Программа профессиональной переподготовки Психологическое консультирование и психодиагностика (620) Дисциплина: Основы общей психологии Практическое задание 1, Модуль Введение в общую психологию



Скачать 113,3 Kb.
Дата15.10.2020
Размер113,3 Kb.
ТипПрограмма

Академия дополнительного профессионального образования


Программа профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование и психодиагностика (620)



Дисциплина: Основы общей психологии

Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию


Выполнил:

слушатель Тажетдинов Юрий Ансарович

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна
г. Курган – 2020

Задание 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики».

Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.

Генезис предмета психологической теории



Этап развития психологии (века)

психологии

Научное направление

Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

1.психология как наука о душе донаучный период (VII-VI в до н.э)

Гераклит.

Алкмеон


Мир как единное целое

Душа-без раскрытия ее конкретного содержания

нет

Гераклид <<О природе>>

Предстовление об охранительной и активной роли души.Выдвигают предстовление о мире как едином целом,и это единство мира выступает у них в форме единой мировой материи



Античность (VII в.до.н.э-Vв.н.э.)

Пифагор демокрит Сократ Платон Аристотель эпикур лукреций кар

две противоположные точки зрения на психику- материалистическая и идеалистическая

Душа-источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения

нет специальных методов, используются методы других наук

Платон <федон> ;<государства>Аристотель <о душе >;демокрит <большой нестрой>; лукреций <о природе вещей>

определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания, активности тела ,способов регуляции поведения и пределов свободы человека


психология в Средневековье до эпохи Возрождения(V-XVI вв.)

Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна) ибн рушд (аверроэс)

Окрашенный мистицизмом идеализм борьба, между материализмом и идеализмом

Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, познание чувственного мира

Интроспекция(самонаблюдение

Ф.Аквинский <сумма теологии> и <сумма против язычников> Ибн Сина <канон>, ибн рушд <опровержение опровержения> и рассуждения о разуме>

развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс




Психология эпохи Возрождения(XVI-XVII вв.)

Людвиг Вивес, Гоклениус, Гасман

гуманистическая концепция человека

Душа- её проявления и связи

Наблюдение, интроспекция

Людвиг вивес,Гоклениус гассман <философский словарь>

исследовательский подход явление действительности

2. психология как наука о сознании




психология нового времени(XVII-первая половина XIX вв.)

р Декарт, ф Бэкон, Б спиноза д Локк, г лейбниц, Х вольф Е Гоббс , д гартли ,Юм Беркли ,миллс Герберт

рационализм ассоцианистическая психология

сознание его содержание и пути его формирования

Интроспекция, частично логика индукция и дедукция, анализ ,методы естественных наук

р Декарт мир>,Б спиноза <метафизические размышления> Локк <Опыт о человеческом размышлени>,< мысли о воспитании>,Герберт <психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизики и математике> учебник психологии

развитие рационалестического и эмпирического подходов, появления первых теорий эмоций, теория рефлекса ,попытки ввести психологию бессознательное, естественно научный подход к изучению психики. ощущения представления, чувства, психологические процессы и акты поведения


Новое время вторая половина XIX века

в вундт,ф британа, г Спенсер,Э.В,Прайер

Экспериментальная психология

Сознание. элементы психики, их связи и законы, психология народа

наблюдение человека за самим собой и описание фактов, эксперимент

В.Вунд. <принципы физиологической психологии>, ф бретано <психология с эмпиричестической точки зрения>, В Прейра <душа ребёнка>

дали Импульс в разработке понятия о психологической функции как особой деятельности сознания, оформление психологии в самостоятельную науку. открытие Первой лаборатории экспериментальной психологии. развитие генетической психологии,зоопсихологии.

3. психология как наука о поведении




новейшее время начала XX века.


з фрейд, а. адлер, к.г. Юнг, а. Фрейд.К.Хорни.г.с.Салливан.Дж Уотсон.Э Торндайк.И.П.Павлов.Э.Ч.Толмен.К.Халл.Б.Ф.Скиннер..а.Бандура.М.Вертхаймер.В.Кейлер.И.М.Бехтер.И.М.Сеченов

Экспериментальная психология, психоанализ, бихевиоризм, Гештальт- психология, когнитивизм, интеракционизм, экзистенциально-гуманистическое

отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)

появление новых методов, важнейшие из которых-психоанализ и проектные методы(глубокая психология). экспериментальное изучение процесса научения, формирование связей между стимулом и реакцией(бихиоризм) экспериментальные исследования познавательных процессов и потребностей (Гештальтпсихология) Инструментальный метод( Советская психология)

з Фрейд <о психоанализе>.< введение в психоанализ лекции психоанализ>лекции <психология масс и анализ человеческого <я>,Юнг К,Г.Г. психология бессознательного <архетип и символ> психология <бессознательного> Уютсон <поведения: введение в сравнительную психологию>.<Бихевеоризм>В.бехтерев.< невропатологи чески психиатрические наблюдения внушение и роль в общественной жизни Сеченов и.м. психологические этюды

оформление различных направлений и научных школ. наблюдения затем, что можно увидеть поведение, поступки, реакции. появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного состояния, теории научения и развивающего обучения, творческого мышления. появления первых экспериментальных исследований личности, введение в её исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. развития отраслей психологии

4. психология как наука, изучающая, закономерности и механизмы психики




новейшее время xx-xxi века

л.с. выготский а.н. Леонтьев б.м. Теплов а Маслоу к Роджерс д Майерс и др.

развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ

личности её потенциал (самореализация)

совершенствование методов экспериментального исследования психики появление разнообразных диагностических методик

выготский л.с. педология подростка сознание как проблема психологии поведения Леонтьев а.н. проблемы развития психикидеятельность сознание личность Роджерс к.р. взгляд на психотерапию становление человека Майерс Дэвид дж. социальная психология

появление тенденции к объединению, синтеза наиболее значительных достижений отдельных школ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница