Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620)
Дисциплина: Основы общей психологии
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель Опольская Наталья Григорьевна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2020
Задание №1
|
|
|
Генезис предмета психологической теории
|
Этап развития психологии (века)
|
Психологи
|
Научное
направление
|
Предмет психологии
|
Методы исследования
|
Основные труды
|
Вклад
в науку
|
|
|
|
|
|
|
|
Более 2000 лет назад
|
Аристотель
|
Психология как наука о душе
|
Природа души
|
Попытки объяснить все непонятные явления в жизни человека
|
В своем трактате «О душе» он, интегрировав достижения античной мысли, создал целостную психологическую систему. По его мнению, душу нельзя отделить от тела, поскольку она является его формой, способом его организации. Вместе с тем Аристотель в своем учении выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. Подобное деление он объяснял степенью развития психических функций. Низшие функции («питающие») свойственны растениям, а высшие — человеку.
|
Создатель философских оснований науки.
|
Начало 17 век
|
Сократ
|
Психология как наука о сознании
|
Сознание
|
Наблюдение человека за самим собой
|
Постоянная мысль Сократа – об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.
|
Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов не только на важное значение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания как ведущей формы самостоятельного мышления.
|
Начало 20 века
|
А.Пьерон
|
Психология как наука о поведении
|
Поведение
|
Наблюдение за тем, то можно непосредственно увидеть поведение, поступки , реакции человека
|
Основной метод исследования является физиологический, гистологический и морфологический анализ мозга.
|
Один из основоположников французской экспериментальной и физиологической психологии.
|
Середина
20 века
|
Вильгельм Вундт
|
Психология как наука о психике
|
Психика
|
Изучение факторов, закономерностей и механизмов психики
|
Предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии
|
Создатель экспериментальной психологии
|
Задание №2
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Объясните с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения.
В данном случае рассматривается психологический феномен, имеющий название «сдвиг мотива на цель». Механизм этого феномена в деятельности человека наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым, традиционно ассоциируют, связывают с расширением круга мотивов, появлением новых предметов деятельности, словом, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы личности.
«Рождение новых высших мотивов и формирование соответствующих им новых специфических человеческих потребностей...— писал А. Н. Леонтьев,— происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осознания»1.
Так произошло и в этом случае, когда деятельность, которая не нравилась сначала сотруднику, постепенно наполнилась особым (иным) смыслом и в результате он захотел заниматься этой деятельностью. Т.е.начальный мотив (осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность) – выполнить неинтересное (притом и бесплатное) поручение, которое необходимо сделать по распоряжению начальства (куда деваться),заместился целью (сознательное представление о результате деятельности) - разобраться в данном проекте, потому, что эта тема для него оказалась реально интересной (даже бесплатно).
ЧИТАЙТЕ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
Поделитесь с Вашими друзьями: |