) на «круглых столах»

б) на семинарах

в) на родительских собраниях



раз в семестр

педагогический

 коллектив класса



специалисты

5

  • Просвещение  родителей (буклеты, памятки):

  • «Как предупредить наркозависимость?»

  • «О вредных привычках и правонарушениях»

  • «Общие признаки начала приема ПАВ подростком»

  • «Как научить подростка не обижаться»

  • Памятка «Закон КК №1539»

  • «Как уберечь ребенка от насилия»

по мере необходимости

Психолог центра «Надежда», социальный педагог

6

  • Правовой лекторий учащихся







7

  • Разъяснение положений Закон  КК №1539; ФЗ -120

сентябрь

социальный педагог

8

  • Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.

октябрь

социальный педагог

8

  • Проведение лекции о ответственности за совершение правонарушений

ноябрь

социальный педагог инспектор ПДН




  • Проведение бесед по технике безопасности ППД. «Обязанности пешеходов и велосипедистов, их ответственность за нарушение ПДД».

декабрь

социальный педагог инспектор ПДН




  • Права и обязанности несовершеннолетних

январь

классный руководитель




  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

февраль

социальный педагог инспектор ПДН




  • «Кодекс об административных правонарушениях»

март

социальный педагог инспектор ПДН




  • Терроризм и экстремизм

        апрель

социальный педагог




  • Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения

май

социальный пеадгог




  • «Гражданские права и обязанности. Трудоустройство несовершеннолетних»

июнь

социальный педагог




  • Лекторий для педагогов




социальный педагог

1.

  • Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

ежемесячно

 социальный педагог




  • буклет «методические рекомендации по работе с подростками состоящими на учетах»

  • «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

  • Буклет «Подростковый суицид»

  • Рекомендации классному

Руководителю по работе с подростками

  • Буклет  рекомендации классному руководителю

по работе с семьей





социальный педагог




Анкетирование учащихся:




социальный педагог




Анкета «Твои права и обязанности»

сентябрь







Анкета «Вредные привычки»

октябрь







Диагностика по выявлению девианных детей

ноябрь







Диагностика «Адаптация»

февраль







«Я и смысл моей жизни»

март







Тест « Мотивация к обучению»

апрель



















Анкета «Я и ценности моей жизни»

май







Анкета «Недописанный тезис»

июнь







  • Диагностика  учащихся:

  • Методика изучения мотивов участия подростков в деятельности

  • «Семья и родители глазами ребенка»

  • Методика предрасположенности к конфликтам

  • Анкета «Взаимоотношения в семье»

        ежегодно

социальный педагог

      Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года

Знания, умения, навыки

  • Знать:

  • мотивы, которые могут привести человека к преступлению

  • права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу

  • способы поведения в критической ситуации

  • о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма

  • свои права и обязанности при общении с органами правопорядка

  • основные положения Декларации прав человека

  • понятие «воинская обязанность»

  • положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя

  • особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений

  • Уметь:

  • защищать себя при нарушении трудовых прав

  • помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

  • негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы

  • отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

  • уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения

Планируемые результаты

1 блок

  • разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений

  • создать банк данных по учащимся и семьям состоящим на учетах

2 блок

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия техникума и семьи

  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи

3 блок

  • сформировать у учащихся образ жизни

  • сформировать жизненную позицию подростка

4 блок

  • создание приоритетного родительского воспитания

  • организация педагогического просвещения родителей

  • построение демократической системы отношений детей и взрослых

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

  • появление у подростков устойчивых интересов

  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОПДН ОВД

  • уменьшение количества детей с девиантным поведением

  • уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия

Используемая литература

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.

  2. Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.

  3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.

  4. Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.

  5. Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.

  6. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой.  СПб.: Питер, 2008.

  7. Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.

  8. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

  9.  Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.

  10. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.

  11. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.

  12. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.

  13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

  14. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.

  15. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  16. Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.

  17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

  18. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  19. Семенов Г.С. « Методики работы социального   педагога», М,2004 г.

  20. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.


Скачать 240,88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница