Программа профессиональной переподготовки Педагог-психолог



Скачать 119,2 Kb.
Дата14.08.2019
Размер119,2 Kb.
ТипПрограмма
Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования


Программа профессиональной переподготовки

Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин (1280)



Дисциплина: Общая психология

Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию


Выполнил:

слушатель Перминова Евгения Сергеевна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна
Москва – 2019

Задание №1.

Таблица 1.

Генезис предмета психологической теории

Этап развития психологии (века)

Психологи

Научное

направление



Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

Iэтап.

Донаучный , до


VII -VI вв. до н.э

Гераклит,
Алкмеон

Натурфилософы,
панпсехизм

Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций.

Нет

О «природе»

Общее представление об охранительной и активной роли души



II этап.

Философский


VII- VI вв. до н.э.- конец
XVIII - Начало
XIX вв

III этап.

Ассоцианистическая психоло-гия
Конец XVIII -начало XIX в.- середина XIX в

IV этап.


Экспериментальная психология
середина XIX в. –
начало XX в.

V этап.


Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы ,
10-30-е годы

VI этап.


Дальнейшее развитие психологических
Школ
40-60-е годы
XX в.

VIIэтап.


Современная психология
60-е годы-
конец XX в.

Развитие психологии в России и в СССР




Демокрит
Платон
Аристотель
Авиценна
(XIв)
Аввероес и Алгаценна
(XIIIв)
Людвиг Вивес, Гокле-ниус, Гасман
(XVIв.)
Декарт
(XVI век)
Спиноза
(XVII век)
Т. Гоббс
Дж.Беркли

Д. Гартли


Д. Юм
Джон Стюарт
Милль

В. Вундт
Г. Спенсер


Ф. Гальтон,
Р.Б. Кэттел

Дж.Б. Уотсон,


Вейсс,
Э.Ч. Тольман
В.М.Бехтерев
З. Фрейд
Э. Дюркгейм
Ж. Пиаже
М. Гальбвакс
У. Мак-Дауголл
М. Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка,
К. Левин
Ф. Крюгер
Й. Фолькельт
В.Штерн
Дильтей, Шпрангер.

А. Маслоу,


К.Роджерс
В. Франкл,
Р.Мэй

Б.Ф.Скиннер


У.Найссер
А.Бандура
и др.

М.В.Ломоносов


А.И. Герцен
В.Г.Белинский
Н.А.Добролюбов
Н.Г.Чернышевский
И.М. Сеченов
Н.Н. Ланге
А.Ф.Лазурский
В.М. Бехтерев
К.Д.Ушинский
Н.А.Бернштейн
В.П.Сербский
В.А.Вагнер
В.И. Ленин
И.П. Павлов
К.Н.Корнилов
Л.С.Выготский
П.П.Блонский
Б.М.Теплов
С.В. Кравков
Б.Г. Ананьев
Н.Н.Ладыгина-Котс
А.Р.Лурия
А.Н. Леонтьев
А.А. Смирнов

Д.Б.Эльконин


и др.



Естественно-научное направление, схоластическая философия.

Механистическое натуралистическое


Рационалистическое
направление
материалистический сенсуализм
(эмпирики).

1)Материалистическое направление


2)Субъективно-идеалистическое
направление

Генетическая психология (зоопсхология, детская, прикладная)

Появление нескольких предметов психологии

Бихевиоризм (Рефлексология)

Психоанализ

Французская социологическая школа

Гормическая психология

Гештальт-


Психология

Лейпцигская школа

Персоналистическая психология

Описательная психология

Гуманистическое направление
Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации.

Гуманистическое направление

Гуманистическая, генетическая, когнитивная


Античная психология:
(Материализм)

(Идеализм)

Психология средневековья:
рационалистический идеализм

Психология возрождения и Нового времени:


Гуманистическое
направление.

Сознание, его содержание и пути его формирования

Ассоциативная психология :

Элементы психики, отождествляемой, главным образом с сознанием, их связи и законы.

Вначале элементы психики
(структурализм), функции психики, «поток сознания» ( функционализм). Затем глубинные структуры психики
(глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальт-психология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)

Гуманистическая, экзистенциальная психология,


генетическая и когнитивная психология)

Генетическая, когнитивная психология.

Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ.

Эксперементальная психология,


Педагогическая психология,
Патопсихология,
Биологическая зоопсихология,
Марксизм-ленинизм,
Советская психология:
-рефлексология
- реактология
-теория культурного развития.

Предметом советской психологии являлось формирование личности и процесс формирования мировоззрения этой личности в свете идей марксизма-ленинизма.


Специальных методов нет, используются методы других наук- филосфии, медицины, математики- при исследовании содержания и функции души.

Интуитивно- или интроспективноумозрительный метод. Частично логика – методы индукции, дедукции , анализа и т.д.

Развитие рационалистического и сенсуалистического ( эмпирического ) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное.


Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом. Появление первых тестов

Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы(глубинная психология),


Экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод
(советская психология)

Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта , в том числе и исскуственного интеллекта


Совершенствование методов Экспериментального исследования


психики, появление разнообразных
диагностических методик
(функциональная магнитно- резонансная томография). Для изучения психических процессов на молекулярном уровне, в том числе метаболизм, транспорт веществ, лигандрецепторные
взаимодействия,  экспрессия генов
 и т. д., применяется позитронно -эмиссионная томография (ПЭТ)).

Эксперементально-психологические исследования


Совершенствование методов экспериментального исследования
психики, появление разнообразных
диагностических методик.

Демокрит Книга «Большой мирострой»

Платон «Государство», «Федон»

Аристотель «О душе».
Авиценна «Поэма о душе», «Книга исцеления» (18 томов, содержит «Книгу о душе»).

Л.Вивес «О душе и жизни»(1538г)


«Психология» (1590г)
Гоклениус «Сие о совершенствовании человека» (1590г)
Декарт «Страсти души» (1649г), «Человек» (1642г) «Рассуждения о методе»(1637г)
Спиноза: «Этика» (1675г)
Т. Гоббс: «О теле», «О человеке», «О

гражданине» 1642г.


Дж.Беркли: «Принципы человеческого познания» (1710г)
Д. Гартли «Размышление о человеке, его строении, его долге и упованиях»,
Д.Юм: «Трактат о человеческой природе» (1739г), «Исследование о человеческом познании» (1748г)

В. Вундт: «Основы физиологической психо-логии»1874-1887гг


Г.Спенсер «Основы психологии» ( 1855г)
Ф. Гальтон «Наследственность тала-нта» (1869г)
Р.Б. Кэттел « Описание и измерение личности» 1946г

Дж.Б.Уотсон «Психология как наука о поведении» (1926г) , «Психологический уход за ребенком» (1929г); А.Вейсс «Теоретический базис человеческого поведения» (1925г.);


В.М.Бехтерев « Общие основы рефлексологии человека» (1917г)
З.Фрейд «Исследование истерии»
(1895г), «Толкование сновидений»
(1900г.), Психопатология обыденной жизни» (1901г.), «Три очерка по теории сексуальности» (1905г), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917гг)
Э. Дюркгейм «Элементы социологии» (1889г), «Самоубийство» 1897,
«Социология и философия» (1924г.). Ж. Пиаже «Избранные психологические труды» 1969г; У. Мак-Дауголл «Введение в социальную психологию» (1908г), «Основные проблемы социальной психологии» (1916г)
И.Фолькельт «Опыт и мышление» (1886г)
В. Штерн «Психология свидетельских показаний» (1902г),»Дифференциальная психология» 1911г.
В.Дильтей : «Мысли об описательной и расчленяю
щей психологии» (1894г.)

А.Маслоу


«Мотивация и личность» (1954г),
К. Роджерс « Становление личности» (1961), «Способ существования» (1980г)
В. Франкл «Психолог в концлагере» 1959г.,
Р. Мэй «Любовь и воля».
(1969г).
Б.Ф.Скиннер «О бихевиоризме» (1974г)
У.Найссер «Познание и
реальность» 1976г
«Теория социального научения» 1971г.

М.В. Ломоносов «Краткое руководство по риторике»


(1744г.);
Н.А. Добролюбов « Основания опытной психологии» (1858г); И.М. Сеченов «Психологические этюды» (1873г);
К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания» (1868-1869г); Н.Н.Ланге «Психологические исследования» (1893г);
А.И. Введенский «Психология без всякой метафизики» (1917г)
В.М. Бехтерев «Объективная психология» (1907-1910гг) и «Общие основания рефлексологии» (1923г) 
В.А.Вагнер «Биологические основания сравнительной психологии (биопсихология)» 1913г
В.И.Ленин «Материализм и импириокритицизм» (1908г), «Филосовские тетради» (1914-1916гг)
И.П. Павлов « Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных" (1924) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1926-1927).
Л.С.Выготский
«Педология подростка» (1929-1931гг)
«Мышление и речь» 1934г и др.
С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»
(1940г)
А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Ребенок» (1930г.),

« Основы нейропсихологии» 1973г и др.


Б.Г.Ананьев «Человек как предмет познания» (1968г.)
А.Н. Леонтьев «Проблемы развития психики» (1940г),
«Деятельность.Сознание. Личность» 1975г.
Д.Б. Эльконин «Избранные психологические труды» (изд.1989г).


Душа –источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела , способов регуляции поведения и пределов свободы человека

Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания , прежде всего чувственного познания мира. Появление собственного психологического метода –интроспекции.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом предмет психологии – прежде всего познавательные процессы , а также
(в конце этого периода) поведение.
Интроспекция, логика, начало использования метода естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения).

Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики


Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах ( прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии , первых симптомов методологического кризиса
Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания , теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.

Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии , развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

Самобытность русской психологической мысли создала новые пути в общем развитии психологии.


С 20-х годов начинает формироваться советская психология, которая решая задачу по пересмотру и соединению с марксизмом
основных открытий дореволюционной психологической науки , имела свои особенности, связанные с особенностями государственного строя.

Задание №2.



В задании описан пример феномена сдвига мотива на цель, для данного феномена характерен вид послепроизвольного внимания. Под послепроизвольным вниманием понимается внимание, которое сначала было произвольным, вызванным волевым усилием, а потом - в силу эмоциональной значимости деятельности - перестало быть произвольным и не требует уже волевых усилий, то есть стало как бы непроизвольным.
Человек, выполняя задание, заинтересовывается и впоследствии это меняет его жизнь.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница