Программа профессиональной переподготовки Психологическое консультирование и психодиагностика (620) Дисциплина: Основы общей психологии Практическое задание 1, Модуль Введение в общую психологию



Скачать 27,95 Kb.
Дата26.03.2020
Размер27,95 Kb.
ТипПрограмма

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы


Программа профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование и психодиагностика (620)



Дисциплина: Основы общей психологии

Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:

слушатель Новикова Мария Михайловна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна


г. Волгоград – 2020

Таблица 1


Этап развития психологии (века)

Психологи

Научное направление

Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

Донаучный период

конец VI — начало V в. до н. э.



Гераклит

Материалистическое направление.

Гераклит считал, что становление мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам которые никто, ни люди, ни боги изменить не могут. Этот закон - Логос, человек называет судьбой. Все существующее является модификацией огня, и оно непрерывно изменяется.

Суть самого процесса поиска предполагает, что объект поиска заранее нам известен: мы уже знаем то, что мы ищем, знаем определенные характеристики или предикаты искомого объекта.


Книга: "О природе".


Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. «Все течет, все изменяется». Все движется и не существует однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом (золото важно для человека, но осел предпочтет ему сено).

VI–V вв. до н. э.

Алкмеон Кротонский


Материалистическое направление.


Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.

Алкмеон последовательно проводит метод аналогий, прежде всего — в учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа, находящаяся в вечном круговом движении.

Трактат «О природе».


Алкмеон является основателем принципа нервизма. Учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. На его идеи будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента.

V—IV вв. до н. э.

Демокрит


Материалистическое направление



Психика, как и вся природа, материальна. Все вещи состоят из мельчайших неизменных, вечно существующих частиц (атомов). Человек тоже есть собрание атомов. Душа составлена из особых атомов. Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. По Демокриту, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий - мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира.

Демокрит разработал методы исследования – канонику, логическое учение, включающее в себя анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Известно, что Демокрит написал около 70 сочинений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не дошло. Проблемы атомизма излагались в трудах "Большой домострой", "Малый домострой" и др.


Создатель первой в истории античной философии — большой материалистической системы, дал систематическое изложение атомарной картины мира.

428—348 гг. до н. э.

Платон

Идеалистическое направление.

Идеалистическая философия Платона дополняет противопоставление материи и идей противопоставлением тела и души. Тело смертно — душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тела космоса. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела — быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом ее. Как тело, так и душа сотворены богами. Души творятся из остатка от той смеси тождественного, иного и тождественно-иного, из которой ум-демиург создал душу космоса. Каче­ство индивидуальных душ ниже, чем качество души космоса.

Платон развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей.

В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части.

Он определил, во-первых, "сущность и логос души " как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие, во-вторых, природу души, состоящую в том, чтобы двигать тело, находясь с ним во внешнем или внутреннем единстве, и, в-третьих, идею души, правда только образно, в виде трех частей "соединенной силы крылатой парной упряжки и колесничего", т. е. двух противоположных стремлений, сопрягаемых разумом. Речь Платона следует признать первым логическим выражением понятия духа как души.

384–324 гг. до н. э.

Аристотель

Дуализм.

В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Это его действительность, его «энтелехия», его осуществление. Поэтому между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь. Но связь эта распространяется не на все психические функции. В душе человека существует часть, присущая определенной ступени человеческого развития, но тем не менее часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта — ум. На ум уже нельзя смотреть как на органическую функцию. Как таковой ум не прирожден телу, но приходит извне. Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, а его существование не ограничено длительностью человеческой жизни.

Логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников.

Трактат Аристотеля «О душе» — первое специально пси­хологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось глав­ным руководством по психологии, а сам Аристотель но праву может считаться ос­нователем психологии.

Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате.

Средние века

Авиценна,

Аверроес,

Алгаценна


В эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

Авиценна: ассоциативный эксперимент при лечении больных людей.

- идея экспериментального невроза. (2 баранов кормили одной пищей, но в разных условиях; один баран постоянно находился с волком и вскоре умер от истощения и невроза).




Авиценна «Канон врачебной науки», «Книга знаний», «Указания и наставления».

Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Аверроэс известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля. Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало.

XVII—XVIII вв. и первая половина XIX в

Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г., Н. Мальбранш, Лейбниц) и эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), ассоцианизм (Д. Юм и Д. Гартли), К. Маркс

Психологические знания развивались в недрах философии Дуализм, затем материализм как философские направления,

рационализм, эмпиризм, ассоцианизм.



Локк – внутренний опыт.

Декарт – cознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы



Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод, метод математического анализа.

Спиноза «Этика»,

X. Вольф «Psychologia empirica», 1732, «Psychologia rationalis», 1740,

П. Ж. Кабанис «Rapport du Physique et du Morale chez, I'Homme», трактат Ж. О. Ламетри «Человек-Машина», Д. Дидро «Физиология человека», И. Кант «Антропология», К. Маркс «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1846—1847),


Декарт закладывает основы механического натуралистического направления в психологии и вводит понятие «рефлекса» и «сознания», противопоставляет «материю» и «душу»;

зарождается радикальный сенсуалистический материализм с появлением капиталистических

отношений:

Два основных принципа

Первый — это принцип

сенсуализма,

чувственного опыта, второй — это принцип

атомизма;

ассоциативное направление как самое мощное течение в психологической науке;

для психологии именно в это время были созданы философские основы, на которых затем в середине XIX в. воздвигнуто здание психологической

науки;

зарождение нового философского мировоззрения психологическая наука и новая научная марксистская методология.



Середина XIX в.

Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Ж. Леб, К. Ллойд-Морган, Л. Хобхауз, Г. Джецнингс, Э. Л. Торндайк

Изучение строения сознания (структурализм)

Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы.

Экспериментальный метод.

«Элементы психофизики» Г. Т. Фехнер, «Основы физиологической психологии» (1874) В. Вундт, 1877 г. Ч. Дарвин «Биографический очерк одного ребенка», В. Прейер «Душа ребенка».

Изобретение В. Вундтом первого элементарного прибора для экспериментальных психологических исследований; создание в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, а затем преобразование в Институт экспериментальной психологии; Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку; Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела, во-вторых, к развитию зоопсихологии.

Кризис методологических основ психологии

У. Джеймс, З. Фрейд, А. Адлер, М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Г.У. Олпорт, Э. Ч. Толмен,

У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм);

З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг;

Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм);

М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология).



Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология).

Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология).

В. Штерн «Психология раннего детства» в 1914 г., «Психология духа» (Э. Шпрангер), Дж. Уотсон «Психология как наука о поведении».

Становление психологической науки, не закончившийся

процесс;


нарастающая борьба с идеалистических позиций (сенсуализму

противопоставляется

рационализм, Декарт

против Локка,

Лейбниц против

Декарта, К Беме

З. Фрейд усугубляют кризис;

новейшие исследования заставляют усомниться в том, чтобы поведение низших животных носило чисто реактивный характер;

аспект кризиса заложен в исходных позициях психологии познания;

духовное содержание исторического человека было противопоставлено природному человеку;

влияние государственной политики на отдельные школы психологии.


История русской научной психологии

М. В. Ломоносов, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, Д. М. Велланский, В. Ф. Одоевский, П. С. Авсенев, X. А. Экеблад, А. И. Галич, К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге, И. М. Сеченов.

Гуманистическая психология.

Психические процессы в закономерностях их протекания.

Генетический метод, методика «естественного эксперимента».

1744 г. в «Краткое руководство по риторике» Ломоносов, Я. П. Козельский «Филозофические предложения», 1768, А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Д. М. Велланский «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии», 1812), В. Ф. Одоевский «Психологические заметки», П. С. Авсенев, X. А. Экеблад «Опыт обозрения биологико-психологического исследования способностей человеческого духа», 1872, А. И. Галич «Картина человека» (1834), «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский.

концепция Радищева о роли речи в психическом развитии человека; развитие передовой русской психологии в трудах А. И. Герцена, В. Г.Белинского, Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского;

И.М.Сеченов: роль физиологических основ и материалистических установок в разработке психологии;

К.Д.Ушинский: роль педагогической практики для системы психологических знаний;

экспериментальная психология конца

конец XIX и начало

XX в.;


отрасли психологического знания,- патопсихология, психология слепых, психология ребенка, зоопсихология, медицинская и педагогическая.

Советская психология

Л.С. Выготский,

И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д. Н. Узнадзе, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев



Когнитивный подход, гуманистический,

Психика

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения, cовершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик.

Журнал «Психология», Б.Г. Ананьев «Человек как предмет познания».

Построение системы психологии на новой на

марксистско-ленинской основе.

И.П.Павлов – основы физиологического анализа психологических процессов;

В.М.Бехтерев – рефлексология под видом материалистического учения;

распад рефлексологической школы Бехтерева;

пять основных положений советской психологии;





Задание 2

С точки зрения теории деятельности А. Н. Леонтьева, поведение сотрудника можно объяснить механизмом сдвига мотива на цель.

Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, мотивы формируются вследствие опредмечивания потребностей. Однако в жизни часто происходит обратный процесс, - в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

В современной психологической науке механизмы образования мотивов полностью не изучены. В теории деятельности А.Н. Леонтьева более подробно изучен один из таких механизмов – механизм сдвига мотива на цель. Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Это происходит в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Из вышесказанного следует, что деятельность влияет на развитие личности. Таким образом, характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его даль­нейшего развития, т. е. мы приходим к основополагающей формулировке диалек­тического материализма о том, что бытие определяет сознание. Именно на этих принципах и строится психологическая теория деятельности.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница